Открытый урок по истории в 7 классе: 70 лет со дня битвы под Москвой
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

- Сегодня у нас с вами очень не обычная тема!

- Мы с вами будем вести разговор об одном очень великом городе.

- А каком, скажите мне сами.

- На столах у вас лежат картинки, которые нужно собрать.

- У всех вас, разные картинки. Но город изображен на них один.

- Какой?

- На какую тему все эти картинки?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Тема урока «70 лет окончания битвы под Москвой».

- А как вы думаете, о какой войне пойдет сегодня речь?

Собирают картинки

Москва

На военную

Великой Отечественной войне

Рассказ по теме

Итог

- Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.

- Когда началась  ВОВ?

- Осень 1941 года. Обстановка на советско-германском фронте остаётся сложной. Красная Армия ведет тяжелые оборонительные бои. Немецко-фашистские армии занимают выгодное положение, имеют превосходство в силах и средствах. За неполных четыре месяца, прошедших с начала войны, фашисты захватили Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины и вышли на дальние подступы к Москве.

- Немецкие солдаты шли по разоренной земле, распевая песню:

- Если весь мир будет лежать в развалинах,
К черту! Нам на это наплевать!
Сегодня нам принадлежит Германия,
А завтра будем миром всем повелевать...

- (на фоне симфонии Д. Шостаковича учитель рассказывает)

- Главная цель немцев - овладеть Москвой, истребить её население, на месте города создать огромное озеро.

- Фашисты были настолько уверены в своем успехе, что заранее даже разработали план уничтожения Москвы.

- Еще в июле 1941 года в ряде официальных документов руководства Германии была расписана в деталях церемония "московских торжеств". Напечатаны миллионы листовок с призывом: "Немцы! Вывесите флаги! Москва - взята!" О своей долгожданной победе фюрер собирался оповестить мир лично на Красной площади столицы.

- Гитлер приказал: "Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель - будь то мужчина, женщина или ребенок - не мог его покинуть: Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа".

- Над страной и Москвой нависла смертельная опасность.

- Рассказывает ученик 1:

- 20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды "ежей" и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. Оконные стекла заклеены полосками бумаги.

- Вспомните, для чего жители  заклеивали окна полосками бумаги?

- Ученик 2:

- Первые попытки немцев захватить Москву закончились провалом. После провала немецкого плана захватить Москву с ходу в первые месяцы войны гитлеровское командование подготовило крупную наступательную операцию под кодовым названием.

- Вам необходимо из букв составить слово, и у вас получится название операции

- Какое слово получилось?

- Наступление по плану "Тайфун" немецкие войска начали 30 сентября 1941 года

- Враг имел превосходство в силах, средствах, господствовал в воздухе. Красная Армия, наоборот, к этому времени была сильно ослаблена крупными потерями и испытывала острый недостаток в вооружении и боеприпасах.

- В этих условиях спасти страну и армию мог только действительно незаурядный человек. Сталин вызвал великого генерала!

- Чей портрет вы собрали?

- Бегло ознакомившись с обстановкой, Жуков сделал простой, но страшный вывод:               "фронта обороны на западном направлении фактически нет, никаких резервов в руках командования не осталось, все пути на Москву открыты".

Перед Жуковым стояла задача заново организовать оборону столицы. Георгий Константинович собирал остатки разбитых армий.

- Прослушайте пожалуйста стихотворение

Сороковые - роковые,
Москва в осаде и зима,
Бои повсюду затяжные,
Бомбят столицу, жгут дома.

В такое время, боль и смуту
Задуман подвигом - парад,
Решали многое минуты,
Вещали "фрицы"  - город взят.

И в этот кризис  обороны,
Парад  -   как воздуха глоток,
Хоть и раздроблены колонны
Врага, что рвался  на восток.

На верность дедовских традиций,
Оркестр  гремел на всю страну!
Бойцы  в колонах шли с позиций,
Затем обратно - на войну.

Не посрамили славу дедов,
И ликовала вся Земля!
Там начала свой путь Победа!
От стен  древнейшего Кремля!

- Миллионы защитников Москвы сражались на всех участках фронта, не задумываясь, отдавали свои жизни ради спасения Родины

- Победа под Москвой досталась дорогой ценой: за 4 месяца войны потери советской армии составили около 3 миллионов человек.

- Но именно на подступах к столице в декабре 41-го созидалась Великая Победа. Десятки тысяч воинов за мужество и стойкость, проявленные при обороне столицы, были награждены орденами и медалями. Сто десять отличившихся бойцов и командиров удостоились звания Героя Советского Союза. Более 1 млн. человек получили медаль "За оборону Москвы"

- За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость жителей в 1965 году городу Москве было присвоено звание "Город-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

- Битва за Москву стала одним из важнейших событий первого года Великой Отечественной войны. В этой гигантской битве с обеих сторон участвовало свыше 3 миллионов человек, до 22 тысяч орудий и миномётов, около 3 тысяч танков, более 2 тысяч самолётов. По времени битва продолжалась около 7 месяцев (203 дня и ночи) - с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942. Московская битва положила начало всех будущих победоносных сражений, развеяла миф о непобедимости немецкой армии, вдохновила советских людей на новые подвиги, укрепила их уверенность в том, что враг будет разбит и желанная победа достигнута.

- Какой дате посвящен наш урок?

- С кем была эта война?

- На защите чего стояла Красная армия?

- В чем заключалась главная задача Гитлера?

- Как называлась операция по захвату Москвы?

- Как москвичи защищали Москву?

- Как зовут генерала который спас Москву от фашистов?

- На этом наш с вами урок закончен, и последнее что бы я хотела вам сказать: Будьте достойны памяти павших героев! 

1 941 год

"Вспомним грозную хмурую осень, как победа была дорога.
Разве можно со счета нам сбросить обагренные кровью снега:
Рубежи! Рубежи Подмосковья, древнерусская наша земля,
Я с тревогой душевной и болью безутешно гляжу на тебя.

Что бы стекла не разбивались от авиабомб

Здесь каждый дом стоит как дот, и тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод, как шпили на Кремле,
Как знак, что в этот час родней с Кремля моя земля,
И даже кажутся тесней дома вокруг Кремля.
На окнах белые кресты мелькают второпях,
Такой же крест поставишь ты, Москва, на всех врагах.
И каждый взрыв или пожар в любом твоем дому
Я ощущаю как удар по сердцу моему:
И чертят небо над Москвой прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой родные москвичи

Собирают слово

Тайфун

Запись в тетради

Собирают портрет Жукова

Георгий Константинович Жукова

70 лет со дня битвы под Москвой

С немцами

На защите Москвы

На месте Москвы сделать огромное озеро

«Тайфун»

Не жалея себя и своих сил

Г.К. Жуков

Тема: 70 лет со дня битвы под Москвой

Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.

Задачи:

Образовательная: - дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;

- обогащение духовного мира учащихся через обращение к героическому прошлому нашей страны

Воспитательные: - воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей Родине.

- воспитание чувства уважения к истории и традициям нашей Родины.

Коррекционно-развивающие: - развитие познавательных и творческих интересов.

- развитие мышления

Оборудование: мультимедийная презентация, наглядный материал по теме, раздаточный материал (мозаика: г. Москва, портрет Жуков Г.К.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: ·        обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...

Открытый урок по истории 6 класс "Куликовская битва"

Урок содержит сценарий проведения и презентацию...

Открытый урок по истории 8 класс

Методическая разработка урокапо истории (8 класс) по теме:«Быт: новые черты в жизни города и деревни». Освещение основных аспектов жизни всех сословий русского общества XIX века....