Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «В.В. Бианки. Первая охота»
план-конспект урока по литературе

Вахляева Татьяна Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_literaturnomu_chteniyu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Починковская СШ

Урок изучение нового материала

в 1 классе по литературному чтению

«В.В. Бианки. Первая охота»

Провела:

Вахляева Татьяна Михайловна

Цель урока: 

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

  1. образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;
  2. развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
  3. воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные:  адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.

Оборудование:

1. Портрет В.В. Бианки.

2. Выставка В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.

3. Компьютерная презентация.

4. Карточки красного, зеленого и синего цвета.

5. Смайлики.

Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение

Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.  

Настрой на рабочий лад

2.Актуализация знаний.

- С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?

Что интересного узнали из биографии К. И. Чуковского? (Настоящая его фамилия Николай Иванович Корнейчуков)

Назовите произведение:

1.Пошла  Муха  на  базар

И  купила  самовар. («Муха-Цокотуха»)

2.Ехали  медведи  на  велосипеде,
А за  ними  кот  задом наперёд. («Тараканище»)

3.Ох,  не  лёгкая  это  работа –
Из  болота  тащить  бегемота. («Телефон»)

4.Мыши  кошку  изловили ,
В мышеловку  посадили. («Путаница»)

5.Вдруг  из  маминой  из  спальни ,  
Кривоногий  и  хромой ,
Выбегает умывальник
И качает головой. («Мойдодыр»)

3. Формирование учащимися темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию.

- По каким еще признакам можно выделить фамилию Бианки?

Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке? Используйте запись на слайде. (Виталий Валентинович Бианки).

- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого рассмотрите  на слайде картинки.

(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)

- Распределите их на две группы. (животные и растения)

-  Скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?

- Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).

- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (слайд  ).

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

- Как называется это произведение? (Первая охота).

Какова же тема урока? (В.В. Бианки " Первая охота").

- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись. (слайд )

1. Познакомиться с творчеством … и его произведением … .

2. Учиться правильно, выразительно …

3. Отвечать на …

4. Работа над новым материалом

1) Биография В. Бианки. (слайд)

- Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.

- С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)

В.В. Бианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году. Родился он в семье ученого-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В. В. Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят и думают как люди. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких героя изображены в рассказе «Первая охота».

2) Словарная работа. (слайд    ).

Отгадайте загадку.

Она, как змейка,

В траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оторвет – другой наживет

Кто это? (ящерица)

-Кто из вас видел ящериц? Расскажите как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

- Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ.

3) Первичное чтение учителем.

4) Проверка первичного восприятия.

-Назовите ещё одно героя рассказа " Первая охота".  (Это маленький щенок).

-Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

-Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.

-Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение по «цепочке»).

-Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

-Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).

-Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

-Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).

2) Работа  в микрогруппах

Каждая группа получает задание: Придумать вопросы к тексту, которые начинаются со слов Как? Зачем? Почему?  Кто? Где? Что?

3) Проверка работы.

4) Повторное чтение рассказа детьми и его анализ.

-Давайте прочитаем рассказ еще раз и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст ).

Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)

- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)

- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

5) Работа по иллюстрации в учебнике с.99

- Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал художник на с.99. Обсудите  с соседом по парте кого из животных вы узнали и почему рисунки этих животных появились на странице в книге? (Наверное, о них писал  Бианки)

6) Работа по выставке книг.

Я приготовила для вас выставку. Прочтите рассказ "Чей нос лучше" и подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу - нос, как у клеста.

"Кто чем поет?" говорится о том, "чем и как поют безголосые". Ведь "петь всем хочется. Только не у каждого голос есть". Чем поет лягушка-квакушка, чем трещит аист, чем жужжит шмель? И как это "на воде" играет птица выпь? Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете.

7. Итог урока

Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.

8. Рефлексия

- Я для себя сделал открытие…..

- Меня удивило ….

- Оказывается, что….

Оцените свою работу на уроке (смайлики)

9. Домашнее задание.

1. Прочитать рассказ «» полностью и найти другие произведения В. В. Бианки.

2.Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки «Первая охота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

Конспект урока по литературному чтению (коми) во втором классе

Конспект урока по теме "Валентина Иванова. Лапъяпель", представлен в технологии продуктивного чтения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе ОВЗ

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе ОВЗ...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс"Буква ы"

Конспект урока разработан для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития....