Рабочая программа по истории 10 класс 2015-2016 уч. год
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
В рабочей программе по истории изложены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_10_kl.odt | 59.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей истории и обществознания Руководитель МО __Чумак О.В.__ Протокол № _1__ от «___»_августа_2015_г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 Осипенко Е.А. «____»___августа____2015г. | «Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е._____________ Приказ № ___ от «__»___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века» и «Истории России с древнейших времен до середины XIX века»
( базовый уровень)
10 « А» класс
разработана на основе
«Примерной программы основного общего образования по истории
и авторской программы О.Н. Журавлевой «История России с древнейших времен до середины XIX века.» и авторской программы Л.Н.Алексашкиной «Всеобщая история».
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ 511
Самсонова Лариса Анатольевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от «___» августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО)
3. Приказ Министерства образования РФ от 31. 03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию ».
4 .Федеральная Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории
5. Авторская программа О. Н. Журавлевой « История России. 10 класс. Проектирование учебного курса Методическое пособие. .М.: Вентана-Граф, 2014 г.
- История: программа: 10-11 классы общеобразовательных организаций/ О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская, М.: Вентана-Граф, 2014 г.
- Программа «Всеобщая история 10-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.Н. Алексашиной, В.А. Головиной. Базовый уровень /Авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2011;
Место предмета
На изучение курса истории в 10 классе на базовом уровне отводится 102 часа, из них, согласно программе, Всеобщая история изучается не менее 26 часов, история России - 72 часа. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю.
В базовом учебном плане на изучение истории отводится 2 часа в неделю, в учебном плане ОУ количество часов увеличено до 3 часов в неделю за счет школьного компонента. В КТП эти часы помечены - *. Один час добавлен в связи с большим объемом материала и подготовкой к ЕГЭ. Эти часы расходуются на углубление и закрепление знаний, учебных умений и навыков.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу.
Так как примерная программа предполагает вариативность изменения часов, то данная программа не выходит за пределы рекомендованного количества часов.
Общая характеристика учебного предмета, класса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса и специфики классного коллектива. В 10 «Б» классе обучается 34 ученика: 20 мальчиков и 14 девочек. Класс сформирован на базе 9»В» и 9»Б» классов, 4 ученицы поступили из других школ. Психологическое и физическое развитие учащихся в норме. Дети положительно относятся к установленным правилам поведения в школе. Класс активно участвует в жизни школы. Вне учебных занятий активно занимается краеведением, спортом. Дети настроены на хорошую учебу. В классе 14 учащихся, которые хорошо успевают по предмету, 2 ученицы успевают на «отлично». Слабо мотивированы Окуловская Т., Пьянкова Г., Бурковский Н. Между детьми в классе товарищеские отношения. По важным вопросам в классе вырабатывается единое мнение, развита в классе самокритика. Дети могут работать над поставленной задачей и доводить ее до конца. У ребят наблюдается бережное отношение к труду. Адекватно воспринимают критику и исправляют недостатки.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основными задачами данного курса являются:
- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исто рических знаний учащихся;
- обобщение знаний на теоретическом уровне, со здающем цельноосмысленную картину истории че ловечества, включая представления о периодиза ции, цивилизациях, прогрессе, «доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
- формирование у учащихся исторического мыш ления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными по нятиями;
- осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
- воспитание у учащихся гуманистического виде ния мира, неприятия всех проявлений дискрими нации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по време ни и современным культурам;
- формирование у учащихся гражданских идеа лов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилисти ческого отношения к истории и культуре своей Ро дины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
- воспитание учащихся в духе признания неиз бежности плюрализма взглядов, социального ком промисса и толерантности, предотвращения соци альных конфликтов путем поиска их мирного раз решения.
Содержание образовательной программы
Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века
Введение. История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории.
Первобытность
Эпоха первобытности. Основные этапы эволюции человека. Палеолит : становление человеческого общества, мезолит: эпоха перемен, неолит : «неолитическая революция»
Древний мир
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока( Египет, Месоппотамия, Восточное Средиземноморье, Иран, Индия, Китай). Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья ( Древняя Греция и Древний Рим). Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Средние века
Понятие и периодизация средних веков. Начало средних веков. Раннее средневековье. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. культура средневековой Европы. Предпосылки модернизации. Народы Центральной и Юго-Восточной \азии в период Средневековья.
Новое время
Понятие и периодизация «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Реформация и контрреформация в Европе. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
История России. С древнейших времен до середины XIX века
Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX – начало XIII в.)
Введение История России – часть всемирной истории.. Народы и древнейшие государства на территории России Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Глава 2 . Русские земли и княжества в XIII – середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно- представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Глава 4. Россия на пороге Нового Времени (XVII в.)
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Глава 5. Россия в XVIII столетии
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Внутренняя и внешняя политика России в XVIII в., Культура России в этот период времени.
Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в.
Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой в первой половине XIX в.
Россия в конце XIX в.: проблемы и перспективы развития (итоговое обобщение).
Заключение. Россия и мир в конце второго тысячелетия.
Источники информации и средства обучения.
УМК
1. Алексашкина Л. Н., Головина В.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для общеобразовательных учреждений( базовый и профильный уровни)/ М.: Мнемозина, 2010
2. Журавлева О. Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России. 10 класс. М.: Вентана-граф, 2011
3. Сорокина Е.Н. История России. Методическое пособие. 10 класс. М.: Вентана-граф. 2011
4. Журавлева О. Н. История России Проектирование учебного курса: Методические рекомендации М.: Вентана-Граф, 2010
5. История: программа 10-11 классы общеобразовательных организаций/ О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская/ - М.: Вентана-Граф, 2014
6.Программа «Всеобщая история 10-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.Н. Алексашиной, В.А. Головиной. Базовый уровень /Авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2011;
7. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Дополнительная литература
1.Зуев М.Н. Хроника истории России. М.: Дрофа, 2010
- Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы , М.: Аст-пресс школа, 2011
3. История . Подготовка к экзамену. 11 класс .Саратов: Лицей, 2012
4. Баранов П.А., Шевченко С.В. История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Аст-астрель, 2013
5. Книга для чтения по истории средних веков. Пособие для учащихся.М.: Просвещение, 2010
6. История государства и права. Конспект лекций. М,: Юрайт-Издат, 2010
7. Зуев М.Н., Лебедева Р.Н. История, Даты. М.: Экзамен, 2011
8. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. Анализ исторического источника.Ростов -на -Дону: Легион, 2014
9. Кредер А.А. Словарь по новейшей истории. М.: Центр гуманитарного образования.2000
Интернет
http://fcior.edu.ru/
Компакт-диски
1. Правители и императоры ( видеосерия «В кругу великих имен»)
2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. Уроки Всемирной истории.
