Рабочие программы по истории
рабочая программа по истории на тему
Рабочие учебные программы по истории для 9 - 11 классов. Пояснительные записки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_istorii._9_-_11_klass.doc | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1 от ___.08.2015. Руководитель МО Ильина Н.Г.__________ . «___»____________ 2015 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары» ____________Л.Л. Петрова «___»_________ 2015 г. Приказ от «___» ___________ №_________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
в 9 «А» и 9 «Б» классах на 2015 - 2016 учебный год
учителя истории и обществознания Зайцева Андрея Владимировича
Программа разработана на основе:
1) федерального компонента государственного образовательного стандарта полного среднего образования 2004 г.;
2) программа курса «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс» // О. С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011//;
3) примерной учебной программы по истории в 9 классе // А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011;
4) учебного плана школы
2015 г.
Пояснительная записка
к рабочей учебной программе по истории в 9 «А» и 9 «Б» классах
Цели и задачи:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XX – начала XXI века.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух направлений – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих дисциплин учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 36 часов; Новейшая история – 32 часа.
Сроки реализации рабочей учебной программы:
Количество часов в год – 68 ч., 2 часа в неделю:
I четверть - 18;
II четверть - 16;
III четверть - 20;
IV четверть – 14 ч.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм, методов и технологий обучения
• школьная лекция;
• семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из сети Интернет и др. источников;
• уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
• работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
• объяснение учителя и беседа с учащимися;
• самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
• написание сочинений-эссе;
• заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
- опрос;
- контрольные и самостоятельные работы;
- практические работы по анализу исторических источников;
- устные зачеты.
- промежуточная аттестация в форме итогового тестирования.
Содержание учебного материала
Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения истории в 9 классе обучающийся должен:
* знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX веке и выдающихся деятелей истории;
* знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
* знать изученные виды исторических источников;
* уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
* уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
*уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
* владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
* уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
* использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
*выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
* объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
* уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
* группировать исторические явления и события по заданному признаку;
*уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
* выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
* определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
* объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XX веке, достижениям культуры;
* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
* высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
* объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
* использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
* уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Обоснование выбора данного УМК в том, что данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебников для 5 – 8 классов и является составной частью завершенной линии учебников по истории для основной школы. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект CD диски для проведения уроков с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
Учебные пособия:
Данилов А.А. История России. XX – начало XXI века. 9 класс: / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2014.
Всеобщая история. Новейшая история // О.С. Сороко-Цюпа – М.: издательство «Просвещение», 2014
Методические пособия для учителя
Арасланова О..В., Поздеев А.В. Поурочные разработки к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 9 класс. –ВАКО, 2005.
История. 5-11 классы: технологии современного урока / Сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Парецкова С.В., Варакина И.Н. . Новейшая история. 9 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Сороко-Цюпы. Волгоград: Учитель, 2007.
Поурочные разработки по истории 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Цифровые и информационные ресурсы:
CD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (история России с древнейших времен до конца XX века) – 3 CD
CD Всеобщая история Нового времени
Карта «Мир в XХ веке»
Карта «Союз Советских Социалистических Республик»
Карта «Содружество Независимых Государств»
Наглядные пособия по истории России с древнейших времен до конца XX века
Интернет-ресурсы
http://www.historicus.ru/ - Историк – общественно-политический журнал
http://history.worlds.ru/ancient/east.shtml - Всеобщая история
http://pedsovet.su/load/129 - Педагогическое сообщество
http://www.uchportal.ru/load/53 - Учительский портал
http://www.istorya.ru/ - Всемирная история
http://www.labstend.ru- Учебные наглядные пособия и презентации по курсу истории России с древнейших времен
Перечень мудьтимедийных презентаций :
Новый империализм
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг.
Новый курс Ф. Рузвельта
Тоталитарные режимы
Культура и искусство первой половины двадцатого века
Холодная война
Индустриальное общество
Рейгономика. Тетчеризм
Латинская Америка в двадцатом веке
Международные отношения во второй половине двадцатого века
Культура второй половины двадцатого – начала двадцать первого века
Первая Русская революция
Экономическое развитие России в начале двадцатого века
Россия в 1907 – 1914 гг.
Февральская революция
Гражданская война
НЭП
Культура и искусство 1917 – 1941 гг.
Индустриализация и коллективизация
Коренной перелом в ВОВ
Внешняя политика СССР
Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.
Холодная война. Разрядка
Перестройка
Современная геополитика
Культура современной России
Список литературы для обучающихся:
1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX века.— М., 1994.
3. Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
4. Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
5. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988.
6. Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.
7. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.
8. Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.
9. Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.— М., 1990.
10. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.
11. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.
12. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978.
13. Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992
14. История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
15. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997.
16. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
17. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.
18. Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
19. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.
20. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы.— СПб., 1999.
21. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995.
22. Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989.
23. Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.
24. НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.
25. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,
26. 1991.
27. Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993.
28. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.
29. Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.
30. Политические партии России: история и современность.— М., 2000.
31. Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.
32. Самые знаменитые изобретатели России.— М., 2000.
33. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993.
34. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996.
35. Скрынников Р. Г. Царство террора.— СПб., 1992.
36. Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.— М., 1996.
37. Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX ве¬ка.— М., 1990.
38. Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30-х гг.— М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.— М., 1997.
39. Хлевнюк. О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.— М., 1992.
40. Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы.— М., 1994.
41. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.
42. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997.
43. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.).— СПб., 1997.
44. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.— М., 1988.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1 от ___.08.2015. Руководитель МО Ильина Н.Г.__________ . «___»____________ 2015 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары» ____________Л.Л. Петрова «___»_________ 2015 г. Приказ от «___» ___________ №_________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
в 10 классе на 2015 – 2016 учебный год
учителя истории и обществознания Зайцева Андрея Владимировича
Программа разработана на основе:
1) федерального компонента государственного образовательного стандарта полного среднего образования 2004 г.;
2) Программы курса «История России». 10 класс. / Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3) учебного плана школы
2015 г.
Пояснительная записка
к рабочей учебной программе по истории в 10 классе
Цели и задачи предмета. Изучение истории в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование на III ступени общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Сроки реализации рабочей учебной программы:
Количество часов в учебном году: 68; 2 часа в неделю; из них:
I полугодие – 33;
II полугодие – 35
Фрмы, методы и технологии обучения. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Реализация данной рабочей учебной программы предполагает использование различных форм, средств и технологий обучения: лекции и семинары, практические работы, беседы, дискуссии по различным историческим проблемам и т.д.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, в связи с этим предпочтительной формой текущего контроля является тестирование и итоговые контрольные работы. Помимо этого, рабочая программа предусматривает и другие формы текущего и итогового контроля, такие как: устные зачеты, опросы, практические работы по анализу исторических источников. По итогам изучения «Истории « в 10 классе в конце учебного года планируется проведение промежуточной аттестации в форме итогового тестирования
Содержание учебного материала
Введение. История как наука (1 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Русь изначальная (3 часа)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Расцвет Руси (3 часа)
Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси при Ярославе и его сыновьях.
Политическая раздробленность Руси (3 часа)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Борьба Руси за независимость (3 часа)
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Образование русского централизованного государства (10 часов)
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Смутное время (2 часа)
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия.
Россия в XVII в. (7 часов)
Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Эпоха Петра Великого (4часа)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.
Россия во второй четверти – конце XVIII в. (10 часов)
Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Внешняя политика Российской Империи во второй четверти XVIII В. Семилетняя война.
Реформы Екатерины Великой. Расширение пределов Российской Империи. Русско-турецкие войны.
Культура XVIII века.
Россия в первой четверти XIX века (4 часа)
Попытки укрепления абсолютизма. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов.
Наполеоновские войны. Венская система международных отношений.
Аракчеевщина.
Россия в годы правления Николая I (7 часов)
Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Россия в Священном союзе. Крымская война. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой в первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Россия в эпоху преобразований (11 часов)
Предпосылки великих реформ. Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Народническое движение. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Окончание кавказской войны. Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война. Россия в системе международных отношений в 80-90-е гг. Промежуточная аттестация в форме итогового тестирования. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Критический реализм. Элитарная и народная культура.
