Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от _____________.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Бурдинская СОШ»
______________ Утяшов В.М.
подпись
Введено приказом № ____
от ____ ___________2015года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ
ДЛЯ __6_КЛАССА
Количество часов в неделю __2__
Количество часов в год _68
Составитель: Утяшова Юлия Анатольевна
учитель истории и обществознания
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора ____________ Утяшова В.Н.
подпись
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ____ ___________2015г. № ____
Руководитель МО _________ Левашова Е.П.
подпись Ф.И.О.
2015-2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ № 1089 от 5.03.2004 г.); Примерной программы среднего (основного) общего образования по истории (М., Дрофа, 2008 г.) и типовых программ для 6 классов общеобразовательных учреждений по истории России А.А. Данилова, В. А.Косулина (2011 года); На основании приказа МО и Н РТ от 08.08.2008 № 4978\8 “Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008-2009 учебном году”; приказа № 5719/12 от 01.11.2012 г. Министерство образования и науки Республики « Об изучении историко-культурного наследия народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск».
Объем программы рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю). Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 учебном году» (от 08.08.2008 № 4978\8) и распределяется следующим образом:
«История средних веков»- 28 часов, «История России»- 30 часов, «История Татарстана»- 12 часов. Изучение курса построено по последовательному принципу, но история Татарстана изучается интегрировано с историей России.
В основу курса «История средних веков» положены общие подходы к изучению всеобщей истории (т.к. История средних веков, является частью всеобщей истории) Ознакомление учащихся с событиями отечественной и всемирной истории, основными процессами развития человеческого общества, создание у учащихся представлений об исторических источниках, развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества. Главной целью изучения истории России является - формирование гражданского самосознания молодых россиян, воспитание патриотизма, приобщение их к национальным и мировым культурным традициям. Программа курса охватывает период с конца V до конца XVI века. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Во исполнение приказа № 5719/12 от 01.11.2012 г. Министерства образования и науки Республики « Об изучении историко-культурного наследия народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» в рабочей программе уделено 2 часа (41, 65 уроки) для изучения древний город Болгар и остров- град Свияжск, все изменения внесены за счет объединения некоторых тем по истории Татарстана.
При составлении рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:
«Всеобщая история. История средних веков», М.А.Бойцов, Р.М.Шукров, 2007г., М., «Русское слово», рекомендовано Минобрнауки РФ, «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, 2010г.,Москва, “Просвещение”, рекомендовано, МОиН РФ, «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА с древнейших времён до середины 16 века.» Ф.Ш.Хузин, В.И.Пискарёв, 2012г., Казань, ТаРИХ, рекомендовано, МОиН РТ.
Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
Промежуточная аттестация проводится согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Бурдинская СОШ»».
Форма проведения: тестирование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.
Всеобщая история (28 часов) Введение 1 час
Раннее Средневековье. (8 часов) Новый Рим. Византийская империя Расцвет Византии. Великое переселение народов .Варвары- завоеватели. Возникновение и распросранение ислама. Мир ислама. Мухаммед. Арабские завоевания..Рождение королевства франков.Император Карл.“Люди севера” – норманны. Сколько раз завоёвывали Англию?
Повторение о обобщение раздела “Раннее средневековье”.
Европа на подъеме (12 часов) Феодализм. Земля и власть. Сословный строй в Западной Европе. Крестьянская община. Вечные труженики. За стенами замков.Наследие Каролингов.Крестовые походы. Лики средневековых городов.В поисках знаний.Во главе христианского мира. Папы, императоры и короли в Европе 12-15 вв.Тяжкие времена.
Столетняя война. На востоке Европы.
Повторение и обобщение раздела “Европа на подъеме”.
Дальние страны. (7 часов) Во владениях великого хана. Индия: раджи и султаны. Поднебесная империя. Очень разная Африка. Совсем неизвестный мир.Перед сменой времен. И снова Европа.
Итоговое повторение
История России (30 часов)
Введение. Что изучает история Отечества? 1 час
Восточные славяне (2 часа) Древние люди на территории нашей страны. Происхождение восточных славян.
Русь в IX- первой половине XII в. (6 часов) Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины.Первые русские князья.Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Культура Древней Руси. Быт и нравы.
Русь во второй половине XII- XIV в. (8 часов) Раздробление Древнерусского государства.Владимиро-Суздальское княжество.
Великий Новгород. Галицко-Волынская земля.Монгольское нашествие на Русь.Борьба русских земель с западными завоевателями.
Русь и Орда.Русь и Литва. Культура русских земель.
Образование единого русского государства. (8 часов) Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Церковь и государство.Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в.Культура и быт в XIV – начале XVI в . Повторение.
Московское государство в XVI веке. (4 часа) Начало правления Ивана IV. Внешняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Культура и быт в XVI веке.
Обобщение повторение (1 час)
История Татарстана (10 часов)
Первобытные общества на территории Среднего Поволжья. Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии. Волжская Булгария (X-начало XIII вв.) Культура Волжской Булгарии.Болгарский государственный историко- архитектурный музей. Монгольские завоевания и Волжская Булгария.
Булгарские земли в составе Улуса Джучи. Расцвет экономики и культуры Золотой Орды.Распад Золотой Орды.
Казанское ханство. Территория и границы государства.Культура народов Казанского ханства.Причины падения
Историко-архитектурный и художественный музей “Остров- град Свияжск”
УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Бурдинская СОШ»
____________ ___В.М.Утяшов
подпись Ф.И.О.
Календарно-тематический план
___Утяшовой Юлии Анатольевны
Учителя истории на 2015-2016 учебный год
Календарно-тематическое планирование по предмету «История» для 6 класса составлено на основе «Сборника нормативных документов. История. Примерные программы по истории» ( М., Дрофа, 2008), типовых программ для 6 классов общеобразовательных учреждений по истории России А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной “История России”, Москва, “Просвещение”, 2011, по истории Татарстана программой рекомендованной Министерством РТ «История Татарстана. 6-9 классы», авторы: В.И.Пискарев, Ф.Ш.Хузин, Казань «ТаРИХ»
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень. |
|
|
|
| контрольных работ | зачетов | тестовых заданий | «Всеобщая история. История средних веков», М.А.Бойцов, Р.М.Шукров, 2008г., М., «Русское слово», рекомендовано Минобрнауки РФ.
«История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, 2008г.,Москва, “Просвещение”, рекомендовано, МОиН РФ.
«ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА с древнейших времён до середины 16 века.» Ф.Ш.Хузин, В.И.Пискарёв, 2012г., Казань, ТаРИХ, рекомендовано, МОиН РТ.
|
История | 6 | 68 | 2 | - |
- | 5 |
Методическая тема на 2015-2016 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Повышение качества гуманитарного образования путем формирования профессиональной компетентности педагога. | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы. | Формирование и развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков на уроках и обществознания |
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Коли-чест во часов | Ка лен- дар- ные сроки | Фак ти-чес- кие сроки | Планируемые результаты
| Контрольно-измерительные материалы |
знания | умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности |
Всеобщая история (28 часов) Гомуми тарих (28 сәгать) |
1 | I четверть: Введение/ Кереш дәрес. Урта гасырлар тарихы нәрсәне өйрәнә?
| 1 | 05.09 |
| Хронологические рамки периода Средневековья.
| Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам | Вводная лекция с элементами беседы. Индивидуальная. Анализ иллюстраций учебника | Вопросы |
Раннее Средневековье. (8 часов) Урта гасырлар башы (8 сәгать) |
2 | Новый Рим. Византийская империя. \ Икенче Рим. Византия чоры. | 1 | 07.09 |
| Показывать на исторической карте территорию Западной Римской империи; описывать образ жизни
| Объяснять значение понятий; систематизировать исторический материал в виде схемы | Индивидуальная. Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Работа по карте |
3 | Великое переселение народов. Варвары- завоеватели.\ Бөек күчеш чоры. Илбасар германнар. | 1 | 12.09 |
| Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.
| Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государств»
| Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника. Участие в дискуссии | Составление схемы. |
4 | Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания.\ Яңа көч туу. Ислам дөньясы. Гарәпләрнең басып алулары. | 1 | 14.09 |
| Показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.
| Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру | Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания. | Анализ документа. |
5 | Рождение королевства франков.\ Хлодвигтан Пипинга . | 1 | 19.09 |
| Значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.
| Анализировать причины распада империи Карла Великого. Излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого | Групповая форма работы. Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы Участие в дискуссии | Составление таблицы. |
6 | Империя Карла Великого. \ Император Карл. | 1 | 21.09 |
| Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. | Объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого. | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. | Сравнительная характеристика. |
7 | “Люди севера” – норманны.\ Империя хәрабәләрендә. | 1 | 26.09 |
| Показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.
| Сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе
| Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. | Работа с картой. |
8 | Сколько раз завоёвывали Англию?/ Англияне ничә тапкыр басып алганнар? | 1 | 28.09 |
| Показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно- представительной монархии. | Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции | Групповая форма работы. | Ответы на вопросы. |
9 | Входная контрольная работа.\ Кереш контроль эш |
| 03.10 |
| Теоретический материал раздела. Систематизация и обобщение изученного материала.
| Применять данные знания на практике. | Выполнить задания. | Тест. |
Европа на подъеме (12 часов) Урта гасырлар Европасы (12 сәгать) |
10 | Феодализм. Земля и власть.\ Феодализм. Җир һәм хакимият.
| 1 | 05.10 |
| Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.
| Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия.
| Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа. | Рассказ «День феодала» |
11 | Сословный строй в Западной Европе. Крестьянская община. \ Мәңгелек хезмәтчәннәр. Замок диварлары артында | 1 | 10.10 |
| Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.
| Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.
| Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии
| Анализ документа. |
12 | Наследие Каролингов.\ Каролинглар мирасы. | 1 | 12.10 |
| Показывать на исторической карте процесс объединения страны; | Называть основные события, связанные с процессом создания государства | Беседа, ответы на вопросы, работа с картой. | Работа с контурными картами. |
13 | Крестовые походы.\ Ходай табутына таба! | 1 | 17.10 |
| Понятийный аппарат: крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена;
| Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу.
| Проверка, составление таблицы. | Работа с контурными картами. |
14 | Экономическое развитие Западной Европы. Средневековый город.\ Шәһәрләрне тергезү. Базар, ратуша, собор | 1 | 19.10 |
| Описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа
| Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа | Беседа, ответы на вопросы, работа с картой. | Анализ исторического документа |
15 | Культурное наследие Средневековья.В поисках знаний.\ Гыйлем эстәү. | 1 | 24.10 |
| Описывать занятия и образ жизни городских учебных заведений. Знать понятия: устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика. | Характеризовать роль Церкви в сохранении и распространении знаний, использовать документы и иллюстрации как источники знаний | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Решение практических и познавательных задач. |
16 | Католическая церковь.Ереси. \ Христиан дөньясы башында.Ересь куркынычы. | 1 | 26.10 |
| Знать понятия: ересь, еретик, монашеские ордены, паломники, чистилище. | Устанавливать причинно-следственные связи. Определять роль и место христианской Церкви в жизни средневекового общества
| Беседа, ответы на вопросы, работа с картой. | Ответы на вопросы. |
17 | Вассалитет. Папы, императоры и короли в Европе 12-15 вв.\ Вассалитет.Илләр һәм хакимнәр. | 1 | 30.10 |
| Знать понятия: феод, сеньор, вассал, феодальная лестница. Решать познавательные задачи. | Описывать устройство законодательных органов; Давать определение понятий систематизировать исторический материал в виде схемы;
| Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы. | Составление таблицы. |
18 | Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Крестьянские восстания. \ Авыр заманнар. | 1 | 31.10 |
| Знать понятия: «черная смерть», товарное производство, Жакерия, Авиньонское пленение, реформирование Церкви. | Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн | Выполнение практических и познавательных заданий | Ответить на вопросы (письменно) |
19 | II четверть: Столетняя война.\ Йөзьеллык сугыш 1337-1453 еллар. | 1 | 09.11 |
| Знать понятия: «черная смерть», товарное производство, Жакерия, Авиньонское пленение, реформирование Церкви. | Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн | Выполнение практических и познавательных заданий: работа с контурной картой; составление сравнительной таблицы | Тестовые задания. |
20 | На востоке Европы. Образование централизованных государств. \ Европаның көнчыгышында. | 1 | 14.11 |
| Знать понятия: славяне, балты. Выделять причины исторических событий, оценивать влияние Византии на славянские народы | Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу.
| Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы. | Работа с картой |
21 | Повторение и обобщение раздела “Европа на подъеме”.\ “Урта гасырлар Европасы” бүлеген гомумиләштереп кабатлау
| 1 | 16.11 |
| Теоретический материал раздела. Систематизация и обобщение изученного материала. | Применять данные знания на практике. | Выполнение заданий. | Тесты. |
Дальние страны. (7 часов) Ерак илләр. ( 7 сәгать) |
22 | Во владениях великого хана.\ Бөек хан биләмәләрендә. | 1 | 21.11 |
| Знать понятия: монголы, татары, хан. | Называть причины успеха монгольских завоеваний, распада монгольских государств, давать характеристику исторической личности | Работа с контурной картой, понятийным инструментарием; документами; иллюстративным материалом. Составление кроссворда | Ответы на вопросы. |
23 | Индия: раджи и султаны.\ Һиндстан: Раджалар һәм солтаннар. | 1 | 23.11 |
| Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектуру и поэзию. | Выделять особенности истории Индии, знать и описывать памятники культуры, выделять причины завоеваний Индии | Работа с документами; иллюстративным материалом, беседа. | Анализ документов |
24 | Поднебесная империя.\ Күк асты империясе. Сипанго илендә. | 1 | 28.11 |
| Знать понятия: синтоизм, сёгун, Ямато, самураи. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Средневековая Япония: жизнь и быт, культура, верования населения. | Уметь сравнивать государственный и общественный строй различных государств (Китай и Япония), образ жизни европейцев и японцев. | Выполнение практических и познавательных заданий. | Ответить на вопрос: «Почему японские императоры не вмешивались в управление государством, а от их имени правили сегуны?» |
25 | Очень разная Африка.\ Бик төрле Африка. | 1 | 30.11 |
| Называть основные события, связанные с процессом создания государства. | Описывать средневековую Африку; называть характерные черты материка раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста государств; | Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | Работа с контурной картой. |
26 | Совсем неизвестный мир.\ Бөтенләй билгесез дөнья. | 1 | 05.12 |
| Знать понятия: индейцы, майя, ацтеки, инки. | Уметь выделять особенности, сравнивать (культура индейцев, архитектурные постройки), анализировать карту, документы, иллюстрации.
| Работа с документами; иллюстративным материалом, беседа. | Участие в дискуссии |
27 | Османская империя. \ Заманнар алмашу алдыннан. | 1 | 07.12 |
| Знать понятия: каравелла, идальго, турки-османы, книгопечатание. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Рождение Испании. Начало книгопечатания в Европе | Выделять и перечислять признаки нового периода истории, анализировать карту и исторические документы, давать оценку историческим событиям. | Работа с контурной картой, понятийным инструментарием; документами; иллюстративным материалом; составление кроссворда.
| Подготовка к итоговому тестированию |
28 | Итоговое повторение\ “Урта гасырлар тарихы” курсын йомгаклау.
| 1 | 12.12 |
| Теоретический материал раздела. Обобщение и систематизация знаний по курсу | Применять данные знания на практике. | Выполнения заданий. | Тест. |
История России (30 часов) История Татарстана (10 часов) |
29 (1) | Введение. Что изучает история Отечества и история Татарстана?\ Кереш дәрес. “Россия тарихы һәм Татарстан тарихы ниләр өйрәнә?”
| 1 | 14.12 |
| История России – часть всемирной истории. Исторические источники о прошлом нашей Родины. | Объяснять значение понятий; систематизировать исторический материал в виде схемы | Освоение навыков работы с различными историческими источниками | Ответы на вопросы |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. (4 часа) |
30 (2) | Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. \ Россия территориясендә борынгы кешеләре. | 1 | 19.12 |
| Знать понятия: первобытно-общинный строй, родовая община. Великое переселение народов. Периодизация древнейшей истории | Уметь сопоставить жизнь человека в каменном и бронзовом веках. Древнейшее государственное образование в степях Евразии. | Анализировать исторические события | Составление рассказ о занятиях первобытных людей по иллюстрациям в учебнике |
31 | Первобытные общества на территории Среднего Поволжья.\ Идел буе территориясендә борынгы җәмгыять
| 1 | 21.12 |
| Население Волго-Камья в эпоху первобытности.
