Борьба за господство в Европе в XV-XVII веках
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Музафарова Алина Мидхатовна

 

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.

3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к многочисленным войнам Европу в XV-XVII веках

4–5 ЛР. Давать собственную оценку итогам Тридцатилетней войны.

 

 

Обязательный минимум:

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение

 

Ход урока (один из возможных вариантов)

План урока.

 

I. Проблема урока:

В чём была причина постоянных войн в Европе?

II. Поиск решения проблемы:

1. Общеевропейская война

Примерный вывод по проблеме: конфликт между европейскими государствами перерос в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения

Примерный вывод по проблеме:

3. Вестфальский мир

Примерный вывод по проблеме: после Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами.

4. Борьба за изменения

Примерный вывод по проблеме: изменившаяся расстановка сил привела к борьбе за пересмотр Вестфальской системы отношений.

 

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_istvseob_7kl_ur14-korr.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 14.

§ 12. Борьба за господство в Европе

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.

3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к многочисленным войнам Европу в XV-XVII веках

4–5 ЛР. Давать собственную оценку итогам Тридцатилетней войны.

Обязательный минимум:

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение

Ход урока (один из возможных вариантов)

План урока.

I. Проблема урока:

В чём была причина постоянных войн в Европе?

II. Поиск решения проблемы:

1. Общеевропейская война

Примерный вывод по проблеме: конфликт между европейскими государствами перерос в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения

Примерный вывод по проблеме:

3. Вестфальский мир

Примерный вывод по проблеме: после Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами.

4. Борьба за изменения

Примерный вывод по проблеме: изменившаяся расстановка сил привела к борьбе за пересмотр Вестфальской системы отношений.

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Вспомни, какие войны вели европейцы с конца XV до конца XVII веков. Как по целям, характеру можно назвать данные войны?

– Задание можно написать на доске и выполнить его в ходе фронтальной беседы, но также можно подготовить в виде карточек и организовать индивидуальную, групповую или парную работу (по усмотрению учителя).

– Какие войны вели европейцы?

– Используйте знания, которые вы получили, изучая вторую главу. Выберите даты, которые соответствуют военным событиям, их выделите:

Страна

XVI век

Первая половина XVII в.

Вторая половина XVII в.

Нидерланды

1566

1609

Англия

1588

1640

1642

1688

Речь Посполитая

1596

1649

Франция

1598

1624

1666

Германия

1630

Испания

1588

1609

– Прочитайте документ на с. 147. Как объясняет французский король принципы внешней политики?

– Обратите внимание на таблицу, с которой мы работали, справочные сведения и тему нашего урока.

– Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?

– Завоевательные и освободительные, гражданские войны, религиозные и колониальные войны.

– Европейские государства заявляли о нежелании воевать, тем не менее в Европе шли постоянные войны.

– Судя по этому высказыванию, причин для военных конфликтов не было, так как главный принцип раздела территорий заключался в том, что на каком языке говорят жители данных территорий, такому государству они и принадлежат.

В чём была причина постоянных войн в Европе?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

– Какие будут гипотезы, предположения?

Принимаются любые версии и предположения.

III. Актуализация знаний.

На данном уроке актуализация знаний проводится при постановке проблемы урока в ходе заполнения таблицы.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам необходимо сделать, узнать, чтобы проверить предположения?

– Каковы были причины войн, которые возникали в XVI–XVII веках (с которыми мы знакомились в рамках курса)?

Каковы были причины войн, которые мы ещё не изучали, но которые проходили в изучаемый период?

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Общеевропейская война

– Вспомните, пожалуйста, каковы были причины, которые привели к началу войн, которые вам известны?

– Прочитайте с. 147–148 учебника.

Выделите, какие причины (противоречия) вызвали первую общеевропейскую войну.

– Откройте учебник на с. 151 (карта). Выполните задание № 1.

– Поводом к войне послужил эпизод, который произошёл в Чехии. При обсуждении нового императора Фердинанда II католическими членами императорского совета ворвались чешские дворяне-протестанты. Посыпались оскорбления в адрес Габсбургов. Это вылилось в перебранку между сторонниками и противниками династии. Многие оказались выброшенными из окна в зловонную жижу. С этого эпизода началась Тридцатилетняя война.

– Сначала инициатива была на стороне протестантов, но как только в Чехии появилась армия Католической лиги, ситуация изменилась.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

2. Решающие сражения

Чтобы удобней следить за событиями, определять противоречия, основные события будем вносить в таблицу:

Успехи католиков

Успехи протестантов

– Император Фердинанд II назначил новым военачальником Альбрехта Валленштейна.

См. иллюстрацию на с. 147.

Он предложил новый план организации армии: «Война кормит войну». Как вы понимаете данное высказывание?

– Свои предположения проверьте в учебнике на с. 150, абзац № 1.

– Армия Валленштейна одерживала одну победу за другой. Казалось, противники Католической лиги повержены.

Но… усиление Германии не понравилось многим католикам.

Это не понравилось

  • немецким князьям:
  • римскому папе:
  • Франции.

Определите, почему католики стали выступать против католиков? Допишите цели, используя учебник, с. 150, последний абзац.

Валленштейн ушёл в отставку.

– Какой вывод мы можем сделать по проблеме урока?

3. Вестфальский мир

– В 1635 году Франция выступила на стороне протестантов.

– Как вы думаёте, почему?

Война утратила свой религиозный характер. Все армии использовали правило «война кормит войну». Германия, на территории которой проходили основные события, была разграблена.

– Сравните противоречия, которые вызвали Тридцатилетнюю войну, и противоречия, которые возникли в ходе войны. Каковы были причины Тридцатилетней войны?

– В 1648 году был подписан Вестфальский мир, в котором говорилось: «чья власть, того и вера».

– Как вы понимаете данное высказывание?

– По Вестфальскому миру впервые утверждалась свобода совести. Князьям запрещалось подвергать гонениям тех, кто исповедовал другую веру. Было установлено равноправие между католической церковью и протестантской.

– Оцените итоги Вестфальского мира.

– Было ли разрешено второе противоречие?

Для этого сгруппируёте страны по следующему признаку: «сильные страны», «слабые страны». Объясните, почему вы так решили. Для ответа используйте текст учебника на с. 154.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

4. Борьба за изменения

– После Тридцатилетней войны в Европе прошли ещё войны.

– По тексту определите, какие изменения в составе великих европейских держав

произошли после Вестфальского мира.

– Докажите или опровергните мнение, что причинами этих войн были религиозные противоречия и борьба за господство в Европе.

Для ответа используйте текст учебника на с. 152–154.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

– Борьба за сферы влияния.

Борьба за освобождение или захват территорий.

Противоречия между представителями разных религий.

Предполагаемый вариант ответа:

Противоречия между католиками и протестантами в Священной Римской империи явились причиной новой войны:

католики создали Католическую лигу, а протестанты – Евангелическую унию.

После того как учащиеся перечислять участников, они делают вывод: да, действительно это была война между католиками и протестантами, так как в странах-участницах господствующие церкви были католическая или протестантские.

Это не понравилось

  • немецким князьям: не хотели терять самостоятельность
  • римскому папе: боялся потерять власть в Италии
  • Франции: не хотела иметь сильную империю у себя на границе

– Францию больше интересовали интересы монархии и торгово-промышленных кругов, чем борьба между католиками и протестантами.

– Многие государства стремились укрепить свой авторитет за счёт других стран, например Франция, будучи католической страной, нередко выступала против стран Католической лиги.

Учащиеся объясняют, что если правитель католик, значит государственной религией будет католицизм, или наоборот.

Предполагаемый вариант ответа:

Вестфальский мир был компромиссным решением. Он решил одно из больных противоречий, которое существовало в Европе в начале Нового времени.

– Сильные страны: Франция, Австрия, Швеция, так как поделили сферы влияния и господствовали в определённой части Европы.

Слабые страны: Германия, была разорена в ходе войны; Священная Римская империя, куда входила Германия, была слабым, так как осталась раздробленной.

1. Война за испанское наследство (1700–1713): конфликт между Австрией и Францией из-за испанского наследства. Каждая сторона пыталась воспользоваться спорной ситуацией, чтобы усилить своё влияние в Европе.

2. Северная война (1700–1721) – борьба за прибалтийские земли, за усиление авторитета на международной арене, так как после этой войны Россия получила титул – империя.

3. Война между Турцией и Священной лигой: борьба за земли.

VI. Выражение решения проблемы.

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

VII. Применение нового знания.

– Выдели этапы Тридцатилетней войны и сделай вывод о том, как она повлияла на международные отношения в Европе.

VIII. Домашнее задание.

– На следующем уроке нам предстоит повторить основные моменты, которые мы изучали в рамках Новой истории XV–XVII веков, как изменился мир в этот период. Для этого повторите основные даты (они выделены перед каждой главой жирным шрифтом), понятия, которые мы обсуждали на уроках, записывали в тетрадь, выделяли в словаре. Посмотрите записи в тетради, которые касаются изученных тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"

Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся....

Литература и искусство стран Европы в XVII веке

Данная мктодическая разработка урока предназначена для учащихся 7 кл., изучающих историю Нового времени....

Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"

Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс...

Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М.

Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М....

Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"

Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...

Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».

Конспект урока истории по теме:  «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...