Ожидаемые результаты изучения предмета. В результате изучения истории в 10 классе обучающиеся должны: соответствовать следующим требованиям к знаниям и умениям:
I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2.Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Обоснование выбора УМК. Выбранный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебников основной (базовой) ступени и является составной частью завершенной линии учебников по истории России. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность. В учебно-методический комплект входят CD диски для проведения уроков с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебно-методический комплект для обучающегося:
1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч.1: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров. – 9-е изд.– М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.– 336 с.
2. Сахаров А. Н. Боханов А.Н. История Росси. XVII – XIX век Ч.2: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров, А.Н. Боханов; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова . – 9-е изд.– М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.– 288 с.
Методическая литература для учителя.
1. Загладин Н.В. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира» 10-11 классы / Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Кочетов Н.С. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова. – Волгоград: Учитель, 2008г.
3. Кочетов Н.С. История России. Конец XVII - XIX век. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова. – Волгоград: Учитель, 2012г.
4. Кочетов Н.С. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков 10 класс (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). – Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. .История России. Программа курса. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
6. Северина О.А. История 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012г.
7. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации.10 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Интернет-ресурсы
1. http://dic.academic.ru/
2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
3. http://www.lrc-lib.ru/
4. http://old-rus.narod.ru/
5. http://www.gumer.info/
Перечень мультимедийных презентаций
Восточные славяне в VI – VIII вв.
Ярослав Мудрый. Развитие феодальных отношений
Русь при внуках Ярослава
Культура Древней Руси
Эпоха Куликовской битвы
Образование Русского централизованного государства
Иван Грозный
Культура XIII – XVI вв.
Смутное время
Царствование Михаила Романова
Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича
Культура России в XVII в.
Реформы Петра
Эпоха дворцовых переворотов
«Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Реформы Екатерины II
Культура XVIII в.
Павел Первый
Начало правления Александра I
Внутренняя политика Николая Первого
Общественная и духовная жизнь
Культура первой половины XIX в.
Великие реформы
Общественно-политическое развитие в 1860-1880-ые гг.
Контрреформы Александра Миротворца
Культура второй половины XIX в.
Литература для учащихся
Беляев Л.А. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М.: Астрель: АСТ, 2005.
История России с древнейших времен до 1861 г./ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. М.: Юрайт, 2010
Каменский А.Б. Россия в XVIII веке. М.: Астрель: АСТ, 2006
Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX – 1263 г. М.: Астрель: АСТ, 2005.
Федоров В.А. История России. 1861-1917. 2-е изд. М.,2009
Хрестоматия по истории России/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; под ред. А.С. Орлова. М.: Проспект, 2009
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № от ___.08.2015. Руководитель МО учителей русского языка, литературы истории и обществознания Ильина Н.Г _____________ «___»____________ 2015 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары» ____________Л.Л. Петрова «___»_________ 2015 г. Приказ от «___» ___________ №_________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
в 11 классе на 2015 – 2016 учебный год
учителя истории и обществознания Зайцева Андрея Владимировича
Программа разработана на основе:
1) примерной программы основного общего образования по истории. История: сборник материалов по реализации федерального компонента стандарта общего образования в образовательном учреждении. М., 2004
2) федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного образования, М.,2004
3) авторской программы С.И. Козленко, Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной «История России. ХХ – начало ХХI века», М., «Русское слово», 2013.
4) учебного плана школы
2015 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории 11 класс
Цели и задачи предмета. Данная программа направлена на достижение следующих целей и задач:
* освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
* овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
* развитие у учащихся исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
* воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов, стремления сохранять и приумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры;
* формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетенции студентов.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование на III ступени общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Рабочая программа по предмету «История» в 11 классе составлена на основе образовательного стандарта среднего /полного/ общего образования по истории, соответствует базовому уровню обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Примерной программы основного общего образования по истории. История: сборник материалов по реализации федерального компонента стандарта общего образования в образовательном учреждении.
