Технологическая карта урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Тема, тип, цели, задачи, технологии урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assiriyskaya_derzhava.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории древнего мира  в 5 классе / ФГОС по учебнику  Ф.А. Михайловского/

Класс: 5

УМК: Программы курса «История Древнего мира» Ф.А.Михайловского для 5 класса общеобразовательных учреждений (Москва,  «Русское        

            слово»)

Тема урока:  Ассирийская военная держава

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.

Задачи:

обучающие: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях  ассирийской цивилизации; научиться  устанавливать причинно-следственные связи падения этого государства;

развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать в группе, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления;

воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств.

Технологии и методы работы: проблемного обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1.Организует повторение домашнего материала:

(использует помощь «помощников учителя» из учащихся) в течение 8 мин.

-учитель во время ответов уч-ся лишь раздает им «жетоны-баллы» с разрешения «помощников учителя»(если они засчитывают ответ)

-оценивание ответов учащихся («5»- за 3 верных ответа,»4»-за 2 верных ответа при 3-х попытках, «3» не ставится т.к. в течение урока можно наработать еще баллов)

 и работы 2-х помощников учителя с помощью оценки  двух экспертов, оценки учащихся и самооценки .

2. Актуализация знаний (4мин.)

-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:

-Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?

- На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

-Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

- А теперь посмотрите на север Междуречья.

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.

  1. Два «помощника учителя» задают составленные дома вопросы по материалу пар.16 (по древней Палестине),  они  поочередно задают учащимся класса вопросы (2 других эксперта на отдельном листе отмечают качество составленных вопросов
  2. -это сильный ученик, фиксирует верные и неверные ответы учащихся класса на отдельном листке)

-участвуют в оценивании ответов учащихся и экспертов;

  1. Работают фронтально, отвечают на вопросы, актуализируют свои знания

- работают в парах по атласу и исторической карте;

- работают консультанты, проверяют правильность ориентирования по атласу

- работают с атласами, находят территорию Ассирии

Регулятивные:

-самоорганизация

-самооценка

Коммуникативные:

-выслушивают ответы других

-коррекция ошибок одноклассников;

-взаимооценка;

3. Определение темы урока

Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему то назвали «Логовищем львов и городом крови»-

Почему? Хотите узнать?

Чему сегодня посвящаем урок?

Что будем исследовать?

-Как сформулируем тему урока?

- Каковы будут сегодня цели нашего урока?

-вступают в диалог с учителем;

-пытаются определить тему урока;

- вовлекаются в активную познавательную деятельность

Познавательные:

-через анализ языкового материала определяют тему урока

4.Целеполагание и мотивация

Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно -нам удастся узнать об этой воинственной стране под названием Ассирия, которая в страхе держала многие древние народы.

Возможная личностная проблема: зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?

-Выяснить, где находилась страна Ассирия, какие она вела войны и с кем воевала?

-Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу?

- Узнать кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

1.Предлагает план урока

  1. Освоение железа и ассирийское войско.
  2. Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской державой.
  3. Ниневия- «логовище львов и город крови».

-создает проблемную ситуацию:

«Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?»

-по 1 вопросу: (1-2 мин.)

-организует работу по учебнику пар.17. п.1 стр.100-101:

-Что способствовало росту могущества Ассирии? Благодаря чему она набирала силу?

- организует работу по рядам с электронным диском «Образовательная коллекция»

Задание: составить тезисный план «Каким было ассирийское войско?» (5 мин.)

-проверка задания (5 мин.) –защита по тезисному плану ( по одному представителю от каждого ряда);

-оценивание: по критериям (полнота, грамотность, логичность, краткость тезисов)

-организует закрепление вопроса по презентации/слайды №5-10/ (2 мин.)

-как действовала в бою колесница?

-в каких ситуациях ассирийцы использовали кожаные мешки?

-как выглядел ассирийский конный воин?

-сколько лошадей запрягали в колесницу?

- как можно определить, что в колеснице-ассирийский царь?

