Рабочая программа ИСТОРИЯ 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена по требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Авторской программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-О.С. Сороко-Цюпы (Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ {А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.}.-М.: Просвещение, 2011.) и Авторской программы к предметной линии учебников А.А Данилова, Л.Г. Косулиной (Данилов А.А.История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Б. Морозов.-М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного курса
Особенности программы- ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.- от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
С целью формирования социальной антикоррупционной компетентности в некоторые уроки включены элементы по антикоррупционной проблематике.
Цели изучения курса
1.Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи изучения курса
1.Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
2.Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
4.Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов ( определять причины и прогнозировать следствия).
Формы контроля
- устное сообщение учащегося;
- исторический диктант;
- эссе на историческую тему;
- тесты;
- задания в рабочей тетради и на карточках;
- составление сравнительных таблиц
Способы достижения учащимися соответствующего уровня образованности
1. Работа на уроке.
2. Выполнение домашнего задания.
3. Индивидуальные консультации.
4. Предметные олимпиады.
5. Творческие конкурсы.
6. Проектно-исследовательская деятельность.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета, в 6 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира. Уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией ( анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
.
Содержание учебного предмета
Всеобщая история.
История Средних веков
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян- Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства-православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XVвв).
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Монголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Похода Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XVвв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетня война: причины и итоги. Жанна д' Арк. Война Алой и белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России
История России с древности до XVв.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IXвв.).
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй. Верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX-начало XIIв.)
Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII- первая половина XIIIв.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIIIв.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьба с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства ( вторая половина XIII-середина XVв.).
Русские земли во второй половине XIII-первой половине XVв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергей Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV-началеXVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо- западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XVвв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва-центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва-Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Учебно-тематический план
Распределение учебного материала курса | Контрольные мероприятия | |||
№ | Наименование раздела | Количество часов | Вид проводимого контроля | |
История Средних веков (32 ч.) | ||||
Введение | 1 | |||
1 | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 5 | ||
2 | Византийская империя и славяне | 2 | Тест ур. №7 | |
3 | Арабы в VI-XI вв. | 2 | ||
4 | Феодалы и крестьяне | 2 | Контрольная работа ур. №11 | |
5 | Средневековый город и его обитатели | 2 | ||
6 | Католическая церковь | 2 | Тест ур.№15 | |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе | 5 | ||
8 | Германия и Италия в XII-XV вв | 2 | Тест ур.№22 | |
9 | Славянские государства и Византия | 2 | ||
10 | Культура Западной Европы | 3 | ||
11 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 4 | Тест ур. № 32 | |
История России (38 ч.) | ||||
1 | Древняя Русь в VIII – первой половине XII в. | 9 | Контрольная работа ур. №41 | |
2 | Русь Удельная в XII - XIII вв. | 9 | Тест ур.№ 50 | |
3 | Московская Русь в XIV – XVI вв. | 20 | Тест ур.№ 63 Контрольное тестирование ур.№ 66 Защита проектов ур. № 67-68 | |
Итого: 70 | Итого: 10 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Наглядные пособия.
Исторические карты:
- Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
- Великое переселение народов.
- Франкское государство в V- начале IX в.
- Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
- Арабы в VII-XI вв.
- Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв).
- Западная Европа в XI-начале XIIIв. Крестовые походы.
- Англия и Франция в XI- начале XVI в.
- Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
- Европа в XIV-XVвв.
- Англия и Франция во второй половине XV в.
- Чехия в XIII-XV вв.
- Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
- Индия и Китай в Средние века.
- Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVIIв.
Демонстрационные таблицы:
- Крестовые походы 1096-1270 гг.
- Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
- Крестьянская община.
- Средневековый замок.
- Городское самоуправление в XII-XV вв.
- Вассальная пирамида XIII-XIV вв.
2. Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://www.history.ru http://lesson-histori.narod.ru/ob1011.htm http://his.l september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/muzeu.htm |
Исторические фото- документы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html http://www.humanities.edu.ru/db/sec/44/6 http://www.sovr.ru | |
Исторические фото- документы, записи песен, гимнов, речей | http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6 | |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
Презентации | http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya http://viki.rdf.ru http://prezentacii.com/istori http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://ooc-school.ru http://www.openclass.ru http://www.history.lact.ru http://mirppt.ucoz.ru http://www.proshkolu.ru http://ppt-presentation.ru | |
Справочные и дополнительные материалы по истории | Исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=lanskiy http://www.rusarchives.ru |
3.Технические средства обучения.
1.Мультимедийный компьютер.
2.Мультимедийный проектор.
3.Экран проекционный.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК
Учебно-методический комплекс по истории Средних веков для 6 класса
1.Агибалова, Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-М.: Просвещение, 2014.
2.Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс 9к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.В. Игнатов.-М.: Просвещение, 2012.
3. История Средних веков. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского/ авт.-сост. Т.А. Галиуллина.-Волгоград: Учитель, 2014.
4.Крючкова, Е. История средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова.- М.: Просвещение, 2012.
Учебно-методический комплекс по истории России для 6 класса
1.Данилов, А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2012.
2.Данилов, А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2013.
3.Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVIвека. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.-М.: Просвещение, 2012.
4.Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. История России. Тестовые задания. 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.
Список литературы
Список литературы для учителя
1.Агафонов, С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс/С.В. Агафонов.-М.:Русское слово, 2005.
2.Алферова, И.В. История России. Древняя Русь (XII-XVвв.): пособие для учителя истории. 6 класс/ И.В. Алферова, В.Ф. Блохин.-М.: Курсив, 2010.
3. Биберина, А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V- конец XVв.). 6 класс/ А.В. Биберина.-М.: Сфера, 2000.
4.Блохин, В.Ф. История России. Древняя Русь (VI-XII вв.): пособие для учителя истории. 6 класс / В.Ф. Длохин.-М.: Курсив, 2010.
5.Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания/ авт.-сост. С.Н. Степанько.-Волгоград: Учитель, 2009.
6.Донской, Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г.М. Донской.-М.: Просвещение, 1992.
7.История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам /авт.-сост. Н.А. Стыденко.- Волгоград: Учитель, 2008.
8.История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт.-сост. Н. Ю Бухарева.-Волгоград: Учитель, 2009.
9.История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011.
10. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. Н.Н.Ярцева.-Волгоград: Учитель, 2009.
11.История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс/ авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко.-Волгоград: Учитель, 2011.
12.История.5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Т.В. Типаева.- Волгоград: Учитель, 2008.
13. Кулагина, Г.А. Сто игр по истории/Г.А. Кулагина.-М.: Просвещение,1983.
14. Петрова, Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя: учеб.-метод. материалы/Н.Г.Петров.-М.: Русское слово, 2002.
15.Смирнов, С.Г. Задачник по истории Средних веков / С.Г. Смирнов.- М.: Просвещение, 2001.
16. Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся/ Т.Черкашина.- Волгоград: Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся
1.Амбаров, В.Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В.Н. Амбаров, С.Г. Антоненко, П.И.Андреев.- М.: Дрофа, 1999.
2.Багрова, Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л.А.Багрова.-М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2002.
3.Булычев, К. Тайны Средневековья /К. Булычевю-М.: Дрофа Плюс, 2011.
4. Волкова, Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс: хрестоматия/ Е.В. Волкова, Г.С. Хартулари.- М.: Дрофа, 2007.
5. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой.-М.: Эксмо-Пресс, 1999.
6.Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О.Огнева.-М.: Росмэн, 2000.
7. Чекулаева, Е.О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е.О. Чекулаева.-М.: АСТ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...