Робочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по родной русской литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
На изучение родной литературы в 10 классе в учебном плане ГБОУ ЛНР «Беловодская средняя школа № 1» отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю (на 34 учебных недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
по родной (русской) литературе
для 10 класса
34 часа (1 ч. в неделю)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Гриненко Инна Викторовна
2023-2024 уч. год
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные УУД, предметные УУД)
- Личностные:
- воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.
- Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Предметные:
В том числе: (по разделам)
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы
и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- Содержание учебного предмета, курса:
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и истории.
Во втором блоке «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие возможность формировать ценностные ориентиры обучающихся.
В третьем блоке «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными аспектами жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности.
В четвертом блоке «Из русской поэзии» представлены стихотворения о главном человеке в жизни каждого – маме.
В пятом блоке «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания, уважения к людям любой национальности, гуманизма.
В шестом блоке «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения, помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Тема урока | Количество часов, отводимых на темы |
1 | Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Введение. Любите читать! | 1 |
2 | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». | 1 |
3 | А.П Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Баран и барышня", "В аптеке") | 1 |
4 | А.П Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Душечка", "Анна на шее") | 1 |
5 | История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние воды». | 1 |
6 | М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности. | 1 |
7 | Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». | 1 |
8 | Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы. | 1 |
9 | В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика. | 1 |
10 | А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия. | 1 |
11 | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | 1 |
12 | Ю.К.Олеша «Друзья». | 1 |
13 | Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба». | 1 |
14 | Б. Екимов. Обзор жизни и творчества. "Говори, мама, говори…" Тема равнодушия в рассказе | 1 |
15 | Б. Екимов. Милосердие в рассказе "Ночь исцеления". | 1 |
16 | Е. Карпов. Духовное падение героя в рассказе "Меня зовут Иваном" | 1 |
17 | А.Платонов. Обзор жизни и творчества. Настойчивость и упорство героини в произведении "Песчаная учительница" | 1 |
18 | Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность? | 1 |
19 | А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои. | 1 |
20 | Нравственные уроки (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»). | 1 |
21 | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | 1 |
22 | Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. | 1 |
23 | Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | 1 |
24 | Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | 1 |
25 | «Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова «Третий адъютант». | 1 |
26 | Письменная работа «Что такое смелость?» | 1 |
27 | А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека. | 1 |
28 | Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер». | 1 |
29 | К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. | 1 |
30 | Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | 1 |
31 | Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | 1 |
32 | Проблемы и уроки литературы ХХ века | 1 |
33 | Л. Улицкая «Детство сорок девять». | 1 |
34 | Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве. Рекомендации для чтения на лето. | 1 |
4.Календарно-тематическое планирование (в формате Word)
№п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка программы | |
План | Факт | ||||
1 | Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Введение. Любите читать! | 1 | |||
2 | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». | 1 | |||
3 | А.П Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Баран и барышня", "В аптеке") | 1 | |||
4 | А.П Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Душечка", "Анна на шее") | 1 | |||
5 | История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние воды». | 1 | |||
6 | М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности. | 1 | |||
7 | Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». | 1 | |||
8 | Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы. | 1 | |||
9 | В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика. | 1 | |||
10 | А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия. | 1 | |||
11 | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | 1 | |||
12 | Ю.К.Олеша «Друзья». | 1 | |||
13 | Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба». | 1 | |||
14 | Б. Екимов. Обзор жизни и творчества. "Говори, мама, говори…" Тема равнодушия в рассказе | 1 | |||
15 | Б. Екимов. Милосердие в рассказе "Ночь исцеления". | 1 | |||
16 | Е. Карпов. Духовное падение героя в рассказе "Меня зовут Иваном" | 1 | |||
17 | А.Платонов. Обзор жизни и творчества. Настойчивость и упорство героини в произведении "Песчаная учительница" | 1 | |||
18 | Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность? | 1 | |||
19 | А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои. | 1 | |||
20 | Нравственные уроки (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»). | 1 | |||
21 | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | 1 | |||
22 | Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. | 1 | |||
23 | Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | 1 | |||
24 | Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | 1 | |||
25 | «Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова «Третий адъютант». | 1 | |||
26 | Письменная работа «Что такое смелость?» | 1 | |||
27 | А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека. | 1 | |||
28 | Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер». | 1 | |||
29 | К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. | 1 | |||
30 | Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | 1 | |||
31 | Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | 1 | |||
32 | Проблемы и уроки литературы ХХ века | 1 | |||
33 | Л. Улицкая «Детство сорок девять». | 1 | |||
34 | Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве. Рекомендации для чтения на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
робочая программа по математике 5 класс Мордкович
рабочая программа по учебнику Мордковича Математика 5 класс...
Рабочая программа Родная литература (русская) 8 класс
Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родной литературы (русской) на базовом уровне основного общего образования в 8-ы...
Рабочая программа Родной язык (русский) 8 класс
Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родного языка (русского) на базовом уровне основного общего образования в 8-ых к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...
Рабочая программа. Родной язык (русский). 10 класс
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным...
Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс
Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс. 17 часов...
Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс
Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс. 17 часов...