| Характеризовать жизнь населения Волго-Камья в эпоху первобытности | Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы | Участие в обсуждении вопросов темы |
32 | Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии.\ Евразия киңлекләрендә төркиләр. | 1 | 26.12 |
| Гунны и первые тюркские государства.
| Устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и особенностями освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии;
| Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы | Участие в обсуждении вопросов темы. |
33 (3) | III четверть: Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество\ Көнчыгыш славяннар. Мәҗүсилек.
| 1 | 11.01 |
| Знать понятия: соха. волхв, язычество. Земледелие пашенное, подсечное. Расселение, соседи, общественный строй, занятия, верования. | Уметь показать на карте территории, заселенные племенными союзами восточных славян | Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | Ответы на вопросы. |
Русь и Родной край в IX- первой половине XII в. (8 часов) Борынгы рус дәүләте һәм безнең край. IX гасыр –XII гасырның беренче яртысы. (8 сәгать) |
34 (4) | Образование Древнерусского государства. Предпосылки и причины.\ Көнчыгыш славяннарда дәүләт төзүнең алшартлары. Борынгы Рус дәүләте оешу. | 1 | 16.01 |
| Знать понятия: князь, дружина, бояре, полюдье, шежере; | Уметь показать границы Древнерусского государства и крупнейшие города Руси. Понимать роль варягов в истории Руси | Освоение навыков работы с различными историческими источниками | Работа с документами |
35 (5) | Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые русские князья.\ Беренче рус кенәзләре. | 1 | 18.01 |
| Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Древнерусские города | Уметь объяснять даты: 845, 862, 882, 882-912, 911, 912-945, 944, 945-957, 957-972. Объяснять предпосылки образования Древнерусского государства | Анализировать исторические события | Составление хронологической таблицы |
36 (6) | Князь Владимир. Крещение Руси.\ Кенәз Владимирның идарә итүе. | 1 | 23.01 |
| Знать понятия: епархия, епископ, монастырь, унификация язычества; даты: 980-1015, 988. Князь Владимир, первая религиозная реформа и принятие христианства. | Уметь сравнивать границы Древнерусского государства до правления Владимира и после. Объяснять значение принятия христианства для истории Руси
| Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | Ответы на вопросы |
37 (7) | Ярослав Мудрый. «Русская Правда». \ Ярослав Мудрый идарә иткән елларда Русь. | 1 | 25.01 |
| Знать понятия: кровная месть, смерд, холоп, повинности; даты: 1019-1054, 1037. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Княжеские усобицы | Уметь использовать текст исторического источника. | Освоение навыков работы с различными историческими источниками | С помощью текста «Русской правды» докажите, чьи интересы защищал этот документ |
38 (8) | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.\ Борынгы рус дәүләтенең таркала башлавы. Владимир Мономах. | 1 | 30.01 |
| Знать понятия: половцы, удел; даты:1097, 1113-1125. Русь и народы степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Международные связи Древней Руси.
| Уметь объяснять причины феодальной усобицы на Руси. | Анализировать исторические события | На основе работы с документом «Поучение В. Мономаха» определить: можно ли считать В. Мономаха образцом государственного деятеля |
39 | Волжская Булгария (X-начало XIII вв.)\ Идел буе Болгар дәүләте. | 1 | 01.02 |
| Булгарское государство: территория, население, внешнеполитические связи. Экономика и культура Волжской Булгарии.
| Характеризовать территорию, население, внешнеполитические связи Булгарского государства; | Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы
| Участие в обсуждении вопросов темы |
40 (9) | Культура Древней Руси. Быт и нравы.\ Киев Русендә православие чиркәве Киев Русе мәдәнияте. | 1 | 06.02 |
| Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. | Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) | Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | Составление таблицы |
41 | Культура Волжской Булгарии.Болгарский государственный историко- архитектурный музей.\ Идел Болгар дәүләте мәдәнияте. Болгарда урнашкан дәүләт музее.
| 1 | 08.02 |
| Булгарское государство: территория, население, внешнеполитические связи. Экономика и культура Волжской Булгарии. История создания музея.
| Объяснять особенности развития экономики и культуры Волжской Булгарии.
| Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы | Работа с книгой «Историко- культурное население народов Татарстана» |
Русь и родной край во второй половине XII- XIV в. (10 часов) Рус җирләре һәм туган ягыбыз XII гасыр уртасыннан - XIV гасырларда. (10 сәгать) |
42 (10) | Политическая раздробленность Руси.\ Рус җирләренең таркаулыгы. | 1 | 13.02
|
| Знать понятие: удельная раздробленность. Использовать текст исторического источника для решения учебных задач. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения | Проследить по схеме династические связи Рюриковичей в эпоху феодальной раздробленности. Объяснить на основе изученного материала причины и следствия феодальной раздробленности
| Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | Составить схему династии Рюриковичей. |
43 (11) | Владимиро-Суздальское княжество.\ Владимир-Суздаль князьлеге. | 1 | 15.02 |
| Географическое положение, хозяйство, политический строй Владимиро-Суздальского княжества. Знать понятия: дворянство, дворяне, даты 1157-1174, 1169; | Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты на примере сравнения политики Ю. Долгорукого и А. Боголюбского
| Анализировать исторические события | Выразить свое отношение к правлению и политике А. Боголюбского (письменно, в виде плана) |
44 (12) | Великий Новгород. Галицко-Волынская земля.\ Новгород республикасы | 1 | 20.02
|
| Географическое положение, хозяйство, политический строй Новгородской республики. Знать понятия: республика, посадник. | Выявить общность и различие политического устройства Новгородской республики и управления во Владимиро-Суздальской земле
| Освоение навыков работы с различными историческими источниками | Составить рассказ об устройстве Новгорода (письменно) |
45 (13) | Монгольское нашествие на Русь.\ Батыйның Руська походлары.
| 1 | 22.02 |
| Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Последствия монгольского нашествия для Руси. | Уметь анализировать исторический источник, приобретая знания на основе его анализа. | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. | Группировать исторические явления и события по заданному признаку.
|
46 | Монгольские завоевания и Волжская Булгария.\ Монгол яулары һәм Идел Болгар дәүләте
| 1 | 27.02
|
| Борьба с монгольскими завоевателями. Образование и расцвет Улуса Джучи. Булгарские земли в составе Улуса Джучи. | Характеризовать борьбу булгар с монгольскими завоевателями; – объяснять особенности образования и расцвета Улуса Джучи; - излагать развитие Булгарских земель в составе Улуса Джучи | Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы | Участие в обсуждении вопросов темы |
47 | Булгарские земли в составе Улуса Джучи. Расцвет экономики и культуры Золотой Орды.\ Болгар җирләре Алтын Урда составында. Алтын Урданың чәчәк атуы. | 1 | 29.02 |
| Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. | Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов | Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | Ответы на вопросы |
48 (14) | Экспансия с Запада. Ливонский орден. А.Невский. \ Рус җирләренең көнбатыш яулап алучылары белән көрәше. | 1 | 05.03
|
| Знать понятие: Ливония; даты 1240,1242. Сражение на Неве и Ледовое побоище | Уметь систематизировать изученный материал, представив его в виде схемы. | Освоение навыков работы с различными историческими источниками | Рассказ о культуре и религиозных верованиях населения Золотой Орды |
49 (15) | Русь и Орда.\ XIII-XIV гасырларда Русь һәм Урда. | 1 | 07.03 |
| Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Знать понятия: Чингисиды, шаманизм, ярлык, численник | Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий | Формирование навыков и умений работы с различными источниками | Работа с картой |
50 (16) | Русь и Великое княжество Литовское.\ XIII-XIV гасырларда Бөек Литва һәм Русь князьлеге. | 1 | 12.03
|
| Русские земли в составе Великого княжества Литовского. | Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города. | Анализировать исторические события | Работа с картой |
51 (17) | Культура русских земель. \ Рус мәдәните. | 1 | 14.03 |
| Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. | Работать с персоналиями, терминологией, историческими источниками | Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации
| Тест |
Образование единого русского государства. (9 часов) Бердәм дәүләт формалашу һәм аның ныгуы.( 9 сәгать) |
52 (18) | Начало объединения русских земель. Иван Калита./ XIV гасырның беренче яртысында Төньяк-Көнчыгыш Русьта Мәскәү князьлегенең көчәюе.