3.Энциклопедия истории России. 862-1917гг. (Cominfo)
4.Библиотека мировой художественной культуры.
5.История России и её соседей «Аванта +»
6. Большая электронная детская энциклопедия «Искусство», «Архитектура».
7. История искусств. Классические труды.
Тематическое планирование
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 10 класса (таблица 1), в соответствии с программой воспитания и социализации школьников, реализуемой в школе в программу внесены вопросы по профориентации, гражданскому, правовому и антикоррупционному воспитанию, самообразованию и самоопределению, а также дискуссионные и проблемные вопросы. Перечень подтем внесенных в КТП представлен в таблице 2.
Класс | Объем учебного времени (федеральный и школьный компонент) | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени | |
История России | Всеобщая история | |||
X класс | 102 ч | История России ( с древнейших времен до середины XIX века.) Не менее 72 часов | Всеобщая история ( с древнейших времен до конца XIX века) не менее 26 часов | 4 ч |
№п/п | Разделы, темы | Общее кол-во часов | Теоре- тические | Тестовый тематический контроль | ||||
Всеобщая история 26 часов | ||||||||
Введение. История в системе гуманитарных наук | 1 | 1 | ||||||
Раздел 1. Первобытность | 1 | 1 | ||||||
Раздел 2. Древний мир | 5 | 5 | ||||||
Раздел 3. Средние века | 5 | 5 | ||||||
Раздел 4. Новое время | 12 | 2 | ||||||
Обобщающее повторение | 1 | 1 | ||||||
Контрольная работа № 1 «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» | 1 | 1 | ||||||
История России ( 72 часа) | ||||||||
Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX – начало XIII в.) | 16 | 16 | ||||||
Глава 2 . Русские земли и княжества в XIII – середине XV в. | 11 | 11 | ||||||
Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. | 13 | 13 | ||||||
Глава 4. Россия в начале Нового Времени (XVII в.) | 9 | 9 | ||||||
Глава 5. Россия в XVIII столетии | 10 | 10 | ||||||
Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в. | 12 | 12 | ||||||
Контрольная работа № 2 «История России с древнейших времен до середины XIX столетия» | 1 | |||||||
Резерв | 4 | 4 | ||||||
Итого: 102 час |
В соответствии с программой воспитания и социализации школы внесены подтемы:( в основных темах они отмечены двумя звездочками)
№ урока | Основная тема | Направления работы | Подтема |
94 | Быт и нравы российских сословий в XIX в. | Антикоррупция | Последствия коррупции и методы борьбы этим явлением |
1 | Введение. История в системе гуманитарных наук | Профориентация | Формула профессии |
33 | Принятие христианства на Руси | Гражданское воспитание | 1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира- крестителя Руси |
44 | Агрессия на Русь со стороны северо-запада | Гражданское воспитание | День памяти Святого Благоверного А. Невского |
18 | Страны Азии в XVI -XIX веках | Гражданское воспитание | 70-летие победы с милитаристской Японией |
84 | Культура России в XVIII в | Гражданское воспитание | 250 лет со дня рождения Карамзина |
93 | Культура России в первой половине XIX в | Гражданское воспитание | 195 лет со дня рождения А.А. Фета |
56 | Право и суд в России XV-XVI вв.. | Правовое воспитание | Правовая культура в России |
Формы организации учебного процесса:
- Приоритетными педагогическими технологиями являются: технология проблемного обучения и технология развития критического мышления;
- ИКТ
- коллективная. групповая; индивидуальная формы работы;
Формы занятий: лекции, диспуты, дискуссии, практические и лабораторные работы
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся:
● результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля;
● знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях;
● обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию обществознания как учебной дисциплины;
- правильно выполнил схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
4. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 10-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме тестирования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать:
- Основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- Периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- Историческую обусловленность современных общественных процессов;
- Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
Уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на своё представление об их исторической обусловленности,
- Критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
- Соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
- Осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Тема урока | Количество часов | Основные элементы содержания | Формы контроля/педагогические технологии | Планируемые результаты | Домашнее задание | Сроки освоения | |||||||||||||||
Всеобщая история ( 26 часов) | ||||||||||||||||||||||
1** | Введение. История в системе гуманитарных наук | 1 | Хронологическая последовательность развития человечества, особенность познания прошлого, теории исторического развития, науки, изучающие историю | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: хронологическую последовательность развития человечества Уметь: объяснять особенности познания прошлого, характеризовать теории исторического развития, науки, изучающие историю | с. 5-10, отвечать на вопросы . с. 11 | 1.09 -5.09 | |||||||||||||||
2 | Первобытность | 1 | Этапы развития человечества в п.о., неолитическая революция, регионы прародины человечества. происхождение человечества | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: этапы развития человечества в п.о., неолитическая революция Уметь: показать на карте регионы прародины человечества. Выявлять гипотезы, происхождение человечества, характеризовать особенности неолитической революции | Глава 1, отвечать на вопросы после главы | 1.09 -5.09 | |||||||||||||||
3* | Древний Восток | 1 | Возникновение первых государств Древнего Востока. Особенности их развития и месторасположения | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: первые государства, показывать на карте Уметь:характеризовать социальную структуру общества, особенности политической власти ( восточная деспотия) | Глава 2-3, отвечать на вопросы после главы | 1.09 -5.09 | |||||||||||||||
4 | Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса | 1 | Особенности развития древнегреческих полисов, греко-персидские войны | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: ключевые события истории Античности Уметь: выявлять особенности хозяйственной деятельности Древней Греции, характеризовать Древнегреческие полисы. Варианты его развития | Глава 4, отвечать на вопросы после главы | 7.09 -12.09 | |||||||||||||||
