рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Духанина Анна Викторовна

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории                                              которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_istoriya_fgos.docx150.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина

                                                                                       

Рабочая программа по ИСТОРИИ

                                предмет

8  

класс

БАЗОВЫЙ

уровень

Учитель: Духанина Анна Викторовна, высшая.

ФИО, категория

Поселок совхоза им. Ленина

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета история  для 8 класса средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина составлена на основе:

  • «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;
  • Проект «Стандарты  второго поколения» История 5-9 классы, М. «Просвещение», 2010;
  • Примерной программы основного общего образования по истории и авторских  программ   Юдовской А.Я.и  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; «Просвещение», 2011.

Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»

1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории                                              которые определены стандартом.

Состав участников образовательного процесса -  одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

  Способ развёртывания учебного материала:

Используется последовательный линейный принцип, при котором материал располагается систематически и последовательно,  с постепенным усложнением,  как бы по одной восходящей линии,  причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.  

Методическая система достижения целей направлена на:

  • формирование исторических знаний;
  • формирование знаний способа усвоения информации;
  • организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний;
  • формирование умений решению исследовательской задачи;
  • формирование цепи рассуждений, изложение  материала для раскрытия  проблемы;
  • формирование  представления об истории как научной дисциплине.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Программа является  систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о далеком прошлом человечества, , знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Программа  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории    которые определены стандартом.

Роль учебного предмета «История России» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История России» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

         Обоснование выбора авторской программы

В учебнике А.Я. Юдовская «Новая история 1500-1800 гг »  содержится грамотный подбор учебного материала, в него включены дополнительные развивающие материалы, что позволяет наиболее полно активизировать познавательную активность учащихся. Это стимулирует мотива-цию учащихся и повышает успеваемостью в целом. УМК  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России позволяет сохранить преемственность курса родной истории для учащихся 6-9 класса и интегрировать полученные знания с всеобщей историей. Данный комплект позволяет наиболее полно решать образовательные задачи, формирует целостную картину отечественной истории.

Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

Материал курса содержит единство исторического пространства и хронологии. В курсе рас-ширена понятийная основа.  Достоинством данной программы является подход к изучению истории на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной направлений. Основой системы понятий являются: «средневековое общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Программа является  систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о  прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.  Программа  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории    которые определены стандартом. Программа формирует знания, умения и навыки, которые востребованы в практической деятельности и повседневной жизни.

Отличительной особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Цель преподавания отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 8 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 8 – ом классе включает два курса: Новая история– 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Место предмета «ИСТОРИЯ» в учебном плане МАОУ СОШ совхоза им. Ленина определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 года, предусматривающего обязательное изучение истории в 8 классе – 70 часа, 2 часа в неделю, из них:

  • Повторительно-обобщающий урок – 8

Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • А.Я. Юдовская «Новая история 1800-1913  гг.»  «Просвещение», 2013 г.
  • А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина поурочные разработки к учебнику «Новая история 1800-1913   гг»
  • Рабочая тетрадь в 2 частях.
  • Учебник : Данилов А. А., Косулина Л. Г.  «История России  XIX век». «Просвещение»,  2013 г.
  • Поурочные разработки: Данилов А. А., Косулина Л. Г.  «История России XIX век».

        

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

       Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу по истории.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Курс должен:

  1. Сформировать историческое мышление.
  2. Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
  3. Показать отличия Древнего мира от мира современного.

Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.

Программа  должна:

В соответствии с этим поставлены следующие цели изучения Истории в 6 классе:

Цели:

  • формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
  • развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
  • приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
  • сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  • осветить социально-экономическое, политическое и культурное развитие Европы, России и мира, показать общее и различное; познакомить учащихся с  характеристиками наиболее ярких представителями данного период; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь человека и гражданина.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  • формирование исторического мышления учащихся;
  • развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;
  • формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  • формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  • формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  • формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в различные исторические периоды;
  • формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  • формирование правовой культуры школьников;
  • формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  • развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  • формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  • развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Данная программа построена с учетом межпредметных связей.

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  4. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
    Учащиеся должны знать:
  5.  хронологию, работу с хронологией;
  6. исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  7. Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  8. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  9.  Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Межпредметные задачи:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

          В 7 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

         В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный,   системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
Владеть компетенциями

      ¤    коммуникативной;

      ¤    смысло-поисковой;

      ¤    личностного саморазвития;

      ¤    информационно-поисковой;

      ¤    рефлексивной;

      ¤   учебно-познавательной.

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 Содержание курса истории представлено в программе в виде  тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.

«История России XIX век».(43ч.)

  Глава I. Россия в первой половине XIX в.(16 ч.)

Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг. Император Александр I. Негласный комитет. Начало преобразований.

Внешняя политика в 1801—1812 гг. участие России в третьей антифранцузской коалиции. Россия на Кавказе. Россия в войнах 1806-1807 гг. Тильзитский мир 1807 г. Война со швецией 1808-1809 гг.  Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Война с Ираном 1804-1813 гг. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Начало деятельности М.М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородино. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии».

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона.  Венский  конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка.

Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг. Перемены во внутренней политике.  «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Тайные общества. Южное общество.  Северное общество. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Династический кризис. Выступление  14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление роли государственного аппарата . Укрепление опоры самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.    реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революция в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Либеральное движение. Западники и славянофилы.Кружки 20-30-х гг. Революционное движение.

Крымская война 1853—1856 гг. Оборона  Севастополя. Обострение Восточного вопроса. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Образование и наука. Развитие образования. Биология. Медицина. Геология. Астрономия. Математика. Физика. Химия. Наука и производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.  А.А.Баранов и освоение Русской Америки. Г.И.Невельской и Е.В. Путятин.

Художественная культура. Развитие художественной культуры в первой половине XIX века. Русская литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура.

Быт и обычаи. Жилище. Питание. Досуг. Семья и семейные обряды.

Повторительно-обобщающий урок.

 Глава II.  Россия во второй половине XIX в.(18 ч.)

Накануне отмены крепостного  права. Император Александра II.  Предпосылки отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Российская «оттепель».

Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в. Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Национальная политика Александра II. Польское восстание. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Финансовая политика. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем.  

Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское  движение конца 70-х гг. Консерваторы.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Поиски ориентиров. Теория революционного народничества.

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля».

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. Европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Балканский кризис. Начало русско-турецкой войны. Боевые  действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.

Внутренняя политика Александра III. Император  Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Конец «игнатьевского режима». Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Сельское хозяйство.

Положение основных слоев общества. Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество.  

Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Либеральное  движение. Распространение марксизма в России. Консерваторы.

Внешняя политика Александра III. Общая характеристика внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие  гуманитарных наук.  

Литература и изобразительное искусство. Литература. Живопись. Скульптура. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Изменение облика городов. Связь и городской  транспорт. Жизнь и быт городских верхов.   Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

 Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России XIX век».

Содержание курса

Содержательные

 разделы рабочей

программы

Количество часов

Авторская программа

1

Россия в первой половине XIX века

20 ч.

Россия в первой половине XIX века    

  20 ч.

2

Данная тема рассматривается в курсе «История Московской области»

-

Родной край в первой половине XIX века  

 1 ч.

3

Уроки обобщения проведены в рамках тем

Контрольно-обобщающий

по теме «Александр I»

Контрольно-обобщающий

по теме «Николай I»

-

1

1

Повторение и обобщение.

1 ч

4

 Россия во второй половине XIX века

17

Россия во второй половине XIX века          

20 ч.

5

Данная тема рассматривается в курсе «История Московской области»

-

Родной край во второй половине XIX века

1 ч.

6

Итоговое повторение и обобщение.

2ч.

Итоговое повторение и обобщение.

1 ч

7

Итоговая контрольная работа

1 ч.

-

43 ч.

Всего

44 ч.

8

Новая история – второй период.

1 ч.

Введение в новую историю. -

9

Индустриальное общество: новые проблемы и ценности

5 ч.

Становление индустриального общества        10 ч.

10

Строительство новой Европы

6 ч.

Строительство новой Европы 8 ч.

11

Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв.

4 ч.

Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв. 5 ч.

12

США в конце ΧΙΧ – начале ΧΧ веков. Латинская Америка.

3 ч.

Две Америки.

13

Художественная культура ΧΙΧ века

1 ч.

-

14

Традиционные  общества в 19 веке.

4 ч.

Традиционные  общества в 19 веке. 4 ч.

Урок заключительного повторения

3ч.

Повторение по курсу Новой истории 1 ч.

Итого .

70 ч.


VI. Календарно-Тематическое планирование.

 Часть 1. ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел

Тема урока

Проблемные вопросы учеников 

Содержание

(основные понятия)

Компетенции

Сроки

Корректировка

личностные

метапредметные

предметные

1

Российская империя на рубеже веков.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; работать с картой;

2.09

Тема 1.Россия в первой половине XIX в.  

2

Внутренняя политика Александра Ι в 1801-1806 гг.

Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы, государственный совет, либеральные проекты

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, давать оценку внутренней политики Александра 1.

3\4.09

3

Внешняя политика Александра Ι.

В чем была

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Научатся определять причины смуты,

9.09

4

Отечественная война 1812 г.

Роль народа в спасении отечества?

.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к краху Наполеона, давать собственную оценку роли народа в освободительном движении, определять особенности военных событий..

10\11.09

5

Заграничные походы русской армии.

Зачем нужно было совершать заграничные походы?

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям,

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников

16.09

6

Внутренняя политика Александра Ι в 1815-1820 –х гг.

Что я знаю о Смутном времени?

понятия по разделу.

формирование целостного мировоззрения

строить учебно-познавательную деятельность,

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Объяснять значение терминов мистицизм, ценз. Называть либеральные и консервативные меры Александра , возможные причины изменения внутриполитического курса. Завершить составление характеристики личности и деятельности АлександраI.

17\18.09

7-

Общественные движения.

Какую роль сыграли в истории законы Юстиниана?

бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

 Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период.

23.09

8

Выступление декабристов

Кто такие привилегированные сословия?

феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати, белая слобода, митрополит, епископы, казаки

понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». Раскрывать причины неудачи выступления декабристов.

Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к декабристам и оценку их деятельности

24\25.09

9

Контрольно-обобщающий урок по теме «Александр I»

Что я знаю о правление Александра 1?

понятия по разделу.

формирование целостного мировоззрения

строить учебно-познавательную деятельность,

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

30.09

10

Внутренняя политика Николая Ι.

Реформы сверху: каковы должны быть темпы?

кодификация законов, жандармерия.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия.

Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая I.

Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселёва, А. X. Бенкендорфа

Характеризовать социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами).

Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности Е. Ф. Канкрина

1\2.10

11

Внутренняя политика Николая Ι.

14.10

12

Общественные движения.

Почему формируются общественные движения?

Объяснять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Характеризовать основные положения теории официальной народности.

Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты

15\16.10

13

Внешняя политика Николая Ι.

Объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.

Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне.

Рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характеризовать её итоги.

Составлять характеристику защитников Севастополя.

Объяснять причины поражения России в Крымской войне

21.10

14

Внешняя политика Николая 1. Крымская война.

Почему европейские страны выступили против России?

определять термины, изученные в теме

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

22\23.10

15

Образование и наука

Что я должен знать о образовании 1 половины 19 века.

определять термины, изученные в теме

.

сформирует ответственное отношение к учению.

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представителе российской науки по выбору ,привлекая научно-популярную литературу и Интернет-ресурс

28.10

16

Российские первооткрыватели и путешественники

определять термины, изученные в теме

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

строить  логическое рассуждение, делать выводы

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы

29\30.10

17

Художественная культура

определять термины, изученные в теме

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода.

Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своём городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства.

5\6.11

18

Быт и обычаи

Что такое конфузия?

определять термины, изученные в теме

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации первой половины XIX в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края)

11.11

19

Повторение по теме 1 «Россия в первой половине XIXв»  

Контрольная работа №2.

Зачем нужно было модернизировать Россию?

определять термины, изученные в теме

.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.

Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

12\13.11

Тема 2. Россия во второй половине XIX в.    

20

Отмена крепостного права.

Значимы ли реформы Александра 2?

протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать.  

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Получат возможность научиться:  сравнивать экономическое развитие России с экономическим развитием Западной Европы и делать вывод о необходимости экономических преобразований в России.

25.11

21

Отмена крепостного права.

Кто и почему не хотел  перемен?

манифест. работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

 уважение к культуре других народов, толерантность.

Называть основные положения Крестьянской реформы.

Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.

Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку

26\27.11

22

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Что я должен знать о реформах Александра освободителя?

Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

представлять результаты своей деятельности.  

Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения.

оценки характера и значения реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку.

Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис-Меликова

2.12

23

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

3\4.12

24

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Что я должен знать

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты.

Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства

9.12

25

Общественное движение: либералы и консерваторы

От чего зависела политические взгляды социальных групп?

Либерализм, консерватизм.

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма и либерализма (с привлечением материала из всеобщей истории). Характеризовать особенности российского либерализма и консерватизма

10\11.12

26

Зарождение революционного народничества и его идеология

Народничество.

уважение прав и свобод человека; Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Раскрывать существенные черты идеологии народничества. Объяснять, в чём заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х — 1860-е гг. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве

16.12

27

Революционное народничество второй половины 60-х-80-хгг. XIXв  

В чем негативные последствия народничества?

Социальная революция

формирование целостного мировоззрения 

Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать своё отношение к нему.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника, дополнительную литературу, ресурсы интернет-проекта «Народная воля» (http://www mrovol-narod.ru/) и др.

17\18.12

28

Внешняя политика Александра II

Почему для России так важен Крым?

формирование целостного мировоззрения

Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в.

Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях.

Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в.

23.12

29

Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Что я должен знать

Как научиться работать в группах

термины, изученные по теме

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой;

Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг.

Рассказывать, используя историческую карту, о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать ее итоги.

Объяснять причины победы России в войне.

24\25.12

30

Внутренняя политика Александра III

Почему политика А 3. была консервативной и антиреволюционной?

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

смысловое чтение;

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III.

Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие.

Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку.

Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III

30.12

31

Внутренняя политика Александра III

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

13.01

32

Экономическое развитие в 80-90-е гг.

Почему Россия отставала в развитии от Европы?

мануфактура, капитал, наемный труд

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Давать общую характеристику экономической политики Александра III.

Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.

Сравнивать экономические программы Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики

14\15.01

33

Положение основных слоев общества

Какие социальные группы и по каким признакам выделяют в данный период?

Социальная  дифференциация.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Получат возможность научиться: называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х годов, показывать на карте новые границы Российской империи.

20.01

34

Общественное движение в 80-90-е гг.

Как научиться работать в группах

Марксизм

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия.

Объяснять причины распространения марксизма в России.

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова, используя материалы «Фонда Плеханова»

(http://www.plekhanovfound.ru/library/) идругие ресурсы

21\22.01

35

Внешняя политика Александра III.

Какой вклад внес А3. в расширение территорий России?

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Характеризовать основные направления внешней политики Александра III. Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III.

27.01

36

Развитие культуры во второй половине XIX в. Просвещение и наука

Что я должен знать о культуре 19 века.?

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в.

Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно- популярную литературу и интернет-ресурсы.

Давать оценку вклада российских учёных XIX в. в мировую науку

28\29.01

37

Литература и изобразительное искусство

Как жили мои предки в 18 веке.

сословия, расы, имущественное расслоение

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению обществе

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы

Характеризовать достижения российских писателей и художников второй половины XIX в.

Подготовить сообщение о творчестве известного писателя, художника или скульптора второй половины XIX в. (по выбору).

Давать оценку вклада российских писателей и художников XIX в. в мировую культу

38

Архитектура ,музыка, театр, народное творчество

Каков уровень моих знаний?

термины, изученные по теме

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Характеризовать достижения российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй половины XIX в.

Подготовить сообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в. (по выбору).

Объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Давать оценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру

39

Быт: новые черты в жизни города и деревни

Что я узнал о истории родной страны?

термины, изученные по теме

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники.

Сравнивать условия жизни различных слоёв населения

40

Родной край в XIX веке

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Характеризовать основные черты развития и роль родного края в истории XIX в.

41

Контрольная работа №3

Каков уровень моих знаний?

термины, изученные по теме

Получат возможность определить уровень своих знаний.

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине 19в. Высказывать суждения о значении наследия второй половины 19 в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины 19 в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте).

42

Итоговое повторение по разделу 2..Россия и мир на пороге ХХ в.

Каков уровень моих знаний?

термины, изученные по теме

Получат возможность определить уровень своих знаний.

Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России 19в. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории 19в. , оценки ее деятелей.

Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории 19 в.

Раздел 2 .История Нового времени 1800-1913 гг. 

43

От традиционного общества к обществу индустриальному.

В чем смысл периодизации истории?

Новое время

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Регулятивные:

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода

44

Индустриальная революция: достижения и проблемы

Причины индустриальной революции?

Индустриальная революция.

Промышленный переворот

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Доказывать с помощью фактов, что промышленный переворот завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости. Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества.

45

Изменения в структуре населения индустриального общества

Как и почему изменилась социальная структура?

Классы

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе. Доказывать, что индустриальное общество — городское общество.

46

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества

Каким должен быть предприниматель?

монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники.

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

Выявлять социальную сторону технического прогресса. Доказывать, что среда человека стала разнообразнее и его развитие ускорилось. Рассказывать об изменении отношений в обществе.

47

Развитие науки в XIX в.

Какие достижения нам оставили европейцы?

определять термины, изученные в теме

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в Х1Хв. (обосновывать примерами). Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира.

48

XIXв. в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство XIXв. В поисках новой картины мира.

В чем особенность художественной культуры 19 века?

Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Объяснять, что на смену традиционному обществу идёт новое с новыми ценностями и идеалами (приводить примеры из литературы). Разрабатывать проект о новом образе буржуа в произведениях XIX в.

49

Идейные течения в обществознании.

В чем особенности политических идеологий?

Консерватизм, либерализм

социализм.

. Объяснять понятия: либерализм, консерватизм. Характеризовать учения, выделять их особенности. Объяснять причины многообразия социально-политических учений. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать различные течения.

50

Идейные течения в обществознании.

Почему знания были доступны не всем?

Марксизм, анархизм  

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.

51

Тема 2.Строительство новой Европы  Консульство и образование наполеоновской империи

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

В чемпричина успеха завоеваний  Наполеона?

понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Оценивать роль Наполеона в изменении французского общества, страны в целом. Характеризовать внутреннюю политику в стране. Анализировать изменения положения низших слоев общества. Анализировать положение общества, состояние экономики в эпоху республики и империи. Оценить достижения курса Наполеона в социальной политике. Рассказывать о Венском конгрессе и его предназначении.

52

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.

 Революция 1848г. и Вторая империя

Почему Францию сотрясали революции?

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Рассказывать об особенностях промышленной революции во Франции. Характеризовать общество, политический курс правительства накануне и после 1830 г. Формулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать его фактами.

53

. Англия в первой половине XIX в.

Причины гегемонии Англии в мире.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Рассказывать о попытках Англии уйти от социального противостояния. Объяснять особенности установления парламентского режима в Англии. Раскрывать условия формирования гражданского общества.

54

Борьба за объединение Германии

Что мешало Германии стать единой?

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Анализировать ситуацию в Европе и её влияние на развитие Германии. Называть причины, цели, состав участников, итоги революции. Оценивать значение образования Северогерманского союза

55

Борьба за независимость и национальное объединение Италии

Как работать с историческим текстом?

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Объяснять причины раздробленности Италии. Оценивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии. Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.

56

Франко-прусская война и Парижская коммуна

В чем преимущества республиканской формы правления?

штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

формирование целостного мировоззрения

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

Объяснять причины Франко-прусской войны и её последствия для Франции и Германии. Анализировать роль Коммуны в политическом преобразовании Франции. Давать оценку происходящим событиям с позиции рядового гражданина, О. Бисмарка. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

57

Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв.Успехи  и проблемы индустриального общества

Германская империя.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Характеризовать политический курс О. Бисмарка. Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы. Объяснять причины подготовки Германии к войне.

58

Создание Британской империи

В чем преимущества парламентской монархиии?

уважение к культуре других народов, толерантность.

Умение работать в группе

Доказывать, что реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. Характеризовать двухпартийную систему. Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ. Находить на карте и комментировать владения Британской империи.

59

Третья республика во Франции

Что я узнал о причинах революций?

Научатся определять термины, изученные по теме.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Умение анализировать и обобщать факты Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания.

Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французских города, деревни. Объяснять причины установления Третьей республики. Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции.

60

Италия: время реформ и колониальных захватов

разделение властей,

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формулировать и обосновывать выводы

. Характеризовать преобразования в Италии. Объяснять причины отставания экономики Италии от ведущих европейских стран. Объяснять причины начала колониальных войн Италии.

61

Австро-Венгрия

Почему Австрию называли «лоскутной империей»?

аграрная революция, промышленный переворот, фабрика.

формирование целостного мировоззрения

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Объяснять причины революционной ситуации в Австрийской империи. Характеризовать «лоскутную империю». Выделять особенности промышленной революции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

62

Тема 4. Две Америки  

США в XIX в.

В чем особенности развития США?

колония, метрополия, пилигрим, идеология.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Называть итоги Гражданской войны и её уроки. Сравнивать борьбу за права в США и Англии в XIX в. Составлять задания для соседа по парте по одному из пунктов параграфа. Рассказывать об особенностях борьбы рабочих за свои права в США. Оценивать курс реформ Т. Рузвельта для дальнейшего развития страны.

63

США в период монополистического капитализма

Что такое «Бостонское чаепитие» и каковы его последствия?

Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. монополия

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

64

Латинская Америка

В чем особенности развития латинской Америки?

Националь-освободительная борьба

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности развития Латинской Америки по сравнению с Северной Америкой. Выделять и обозначать цели, средства и состав национально-освободительной борьбы. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

65

Тема 5. Традиционные общества в 19 веке .Новый этап колониализма

Япония и Китай на пути модернизации

В чем отличие цивилизации востока?

жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина.

осознание своей этнической принадлежности знание истории

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Объяснять своеобразие уклада Японии. Устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации. Раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия для общества.

66

Индия .Африканский континент в эпоху перемен

В чем отличие цивилизации востока?

умеренные, Директория, термидорианцы

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной Получат возможность научиться: систематизировать изученный материал, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Получат возможность научиться: раскрывать особенности развития стран Востока в Новое время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций.

.

Сравнивать способы и результаты «открытия» Китая и Японии европейцами на конкретных примерах. Рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач. Характеризовать курс Цыси. Анализировать реформы Кан Ю-вэя и их возможные перспективы. Доказывать, что Индия — «жемчужина Британской короны». Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок. Рассказывать о деятельности ИНК и Тилака. Составлять словарь терминов по теме урока.

 Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах. Анализировать развитие, культуру стран Африки. Характеризовать особые пути развития Либерии и Эфиопии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

67

Тема 6. Международные отношения в конце 19-начале 20 века

Международные отношения: дипломатия или войны?

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений в эпоху Нового времени. Объяснять причины многочисленных войн в эпоху Нового времени. Характеризовать динамичность, интеграцию отношений между странами в Новое время.

68

Основные проблемы и ключевые события  Нового времени

Какие я знаю ключевые события новой истории первой половины?

 Основные

термины по

теме

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

представить результаты в виде таблицы

Формулировать и обосновывать выводы

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Научатся: называть самые значительные события истории Нового времени

69

70

Общее и особенное в развитии России и стран Центральной и Западной Европы

Мы и весь мир - разные?

Сформирует способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;


VII. Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

А.А.Данилов, Г.Г.Косулина. История России. XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций   - М.: «Просвещение», 2015 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Часть 1. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX—XIX вв. — М., 1997

Атлас. Новая история XIX века. Часть II. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2014.

Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2014

Журавлева О.Н. Тесты по истории России: 8-й кл.: к учебнику А.А. Даниловой, Л.Г.

Научная и научно-популярная литература

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. – М., 1994.
  2. Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
  3. Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический справочник. — М., 1995.
  4. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. — М., 1985.
  5. Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978.
  6. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1968.
  7. Зверев Б. И. Севастопольская оборона 1854—1855 гг. — М., 1956.
  8. Ильин С.В. Витте. – М., 2006.
  9. История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.
  10. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.
  11. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.
  12. Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
  13. Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994.
  14. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
  15. Монархи Европы: Судьбы династий. — М.: Республика, 1996. — С. 374—378.
  16. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.
  17. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. – М., 2005.
  18. Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992.
  19. Российские консерваторы. – М., 1997.
  20. Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994.
  21. Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988.
  22. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
  23. Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997
  24. Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.

               Интернет-ресурсы для ученика и учителя

  1. http://www.hrono.ru – исторический портал
  2. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  3. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  4. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  5. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
  6. http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
  7. http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.

СОГЛАСОВАНО                                                              

Руководителем ШМО                                                          

_____________________________        П.М Маликова                              

Протокол  ШМО №____ от  «___»          _________2015 г                       

СОГЛАСОВАНО

Зам.  директора по УВР

______________        Е. М. Путятина

от  «___»   ____________2015



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...