| 1 | 19.03
|
| Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV века. Знать понятие «черносошные крестьяне», тарханы, мавзолеи; даты: 1325-1340 гг. | Уметь определить на основе изученного материала причины возвышения Москвы | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Ответы на вопросы |
53 (19) | IV четверть: Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVв.\ XVгасырның беренче яртысында Мәскәү князлеге. | 1 | 02.04 |
| Русские земли в составе Великого княжества Литовского. | Уметь выявлять общие черты и различие сравниваемых исторических явлений (сравнить положение литовских и русских крестьян при анализе исторического документа)
| Освоение навыков работы с различными историческими источниками | Сравнить на основе изученного материала власть князя в Литве и в Москве |
54 (20) | Куликовская битва. Борьба против Орды. \ Куликова сугышы. Урда хакимлегенә каршы көрәш. | 1 | 04.04
|
| Куликовская битва. Дмитрий Донской Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Знать понятия: Троица, игумен, преподобный; даты:1380
| Выявлять общее и различие сравниваемых исторических явлений | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Сравнить политику князя Дмитрия Ивановича Донского и его деда Ивана Калиты.
|
55 | Свержение золотоордынского ига. Распад Золотой Орды.\ Болгар олысы. Алтын Урданың таркалуы | 1 | 09.04 |
| Причины распада Золотой Орды | Анализировать историческую информацию | Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа | Составление таблицы |
56 (21) | Завершение объединения русских земель вокруг Москвы\ Бердәм Рус дәүләте оешу. | 1 | 11.04
|
| Предпосылки образования единого централизованного государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига, распад Золотой Орды. Знать понятия: местничество, казна, кормление. Юрьев день, пожилое, поместье; даты 1471, 1479, «Судебник»1497. | Уметь систематизировать и структурировать изученный материал, представив его в виде тезисов, по теме «Государственное управление и законы при Иване III» | Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Составление тезисов |
57 (22) | Роль церкви в общественной жизни Руси. / Чиркәү һәм дәүләт. | 1 | 16.04 |
| Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопечатни Иван Федоров.
| Умение работать с различными источниками дополнительной информации | Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Ответы на вопросы |
58 (23) | Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в.\ XV гасырның икенче яртысында-XVI гасыр башында Россия дәүләте халкы. | 1 | 18.04 |
| Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Подъем русского национального самосознания. Москва - центр культуры русской народности. Устное народное творчество, летописание, литература («Задонщина», Ф. Грек, А.Рублев) | Умение работать с различными источниками дополнительной информации | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Составление таблицы |
59 (24) | Культура и быт в XIV – начале XVI в .\ XV гасырда- XVI гасыр башында рус мәдәнияте.
| 1 | 23.04 |
| Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. | Выделять ее особенности и определять влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры; | Освоение навыков работы с различными историческими источниками | Составление таблицы |
60 (25) | “Бердәм дәүләт формалашу һәм аның ныгуы” бүлеген гомумиләштереп кабатлау. | 1 | 25.04 |
| Теоретический материал раздела. Обобщение и систематизация знаний по курсу | Применять данные знания на практике. | Выполнение заданий | Тестирование |
Московское государство и Казанское ханство в XVI веке. (4 часа) XVI гасырда Мәскәү дәүләте һәм Казан ханлыгы. (4 сәгать) |
61 (26) | Ивана IV Грозный. Реформы середины XVI в. Земские соборы. / Иван Грозный – беренче рус патшасы. | 1 | 30.04 |
| Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60 годов XVI века. Земские соборы. Присоединение Казанского и Астраханских ханств | Объяснять понятия: воевода, приказ, челобитная, разряд, откуп, стрелец, сторожевая служба; | Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Составление хронологичес-кой таблицы |
62 (27) | Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение Русского государства .\ Иван Грозныйның тышкы сәясәте. | 1 | 02.05 |
| Присоединение Казанского и Астраханских ханств, даты: 1533-1584, 1550, 1551, 1556 гг. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена | На основе анализа исторических доку-ментов и текста учебника охарактери-зовать реформы, про-веденные Избранной Радой
| Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Ответы на вопросы |
63 | Казанское ханство. Территория и границы государства.\ Казан ханлыгы. Яңа дәүләт барлыкка килү. | 1 | 07.05 |
| Новое государство на Средней Волге. Казанское ханство между Москвой и Крымом.