5 | Древняя Греция : от полиса к эллинистическим монархиям | 1 | Эллинистический мир: особенности развития, эпоха А. Македонского | Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: ключевые события истории Античности: эпоха Александра Македонского Уметь: показывать на карте основные завоевательные походы А. Македонского,давать оценочные суждения о характере завоеваний А. Македонского | Глава 5, отвечать на вопросы после главы | 7.09 -12.09 | |||||||||||||||
6* | Древний Рим: от основания города до падения республики | 1 | Римский город, республика. Империя: особенности развития. Отличие от греческих полисов | Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: основные события истории Рима, особенности римской республики Уметь: анализировать причины появления и падения республики, объяснять отличие греческих полисов от римских городов | Глава 6, отвечать на вопросы после главы | 7.09 -12.09 | |||||||||||||||
7 | Римская империя | 1 | Религии древнего мира: зороастризм, иудаизм, буддизм. Конфуцианство. Система социальных норм | Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: Религии древнего мира: зороастризм, иудаизм, буддизм. Конфуцианство. Система социальных норм Уметь: характеризовать и сравнивать религии, систему норм в обществе | Глава 7, отвечать на вопросы после главы | 14.09-19.09 | |||||||||||||||
8 | Средневековое общество | 1 | Понятие и периодизация «Средние века», складывание системы феодов, взаимоотношение светской и церковной власти , социальная структура средневекового общества | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: положение католической церкви , социальная структура средневекового общества, периодизация средневековой истории Уметь: характеризовать положение социальных слоев населения и роль церкви в жизни общества, объяснять причины заката Средневековья | Глава 8,10 отвечать на вопросы после главы | 14.09-19.09 | |||||||||||||||
9* | Перекресток цивилизаций на Востоке | 1 | Арабский мир, ислам, падение Византии ( причины), Оманская империя | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: хронологию событий на территории Востока Уметь: выявлять причины появления ислама, причины падения Византии, анализировать особенности политического развития Арабского Халифата и Османской империи | Глава 9, отвечать на вопросы после главы | 14.09-19.09 | |||||||||||||||
10 | Образование централизованных монархий в Европе | 1 | Власть светская и церковная. Процесс создания централизованных государств | . Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: последовательность событий при создании централизованных государств Уметь: разъяснять причины появления централизации в Европе, роль церкви в этом процессе | Глава 11, отвечать на вопросы после главы | 21.09-26.09 | |||||||||||||||
11 | Культура Средневековой Европы | 1 | Образование, литература, архитектура, Возрождение, гуманизм | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: понятия культурной жизни Средневековой Европы, основных деятелей культуры Уметь: объяснять причины зарождения идеологии гуманизма, характеризовать эпоху Возрождения, сравнивать проявление «Возрождение» в разных странах | Глава 12, отвечать на вопросы после главы | 21.09-26.09 | |||||||||||||||
12* | Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья | 1 | Индия, Китай и Япония: особенности развития. Монгольская держава, завоевания | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами. | Знать: хронологию завоеваний монголов, особенности политического, социально- культурного развития Индии, Китая, Японии Уметь: делать сравнительный анализ развития стран Азии, выявлять сходство и различие. Объяснять причины успешных завоеваний монголов | Глава 13, отвечать на вопросы после главы | 21.09-26.09 | |||||||||||||||
13 | На пути к Новому времени | 1 | Понятие и периодизация Нового времени, Великие географические открытия. Реформация и контрреформация в Европе | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: периодизацию нового времени, события Великих географических открытий. Реформация и контрреформация в Европе. Уметь: характеризовать Великие географические открытия, дать оценку Реформации и Контреформации ( причина, следствие, деятели) | Глава 14, отвечать на вопросы после главы | 28.09-3.10 | |||||||||||||||
14 | Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII веках | 1 | Английская революция. Просвещенный абсолютизм. Образование США | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: даты и термины по теме урока Уметь: характеризовать причины революции ,последствия и цели воюющих сторон, результаты, значение; объяснять причины образования США | Глава 15-16, отвечать на вопросы после главы | 28.09-3.10 | |||||||||||||||
15* | Великая французская революция XVIIIвека | 1 | Хронология событий французской революции. Причины, цели, последствия, результат | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: даты и термины по теме урока Уметь: анализировать причины, цели, последствия, результат и значение революции. Сравнивать с английской революцией | Глава 17, отвечать на вопросы после главы | 28.09-3.10 | |||||||||||||||
16 | Страны Европы и США в первой половине XIX века | 1 | Промышленная революция и ее последствия. Социалистические идеи. Идейно-политические течения. Социальные движения | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: промышленный переворот и его признаки Уметь: указывать особенности промышленного переворота, характеризовать основные идейные течения, причины их появления, характеризовать особенности рабочего движения | Глава 18, отвечать на вопросы после главы | 5.10-10.10 | |||||||||||||||
17 | Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века | 1 | Национальные вопросы и национальные государства. Гражданская война в США | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: даты и термины Уметь: характеризовать итоги и последствия гражданской войны в США, выявлять особенности образования национальных государств в Европе | Глава 19, отвечать на вопросы после главы | 5.10-10.10 | |||||||||||||||
18** | *Страны Азии в XVI -XIX веках | 1 | Страны Азии. Особенности развития | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: закономерности развития стран Азии Уметь: анализировать особенности экономического, политического и социального развития данных государств, сравнивать с государствами Европы | Глава 20, отвечать на вопросы после главы | 5.10-10.10 | |||||||||||||||