Сроки реализации рабочей учебной программы
Количество часов в учебном году: 68 ч. из них:
I полугодие – 33 ч.
II полугодие – 35 ч.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм, методов и технологий обучения
• школьная лекция;
• семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из сети Интернет и др. источников;
• уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
• работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
• объяснение учителя и беседа с учащимися;
• самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
• написание сочинений-эссе;
• заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
домашние задания.
подготовка сообщения по теме
выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
участие в олимпиаде, в конференции.
защита мини - рефератов,
защита проектов;
написание сочинений
Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа. В конце учебного года программа предполагает промежуточную аттестацию в форме итогового тестирования.
Содержание учебного материала
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение | От Руси до России Николая II | 1 | |
2 | Российская Империя накануне Первой мировой войны (10 часов) | Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих отраслях экономики. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века. Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Парламентаризм в Российской Империи. Столыпинские реформы и их итоги. Третьеиюньская монархия. | Россия на рубеже XIX-XX вв | 2 |
3 | Кризис империи: русско-японская война и революции 1905-1907 гг. | 2 | ||
4 | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года. | 1 | ||
5 | Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. | 2 | ||
6 | Культура России в конце XIX – начала XX в. | 2 | ||
7 | Практическая работа | 1 | ||
8 | Россия в годы революций и гражданской войны (7 часов) | Первая мировая война и участие в ней России. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России. Политика военного коммунизма. Конституция РСФСР. | Россия в первой мировой войне: конец империи | 2 |
9 | Февральская революция 1917 г. | 1 | ||
10 | Переход власти к партии большевиков. | 2 | ||
11 | Гражданская война и иностранная военная интервенция. 1918-1922 гг. | 2 | ||
12 | Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. (14 часов) | Советское общество в 1920-е гг. Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны. | Новая экономическая политика | 1 |
13 | Образование СССР и его международное признание | 1 | ||
14 | Культура и искусство после октября 1917 г. | 2 | ||
15 | Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е. Культурная революция | 2 | ||
16 | Культ личности И.В. Сталина | 2 | ||
17 | Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. | 2 | ||
18 | Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е. | 2 | ||
19 | СССР 1939-1941 гг. | 1 | ||
20 | Контрольная работа на тему «Советский союз в период 1917-1941 гг» | 1 | ||
21 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (8 часов) | СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Тыл в годы Великой Отечественной. Конгрессы глав антигерманской коалиции. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН. | Начальный период Великой Отечественной войны июнь 1941-ноябрь 1942 гг. | 2 |
22 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 – зима 1943 г. | 2 | ||
23 | Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны | 1 | ||
24 | Причины, цена и значение Великой Победы | 2 | ||
25 | Контрольная работа на тему «Великая Отечественная война» | 1 | ||
26 | Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1985 гг. (14 часов) | Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. Холодная война и начало гонки вооружений. Создание двуполярного мира. СЭВ. Организация Варшавского договора. XX съезд КПСС и начало «Оттепели». СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Эпоха развитого социализма. Реформы 1960-ых гг. Л.И. Брежнев и его личность в истории. СССР от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг. | Внешняя политика СССР и начало холодной войны | 2 |
27 | Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина | 1 | ||
28 | Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС | 2 | ||
29 | Противоречия политики и мирного сосуществования | 1 | ||
30 | Советское общество конца 1950-х начала 1960-х гг. | 1 | ||
31 | Духовная жизнь в СССР в 1940 – 1960-е гг. | 2 | ||
32 | СССР на международной арене 1960-1970 гг. | 2 | ||
33 | Духовная жизнь СССР середины 1960-х середины 1980-х | 2 | ||
34 | Углубление кризисных явлений в СССР | 1 | ||
35 | Перестройка и распад советского общества (3 часа) | Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР | Кризис и распад советского общества | 2 |
36 | Перестройка | 1 | ||
37 | Россия на рубеже XX - XXI вв. (11 часов) | Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века. | Курсом реформ: социально-экономические аспекты. | 1 |
38 | Политическое развитие Российской Федерации в начале 1990-х | 2 | ||
39 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | 1 | ||
40 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х | 1 | ||
41 | Россия в начале XXI в. | 2 | ||
42 | Внешняя политика демократической России | 1 | ||
43 | Искусство и культура России к началу XXI века. | 2 | ||
44 | От Рюрика до Путина | 1 |
Ожидаемые результаты изучения предмета. Обучающиеся по окончанию курса истории в 11 классе должны
знать / понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- специфику исторического пути России в мировом сообществе;
- особенности методов исторического анализа.
