Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «В.В. Бианки. Первая охота»
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
МБОУ Починковская СШ
Урок изучение нового материала
в 1 классе по литературному чтению
«В.В. Бианки. Первая охота»
Провела: |
Вахляева Татьяна Михайловна |
Цель урока:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;
- развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
- воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.
Оборудование:
1. Портрет В.В. Бианки.
2. Выставка В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.
3. Компьютерная презентация.
4. Карточки красного, зеленого и синего цвета.
5. Смайлики.
Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение
Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Настрой на рабочий лад
2.Актуализация знаний.
- С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?
Что интересного узнали из биографии К. И. Чуковского? (Настоящая его фамилия Николай Иванович Корнейчуков)
Назовите произведение:
1.Пошла Муха на базар
И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)
2.Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. («Тараканище»)
3.Ох, не лёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота. («Телефон»)
4.Мыши кошку изловили ,
В мышеловку посадили. («Путаница»)
5.Вдруг из маминой из спальни ,
Кривоногий и хромой ,
Выбегает умывальник
И качает головой. («Мойдодыр»)
3. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию.
- По каким еще признакам можно выделить фамилию Бианки?
Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке? Используйте запись на слайде. (Виталий Валентинович Бианки).
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого рассмотрите на слайде картинки.
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)
- Распределите их на две группы. (животные и растения)
- Скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
- Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).
- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (слайд ).
(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)
- Как называется это произведение? (Первая охота).
Какова же тема урока? (В.В. Бианки " Первая охота").
- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись. (слайд )
1. Познакомиться с творчеством … и его произведением … .
2. Учиться правильно, выразительно …
3. Отвечать на …
4. Работа над новым материалом
1) Биография В. Бианки. (слайд)
- Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.
- С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)
В.В. Бианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году. Родился он в семье ученого-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В. В. Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят и думают как люди. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких героя изображены в рассказе «Первая охота».
2) Словарная работа. (слайд ).
Отгадайте загадку.
Она, как змейка,
В траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оторвет – другой наживет
Кто это? (ящерица)
-Кто из вас видел ящериц? Расскажите как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).
-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
- Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ.
3) Первичное чтение учителем.
4) Проверка первичного восприятия.
-Назовите ещё одно героя рассказа " Первая охота". (Это маленький щенок).
-Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
-Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.
-Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение по «цепочке»).
-Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
-Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
-Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
-Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
2) Работа в микрогруппах
Каждая группа получает задание: Придумать вопросы к тексту, которые начинаются со слов Как? Зачем? Почему? Кто? Где? Что?
3) Проверка работы.
4) Повторное чтение рассказа детьми и его анализ.
-Давайте прочитаем рассказ еще раз и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст ).
Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)
- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
5) Работа по иллюстрации в учебнике с.99
- Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал художник на с.99. Обсудите с соседом по парте кого из животных вы узнали и почему рисунки этих животных появились на странице в книге? (Наверное, о них писал Бианки)
6) Работа по выставке книг.
Я приготовила для вас выставку. Прочтите рассказ "Чей нос лучше" и подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу - нос, как у клеста.
"Кто чем поет?" говорится о том, "чем и как поют безголосые". Ведь "петь всем хочется. Только не у каждого голос есть". Чем поет лягушка-квакушка, чем трещит аист, чем жужжит шмель? И как это "на воде" играет птица выпь? Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете.
7. Итог урока
Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.
8. Рефлексия
- Я для себя сделал открытие…..
- Меня удивило ….
- Оказывается, что….
Оцените свою работу на уроке (смайлики)
9. Домашнее задание.
1. Прочитать рассказ «» полностью и найти другие произведения В. В. Бианки.
2.Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки «Первая охота».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...
Конспект урока по литературному чтению (коми) во втором классе
Конспект урока по теме "Валентина Иванова. Лапъяпель", представлен в технологии продуктивного чтения....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе ОВЗ
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе ОВЗ...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс"Буква ы"
Конспект урока разработан для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития....