Нашествие с Востока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок истории в 6 классе. «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»
Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 34.71 КБ |
задание для группы | 242.47 КБ |
задание для группы | 111.22 КБ |
задание для группы | 103.64 КБ |
задание для группы | 39.5 КБ |
задание для группы | 39.95 КБ |
задание для группы | 35.89 КБ |
Символы для групп | 321.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нашествие с Востока
ФИО учителя: Козюрина Ольга Геннадьевна
Место работы: МБОУ СОШ № 24 города Белово
Должность: учитель
Предмет: история
Класс: 6
Тема и номер урока в теме: «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»
Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2014
Цель урока:
Сформировать представление о завоевании Руси монголами
Развивать навыки работы с исторической картой и источниками
Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
Задачи:
Узнать об устройстве Монгольского государства.
Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами
Изучить ход завоевания Руси
Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов
Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут давать определение понятий, как Чингисхан, Калка, Батый, нойон, тумен, и др.; показывать на карте продвижение завоевателей, места сражений, даты событий; формировать умения работать систорическими источниками, документами; самостоятельно находить проблему в дискуссии и составлять план по изучению материала; самостоятельно искать проблему, исследовать существующую тему, выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; решить проблемные вопросы урока и дать оценку трагическому нашествию; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, составлять опорный конспект
Тип урока: уроки «открытия» нового знания
Формы работы : групповая работа с документами, диалог
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, исторические источники, карта «Русь в 12-13 веках»
План:
Держава Чингисхана, сражение на реке Калке.
Монголо-татарское нашествие на Русь.
а) Вторжение на Рязанскую землю.
б) Разгром Владимирского княжества
в) Поход на Новгород.
Структура и ход урока :
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия
этап выявления места и причины затруднения;
этап построения проекта выхода из затруднения;
этап реализации построенного проекта;
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
| Приветствует учащихся. Мотивирует на учебную деятельность на основе работы чтения слов летописи «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты…Всем ты преисполнена! И в те дни обрушилась беда на христиан "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." при чтении демонстрирую рисунки детей на тему быта Какую трагедию нам поведал этот исторический источник? О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Для того, чтобы назвать тему урока самим, вы сейчас поработаете с картой учебника и выполните задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите карты. Что общего и различного увидели на картах | Приветствуют учителя. Выражают осознанное речевое высказывание О том, как понимают смысл слов летописи Определяют тему урока Ответы учащихся Разорение, нашествие Прослеживают линию сравнения Руси в источнике: красота Руси и ее разорение Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников. Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока. | Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству | Выявлять главное. Обобщать. | Развивать мотивы и интерес познавательной деятельности Уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия.
| Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению задания • Что такое феодальная раздробленность? Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси? • Кто воспользовался слабостью Руси? | Отвечают на поставленные вопросы. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | Выработка умений работать с учебной информацией | Решение познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся; |
3.Выявление места и причины затруднения.
| Подводит учащихся к значимости изучения событий темы урока вопросами: Нужно ли потомкам знать более глубоко развитие событий? Что нам нужно знать? | Строят цепочку получения необходимых знаний: когда? Кто они? Зачем? Ход действий, почему?... | Формирование нравственных чувств | Формирование представления о событиях | Определять цель, проблемув учебной деятельности. Выдвигать версии |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
| Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа их реализации: «Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Почему, несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью». Какую мы поставим цель перед собой? Способы достижения цели? Если у вас вопрос, на который вы хотели особенно получить ответ. Проблемная ситуация | Обдумывают проект будущих учебных действий (цели, способы реализации цели, план): -Ставят цель: -Составляют в тетради план достижения цели: 1.новый враг 2.причины вторжения 2. Нашествия на Русь 3. Ответ на вопрос | Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. Планировать деятельность в учебной ситуации. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; –слушать и понимать других; Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | |
5. Реализация построенного проекта.