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах ( текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать целостный образ исторического прошлого;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым проблемам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая программа составлена на основе учебника Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т История Отечества. XX – начало XXI века. Программа и тематическое планирование для 11 класса. М., «Русское слово», 2009 г. и Примерной программы
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника для 10 класса по истории и является составной частью завершенной линии учебников по истории для основной школы. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят CD диски для проведения уроков с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Обоснование выбора УМК. Выбранный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебников основной (базовой) ступени и является составной частью завершенной линии учебников по истории России. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность. В учебно-методический комплект входят CD диски для проведения уроков с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебно-методическая литература для учителя и обучающихся:
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 г.
- Козленко С.. Методические рекомендации по использованию учебников: А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина. 10-11 класс. М., «Русское слово», 2008 г.
- Поурочные разработки по истории 10 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Информационные ресурсы
1. CD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (новая и новейшая история)
2. Карта «СССР в послевоенные годы»
3. Карта «Вторая мировая война»
4. Карта «Российская империя в начале XX века»
5. Наглядные пособия по Истории России с древнейших времен до конца XX века
Интернет-ресурсы
http://www.historicus.ru/ - Историк – общественно-политический журнал
http://history.worlds.ru/ancient/east.shtml - Всеобщая история
http://pedsovet.su/load/129 - Педагогическое сообщество
http://www.uchportal.ru/load/53 - Учительский портал
http://www.istorya.ru/ - Всемирная история
http://www.labstend.ru- Учебные наглядные пособия и презентации по курсу истории России с древнейших времен
Перечень мультимедийных презентаций
Россия на рубеже XIX-XX вв
Кризис империи: русско-японская война и революции 1905-1907 гг.
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года.
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
Культура России в конце XIX – начала XX в.
Россия в первой мировой войне: конец империи
Февральская революция 1917 г.
Гражданская война и иностранная военная интервенция. 1918-1922 гг.
Новая экономическая политика
Культура и искусство после октября 1917 г.
Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е. Культурная революция
Культ личности И.В. Сталина
Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 – зима 1943 г.
Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны
Внешняя политика СССР и начало холодной войны
Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС
Духовная жизнь в СССР в 1940 – 1960-е гг.
Духовная жизнь СССР середины 1960-х середины 1980-х
Перестройка
Политическое развитие Российской Федерации в начале 1990-х
Россия в начале XXI в.
Искусство и культура России к началу XXI века.
Список литературы для обучающихся
Литература
1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX ве¬ка.— М., 1994.
3. Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
4. Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
5. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988.
6. Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.
7. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.
8. Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.
9. Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.— М., 1990.
10. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.
11. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.
12. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978.
13. Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992
14. История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
15. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997.
16. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
17. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.
18. Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
19. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.
20. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы.— СПб., 1999.
21. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995.
22. Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989.
23. Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.
24. НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.
25. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,
26. Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993.
27. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.
28. Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.
29. Политические партии России: история и современность.— М., 2000.
30. Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.
31. Самые знаменитые изобретатели России.— М., 2000.
32. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993.
33. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996.
34. Скрынников Р. Г. Царство террора.— СПб., 1992.
35. Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.— М., 1996.
36. Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX ве¬ка.— М., 1990.
37. Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30-х гг.— М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.— М., 1997.
38. Хлевнюк. О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.— М., 1992.
49. Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы.— М., 1994.
40. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.
41. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997.
42. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.).— СПб., 1997.
43. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.— М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...