Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления
методическая разработка по истории по теме

Разработан урок по инновационным технологтям "критического мышления".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Сергиевский губернский техникум

(отделение НПО)




Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления


     Тема: Эпоха дворцовых переворотов.

Ход учебного занятия:

На уроке присутствует профессиональная направленность, связанная с развитием банковского дела в России в этот период.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, ограниченная монархия, кондиции, абсолютная монархия.

Цель: развитие обще-учебной познавательной компетенции обучающихся на основе изучения материала по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

Образовательные:

  1. выявить причины дворцовых переворотов;
  2. ознакомиться с основными событиями эпохи дворцовых переворотов;
  3. показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Развивающая:

  1. продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы;
  2. работать с иллюстрациями учебника и историческими документами;
  3. продолжить развивать у обучающихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

Воспитательная:

  1. формировать интерес к отечественной истории;
  2. воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству;
  3. повысить познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов.

Оборудование:

  • Проектор, презентация по теме «Дворцовые перевороты»
  • Видеоматериалы по теме   урока 
  • Учебник
  • Генеалогическое древо Романовых
  • Раздаточные материалы для самостоятельной работы обучающихся

Основные даты и события:
1725-1727 гг. - правление Екатерины I.
1727-1730 гг. -  царствование  Петра II.
1730-1740 гг. -  царствование  Анны Иоанновны.
1740-1741 гг. -  царствование  Иоанна VI Антоновича.
1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.
1761-1762 гг. - правление Петра II.
1762 г. - начало  царствования  Екатерины II.

План  урока  №1:

Общая характеристика эпохи.

Причины частых дворцовых переворотов.

Основные события эпохи дворцовых переворотов.

Личностные качества правителей.

Развитие банковского дела в России

Итоговый контроль по теме

Этапы учебного занятия

Цели и задачи

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

1.Организационный

( 1 мин)

Создать рабочую обстановку на учебном занятии

Приветствие, представление, организация внимания обучающихся.

Добрый день, уважаемые студенты. Староста назовите отсутствующих студентов (пометить у себя).

Слушают преподавателя

Вступительное слово преподавателя

2.Мотива-ционный

( 3 мин)

Постанова темы и целей учебного занятия;

знакомство с требованиями к уровню усвоения темы
































Повторение пройденного материала

Мотивирует деятельность обучающихся на учебном занятии через создание образно-эмоциональной ситуации о смерти Петра Великого, оставившего страну без названного наследника.

Определяет уровень усвоения темы.


(слайд №1)

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.


Тема нашего урока “Дворцовые перевороты


Цели:

  1. выявить причины дворцовых переворотов;
  2. ознакомиться с основными событиями эпохи дворцовых переворотов;
  3. показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.


Основные понятия: дворцовый переворот; абсолютная монархия, ограниченная монархия; кондиции, Верховный тайный совет.


Правители и даты правления

Задание во время учебного занятия: на основе получаемых знаний и раздаточных материалов заполнить пропущенные имена и события в таблице.

(таблицы выданы каждому обучающемуся; по ходу учебного занятия, знакомясь с новой темой, обучающиеся самостоятельно заполняют таблицы; преподавателем осуществляется проверка в конце учебного занятия)



Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.


-Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”?


-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?


Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не

был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…

Слушают преподавателя









Записывают тему в тетрадях

























Ответы обучающихся

работа со схемой Генеалогического древа Романовых (у каждого обучающегося на парте)

Презентационные материалы














Таблица, генеалогическое древо Романовых

3.Усвоение новых знаний и умений

(20 мин)

Создание условий для

общей вовлеченности обучающихся;

- развитие внимания и памяти через просмотр фильма с опережающим заданием,

- развитие мышления через проблемные ситуации,

- развитие речи через включение в процесс обсуждения

Создаёт новую образовательную среду

Формирование общеучебной познавательной деятельности обучающихся по теме занятия


Видео и презентационные материалы

схема династии Романовых

3.1. Характеристика эпохи дворцовых переворо-тов

(5 мин.)

Первичное знакомство с основными датами,

правителями эпохи,

основными понятиями темы

Комментирует смену правителей с опорой на слайды презентации, выделяя яркие факты, позволяющие создать живые образы правителей


(слайд 2)

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.



Запишем в тетрадь:

Дворцовые перевороты - смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего класса при опоре на гвардейские полки.

Изучают материалы презентации;

Просматривают фильм


Видео и презентационные материалы

схема династии Романовых

3.2.Причины частых переворотов и общие черты эпохи

( 5 мин.)

формирование умений объяснять причины частых переворотов и определять общие черты эпохи дв. переворотов


А теперь откройте ваши учебники и самостоятельно прочитайте фрагмент параграфа №21 на стр. 173 и ответьте на вопрос:
- Каковы причины дворцовых переворотов?


После корректировки преподавателем ответов обучающихся, записываем в тетрадь:

Причины дворцовых переворотов:

1. Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).

2. Указ Петра 1 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.

Читают документы, выделяют ключевые мысли,

анализируют, делают выводы


обучающиеся определяют эти причины



Запись в тетради.

Учебник,

раздаточ-ные материалы

3.3.Основные события эпохи дворцовых переворо-тов

( 5 мин)

формирование умений ориентироваться в событиях эпохи, характеризовать

правителей

Освещает основные события эпохи


После смерти Петра Великого

правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета.

Петру тогда было только 9 лет. Меншиков, который был фаворитом Екатерины Алексеевны, при поддержке гвардейских полков, возвел ее на престол. Фактически правителем страны стал Меншиков.


Однако вскоре Екатерина умирает в 1927 году.


Давайте запишем основные события:


Основные события периода правления Екатерины (1725-1727):

- 1725 г. – открытие Академии наук

- 1726 г. – создание Верховного Тайного Совета

  • В совет вошли 7 человек («Верховники»): А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, П.А.Толстой, Д.М.Голицын, Г.И.Головкин, А.И.Остерман, А.Г.Долгоруков

- снаряжена экспедиция Беринга

- Россия вступила в союз с Австрией


Верховный Тайный совет – это высшее совещательное государственное учреждение России.


После смерти Екатерины в 1727 году начинается правление Петра II.

При Петре 2 шла борьба за власть между князьями Долгоруким и Меньшиковым, которая завершилась ссылкой Меньшикова

В 1730г. Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.


Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета (“верховники”). Выбор был сделан в пользу Анны –дочери царя Ивана Алексеевича. Приглашение на царство было при условии исполнения кондиций, чтобы ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета.


Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной:

  • без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:
  • не объявлять войны и не заключать мира;
  • никаких не налагать поборов и налогов;
  • никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;
  • беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;
  • казенных вотчин никому не дарить;
  • не вступать в брак и не назначать наследника престола.


Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.


Анна подписала кондиции и поехала в Москву.

Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство.

Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили еепринять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”.Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны.


Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах гос.управления, среди них Э.И.Бирон.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.


Осенью 1940г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.


Запишем:

Основные события времени правления Анны Иоанновны:

- Высшие должности розданы немцам: Бирону, Остерману и др.
- Закрыт Верховный тайный совет.
- Воссоздана тайная канцелярия.
- Возрождение армии.



Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские, и немцы, презирала гвардия, он был арестован. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась.

В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I – Елизавета.


Предлагает просмотреть фрагменты фильма о Елизавете Петровне, чтобы иметь визуальное представление о правлении дочери Петра.


В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу.


А теперь, студенты, подготовившие цитаты о Елизавете, прошу вас выйти к доске и зачитать несколько цитат из источников об этом периоде:


Валентин Пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…

“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер.войдя в казарму, она сказала солдатам:

-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.

-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!

-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.



Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол:

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

на бисер, злато и порфиру,

на все земные красоты,

во все страны свой взор возводит;

но краше в свете не находит Елизаветы…

Михаил Васильевич Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.”.


А вот как пишут о Елизавете историки:

-«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при  этом  крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье.


 Мирная  и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин.

…карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.»

В.О. Ключевский. Исторические портреты.


Основные события правления Елизаветы Петровны:

- Восстановила Сенат

- 1744 – 1747 гг. – проведена перепись податного населения

- 1753 г. – открытие Дворянского банка

- Усилился крепостной гнет

- 1743 г. - подписала указ об отмене смертной казни

- 1755 г. – открытие первого российского университета

- 1756 г. – Ф.Г.Волков основал в Петербурге первый общедоступный профессиональный театр

- 1757 г. – учреждение Академии художеств

- 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война


А теперь более подробно рассмотрим одно из направлений деятельности при Елизавете и послушаем сообщение студента о развитии банковского дела в России в середине 18 века.


 «Начало развития финансово-банковского дела в России в середине 18 столетия

Первая попытка создания в России учреждения подобного банку была предпринята в 1727 году. Была организована Монетная контора при монетных и денежных дворах Санкт-Петербурга для чеканки монет.

Банки начали создаваться в России к середине XVIII в. В то время торговля велась за наличные, промышленность развивалась, главным образом за счет средств государства. По сравнению с Западной Европой распространение банковского кредита в России существенно запоздало. В отличие от других стран, где банки создавались как частные учреждения, банки в России первоначально создавались как государственные.

Первые банки открылись в 1754 г. в Петербурге и в Москве (один из них назывался «Дворянский заемный банк», а другой - «Купеческий банк»). Эти банки проводили политику, отвечающую интересам российского Правительства. Они активно кредитовали земельную аристократию и казначейство. В 1757 г. был издан Указ «О мерах вексельного производства». Медный банк выдавал ссуды под векселя медной монетой и требовал возврата ссуды на 75% серебряной монетой. Это было призвано способствовать концентрации серебра в руках государства. В 1763 г. медный банк был ликвидирован как не выполнивший своих задач по улучшению денежного обращения и накопления в государственной казне серебра.

Во второй половине XVIII в. в России началось интенсивное развитие промышленности и торговли. Металлическое денежное обращение, когда в основном обращались медные деньги, пришло в противоречие с требованиями экономики.При Елизавете Петровне была выпущена новая золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом».


Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича.

25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные, но скорее отрицательные.

28 июня 1762 года произошел последний дворцовый переворот, Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит.

На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.


“Божию милостью, мы, Екатерина II,
Объявляем верным подданным нашим…
Россия вдоволь натерпелась от чехарды
Вокруг престола. России я обязана всем,
Даже именем – Екатерина!
Стремиться буду к общей цели – сделать всех счастливыми!”


Так закончилась эпоха дворцовых переворотов




Просмотр фильма, заполнение таблицы на основе раздаточного материала, запись в тетради основных событий


Запись в тетради



















схема “Генеалогическое древо Романовых”




обучающиеся отвечают на вопросы:

-Как назывался документ?

-Кто обладал реальной властью по этому документу?

-Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы этот проект был осуществлен?




















Запись в тетради




























Обучающиеся выходят к доске и читают цитаты









































Запись в тетради



















Обучающийсязаранее подготовлен-ное домашнее задание читает у доски




Презента-ция, видео и раздаточ-ные материалы


4.Закрепление

( 6 мин)

Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала

Объясняет необходимость усвоения основных дат и понятий для выхода на минимальный уровень оценки.



-Предлагает всем учащимся восстановить по памяти правильную очерёдность правления на Генеалогическом древе(слайд).

Применяют полученные знания при выполнении практических заданий

Презентационные и раздаточ-ные материалы

4.1.Работа с новыми понятиями

( 3 мин.)

·  Закрепление основных понятий темы урока

· Закрепить умение формулировать понятие через работу с терминами

Предлагает устную работу с глоссарием по формулировке понятий (презентация):

·         Дворцовые перевороты

·         Кондиции

·         Верховный тайный совет

·         Абсолютная монархия

·         Ограниченная монархия

Учащиеся повторяют основные понятия темы

на основе взаимопроверки

Глоссарий «Основные понятия» 1 пол 18 века

4.2.Работа с основными датами темы

( 3 мин)

Закрепление знаний основных дат темы урока

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века” в виде фронтального опроса по датам




Работа с таблица-ми

5.Контроль

(4 мин)

Выявления уровня усвоения знаний, закрепление материала

Предлагает проверить насколько усвоен материал.

Заключительная часть - первичное закрепление материала.


1. Текст с ошибками (прочитать, проанализировать, исправить ошибки).

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Елизавета подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции.


2.Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

 А .П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.


Проверь себя

Выполняют задания, раздел «Итоговый контроль». Проверяют себя по ключу (на доске)


текст на парте у каждого ученика






текст на парте у каждого ученика












Раздаточные материалы. Раздел «Итоговый контроль»

6.Рефлек-сия

( 2 мин)

Подведение итогов

Преподаватель

Оценка усвоения материала:

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 5 баллов.

Усвоил новый материал на уровне первичного усвоения - 4 балла.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 3 балла.

Участвуют в оценке полученных знаний

7. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....

Разработка внеклассного мероприятия на основе технологии развития критического мышления "Seasons" для 4 класса

Внеклассное мероприятия на основе технологии развития критического мышления. Цели и задачи: Развитие языковой догадки, монологической и диалогической речи, творческого мышления, перевода, умения ...

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...