Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"
статья по истории по теме

Лебедева Татьяна Тихоновна

Здоровьесберегающие  образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здроровьесберегающей педагогики – совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение, общеобразовательная школа – интернат №1 среднего (полного) общего образования г.Томск

Доклад

Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе.

                 

Разработала учитель истории:

Лебедева Т.Т.

        

Здоровьесберегающие  образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здроровьесберегающей педагогики – совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

Специалистами Минздрава отмечено, что здоровье у школьников  ухудшается быстрыми темпами. Одна из самых частых патологии – нарушение остроты зрения, так же опорно – двигательного аппарата ( нарушение осанки, искривление позвоночника); заболевание нервной системы и психической сферы.

Обязательными компонентами государственной политики  в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:

1. Научно – методические обеспечение

2.  Законодательная база и подзаконные акты

3. Создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе

4. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий

5. Формирование здорового образа жизни учащихся

6. Эффективное медицинское обеспечение в школе

Под ЗОТ понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

    Главная особенность – приоритет здоровья, т. е. формирование и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здоровья

1. Принцип ненанесения вреда

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов – разработка планов, проведение уроков, перемен, внеурочная деятельность, работа с родителями – оценивается с позиции влияния на психофизиологические состояние и здоровье учащихся и учителей (проводится мониторинг здоровья учащихся – физического, психологического, духовно – нравственного).

3. Принцип триединого представления о здоровье – необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения(единство физического, психического и духовно – нравственного здоровья).  Ответственность возлагается на врача, физиолога, учителя физкультуры.

4. Принцип непрерывности и преемственности – проведение здоровьесберегающей работы каждый день и каждый урок.

5. Принцип субъект – субъектного взаимоотношения с учащимися – образовательный (включение вопросов здоровья в содержание учебных программ и проведение процесса обучение здоровьесберегающего характера). Школьник должен быть сам заинтересован  том, чтобы процесс обучения осуществлялся эффективно, качественно. Это определит более высокие оценки и связанные с этим поощрения – и внешние (от сверстников, учителей, родителей), и внутренние (самоуважение); позволит меньше напрягаться, переживать, переутомляться, обеспечить больше свободного времени; поможет сберечь свое здоровье, хотя об этом большинство детей думают редко или в последнюю очередь.

    Объективное отношение к школьнику в условиях  «массой педагогики» не может быть здоровьесберегающим. Субъект, в отличии от объекта, всегда индивидуален, поэтому необходим индивидуальный подход к ученику.

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – уровень и содержание программ терминология, решение задач, формы и методы преподавания и т. д. Больше внимания уделять вопросу о влиянии образовательной программы на формирование поведение учащихся, их образ мыслей, привычки, основные компетенции, адаптирующие к реальной  жизни.  Например, неграмотное проведение антинаркотической работы без учета возрастных особенностей учащихся нередко проводит к повышению интереса к наркотикам.

7. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий – обучение здоровью, воспитание культуру здоровья, дополнение адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики. Привычка учителя (а дома родителя) фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках и т. д. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценностей, не способную ставить настоящих целей и добиваться их достижения.

8. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий – обеспечить для учащихся уровень учебной нагрузки, который соответствовал бы его психофизическому состоянию.

9. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье – ответственность за свое поведение, за свою жизнь.  Ю. Принцип отстроченного результата – т. е. не относится к важнейшим, но часто не учитывается при оценке результативности программ и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Учителя склонны ориентироваться на быстрые результаты и контрастные внешние «картинки». В реальности же личностные изменения, определяющие поведения человека, формируется длительно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением и не опускать руки при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания.

10. Принцип контроля за результатами должен быть реализован в работе как всей школы( проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

От учителя, главным образом, зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательной процесс. Психолого – педагогические технологии – непосредственная работа учителя на уроке, его воздействие 45 мин. На своих учеников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

     Реализация ЗОТ достигает цели лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения ответственности за сохранение здоровья учащихся. По характеру действия ЗОТ разделяется на 4 группы:

1. защитно – профилактические технологии – выполнение санитарно – гигиенических требований регламентированных Сан Пинами; поддержание чистоты и проведение прививок;

Ограничение предельного уровня учебной нагрузки и т. п.