| Объяснять особенности образования и расцвета Казанского ханства; | Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы | Участие в обсуждении вопросов темы |
64 | Причины падения Казанского ханства.\ Казан ханлыгының җимерелүе. Историко-архитектурный и художественный музей “Остров- град Свияжск” | 1 | 14.05 |
| Причины падения Казанского ханства. История города Свияжск | Характеризовать причины падения Казанского ханства | Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы.
| Составление таблицы. Работа с книгой «Историко- культурное население народов Татарстана» |
65 | Промежуточная аттестация.\ Арадаш аттестация | 1 | 16.05 |
| Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; | Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; | Выполнение заданий | Тест. |
66 (28) | Установление царской власти. Опричнина.\ Опричнина. | 1 | 21.05 |
| Опричнина. Становление самодержавной сословно- представительной монархии | Объяснять понятия: опричнина, опричник, земщина, юродивый. Умение анализировать исторический источник и выражать свое собственное мнение | Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
| Ссогласны ли вы с оценкой царствования Ивана Грозного, данной историком В.О. Ключевским? |
67 (29) | Культура и быт в XVI веке.\ XV гасырда- XVI гасыр башында рус мәдәнияте. | 1 | 23.05 |
| Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика, летописные своды. Начало книгопечатанья. И.Фёдоров. Оборонительное зодчество. Шатровый храм. «Домострой» | Умение систематизировать изученный материал, представлять его в виде сообщений, рефератов, презента-ций | Взаимодействие культур русского народа и башкир, всего населения Ю. Урала. Основание города Уфы | Составление таблицы |
68 | Культура народов Казанского ханства.\ Казан ханлыгының хуҗалыгы һәм мәдәнияте. Йомгаклау. | 1 | 28.05 |
| Казанское ханство: территория, население, внешнеполитические связи. Экономика и культура Казанского ханства.
| Излагать политическое, хозяйственное и культурное развитие Казанского ханства; | Работать с картой. Давать определение понятиям. Отвечать на вопросы. | Участие в обсуждении вопросов темы |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
∙ основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
∙ важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
∙ изученные виды исторических источников;
уметь:
∙ соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
∙ использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
∙ показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
∙ рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
∙ соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
∙ объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
∙ высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
∙ объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
∙ общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
По истории России:
- Указывать: хронологические рамки существования Древнерусского государства; даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
- Называть: место, обстоятельства, участников событий; князей, общественных и военных деятелей; наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
- Называть, показывать на исторической карте: территории расселения восточнославянских племен; основные древнерусские города; крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; основные центры собирания русских земель; территорию Русского государства в XV-XVI в.Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
- Составлять описание памятников древнерусской культуры.
- Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.
- Называть характерные, существенные черты: экономических и социальных отношений, положения разных групп населения; развития русских земель под властью Орды; политического устройства, внутренней и внешней политики.
- Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместье, крепостное право, опричнина.
- Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину.
- Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости русских земель от Золотой Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.
- Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
Критерии и нормы устного ответа:
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания для решения проблемных задач и объяснения явлений;
неумение делать выводы и обобщен
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
Критерии оценки рефератов
1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)
2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики
(демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться)
3. Раскрытие темы
4. Логика рассуждений, обоснованность выводов
5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных
примеров и т.п.).
Критерии оценки презентаций
1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или зачитывание)
2. Раскрытие темы в докладе
3. Логичность изложения
4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы)
5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров, отличных от изложенных в лекциях и семинарах)
Критерии оценки тестовых заданий.
Тесты, составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками.
Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых – правильный. При составлении тестов учитывались следующие методические условия:
• тесты корректны по содержанию – тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы;
•язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;
• задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет проверить знания каждого учащегося, и сравнить степень усвоения материала;
• тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.
Критерии оценки.
Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:
20% — 1 балл,
20%—40% — 2 балла,
40%—60 %— 3 балла,
60%—80% — 4 балла,
от 80 %— максимальные 5 баллов.
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы:
- Кулаков А.Е. Религии мира.- М: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 352 с.;
- Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005. – 704 с.;
- Преображенский А. А., Рыбаков Б.А. История Отечества. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.;
- Пчелов Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI в. – М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 264 с.;
- Черникова Т. В. История России. IX- XVII вв. – М.: Дрофа, 1997.–400 с.
- Атлас истории России. 6 класс.
- Мультимедийные материалы (компакт – диски)
- Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца
XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.;
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/ Сост. Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.;