-по 2 вопросу: организует работу с атласами(картосхема в учебн. стр.101) и исторической картой (слайд с картосхемой):

-Какие страны были завоеваны ассирийцами?

-Как управлялись завоеванные страны?

(организует работу с дополнительными текстами об управлении Ассирийской державой, с понятием «держава»)

-проверка задания (мотивация-поощрение баллами-магнитиками)или оценкой, если полные ответы

--по 3 вопросу: /презентация уч-ся;слайд №11-дворец Ашшурбанапала в Ниневии с крылатыми быками/

-что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя?

-что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце?

-о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя?

-организует работу по учебнику и слайду №15

Задание: «Как и почему погибла Ассирийская военная держава?» (найти ответ в учебнике и сравнить с информацией слайда, а также использовать информацию дополнит. текста №1)

- А что с библиотекой Ашшурбанапала?

-проверка задания

-самост. чтение п.1 пар.17 стр.100-101, находят ответ на вопрос, выделяют причины и запис. в тетрадь:

Причины возвышения Ассирии:

1.Горы, богатые железной рудой.

2.Рано стали использовать железо военном деле.

3.Ослабление власти Вавилона- Ассирия независимое гос-во.

4.Создали самую сильную армию.

5.Использовали колесницы и впервые конниц как ударную силуу.

6. Были специальн. строительные войска в помощь армии.

7. Использовали военную разведку.

8. Была совершенная осадная технология.

- работают самостоятельно по рядам, составляют тезисный план на основе фактов с электрон. диска; затем обсуждают, используя помощь консультанта, выбирают выступающего для защиты задания от своего ряда;

-оценивают, сравнивая, чей план более соответствует лучшей оценки, дополняют свои тезисные планы в ходе прослушивания;

-закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Ассирийская военная держава»

-работают в парах и четверках

- работа в парах устная (работают по дополнительным текстам)

-выступают в парах устно

-индивидуальное выступление 1 уч-ся  с презентацией «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии» (опережающее задание)

-после выступления задает вопросы классу по своему выступлению;

-самостоятельное чтение параграф.17, п.4 стр.104

-отвечают индивидуально и записывают в тетрадь:

Причины гибели Ассирии:

- огромной территорией трудно было управлять;

- завоеванные страны постепенно набирали силу и отделялись от Ассирии;

-жестокость ассирийцев вызывала недовольство покоренных народов и стремление освободиться;

Регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану

Познавательные:

-выбор в тексте главного по вопросу учителя

-формулирование причин возвышения Ассирии

Познавательные:

-выбор информации по вопросу

-тезирование

Коммуникативные:

-принятие и осуществление роли консультанта;

-взаимопомощь и сотрудничество в группе;

- выслушивание ответов:

-корректировка и оценивание

Коммуникативные: оказывают помощь в четверках при определении направлений походов ассирийцев;

-осуществляют смысловое чтение;

Познавательные:

-обрабатывают дополн. информацию;

-выделяют главное, делают выводы;

-определяют понятие «держава»;

Личностные:

-самоопределяются  по отношению к завоевательной политике ассирийцев;

6.Первичное закрепление

Организует дискуссию:

-«В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?»

- Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? (на чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами? Как сегодня надо строить отношения с другими странами? Для чего?)

- работают по рядам с лидером- обсуждают и продумывают аргументы в доказательство своей позиции

Личностные:

-самоопределяются  по отношению к завоевательной политике ассирийцев; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

7. Подведение итогов урока.

-Что изучили сегодня на уроке?

 

Оценить отдельных учащихся


Подводят итог урока

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Домашнее задание: по п.17 выписать новые понятия, личности, даты и выуч.

-вопрос №3 (письменно-по желанию)

-инд.- презентация «Висячие сады Вавилона»

- работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия

«Меня удивило на уроке………..»

«Я сумел понять , что……………..»

«Я не успел на уроке………………….»

«Я бы еще хотел узнать о том, что………………..»

- Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме "Ассирийская держава".

Цель урока: выяснить развитие и гибель Ассирийской державыЗадачи урока:1.      Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесс...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...