Суд над фашизмом и агрессией
методическая разработка по истории на тему
Методическая разработка для круглого стола (, воспитание патриотизма. любви к Отчизне)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo.docx | 332.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Троицко – Харцызская ОШ № 18
Суд
над фашизмом и агрессией
Методическая разработка для проведения классного часа
Подготовила
учитель истории и права
Степаненко В. П.
Быть патриотом непросто. Воспитание гражданственности и патриотизма у молодёжи было и остаётся одной из главных воспитательных задач. Одним из направлений воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание учащихся на знании о Нюрнбергском процессе.
В чем актуальность этой темы? Кощунственно искажать историческую роль Нюрнбергского процесса и тем самым подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс фактически подтвердил главный вывод о сущности фашизма, как открытой террористической диктатуры.
Цели:
1.Ознакомить обучающихся с ходом Нюрнбергского процесса.
2. Изучать с учащимися решения международного суда.
3.Показать значимость борьбы с фашизмом.
Задачи:
1. Донести до учащихся историю Нюрнбергского процесса
2. Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.
Методы:
1. Поисковый этап (поиск информации).
2. Создание информационного текста.
.
Воспитание:
- у молодежи чувства патриотизма
- непримиримости к фашизму, неофашизму и другим проявлениям дискриминации человечества.
ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА:
- Помни и выполняй:
1)…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
2)…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…
3)…Мы поставим на колени весь мир. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки…уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».
- Подготовка к процессу:
К моменту окончания войны с Германией вопрос о проведении международного процесса над главными военными преступниками был решён положительно. В первую очередь это была заслуга советского народа, который обеспечил саму возможность проведения процесса, внеся решающий вклад в разгром фашистской Германии. Это была заслуга Советского правительства, первым поставившего вопрос о проведении международного судебного процесса над главными военными преступниками и последовательно боровшегося за его практическое воплощение. Это была также и заслуга мирового общественного мнения, оказавшего значительное внимание на позиции правящих кругов Запада.
После победы 9 мая, в конце мая месяца 1945 года началась подготовка к судебному процессу по делу над главными нацистскими военными преступниками.
Во время подготовки к процессу было собрано и проверено свыше 100 тысяч захваченных немецких документов и около 10 тысяч отобрано для более детального изучения; просмотрены миллионы метров пленки трофейных кинофильмов и свыше 30 тысяч доставлено в Нюрнберг. Часть фильмов была представлена в качестве доказательств. В Нюрнберг так же доставили личного фотографа Гитлера Гофмана и свыше 25 тысяч фотографии. Из них большинство подготовили к использованию в качестве доказательств.
- Начало процесса:
До начала заседания было организовано покушение на главу советского обвинителя Руденко. После этого еще больше усилили охрану (Прил. №1).
Начался Нюрнбергский процесс в 9 часов утра 20 ноября 1945 года.
Всего было 403 судебных заседания, на которых подсудимые дали показания; было допрошено 116 свидетелей. Русский текст стенограммы процесса составил 39 томов; один том содержал в себе 520 страниц.
Судей было восемь: четыре члена трибунала и четыре их заместителя, которые по болезни могли заменить одного из членов трибунала (Прил. №.2, 3).
- Подсудимые:
На скамье подсудимых в нюрнбергском дворце юстиции оказалась почти вся нацистская правящая клика за исключением Гитлера, Геббельса и
Гиммлера, покончивших жизнь самоубийством; разбитого параличом Круппа, дело которого было выделено и приостановлено; исчезнувшего и судимого заочно Бормана; Лея, повесившегося в камере нюрнбергской тюрьмы после ознакомления с обвинительным заключением.
Суду Международного военного трибунала были преданы следующие лица: Герман Вильгельм Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий военно-воздушными силами Германии; Рудольф Гесс – заместитель Гитлера по руководству нацистской партией; Иоахим фон Риббентроп – уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Вильгельм Кейтель – генерал-фельдмаршал, начальник штаба верховного командования вермахта; Эрнст Кальтенбруннер – начальник полиции безопасности; Альфред Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов фашистской партии; Ганс Франк – рейхслейтер фашистской партии по правовым вопросам; Вильгельм Фрик – имперский министр внутренних дел; Юлиус Штрейхер – один из создателей и руководителей нацистской партии; ельмар Шахт – президент рейхсбанка, министр экономики, генеральный уполномоченный по вопросам военной экономики; Вальтер Функ – имперский министр экономики, президент рейхсбанка; Карл Дениц – гросс-адмирал, командующий подводным флотом, с 1943г. главнокомандующий военно-морскими силами Германии; Эрих Редер – гросс-адмирал, в 1935-1943 гг. - главнокомандующий военно-морскими силами фашистского рейха; Бальдур фон Ширах – организатор и руководитель молодёжной организации «гитлерюгенд; Фриц Заукель – обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы, наделённый чрезвычайными правами и подчинённый непосредственно Гитлеру; Альфред Иодль – генерал-полковник, начальник штаба оперативного руководства ОКВ, заместитель Кейтеля и один из ближайших советников Гитлера; Франц фон Папен – один из активных организаторов захвата власти фашистами; Артур Зейсс-Инкварт – один из руководителей фашистской партии; Альберт Шпеер – соратник и фаворит Гитлера; Константин фон Нейрат - имперский министр иностранных дел в чине генерала СС; Ганс Фриче – ближайший сотрудник Геббельса.