19 | Страны Латинской Америки в XVI -XIX веках | 1 | Страны Латинской Америки. Особенности развития | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать:закономерности развития стран Латинской Америки Уметь: составлять сводную таблицу, выявлять особенности экономического, политического и социального развития | Глава 21, отвечать на вопросы после главы | 12.10-17.10 | |||||||||||||||
20 | Страны Африки в XVI -XIX веках | 1 | Страны Африки. Особенности развития | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать:закономерности развития стран Африки Уметь: сравнивать и анализировать экономическое., политическое и социальное развитие стран | Глава 21, отвечать на вопросы после главы | 12.10-17.10 | |||||||||||||||
21* | Культура в XVII-XVIII веках : барокко и классицизм | 1 | Образование, литература, искусство, архитектура данного периода времени | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать : особенности направлений культуры и основных представителей барокко и классицизма Уметь: характеризовать черты направлений в искусстве, делать сообщения об известных деятелях культуры | Глава 22, отвечать на вопросы после главы, сообщения | 12.10-17.10 | |||||||||||||||
22 | Культура XIX века: новые горизонты | 1 | Общая характеристика. Достижения и проблемы. | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: основные достижения культуры Уметь: выявлять основные этапы культурных достижений | Глава 22, отвечать на вопросы после главы | 19.10-24.10 | |||||||||||||||
23 | Международные отношения в XVII-XVIII веках | 1 | Основные периоды и проблемы международных отношений. Войны на конфессиональной почве. Войны за «наследство» | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: периоды и проблемы м/о Уметь: на примере государств Европы рассказывать о новых явлениях в развитии м/о | Глава 23, отвечать на вопросы после главы | 19.10-24.10 | |||||||||||||||
24* | XIX в. : новые веяния в международных отношениях? | 1 | Направления международных отношений. Отношения между народами. На рубеже веков. Кризис Венской системы. Образование военно-политических блоков. Начало пацифистского движения | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: черты развития м/о, понятия Уметь: анализировать основные международные события , указывая их причины, содержание, итоги и последствия | Глава 23, отвечать на вопросы после главы | 19.10-24.10 | |||||||||||||||
25 | Обобщающее повторение | 1 | Основные периоды развития всеобщей истории, даты, понятия, личности | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с историческими текстами | Знать: основные периоды развития всеобщей истории, даты понятия Уметь: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать текст, работать с картой | Повторить понятия , термины, даты | 26.10-31.10 | |||||||||||||||
26 | Контрольная работа № 1 «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» | 1 | 26.10-31.10 | |||||||||||||||||||
История России (72 часа) | ||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX- начало XIII вв..) 16 ч | ||||||||||||||||||||||
27* | Введение в изучение курса «История России» 1 | Периодизация русской истории, теории историков относительно исторического развития России | Знать: история, предистория, имена выдающихся историков Уметь: выделять особенности российской цивилизации, характеризовать этапы российской истории, объяснять сущность теорий | Введение, с. 4-7 | 26.10-31.10 | |||||||||||||||||
28 | У истоков человеческой цивилизации 1 | Периодизация п/о, индоевропейцы,антропогенез, человеческое стадо, соседская община, род, неолитическая революция | Знать: периодизация п/о, индоевропейцы,антропогенез, человеческое стадо, соседская община, род, неолитическая революция Уметь: анализировать источники по истории п/о, характеризовать процесс антропогенеза | § 1, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 9.11-14.11 | |||||||||||||||||
29 | Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы 1 | Праславянее, колонизация, великое переселение народов, монотеизм, кочевые племена, занятия | Знать: праславянее, колонизация, великое переселение народов, монотеизм, кочевые племена Уметь: характеризовать занятия соседних народов и государств, выявлять влияние народов на жизнь восточных славян | § 2, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 9.11-14.11 | |||||||||||||||||
30* | Ранняя история восточных славян 1 | Князь, дружина, племенные союзы, военная демократия, вече, занятия и верования славян | Знать: Понятия -князь, дружина, племенные союзы, военная демократия, вече Уметь: характеризовать особенности особенности «военной демократии» , занятия и верования славян | § 3, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 9.11-14.11 | |||||||||||||||||
31 | Становление государственности на Руси 1 | Две теории : норманская и «антинорманская» теории (сущность), этапы образования государства | Знать: две теории : норманская и «антинорманская» теории Уметь: сравнивать эти теории, определять этапы образования государства, выделять результаты образования Руси | § 4-5, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 16.11-21.11 | |||||||||||||||||
32 | Деятельность первых русских князей 1 | Основные направления внутренней и внешней политики первых русских князей, реформ ы Ольги | Знать: даты, факты, имена Уметь: характеризовать основные направление внутренней и внешней политики первых русских князей, значение реформ Ольги | § 4-5, сообщения. Учить ППХ | 16.11-21.11 | |||||||||||||||||
33** | *Принятие христианства на Руси 1 | Процесс принятия христианства на Руси | Знать: даты, факты, имена Уметь: анализировать причины и последствия принятия христианства, влияние Византии на Русь | § 4-5,отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 16.11-21.11 | |||||||||||||||||
34 | Русь в период правления Ярослава Мудрого 1 | Направления внутренней и внешней политики Я. Мудрого, его реформаторская деятельность | Знать: междоусобные войны, династический брак, «Русская правда», лествичное право Уметь : определять причины междоусобиц на Руси,характеризовать основные направления политики А. Мудрого | § 6, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 23.11-28.11 | |||||||||||||||||
35 | Русь от Владимира Мономаха до Мстислава Великого 1 | Направления внешней и внутренней политики Владимира Мономаха и Мстислава Великого | Знать: дату и суть Любеческого съезда, причина противостояния Новгорода и Киева Уметь: характеризовать деятельность князей, основные категории населения | § 6, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 23.11-28.11 | |||||||||||||||||
36 | Политическое устройство Руси XI-XII вв.. 1 | Политическая структура общества, право и суд | Знать: политическая структура общества, право и суд, вотчина . Уметь: давать характеристику правам и обязанностям категории политической элиты | § 7, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 23.11-28.11 | |||||||||||||||||
37* | Социальное устройство Руси XI-XII вв.. 1 | Социальная структура общества, категории свободного и зависимого населения, вотчинное землевладение, быт населения, общественное сознание | Знать: Социальная структура общества, категории свободного и зависимого населения, вотчинное землевладение, быт населения Уметь: сравнивать права и обязанности разных категорий зависимого населения, анализировать исторический источник | § 7, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 30.11-5.12 | |||||||||||||||||
38 | Полицентризм на Руси 1 | Причины, суть политической раздробленности и ее последствия, основные центры полицентризма | Знать: Причины, суть политической раздробленности, последствия, основные центры полицентризма Уметь: показывать на карте основные политические центры Руси, анализировать причины и последствия раздробленности, выявлять плюсы и минусы раздробленности. Сравнивать политическую раздробленность Руси и Европы | § 8, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 30.11-5.12 | |||||||||||||||||
39 | Центры политической раздробленности на Руси 1 | Характеристика политического и социально-экономического развития центров полицентризма на Руси: Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Смоленское княжество, Галицко-Волынская земля, Черниговское княжество | Знать: особенности развития центров полицентризма на Руси: Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Смоленское княжество, Галицко-Волынская земля, Черниговское княжество Уметь: анализировать влияние географических факторов на особенности политического и социально-экономического развития центров полицентризма Руси, составлять сравнительную таблицу по особенностям развития этих центров | § 9, отвечать на вопросы после параграфа . Учить ППХ | 30.11-5.12 | |||||||||||||||||
40* | Культура домонгольской Руси 1 | Культура (жанры), влияние Византии на Русь, черты культуры Руси, житие, фреска, икона | Знать: культура, житие, фреска, икона Уметь: называть памятники древнерусской культуры, называть основные литературные жанры, выявлять влияние Византии на русскую культуру | § 10 отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 7.12-12.12 | |||||||||||||||||
41 | Древнерусское государство: итоги и особенности исторического развития 1 | Систематизация материала по истории Древней Руси | Знать: основные даты по теме урока и понятия Уметь: систематизировать и обобщать материал, участвовать в дискуссии, работать с текстом исторического источника | Повторить даты и понятия | 7.12-12.12 | |||||||||||||||||
42 | Древняя Русь: личности в истории 1 | Обобщение материала по деятельности древнерусских князей | Знать: период правления древнерусских князей, направления внутренней и внешней политики Уметь:обобщать и делать выводы, анализировать исторические источники, решать познавательные задачи | Написать эссе | 7.12-12.12 | |||||||||||||||||
Раздел 2. Русские земли и княжества в XIII- середине XV в. 11 ч | ||||||||||||||||||||||
43* | Русские земли в эпоху монгольских завоеваний 1 | Этапы иноземных завоеваний , причины и пути завоеваний монголами Руси, причины поражения Руси | Знать: основные даты, имена, события Уметь: характеризовать этапы иноземных завоеваний , причины, показывать по карте пути завоеваний монголами Руси, анализировать причины поражения Руси | § 11, отвечать на вопросы после параграфа.. Учить ППХ | 14.12-19.12 | |||||||||||||||||
44** | Агрессия на Русь со стороны северо-запада 1 | Завоевательные походы крестоносцев, А. Невский, Невская битва, Ледовое побоище | Знать: основные даты, имена, события Уметь: выявлять причины завоевательных походов крестоносцев, причины их поражения, роль А. Невского в сохранении независимости Руси | § 11, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 14.12-19.12 | |||||||||||||||||
45 | Русские Земли под игом Золотой Орды 1 | Система вассальной зависимости Руси от Золотой Орды, последствия ордынского ига | Знать: ордынское иго, ярлык, баскак, выход Уметь: характеризовать систему вассальной зависимости Руси от Золотой Орды, определять плюсы и минусы ордынского ига | § 12, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 14.12-19.12 | |||||||||||||||||
46* | Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси 1 | Основные этапы борьбы между Москвой и Тверью, Иван Калита, предпосылки объединения русских земель | Знать: этапы борьбы между Москвой и Тверью, Уметь: выявлять предпосылки объединения русских земель, оценить деятельность И. Калиты, дать сравнительный анализ Твери и Москвы | § 13, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 21.12-26.12 | |||||||||||||||||
47 | Возвышение Москвы 1 | Этапы собирания русских земель вокруг Москвы преемниками И .Калиты, причины возвышения Москвы | Знать этапы собирания русских земель вокруг Москвы преемниками И .Калиты Уметь: выявлять причины возвышения Москвы, анализировать деятельность московских князей в отношении Золотой Орды | § 14, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 21.12-26.12 | |||||||||||||||||
48 | Русские земли в период княжения Д. Донского 1 | Сражение на Куликовом поле, причины, ход, результаты, деятельность Д. Донского | Знать: даты, события Уметь: оценить деятельность Донского, анализировать причины и последствия Куликовской битвы | § 14, написать эссе | 21.12-26.12 | |||||||||||||||||
49* | Междоусобная война на Руси во второй четверти XV века 1 | Династическая война на Руси, ее влияние на объединительный процесс на Руси, роль личностей в этой войне | Знать: даты, факты, имена Уметь: выявлять причины династической войны на Руси, ее влияние на объединительный процесс на Руси, оценить роль личностей в этой войне | § 15, отвечать на вопросы после параграфа. Учить ППХ | 11.01-16.01 | |||||||||||||||||
50 | Великое княжество Литовское в XIII-XV вв.. 1 | Расцвет и усиление Литвы. Взаимоотношения Литвы и Москвы | Знать: даты, имена, факты Уметь: выявлять причины усиления и расцвета Литвы, давать сравнительный анализ Москве и Литве, как центров объединения русских земель | § 16, отвечать на вопросы после параграфа | 11.01-16.01 | |||||||||||||||||
51 | Культура Руси в XIII-XV вв.. 1 | Направления русской культуры этого периода времени, основные достижения, влияние монгольского ига на русскую культуры | Знать: достижения русской культуры Уметь: давать характеристику направлениям русской культуры, выявлять особенности культурного развития в этот период времени | § 17-18, сообщения | 11.01-16.01 | |||||||||||||||||
52* | Русские земли и княжества в XIII- середине XV в. - итоги политического развития 1 | Обобщение и систематизация материала по политическому развитию русских земель в данный период времени | Знать: даты, понятия, события Уметь: обобщать и систематизировать материал по политическому развитию Руси в этот период времени, анализировать исторический источник | Повторить термины и даты | 18.01-23.01 | |||||||||||||||||
53 | Итоги социально-экономического и культурного развития русских земель к нач. XV в. 1 | Обобщение и систематизация материала по социально-экономическому и культурному развитию русских земель в данный период времени | Знать: даты, понятия, события Уметь: обобщать и систематизировать материал по социально-экономическому и культурному развитию Руси в этот период времени, анализировать исторический источник | Написать эссе | 18.01-23.01 | |||||||||||||||||
Раздел 3. Россия в конце XV- начале XVII в. 13 ч. | ||||||||||||||||||||||
54 | Образование единого российского государства на рубеже XV-XVI вв.. 1 | Направления внутренней и внешней политики Ивана III и Василия III . Роль в в собирании русских земель, свержение монгольского ига | Знать: даты, события, имена Уметь: характеризовать политику Ивана III и Василия III по собиранию русских земель, определять значение свержения монгольского ига для централизации Руси Знать: кормление , местничество, Боярская Дума Уметь: анализировать изменения, произошедшие в управлении государством | § 19, отвечать на вопросы после параграфа. | 18.01-23.01 | |||||||||||||||||
55* | Органы управления в России в XV-XVI вв.. 1 | Кормления, местничество, Боярская дума. Принципы управления российского общества | § 20, отвечать на вопросы после параграфа | 25.01-30.01 | ||||||||||||||||||
56** | Право и суд в России XV-XVI вв.. 1 | Правовая и судебная система российского общества: принципы функционирования, Судебник 1497 г | Знать:принципы построения судебной и правовой систем общества Уметь: анализировать Судебник 1497 года, его значение для общества Знать:сословную структуру общества Уметь: анализировать процесс складывания сословной структуры общества, давать сравнительный анализ сословиям в России и Европе | § 20, отвечать на вопросы после параграфа | 25.01-30.01 | |||||||||||||||||
57 | Российское общество конца XV-XVI вв.. 1 | Сословная структура общества (процесс складывания), положение сословий | § 21, отвечать на вопросы после параграфа | 25.01-30.01 | ||||||||||||||||||
58* | Московия в 30-50-е годы XVI в. 1 | Регенство Елены Глинской, боярское правление | Знать: имена, факты Уметь: анализировать суть реформ Елены Глинской и в период боярского правления | § 22, отвечать на вопросы после параграфа. | 1.02-6.02 | |||||||||||||||||
59 | Реформы Ивана Грозного 1 | Личность Ивана Грозного, основные направления внутренней и внешней политики, причины, направления и значение реформаторской деятельности | Знать: даты, события, факты, реформы Избранной Рады Уметь: анализировать сущность реформ И. Грозного, давать оценку личности И. Грозного | § 22, отвечать на вопросы после параграфа. | 1.02-6.02 | |||||||||||||||||
60 | Опричнина 1 | Опричнина. Суть, причины, последствия, события, личности | Знать: опричнина, даты, факты, имена Уметь:выявлять причины и последствия опричинной политики, характеризовать основные события | § 23, отвечать на вопросы после параграфа, сообщение | 1.02-6.02 | |||||||||||||||||
61* | Внешняя политика России в конце XV-XVI вв.. 1 | Цели, задачи , направления внешней политики | Знать: даты, факты, события Уметь:анализировать цели, задачи внешней политики, характеризовать направления внешней политики, выявлять события и итоги Ливонской войны | § 24, отвечать на вопросы после параграфа | 8.02-13.02 | |||||||||||||||||
62 | Итоги царствования Ивана Грозного. 1 | Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Влияние личности Ивана Грозного на развитие российского государства | Знать основные даты по теме урока и понятия Уметь: проследить взаимосвязь внешней политики и внутренней жизни страны, характеризовать итоги царствования И.Грозного | § 24, отвечать на вопросы после параграфа | 8.02-13.02 | |||||||||||||||||
63 | Культура России в конце XV-XVI вв.. 1 | Направления и достижения русской культуры этого времени. Представители культурной жизни России Борис Годунов. Внутренняя политика Бориса Годунова | Знать основные достижение русской культуры и их авторов Уметь: выявлять особенности культуры на пороге Нового времени Знать даты, имена , факты Уметь: анализировать достижения и ошибки внутренней политики Б. Годунова | § 25, отвечать на вопросы после параграфа. сообщения | 8.02-13.02 | |||||||||||||||||
64* | Россия накануне Смутного времени 1 | § 26, отвечать на вопросы после параграфа. | 15.02-20.02 | |||||||||||||||||||
65 | Внешняя политика Б. Годунова 1 | Внешняя политика Бориса Годунова Обобщение и систематизация материала по теме | Знать даты, имена, события Уметь: анализировать внешнюю политику Б. Годунова, давать оценку личности Годунова Знать: даты, имена, события Уметь: обобщать и систематизировать материал по теме, давать оценку личностям в истории, анализировать источник | § 26, отвечать на вопросы после параграфа. | 15.02-20.02 | |||||||||||||||||
66 | Итоги развития России к началу XVII в. 1 | Написать эссе | 15.02-20.02 | |||||||||||||||||||
Раздел 4. Россия на пороге Нового времени ( XVII в.) 9 ч. | ||||||||||||||||||||||
67* | Смута начала XVII в 1 | Смута. Предпосылки причины, деятельность исторических деятелей | Знать даты, имена, факты Уметь: анализировать предпосылки и причины Смуты, давать оценку историческим деятелям эпохи Смуты | § 27, отвечать на вопросы после параграфа. | 22.02-27.02 | |||||||||||||||||
68 | События Смутного времени 1 | Хронология событий Смутного времени, последствия и историческое значение Смуты | Знать основные даты по теме урока и понятия Уметь: анализировать последствия и историческое значение Смуты | § 27, отвечать на вопросы после параграфа. | 22.02-27.02 | |||||||||||||||||
69 | Новые черты в экономическом развитии России 1 | Черты экономического развития | Знать даты, имена Уметь: сравнивать экономическое развитие России этого периода с экономикой Западной Европы Знать даты, имена Уметь: анализировать направления развития страны, характеризовать новые черты , выявлять особенности социальной структуры | § 28, отвечать на вопросы после параграфа. | 22.02-27.02 | |||||||||||||||||
70* | Политическое и социально-экономическое развитие России в XVII в. 1 | Особенности политического и социально-экономического развития России | § 28, отвечать на вопросы после параграфа. | 29.02-5.03 | ||||||||||||||||||
71 | Социальные движения XVII в. 1 | Черты, причины и последствия социальных движений. Основные события и личности | Знать даты, имена, события Уметь: анализировать причины и последствия социальных движений, излагать основные события, оценивать итоги и причины поражений народных выступлений | § 29, отвечать на вопросы после параграфа. | 29.02-5.03 | |||||||||||||||||
72 | Направления внешней политики России XVII в. 2 | Задачи и направления внешней политики, последствия | Знать даты, имена, события Уметь:характеризовать направления внешней политики, определять позитивные итоги и внешнеполитические неудачи Знать даты, имена, события Уметь:характеризовать направления восточной политики, определять цели и результаты Знать достижения культуры и их авторов Уметь:выявлять особенности культурного развития, определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса | § 30, отвечать на вопросы после параграфа | 29.02-5.03 | |||||||||||||||||
73* | Восточная политика России в XVII в. 1 | Направления восточной политики России, цели и результаты | § 30, отвечать на вопросы после параграфа. | 7.03-12.03 | ||||||||||||||||||
74 | Культура России в XVII в 1 | Особенности культурного развития. Достижения культуры, авторы произведений. Церковный раскол: суть, причины, последствия | § 31, отвечать на вопросы после параграфа. сообщения | 7.03-12.03 | ||||||||||||||||||
75 | Итоги развития России в XVII в 1 | Итоги развития России в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества | Знать даты, факты, события, имена Уметь: составлять сравнительный анализ о плюсах и минусах развития России в социальной, экономической, политической и духовной сферах жизни общества Знать даты, факты, события, имена Уметь: характеризовать реформы Петра Великого. Анализировать причины их внедрения в жизнь | Написать эссе | 7.03-12.03 | |||||||||||||||||
Раздел 5. Россия в XVIII столетии 10 ч. | ||||||||||||||||||||||
76* | Основные черты внутренней политики России в первой четверти XVIII в. 1 | Петр Великий .Направления реформаторской деятельности Петра Великого, причины | § 32, отвечать на вопросы после параграфа | 14.03-19.03 | ||||||||||||||||||
77 | Значение реформ Петра I для России 1 | Оценка деятельности Петра Великого для развития России, сравнение с развитием Европы в этот период времени. Последствия реформ для России | Знать даты, факты, события Уметь: анализировать реформы Петра, давать оценку каждой из реформ в формате: плюсы, минусы для развития России, сравнивать достижения внутренней политики в эпоху Петра с его современниками в Европе | Написать эссе | 14.03-19.03 | |||||||||||||||||
78 | Российское государство в период дворцовых переворотов 1 | Причины , суть, последствия дворцовых переворотов , внутриполитические реформы в этот период | Знать даты, факты, имена Уметь: определять причины и последствия дворцовых переворотов, анализировать внутриполитические реформы в это время Знать даты, факты, имена Уметь: анализировать причины и последствия политики просвещенного абсолютизма, характеризовать основные черты политики , оценивать значение политики для развития России, составлять таблицу: либеральные и консервативные реформы Екатерины II Знать даты, факты, имена Уметь: составлять таблицу : хронология военных действий на основе работы с картой, анализировать причины и оценить последствия восстания, значение | § 33, отвечать на вопросы после параграфа. | 14.03-19.03 | |||||||||||||||||
79* | Политика просвещенного абсолютизма 1 | Суть, причины и последствия политики просвещенного абсолютизма Екатерины II, направления реформаторской деятельности, проявления либерализма и консерватизма императрицы. Преемственность реформ Екатерины II и Петра I | § 34, отвечать на вопросы после параграфа. | 28.03-2.04 | ||||||||||||||||||
80 | Восстание Емельяна Пугачева 1 | Емельян Пугачев. Причины, повод, основные события и последствия восстания. | § 34, отвечать на вопросы после параграфа | 28.03-2.04 | ||||||||||||||||||
81 | Внешняя политика России в первой половине XVIII в. 1 | Внешняя политика Петра Великого. Северная война 1700-1721 гг. Причины, ход военных действий и результаты. Ништадский мирный договор | Знать даты, имена, события Уметь: характеризовать направления внешней политики Петра Великого, анализировать причины и результаты Северной войны, составлять таблицу : ход военных действий с использованием карты | § 36, отвечать на вопросы после параграфа, задания в РТ. | 28.03-2.04 | |||||||||||||||||
82* | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. 1 | Направления внешней политики. Семилетняя война (1756-1763 гг..) - причины и результаты, . русско турецкая война 1768-1774 гг.. - причины т результаты, русско-турецкая война 1787-1791 гг. - причины и результаты. Итоги внешней политики | Знать даты, события. имена Уметь: анализировать основные направления внешней политики, составлять таблицу , оценивать значение побед и неудач России , влияние внешней политики на развитие экономики России | § 36, отвечать на вопросы после параграфа. | 4.04-9.04 | |||||||||||||||||
83 | Социально-экономическое развитие России в XVIII в. 1 | Направления экономической политики. Факторы, влияющие на усиление государства в экономике. Развитие сельского хозяйства. Причина низкой урожайности . Развитие промышленности. Мануфактуры. Особенности торговой и финансовой политики | Знать даты, факты , имена Уметь: определять особенности экономической политики, анализировать плюсы и минус развития российской экономики в сфере сельского хозяйства, финансов, торговли и промышленности
Знать даты, факты , имена Уметь: определять особенности экономической политики, анализировать плюсы и минус развития российской экономики в сфере сельского хозяйства, финансов, торговли и промышленности | § 35, отвечать на вопросы после параграфа. | 4.04-9.04 | |||||||||||||||||
84** | Культура России в XVIII в. 1 | Особенности развития российской культуры. Образование. Новое летоисчисление. Академия наук. М. Ломоносов. Архитектура. Барокко Живопись. Портрет. Быт и нравы сословий российского общества | § 37, отвечать на вопросы после параграфа. | 4.04-9.04 | ||||||||||||||||||
85* | Итоги развития России к концу XVIII в. 1 | Обобщение и систематизация материала по теме. Положительные и отрицательные стороны реформаторской деятельности в экономике, политике, социальной и духовной сферах | Знать даты, факты , имена Уметь: систематизировать и обобщать материал по теме Знать даты, факты , имена Уметь: давать оценку личности императора, анализировать причины и последствия реформ, характеризовать реформы, объяснять причины перехода к консервативной политике | Написать эссе | 11.04-16.04 | |||||||||||||||||
Раздел 6. Российская империя в первой половине XIX в. 13 ч. | ||||||||||||||||||||||
86 | Внутренняя политика Александра I 1 | Направления внутренней политики Александра I. М. Сперанский. Либерализм и консерватизм политики Александра I. Центральное управление в России . Модернизация в России | § 38 отвечать на вопросы после параграфа | 11.04-16.04 | ||||||||||||||||||
87 | Внутренняя политика Николая I 1 | Особенности внутренней политики Николая I. Теория официальной народности. Жандармский корпус. Частичные реформы | Знать основные даты по теме , теория официальной народности Уметь: давать оценку личности императора, анализировать причины и последствия реформ, характеризовать реформы, объяснять причины консервативной политики Николая I; сравнивать политику императоров России Знать даты, события, имена Уметь: определять причины появления общественного движения, характеризовать основные идеи декабристов, дать оценку событиям декабря 1825 года. Последствия выступления декабристов | § 38, отвечать на вопросы после параграфа | 11.04-16.04 | |||||||||||||||||
88* | Общественное движение в первой половине XIX в 1 | Декабристы. Северное и Южное общество. Выступление декабристов 14 декабря 1825 года. | § 39, отвечать на вопросы после параграфа | 18.04-23.04 | ||||||||||||||||||
89 | Общественная мысль в первой половине XIX в 1 | Западники, славянофилы, либералы, консерваторы, социалисты | Знать даты, имена, факты Уметь: характеризовать и сравнивать основные взгляды представителей западников, славянофилов, социалистов, либералов и консерваторов Знать даты, имена, факты Уметь:выявлять новые явления села, промышленности и финансов, определять причины, тормозившие развитие экономики в России | § 39, отвечать на вопросы после параграфа. | 18.04-23.04 | |||||||||||||||||
90 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в 1 | Особенности развития сельского хозяйства, торговли, промышленности и транспорта, финансов. Серебряный рубль- платежное средство. Строительство железных дорог | § 40, отвечать на вопросы после параграфа | 18.04-23.04 | ||||||||||||||||||
91* | Внешняя политика России в первой половине XIX в 1 | Основные направления внешней политики России. Участие России в антинаполеоновских коалициях, Отечественная война 1812 года. Венский конгресс и европейская политика России. Священный союз | Знать даты, имена, события Уметь:работать с картой, характеризовать направления внешней политики, выявлять причины участия России в антинаполеоновской коалиции, составлять таблицу, анализировать значение победы России в Отечественной войне 1812 года Знать даты, имена, события Уметь:работать с картой, характеризовать направления внешней политики,анализировать итоги военных действий на Востоке, определять плюсы и минусы политики в этом регионе | § 41, отвечать на вопросы после параграфа. | 25.04-30.04 | |||||||||||||||||
92 | Восточное направление во внешней политики России в первой половине XIX в 1 | Направления внешней политики России на Востоке. Русско-турецкие войны. Крымская война 1853-1856 гг..Кавказская 1817 -1864 гг | § 41, отвечать на вопросы после параграфа. | 25.04-30.04 | ||||||||||||||||||
93** | Культура России в первой половине XIX в 1 | Исторические условия развития русской культуры. Образование. Царскосельский лицей. Наука. Университеты. Искусство и литература. Классицизм в архитектуре. Романтизм и реализм | Знать достижения культуры и их авторов Уметь: определять влияние европейских государств на культуру России, характеризовать основные направления культуры, составлять таблицу об отличительных особенностях архитектурных стилей этого периода времени Знать социальные нормы , особенности быта сословий Уметь анализировать исторические источники | § 42, отвечать на вопросы после параграфа | 25.04-30.04 | |||||||||||||||||
94** | *Быт и нравы российских сословий в XIX в. 1 | Особенности быта и нравов сословий в России. Моральные нормы. Отходничество в крестьянской среде | § 43, отвечать на вопросы после параграфа | 2.05-7.05 | ||||||||||||||||||
95 | Итоги развития внутренней политики России в первой половине XIX в 1 | Систематизация и обобщение материала по основным направлениям внутренней политики России | Знать даты, имена, события .Уметь: анализировать основные направления и задачи внутренней политики; характеризовать достижения и неудачи политики Александра I и Николая I Знать даты, имена, события .Уметь: анализировать основные направления и задачи внешней политики; характеризовать достижения и неудачи политики Александра I и Николая I | Написать эссе | 2.05-7.05 | |||||||||||||||||
96 | Итоги внешней политики России в первой половине XIX в 1 | Систематизация и обобщение материала по основным направлениям внешней политики России | Составить план | 2.05-7.05 | ||||||||||||||||||
* 97 | Итоговое обобщение по курсу «Россия с древнейших времен до середины XIX столетия» 1 | Знать даты, имена, события Уметь: обобщать и систематизировать материал по теме, работать с текстом исторического источника | Повторить ППХ | 9.05-14.05 | ||||||||||||||||||
98 | Контрольная работа № 2«Россия с древнейших времен до середины XIX столетия» 1 | 9.05-14.05 | ||||||||||||||||||||
99 | Комплексное повторение (резервный урок) 1 | Решение познавательных заданий, тестов, работа с текстами исторических документов. | Работа с историческими документами | 9.05-14.05 | ||||||||||||||||||
100* | Комплексное повторение (резервный урок) 1 | Решение познавательных заданий, тестов, работа с текстами исторических документов. | Работа с историческими документами | 16.05-21-05 | ||||||||||||||||||
101 | Комплексное повторение (резервный урок) 1 | Решение познавательных заданий, тестов, работа с текстами исторических документов. | Работа с историческими документами | 16.05-21-05 | ||||||||||||||||||
102 | Комплексное повторение (резервный урок) 1 | Решение познавательных заданий, тестов, работа с текстами исторических документов. | Работа с историческими документами | 16.05-21-05 | ||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...
Рабочая программа 9-й класс 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа 9-й класс....
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения)
Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...
Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС первого поколения)
Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...
Рабочая программа для 5 класса 2015-2016
Рабочая программа по английскому языку....
Рабочая программа для 10 класса 2015-2016
Рабочая программа по английскому языку....