2. компенсаторно – нейтрализующие технологии – физкульт минутки, эмоциональные разрядки (минутки покоя). Йодирование питьевой воды, витаминизация.

3. стимулирующие технологии – активизируют собственные силы организма – температурные закаливание, физические нагрузки. В психотерапии немало приемов выводящих их состояния депрессии, уныния.

4. информационно – обучающие технологии – обеспечивают учащимся уровень грамотности – это образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.

     Они делятся на 3 подгруппы:

а) технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью и педагогов.

Я. А. Каменского, т. е. технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики.

б) альтернатива первой, так как в технологиях этой группы приоритетно сохранение и укрепление здоровья, которое обеспечивается на технологическом уровне (принципы работы, задачи, методы, программы.)

в) самая многочисленная. К ней относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса.

    Возложение на школу и учителя такой задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется причинами:

1) взрослые всегда несут ответственность за все, что происходит с детьми(в школе школьники проводят значительную часть времени)

2) большая часть воздействия на здоровье учеников осуществляется педагогами в стенах образовательного учреждения

3) задача школы сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, поэтому главное действующие лицо – педагог.

    Здоровьесберегающая  педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба учащихся.

Требования к школьным образовательным технологиям:

-мониторинг здоровья

-должны включаться вопросы, связанные с охраной здоровья

-процесс обучения строится с учетом возрастных, анатомо-физиологических и психологических особенностей детей

-при обучении отдается предпочтение значимому материалу, минимизируются технические задания

-учитывать индивидуальные особенности учеников

-учеников стимулируют к самостоятельному выбору способов проработки учебного материала

-учитель обеспечивает достаточный уровень мотивации ученика

-процесс обучения должен ориентирован на формирование представлений, а не передачу знаний.

-чередовать периоды напряженной работы и расслабления, смены видов деятельности

-у ученика формировать сознание успешности его деятельности, адекватную самооценку

-оценку деятельности ученика осуществлять по конечному результату и по процессу его достижения

-ориентировать ученика. Процесс на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся

- обеспечить достаточный уровень общей и коммуникативной культуры учителя

    Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания

Задачи учителя по реализации ЗОТ.

     Учитель решает 3 группы задач, связанных проблемой здоровья уч-ся: диагностические коррекционные формирующие внимание на учащихся и условиях проведения занятий.

    Диагностические задачи- выделить индивидуальное состояние личности в течение урока, дня(утомляемость, тревожность и т. д., необходимо учитывать данное состояние.

    Коррекционные задачи- скорректировать позу ученика, проветривать помещение, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание и т. д. учителю вести дневник, где отмечать психофизическое состояние учеников с особенным поведением.

Перед учителем стоят задачи:

1. Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2. Отслеживание соответствия требованиям Сан Пина (свет, воздушно – тепловой режим и др.).

3. Управление учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, отличать достижения, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.

4. Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов).

5. Обеспечение настройки учеников на урок.

6. Учет индивидуальных особенностей на учащихся.

7. Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.

8. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационном объемом урока

9. Планирование обоснованных переходов от одного этапа к другому,  чередование труда и отдыха.

10. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

11. Постоянное внимание к охране зрения: (рассадка учеников, упражнения по гигиене зрения и др.).

12. Систематический контроль за осанкой на уроке.

13. Соблюдение норм объема домашних заданий.

14. Приоритет методов самопознания и развития.

15. реализация на практике индивидуально – личностного подхода к оценке знаний, умение показать успешность ученика.

16. Стимуляция учащихся на тематические коммуникации и творчество

17. Использование приемов мотивации деятельности ученика- внешняя (оценка, похвала учителя), внутренняя ( стремление больше узнать и поделиться знаниями).

18. Обеспечение дифференциального подхода к учащимся, особенно к детям группы риска и больным.