| 1.Организует работу с видеофрагментом и отвечают на предложенные вопросы Разделить в соответствии с символами 2.Организует работу по группам 1 группа: исследователи 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение. Проведите исследование: почему русские князья потерпели поражение? Почему именно в то время монголы-татары приступили к окончательному нападению на Русь? 2 группа энциклопедисты Предлагает сформулировать с записью в тетради определения слов: «нойон», «тумен», «темник», «нукер»… Проверяет ответы по заготовке на слайде. 3 группа военные историки Перед вами – два воина: русский дружинник и монгольский всадник. Опишите их вооружение и сравните скорость передвижения. Кто из них предназначен для ведения ближнего боя, а кто – дальнего? На чьей стороне преимущество? 4 группа (работа с картой) картографы «1.Рассмотрите карту к п. 12 2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений. 3. Пользуясь легендой карты, исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами. (работа с текстом учебника 3абз. обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг» 3.направляет на завершение и уточнение общего характера нового знания, фиксирует возникшие затруднения, способствует к подведению итогов исследования. | Осуществляют реализацию построенного проекта: 1)Смотрят видео и отвечают на вопросы Вопросы к видеофрагменту . Расскажите о происхождении татаро-монголов? 1.Охарактеризуйте хозяйство монголов. 2.В каком веке у монголов сложилось государство? 3.Какую роль в этом процессе сыграл Чингисхан? 4.Вспомните, в каком веке образовалось государство Киевская Русь? Сравните уровень развития Киевской Руси и Монголии. 5.Почему после образования государства монголы сразу преступили к завоеваниям? В чем причина их успеха? Какое государство было завоевано первым? 6.Как вели себя монголы с покоренными народами? 2)работают в группе и проводят исследование: а)причин поражения на Калке б)причины вторжения Определение терминам группа энциклопедисты Какое войско имело преимущество в бою и почему? в) путь продвижения по территории Руси (работа с картой) в) обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг» 3)уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность Способствовать эмоциональному восприятию материала. | Формирование навыков переработки информации и понимания текста; Находить на карте и устно комментировать события; Определять причины и прогнозировать следствия; Определять по датам век, этапы, место события Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения | Определять цель, проблемув учебной деятельности. Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации Формироватьготовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе Развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Формировать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук Батый 1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана. Против Руси выступало около 130 тыс. Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс. Батый и в 1237 году подошел к границам Руси. Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля. О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете из работы 5 группа мудрецы: (Рязань). Заполните пропуски в тексте 6 группа журналисты (работа с историческим документом: 1.Прочитайте исторический документ «Повесть о разорении Рязани Батыем» и продумайте проблемные вопросы, поднимаемые в документе. Индивидуальные задания. Составьте рассказ по опорным словам: Крепость, 7 недель, князь Василько, злой город, Батый, весна,сопротивление, мужество. Крепость, 2 месяца, ловушка, злой город, штурм, бегство, Батый, весна, сопротивление, | Учащиеся в форме коммуникации ( в группах) выполняют логические задания: а)обсуждение и подбор нужной информации в тексте б) чтение и анализ документа, дискуссия на проблемные вопросы документа. Возможные варианты дискуссионных вопросов предлагаемые учащимися: • почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата? • почему выделили именно его среди защитников русских земель? • какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата и других воинов? В) озвучивают варианты ответов по опорным словам |
| Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности . Формировать логические рассуждения, умозаключения | Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения Создавать устные и письменные тексты. Развивать умение работать в паре, в группе, умение выдвигать гипотезы при решении задач, проблем. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| 2.Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта 3.Создает, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирует его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Подводем итоги исследования, т.е. Причины поражения Руси. | Учащиеся самостоятельно выполняют индивидуальные задания в тетради и затем осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном в учебнике Подводят итоги исследования, т.е. Причины поражения Руси. А) сильные стороны монголо-татар: ·Численное превосходство ·Железная дисциплина ·Военно-тактическое превосходство Б)Слабые стороны Руси: ·Феодальная раздробленность ·Отсутствие единой армии ·Техническая отсталость русских дружин | Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. | Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общенияделать выводы из сформулированных посылок. | |
8. Включение в систему знаний повторения.
| Выявляет применимость новых знаний. Читает вновь слова А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…», предлагает на основе полученных знаний на уроке и знаний всемирной истории доказать справедливость слов Пушкина. Дополняет аргументы детей словами Чаадаева:«необозримые равнины» Киевской Руси «поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока…» при наличии времени решить кроссворд | Аргументируют слова Пушкина на основе новых полученных знаний и знаний из курса всемирной истории. Отвечают на вопрос:Почему дойдя до Адриатического моря м-т повернули назад? | Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий, аргументировать; Связывать исторические факты и понятия в целостную картину | Доказывают точку зрения автора аргументами, фактами. | |
9. Рефлексия в учебной деятельности.
| Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: Меня поразило….. Я узнал….. Мне было интересно….. Домашнее задание. Подготовить опорный конспект по теме | Завершают фразы предложенные учителем | Выявлять главное. Обобщать. Делать выводы. |
Предварительный просмотр:
Группа военные историки Перед вами – два воина: русский дружинник и монгольский всадник. Опишите их вооружение и сравните скорость передвижения. Кто из них предназначен для ведения ближнего боя, а кто – дальнего? На чьей стороне преимущество?
Армия монголо-татар делилась на десятки ,сотни , тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники. Во время вторжения на Русь армия состояла из 150 000 человек. Войско монголо-татар состояло из легкой и тяжелой конницы, они не подковывали коней, поэтому их шаг был, тих и неслышен. Легкие всадники имели кривую саблю, топор, аркан, копье и 2 лука. У каждого воина 2 колчана по 30 стрел.
Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивали противника под удар главных сил. У каждого воина было не менее трех лошадей. Чингисхан установил в монгольском войске железную дисциплину. В случае, если воин бежал с поля боя, казнили весь десяток, к которому он принадлежал, если же бежал десяток, то казнили всю сотню.
Русское войско сильно отличалось от монгольского. Во главе войска стоял князь со своей дружиной и было феодальное ополчение - бояр-землевладельцев. Дружины были разбросаны по огромной территории и слабо связаны друг с другом и, как правило, не превышали численности 30- 40 тысяч человек , были мало пригодны к действиям под единым командованием .
Крестьяне не привлекались к военным действиям. Да и дружина не могла иметь по нескольку лошадей. Из оружия можно выделить щит, меч, копье, секиру.
Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта Памятка для составления опорного конспекта Содержание понятия | Способы графического изображения |
Лица, персонажи, авторы | Атрибуты, фигуры |
Предметы | Очертания, контуры |
Действия | Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность |
Связи | Взаиморасположение |
Качества | Особенности изображения, цвет, окраска |
Опорный конспект
Русская армия
Монгольская армия
Предварительный просмотр:
Группа журналисты
1.Прочитайте исторический документ «Повесть о разорении Рязани Батыем» и продумайте проблемные вопросы, поднимаемые в документе.
2.Прочитайте п. «Разгром Владимирского княжества» и п. «Нашествие на Юго-Западную Русь…», «Суздальскую летопись о монгольском нашествии» (в конце параграфа 12) и расскажите о подвигах защитников Владимирского и Киевского княжеств.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича, Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский воевода Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам. И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им".
Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта Памятка для составления опорного конспекта Содержание понятия | Спо графическое изображение |
Лица, персонажи, авторы | Атрибуты, фигуры |
Предметы | Очертания, контуры |
Действия | Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность |
Связи | Взаиморасположение |
Качества | Особенности изображения, цвет, окраска |
Опорный конспект
Защитники земли русской
Воевода Евпатий Коловрат, воевода Филипп Нянька, воевода Петр Ослядюкович, воевода Дмитрий
Предварительный просмотр:
Группа картографы
1.Рассмотрите карту в учебнике к п. «Нашествие на восток».
2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений.
3. Пользуясь легендой карты и тектом учебника «Нашествие на Восток» (читать выборочно) исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами.
4 .Найдите обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»
(работа с текстом учебника «Поход на Новгород»,3абз.
5.Обьяснить значение термина «фураж»
Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта Памятка для составления опорного конспекта Содержание понятия | Спо графическое изображение |
Лица, персонажи, авторы | Атрибуты, фигуры |
Предметы | Очертания, контуры |
Действия | Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность |
Отношения | Сопоставленность, соотнесенность |
Связи | Взаиморасположение |
Качества | Особенности изображения, цвет, окраска |
Опорный конспект
Поход монголов на Русь в 1223 г.
Завоевательные походы хана Батыя и его полководцев в 1236-1242 гг.
Фураж-
Предварительный просмотр:
Группа мудрецы
О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:
1.Прочитайте учебник «Нашествие на Восток» п. «Вторжение в Рязанскую землю» и «Разгром Владимирского княжества»
2.Заполните пропуски в тексте и исправьте ошибки.
3.Обьяснить термин «стан»
Текст
«Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Игоревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. ______ дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством ________________________еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля ______года подошел к __________При штурме города применялись пушки и огнеметы. Монголы ворвались в город __ февраля. Жители города попытались укрыться в _____________ соборе, но были сожжены заживо. Юрий ___________ попытался собрать войско на реке _______ , но недооценил противника и был разбит в марте ______ года».
Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта Памятка для составления опорного конспекта Содержание понятия | Спо графическое изображение |
Лица, персонажи, авторы | Атрибуты, фигуры |
Предметы | Очертания, контуры |
Действия | Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность |
Отношения | Сопоставленность, соотнесенность |
Связи | Взаиморасположение |
Качества | Особенности изображения, цвет, окраска |
Опорный конспект
Вторжение в Рязанскую землю
Разгром Владимирского княжества
Стан-
Предварительный просмотр:
Группа следопыты
- Где и когда произошло первое военное столкновение русских воинов и татаро-монголов ? Найдите на карте
- Перечислите князей-участников сражения? Использовать учебник пункт «Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке».
- Чем закончилось сражение? В чем видит причину поражения летописец?
БИТВА НА КАЛКЕ, 1223 г. (По Галицко-Волынской летописи)
В год 6732 (1223).Пришло неслыханное войско, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую… И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Черниговский и Мстислав Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много.
Все князья со своими дружинами пошли в половецкую степь. Перешли Днепр, встретили татары русские полки. Русские стрелки победили их, и гнали далеко в степь, избивая, и захватили их скот, и со стадами ушли, так что все воины обогатились скотом.
Татары отъехали; около самой реки Калки 31 мая встретились татары с русскими и половецкими полками.
Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.
Ожидая покаяния христиан, бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую ( Байкальские земли) и иные страны.
Памятники литературы Древней Руси. XIII век/Пер. О.П. Лихачевой. М., 1981. С. 257-261.
Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта Памятка для составления опорного конспекта Содержание понятия | Способы графической изображения |
Лица, персонажи, авторы | Атрибуты, фигуры |
Предметы | Очертания, контуры |
Действия | Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность |
Отношения | Сопоставленность, соотнесенность |
Связи | Взаиморасположение |
Качества | Особенности изображения, цвет, окраска |
Опорный конспект
Битва на реке Калке 31 мая 1223 г.
Предварительный просмотр:
Группа энциклопедисты
1.Пользуясь справочной литературой определить исторические персоны
Чингисхан, хан Батый.
2.Сформулировать определения терминов: курултай, нукер, тумен, темник, стан, фураж.
3.Термины записать и изобразить графически.
Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта Памятка для составления опорного конспекта Содержание понятия | графическое изображение |
Лица, персонажи, авторы | Атрибуты, фигуры |
Предметы | Очертания, контуры |
Действия | Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность |
Отношения | Сопоставленность, соотнесенность |
Связи | Взаиморасположение |
Качества | Особенности изображения, цвет, окраска |
Опорный конспект
«курултай»
«тумен»,
«темник»,
«нукер»
Стан -
Фураж-
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с историческими документам...
Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)
Материал предназначен учителям истории...
Нашествие с Востока
1) Познакомить с ходом монгольского нашествия на Русь;2) Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...
"Нашествие с Востока"
Разработка учебного занятия по истории России в 6 классе....
методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....
Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)
Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...