Подсудимые, представшие перед Международным военным трибуналом, обвинялись:
- в том, что, преследуя цель установления мирового господства Германии, планировали, готовили и развязывали агрессивные войны, то есть обвинялись в совершении преступлений против мира – п. «а» ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала.
- нацисты обвинялись в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных территорий, угоне гражданского населения в Германию на принудительные работы, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесчисленных разорениях, неоправданных военной необходимостью, то есть обвинялись в совершении военных преступлений - п. «b» ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала.
- в массовом истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершённых в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т. е. в совершении преступлений против человечности п. «с» ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала (Прил.№4)..
- Процесс:
Документы обвинения, представленные на процессе, неопровержимо свидетельствовали о том, что все акты фашистской агрессии планировались и подготавливались задолго до их осуществления.
Большое значение имели и свидетельства лиц, занимавших высокие должности в командовании фашистской армии и разведки, таких как генерал- фельдмаршал Ф. Паулюс, Э. Лахузен, Г. Гизевиус и др.
Наступило время допроса подсудимых и свидетелей защиты. Фашистские главари вели себя на Нюрнбергском процессе, как профессиональные уголовники: и на предварительных допросах, и на суде они запирались, лгали, а когда их изобличали, признавались в менее значительных преступлениях, чтобы скрыть более тяжкие. Спасая свою шкуру, взваливали ответственность на сообщников, главным образом мёртвых – Гитлера, Гиммлера, Геббельса. Даже Кальтенбруннер заявил, что он-де не знал о зверствах гестапо. Люди, лишённые чести и совести, не останавливавшиеся ни перед какими злодеяниями для достижения своих преступных целей, они пытались на суде говорить о «долге» и «верности присяге» (Прил. №5, 6).
- Последнее слово. Исполнение приговора.
К 31 августа судебное следствие было завершено и Трибунал предоставил последнее слово подсудимым.
30 сентября ровно в 10 часов утра при переполненном зале началось оглашение приговора. Единственные, кого оправдали – Шахт, Папен и Фриче, которые были тут же освобождены из-под стражи.
- Военный трибунал приговорил: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейс-Инкварта и заочно Бормана — к смертной казни через повешение;
- Гесса, Функа и Редера — к пожизненному заключению;
- Шпеера — к 20 годам лишения свободы,
- Нейрата — к 15,
- Дёница — к 10 годам тюрьмы.
9 и 10 октября 1946 года в Берлине состоялось заседание Контрольного совета в Германии.
- Значение и уроки Нюрнберга.
В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. И суд не закончился в тот момент, когда палач накинул петлю на шею последнего из подсудимых, приговоренных Международным военным трибуналом к смертной казни. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью.
Преступления против человечества не имеют срока давности. В 2009 году в Америке был найден один из пособников фашистов, Иван Демьянюк. Заведено дело, по которому его осудили за преступления, совершенные в годы Второй Мировой Войны. Демьянюкуна сегодняшний день 89 лет. Но его преступления доказаны, и он осужден (Прил. №7, 8).
Приложение №1
Советский караул у здания трибунала во время работы
Нюрнбергского процесса.
Приложение №2
Комната машинисток Дворца правосудия
во время Нюрнбергского процесса.
Приложение №3
Открытие трибунала
Приложение №4
Камеры, в которых содержались подсудимые
Приложение №5
Допрос Риббентропа.
Приложение №6
Портрет Паулюса
Приложение №7
Документ И. Демьянюка
Приложение №8
Современная фотография И. Демьянюка
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возникновение фашизма в Европе
Причины возникновение фашизма,его последствия...
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»
Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...
Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"
Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...
План-конспект урока ИЗО Искусство против фашизма
На уроке ребята знакомятся с творчеством деятелей изобразительного искусства советского периода....
"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"
В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...
Агрессия. Виды агрессии. Виртуальная агрессия.
Мы часто говорим про здоровье наших детей, имея в виду здоровье физическое, и редко думаем об их психическом здоровье. Говоря о виртуальной агрессии, прежде всего, нужно определиться, что вообще ...