19. Контроль за состоянием учеников.

Типы учеников: синтетический, аналитический, кинетический.

1. Синтетического типа (правополушарный, художественный, образное мышление) – характерно обучение посредством общения, передача знаний через человека, от общего к частному. Характерны методики развивающего обучения: открытые вопросы с развернутыми ответами, обсуждениями сочинения на свободную тему, использование мозгового штурма.

2. Аналитического типа (левополушарное, словесно – логическое мышление), учатся при помощи книг, лекций, чертежей, инструкции, «один на один», предпочтение стандартных программ: решить, сравнить, сопоставить, сделать вывод, прочесть, выделить в тексте.

3. Кинестетического типа (мыслит руками, наглядно – действенное мышление, учится усвоение материала) предпочтение: показы и повторения, игры и соревнования, ролевым играм, демонстрациям, работой с карточкой, с магнитофоном.

Группы людей:

    Визуалы – это зрители, обычно говорят быстро, высоким голосом, проглатывая слова, им лучше увидеть раз, чем сто раз услышать. Визуалы с удовольствием рисуют в своих тетрадях, раскрашивают фломастерами, украшают наклейками. Опыт педагогической говорит:

« Посмотрите, чем мы будем заниматься».

    Аудиалы – это слушатели, не говорят, а повествуют, речь их неспешна, обстоятельна, прибегают к жестам, постукивают карандашом по столу. Окрик, повышенный тон голоса учителя нервирует таких детей.

    Кинестетики – это деятели. Разговаривают медленно, монотонно. Для получения положительных эмоций важно время от времени ощущать физической контакт с учителем – похлопывание по плечу, прикосновение к голове, к спине.

    Правое полушарие несет опыт, накопленный предками, эмоциональное восприятие окружающей действительности эмоциональное поведение, цветовая чувствительность, пение, музыка (драчуны, плаксы, фантазеры с неформальной логикой и «безумными» вопросами, такие люди часто решают задачи методом случайных проб и ошибок).

    Левое полушарие связано с абстрактно – логическим мышлением, с навыками письма, чтения, разговора и декламирования, с фиксацией расположения детали и, слуховыми ассоциациями.

    Левое полушарие заставляет воспроизводить текст или другую информацию почти дословно, а так же помогает правому полушарию искать и извлекать хранящиеся образные картинки.

     ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке.

Дисциплина на уроке зависит:

-разумности и обязательности педагогических требований учителя
-степень насыщенности уроков

-правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического

-умения учителя переключать этапы урока

-способность задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов

-степень готовности учителя к уроку

-глубокого знания интересов и особенностей учащихся

-умение переключать с одного вида деятельности на другой.

Критерии, позволяющие провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности:

1) критичность и самокритичность т. е. адекватность(неадекватность-апатия, без инициативность, безразличие)

2) способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, интересами и индивидуальными возможностями

3) коммуникативная эффективность – находить с людьми общий язык, управлять конфликтами

4) способность фиксации внимания «здесь и теперь»

5) способность к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности

6) чувство юмора, остроумие

7) свобода от зависимостей (наркомания, алкоголизм, курение, попадание в секты, азартные игры, сексуальные извращения).

8) способность радоваться жизни, любить и быть любимым

9) способность принятие себя, удовлетворенность своей жизнью.

11) способность сохранять оптимистической настрой даже в трудных жизненных ситуациях

12) способность творить добро, помогать, стремление и возможность заботиться о ком – то.

ЗАДАЧИ учителя по обеспечению охраны психологического здоровья школьников:

1) осуществляя педагогические индивидуальные воздействия учитывать состояние психологического здоровья школьников, знать кто из них к какой группе риска относится

2) предотвращать возникновение на уроках дезоптационное состояние

3) предупреждать дидактогенные  воздействия на учащихся (психотравмы, нанесенные учащимся педагогами – грубые высказывания учителя в адрес ученика, эмоциональная несдержанность учителя)

4) обеспечить поддержку и понимание целей своей психологической работы со стороны родителей учащихся

5) учеников групп риска обеспечить дополнительную поддержку на уроках

 

ГРУППЫ РИСКА:

1. Повышенная эмоциональная ранимость, неуравновешенность, сниженная самооценка

2. Риск повышенной утомляемости

3.Риск возникновения эмоциональных конфликтов, проявление агрессивности

4. Риск аутистических реакций(уход в себя, отказ от общения и т. д.)

