Технологическая карта урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории древнего мира в 5 классе / ФГОС по учебнику Ф.А. Михайловского/
Класс: 5
УМК: Программы курса «История Древнего мира» Ф.А.Михайловского для 5 класса общеобразовательных учреждений (Москва, «Русское
слово»)
Тема урока: Ассирийская военная держава
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.
Задачи:
обучающие: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях ассирийской цивилизации; научиться устанавливать причинно-следственные связи падения этого государства;
развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать в группе, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления;
воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств.
Технологии и методы работы: проблемного обучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: организация своего рабочего места. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 1.Организует повторение домашнего материала: (использует помощь «помощников учителя» из учащихся) в течение 8 мин. -учитель во время ответов уч-ся лишь раздает им «жетоны-баллы» с разрешения «помощников учителя»(если они засчитывают ответ) -оценивание ответов учащихся («5»- за 3 верных ответа,»4»-за 2 верных ответа при 3-х попытках, «3» не ставится т.к. в течение урока можно наработать еще баллов) и работы 2-х помощников учителя с помощью оценки двух экспертов, оценки учащихся и самооценки . 2. Актуализация знаний (4мин.) -Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины: -Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла? - На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного? -Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации? - А теперь посмотрите на север Междуречья. Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы. |
-участвуют в оценивании ответов учащихся и экспертов;
- работают в парах по атласу и исторической карте; - работают консультанты, проверяют правильность ориентирования по атласу - работают с атласами, находят территорию Ассирии | Регулятивные: -самоорганизация -самооценка Коммуникативные: -выслушивают ответы других -коррекция ошибок одноклассников; -взаимооценка; |
3. Определение темы урока | Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему то назвали «Логовищем львов и городом крови»- Почему? Хотите узнать? Чему сегодня посвящаем урок? Что будем исследовать? -Как сформулируем тему урока? - Каковы будут сегодня цели нашего урока? | -вступают в диалог с учителем; -пытаются определить тему урока; - вовлекаются в активную познавательную деятельность | Познавательные: -через анализ языкового материала определяют тему урока |
4.Целеполагание и мотивация | Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно -нам удастся узнать об этой воинственной стране под названием Ассирия, которая в страхе держала многие древние народы. Возможная личностная проблема: зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? | -Выяснить, где находилась страна Ассирия, какие она вела войны и с кем воевала? -Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу? - Узнать кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава? | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения | 1.Предлагает план урока
-создает проблемную ситуацию: «Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?» -по 1 вопросу: (1-2 мин.) -организует работу по учебнику пар.17. п.1 стр.100-101: -Что способствовало росту могущества Ассирии? Благодаря чему она набирала силу? - организует работу по рядам с электронным диском «Образовательная коллекция» Задание: составить тезисный план «Каким было ассирийское войско?» (5 мин.) -проверка задания (5 мин.) –защита по тезисному плану ( по одному представителю от каждого ряда); -оценивание: по критериям (полнота, грамотность, логичность, краткость тезисов) -организует закрепление вопроса по презентации/слайды №5-10/ (2 мин.) -как действовала в бою колесница? -в каких ситуациях ассирийцы использовали кожаные мешки? -как выглядел ассирийский конный воин? -сколько лошадей запрягали в колесницу? - как можно определить, что в колеснице-ассирийский царь? -по 2 вопросу: организует работу с атласами(картосхема в учебн. стр.101) и исторической картой (слайд с картосхемой): -Какие страны были завоеваны ассирийцами? -Как управлялись завоеванные страны? (организует работу с дополнительными текстами об управлении Ассирийской державой, с понятием «держава») -проверка задания (мотивация-поощрение баллами-магнитиками)или оценкой, если полные ответы --по 3 вопросу: /презентация уч-ся;слайд №11-дворец Ашшурбанапала в Ниневии с крылатыми быками/ -что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя? -что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце? -о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя? -организует работу по учебнику и слайду №15 Задание: «Как и почему погибла Ассирийская военная держава?» (найти ответ в учебнике и сравнить с информацией слайда, а также использовать информацию дополнит. текста №1) - А что с библиотекой Ашшурбанапала? -проверка задания | -самост. чтение п.1 пар.17 стр.100-101, находят ответ на вопрос, выделяют причины и запис. в тетрадь: Причины возвышения Ассирии: 1.Горы, богатые железной рудой. 2.Рано стали использовать железо военном деле. 3.Ослабление власти Вавилона- Ассирия независимое гос-во. 4.Создали самую сильную армию. 5.Использовали колесницы и впервые конниц как ударную силуу. 6. Были специальн. строительные войска в помощь армии. 7. Использовали военную разведку. 8. Была совершенная осадная технология. - работают самостоятельно по рядам, составляют тезисный план на основе фактов с электрон. диска; затем обсуждают, используя помощь консультанта, выбирают выступающего для защиты задания от своего ряда; -оценивают, сравнивая, чей план более соответствует лучшей оценки, дополняют свои тезисные планы в ходе прослушивания; -закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Ассирийская военная держава» -работают в парах и четверках - работа в парах устная (работают по дополнительным текстам) -выступают в парах устно -индивидуальное выступление 1 уч-ся с презентацией «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии» (опережающее задание) -после выступления задает вопросы классу по своему выступлению; -самостоятельное чтение параграф.17, п.4 стр.104 -отвечают индивидуально и записывают в тетрадь: Причины гибели Ассирии: - огромной территорией трудно было управлять; - завоеванные страны постепенно набирали силу и отделялись от Ассирии; -жестокость ассирийцев вызывала недовольство покоренных народов и стремление освободиться; | Регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану Познавательные: -выбор в тексте главного по вопросу учителя -формулирование причин возвышения Ассирии Познавательные: -выбор информации по вопросу -тезирование Коммуникативные: -принятие и осуществление роли консультанта; -взаимопомощь и сотрудничество в группе; - выслушивание ответов: -корректировка и оценивание Коммуникативные: оказывают помощь в четверках при определении направлений походов ассирийцев; -осуществляют смысловое чтение; Познавательные: -обрабатывают дополн. информацию; -выделяют главное, делают выводы; -определяют понятие «держава»; Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; |
6.Первичное закрепление | Организует дискуссию: -«В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?» - Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? (на чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами? Как сегодня надо строить отношения с другими странами? Для чего?) | - работают по рядам с лидером- обсуждают и продумывают аргументы в доказательство своей позиции | Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам |
7. Подведение итогов урока. | -Что изучили сегодня на уроке?
Оценить отдельных учащихся | Подводят итог урока | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: по п.17 выписать новые понятия, личности, даты и выуч. -вопрос №3 (письменно-по желанию) -инд.- презентация «Висячие сады Вавилона» | - работают с дневниками, фиксируют домашние задания | Регулятивные: -организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации |
9. Рефлексия | «Меня удивило на уроке………..» «Я сумел понять , что……………..» «Я не успел на уроке………………….» «Я бы еще хотел узнать о том, что………………..» | - Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по теме "Ассирийская держава".
Цель урока: выяснить развитие и гибель Ассирийской державыЗадачи урока:1. Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесс...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...