Проблемно-диалогический урок в 7 классе "Екатерина 2 эпоха и личность"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Проблемно-диалогический урок в 7 классе "Екатерина 2 эпоха и личность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekaterina_ii_epoha_i_lichnost.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно - диалогический урок истории в 7 классе по
теме «Екатерина II: эпоха и личность »
Учитель: Асланова Ирина Сергеевна.
Глава 5: «Золотой век Екатерины Великой и правление Павла I».
Урок № 2 по теме: «Екатерина II: эпоха и личность».
Цели:
практические: ознакомление учащихся с внутренней политикой Екатерины в первые годы правления в сравнении с идеями просветителей, с понятием просвещенного абсолютизма;
развивающие: развитие логики, внимания, аналитического мышления (на примере сравнительного приема, решения проблемных заданий), умения самостоятельно делать выводы, исследовать и открывать новое, выражать свое мнение;
воспитательные: привитие интереса к истории страны, чувства гордости за ее успехи и огорчения за неудачи;
Оборудование: компьютер, рабочие листы.
« Великая ли я, решать будет потомство»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вводное слово.
Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необычный. Необычный потому, что мы будем говорить о правлении императрице, который в истории назван золотым веком Российской империи. (Показ слайда).
Будем говорить об эпохе величайших побед России, значительных преобразований, расцвета русской культуры.
Когда императрице присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство.»
-Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь?
И тема урока: Екатерина II эпоха и личность (запишите тему в тетрадь).
III. Создание проблемной ситуации.
1.Работа с документом.
Екатерина II была высокообразованным человеком, хорошо была знакома с трудами французских просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, Гельвеция.
Долгие годы она переписывалась с просветителями. Они по-разному отзывались о Екатерине II. Вольтер, например, называл ее «самой блестящей звездой севера».
У вас на партах рабочие листы с высказываниями французских просветителей о Екатерине II. Прочитайте, пожалуйста, что сказал Дидро об императрице:
«Русская императрица, несомненно, является деспотом»
- Какой вы ее представили со слов Дидро?
-А Гельвеций, какой ее считал?
«Она защитница от азиатского деспотизма»
2. Формулирование проблемы.
Сравнивания два мнения просветителей о Екатерине II, какое у вас возникает противоречие? Какой вопрос?
Проблема: Как оценить эпоху правления Екатерины II ?
Это проблема нашего урока и целью урока является решение этой проблемы.
IV. Версии, гипотезы.
-Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы. Закончите фразу, которая на доске:
Эпоха правления Екатерины - это ...
V. Актуализация знаний, планирование деятельности.
Для того чтобы ответить на главный вопрос урока, нам надо выяснить:
1 .Первые преобразования Екатерины II.
2.Екатерина II о государственном устройстве.
3.Отношение Екатерины II к крестьянскому вопросу.
4.Сподвижники императрицы.
VI. Поиск решения проблемы.
1. Работа с таблицей
18 век- это век Просвещения. Правители многих стран, в том числе и Екатерина Великая старались проводить реформы в духе идей Просвещения. Перед вами на рабочих листах таблица, где слева отображены первые преобразования императрицы, а справа - основные идеи эпохи Просвещения.
Обратимся к таблице и выясним, были ли преобразования Екатерины II созвучны с основными идеями Просвещения.
Первые преобразования Екатерины II | Основные идеи просветителей |
1. Подтверждение Манифеста о вольности дворянства. | 1.Признание естественных прав: люди рождаются свободными и равными в правах. |
2.Продолжение секуляризации. | 2. Ограничение власти церкви. |
3. 1767г. Создание Уложенной комиссии для составления нового свода законов. | 3.Принцип разделения властей. Законодательная власть - парламенту, исполнительная - королю и правительству. Судебная – судьям, выдвинутым населением. |
-Какое первое преобразование в политике Екатерины II? Сравним с идеей просветителей. Что вы скажите?
-А какой следующий ее шаг?
-Что такое секуляризация? Сравните с тем, что предлагали просветители. Что вы отметите?