5. Риск саморазрушающего поведения (суицид)

Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения:

1) обстановка и гигиенические условия в классе: температура воздуха  и его свежесть, рациональная освещенность класса и доски, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей( резкий крикливый голос, окрики типа «сидеть, молчать, не вернется»)

2) 4 – 7 видов деятельности за урок: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач – норма 7 – 10 минут

3) виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма менее 3 через 10 – 15 минут.

4)наличие и выбор методов способствующих активизации учебного процесса:

-метод свободного выбора (беседа, выбор действия, способы действия, свобода выбора и т. д.)

-активные методы(ученики в роли учителя обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар)

-методы на самопознание и развитие (эмоциональное общение, воображение, взаимооценка)

5) место и длительность ТСО

6) позы учащихся чередование поз

7) физкультминутка (на 15 – 20 мин. Урока по 1 мин. легкий упражнений)

8) связь нового материала с ранее изученным.

    Психологическое влияние на учащихся в немалой степени определяется правильным выбором учителем способа передачи своего состояния и своих ожиданий. К малоэффективным и часто психогенным способом передачи учителем своего эмоционального состояния относятся:

     -риторические вопросы типа «как ты смеешь так вести себя ?».Такой вопрос свидетельствует  о возмущении, досада раздражению.

     -приказы и запреты, например: «не смей вести себя так в моем присутствии», «немедленно извинись передо мной!». Человек произносящий подобные фразы, фактически пытается контролировать поведение другого человека для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания

    -выговоры и претензии, например: Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело. Подобные высказывания посредственно выражают чувства недовольства, раздражения, жалости к себе, что вызывает протест и ответные претензии.

    -ирония и сарказм используется с целью высказать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается для того, чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.

Лучше пользоваться другими приемами. 

    -называние собственных чувств «я рассержена», «мне грустно», « я чувствую себя спокойно», «у меня такое чувство, будто я тебя обидела», «когда ты это делаешь, я чувствую то – то».

   -описание своего физического состояния «у меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце», «мне стало легче и хорошо проще описать свои ощущения, чем назвать испытываемого эмоцию.

    -назвать возможные действия: «мне хочется провалиться сквозь землю», « я готова тебя обнять  и расцеловать».

    Педагогическая профессия включает умение учителя делать интересным для других то, что  он считает интересным сам. Для того учителю  необходимо смело и свободно позволять себе интересоваться самыми разными вещами – это и будет поведение сильного человека, увлекающего за собой воспитанников.

     Общепедагогические приемы, позволяющего повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы и ресурсы ребенка:

    -чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее, понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.

    -чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесенные им слова.

    -эффективный педагог на уроке больше занят совместными с учениками добыванием информации, чем выдачей и готовых решений

    -для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности настороженности в обмене информацией

   -для микрокоррекции поведения ученика достаточно применение элементарных приемов - это выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот и т. д.

    -во время произнесения шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.

    -в школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Все зависит от ситуации профессионализма.

     В основе правильного понимания многих психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса доведения школьников, причин их отдельных поступков и т. д.

   Умение и готовность учителя работать мотивацией, что является краеугольным камнем педагогического мастерства.

   Мотивация учащихся заметно повышается, если учитель подчеркивает, что поставленная им оценка относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.

   На своих уроках, я стараюсь применять все здоровьесберегающие технологии с той целью, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно на уроке.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"

В статье описаны варианты физкультминуток, которые можно применять на уроках истоии....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

      Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статистические нагрузки являю...

статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА- это своего рода совет или рекомендация по организации успешного обучения через призму здорового состояния ребёнка и успешного усвоения ...