-Что было создано в 1767 году?
Созыв Уложенной комиссии - это первый шаг, первая попытка осуществить принцип разделения властей.
-Как же можно оценить эту сторону ее политики в сравнении с идеей разделения власти?
Итог: Какой вывод мы можем сделать, сравнивая первые шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
2.Работа с документом.
Просветители выдвинули идею разделения власти: законодательная - парламенту, исполнительная - королю и правительству, а судебная - судьям. Екатерина II свою программу государственного устройства изложила в «Наказе», отрывок из которого нам поможет понять, какой представляла она власть в государстве.
Из «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии:
Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства...
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.
Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели, угождать многим.
Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра...
Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя...
Государь есть источник всякой государственной и гражданской власти.
-Прочитайте, пожалуйста, документ.
-Какой должна была быть власть государя в России, по мнению Екатерины И?
-А как можно еще, по- другому, назвать такую власть?
-Для чего необходимо самодержавное правление в России?
-Так в какой же форме представляла власть императрица?
Это принцип просвещенного абсолютизма (читают учащиеся со слайда понятия просвещенного абсолютизма).
3. Крестьянский вопрос.
На заседании Уложенной комиссии обсуждался «Наказ» Екатерины И, а также другие важные вопросы. Но для каждого сословия был важен свой вопрос и свои привилегии. И на заседаниях разгорелись споры между депутатами. А о тяжелой судьбе крепостного крестьянства говорил лишь один человек- Григорий Коробьин, но его выступление встретили враждебно. Сама же Екатерина II по поводу крепостного права выразилась весьма сдержанно: «Нужно, чтобы законы гражданские, с одной стороны,злоупотребление рабства отвращали, а с другой, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти»
Нерешенность крестьянского вопроса в дальнейшем явилось одной из главных причин крестьянских волнений в России.
Так, и не приняв никаких существенных решений, Уложенная комиссия была распущена императрицей, но ее опыт был учтен в дальнейшем законотворчестве.
4. Сподвижники императрицы.
Одной из граней политического дарования этой незаурядной женщины было умение угадывать таланты. Она окружила себя действительно талантливыми, просвещенными людьми, «патриотами до энтузиазма» как писала сама императрица о некоторых из них.
Попробуйте узнать.
Задание: соотнесите их изображения и заслуги.
Е.Р.Дашкова
2. В заключении я попрошу каждого из вас выразить свое отношение к правлению Екатерины II через синквейн. Синквейн - это пятистишие, составленное по определенному правилу.
Правило составления синквейна:
1 .Первая строчка - тема стихотворения (существительное).
2.Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.
3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы (глаголы).
4.Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
5.Последняя строка - это одно слово, по сути, синонимично тому, с которого синквейн начинался.
Например:
1 .Суворов
2.Талантливый, верный.
3.Побеждает, командует, прославляет.
4.Восторгаюсь величием твоего подвига
5.Полководец.
3.(Уч-ся читают свои синквейны) Кто-то написал, что Екатерина II Великая, кто-то просвещенная, кто-то деспотичная.
Сегодня мы, ее потомки, спустя более 2 веков, пытались решать, как сказала сама Екатерина II: «Великая она или нет». Пытались, понять - просвещенная она или нет! Однозначно трудно ответит ее потомки на тот вопрос, но одно я могу сказать вам точно.
Из Екатерины не получился «мудрец на троне», в России не ослабли самодержавие и крепостное право. Но в, то, же время была проведена колоссальная законодательная и административная работа. Армия и флот доставили немало славных побед России, Просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание: П.ЗЗ, эссе « Каким должен быть мудрец на троне ? »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка по теме "Animals " по УМК М.З. Биболетовой "Happy English -II" с использованием технологии "проблемно- диалогическое обучение"
Конспект урока по английскому языку для 2 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"...
Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»
Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...
Проблемно-диалогический урок "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова – философская баллада»
В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учи...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности
В данной статье автор знакомит читателей с опытом применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....
Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"
Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...