Рабочая программа по курсу История 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Данная рабочая программа расчитана на 102 часа (включая региональный компонент)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_9_klass.docx | 76.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основании примерной программы основного общего образования по истории с учетом авторских программ: Сороко-Цюпа А.О., Стреловой О.Ю. Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI в. (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М., Просвещение, 2007) и Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Россия в XX в. (Программы общеобразовательных учреждений. История.6-11 классы. – М., Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта оcновного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников Сорока–Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа - М.: «Просвещение», 2012 ); Данилов А.А. История России, XX- начало XXI века. 9 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7 изд. – М.: Просвещение, 2010. ; Цибизова Е.Б. Мой город - Новокузнецк. – Новокузнецк, 2006.
Место предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с учебным планом и календарным графиком МКОУ «Детский дом-школа №95» на 2015-2016 гг. и рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю).
Особенность изучаемого курса состоит в преподавании единого учебного предмета «История» в 9 классе отдельными курсами, последовательно: сначала изучается Всеобщая история, затем История России интегрировано с краеведением. Так как 1 час учебного плана детского дома-школы представлен компонентом ОУ, 34 часа в год отведено на изучение краеведческого материала, что уменьшает количество часов на изучение истории России по авторской программе, рассчитанной на 2 часа в неделю, с сохранением содержания. Количество часов на Историю России увеличено на 4 часа и составило 38 часов за счет уменьшения на 4 часа Всеобщей истории.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам детского дома-школы. Отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Основными целями настоящего курса является:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
- стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Настоящая рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, обществознания, географии, МХК.
Для оценки достижений учеников используются следующие виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый ;
формы контроля – устный опрос, собеседование; зачёт, реферат, тестирование, защита презентации, самостоятельные и контрольные работы.
Содержание учебного курса
Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI в. ( 30 ч)
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Мир в 1920-1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже ХХ-XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
История России XX – начало XXI века» (38 часов)
Россия в начале ХХ в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX-XX вв.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Россия в годы революции и гражданской войны
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
СССР в 1920-е гг.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
СССР в 1930-е гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953-1964 гг.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Краеведение (34часа)
Введение (2 ч.).
Анкетирование с целью выяснения уровня знаний об истории и современности Новокузнецка. Беседа на тему - нужны ли новокузнечанину знания о родном городе. Выполнение письменной работы, размышления на тему «Почему я хочу изучать историю и современность города?». Источники изучения истории и современности города. Составление библиографического списка краеведческой литературы в школьной библиотеке и домашних библиотек школьников. Сбор фотофонда. Цели и задачи нового предмета. Знакомство с пособием «Мой город - Новокузнецк» - структурой и содержанием. Выбор зачетного самостоятельного практического задания.
Первые страницы истории города Кузнецка (4 ч).
Поход Ермака. Практическая работа «Причины русского продвижения в Сибирь». Остроги - военно-стратегическая и хозяйственная база для присоединения Западной Сибири. Строительство Кузнецкого острога - самого южного форпоста освоения юга Западной Сибири. Первые жители острога. Сообщение «Особенности службы служилых людей в Кузнецке». Управление острогом. Занятия первых жителей. Начало крестьянской колонизации края. Экскурсия в Новокузнецкий краеведческий музей.
Сибирский город Кузнецк в ХVIII-ХIХ веках (4 ч.).
Группы сибирских городов. Изменение статуса города. Городское управление и самоуправление. Присоединение кузнецких земель к Колывано-Воскресенским заводам. Население города, его занятия. Первые каменные здания. Писатели о Кузнецке. Практическая работа «Анализ фрагментов литературных произведений». Ссылка в Сибирь. Образование, здравоохранение, культурная, хозяйственная жизнь горожан. Планировка города, сибирская усадьба. Экскурсия в литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского или филиал Новокузнецкого краеведческого музея.
Кузнецк в начале XX века (4 ч.).
Строительство Сибирской железной дороги и ее значение для экономики края. Рост населения Сибири. Создание КОПИКУЗа и его планы по промышленному освоению края. Город Кузнецк на рубеже веков. Практическая работа ««Численный и сословный состав населения Кузнецка в 1912 г.». Занятия жителей. Управление городом. Образование, культурная общественная жизнь. Установление Советской власти в Сибири. Практическая работа «Революционные события в Кузнецке». Экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость». Кузнецкстрой.
Второе рождение города (4 ч.).
Первая пятилетка. Роль Сибири в народно-хозяйственных планах. Предыстория Кузнецкого завода. Роль И.П. Бардина в проектировании и строительстве завода. Строительство КМК. Практическая работа «Улицы города рассказывают». Значение комбината для города, Сибири, страны. Сообщение «Значение строительства КМК». Рождение города. Управление городом. Первые генеральные планы и их перспективы. Архитектура 30-х годов. Деятельность архитекторов-конструктивистов Э. Мая и Г. Козеля. Развитие образования, здравоохранения и культуры города. Экскурсия в научно-технический музей ОАО НКМК.
Сталинск в годы Великой Отечественной войны (5ч.).
Перестройка промышленности на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий в г. Сталинске. Строительство заводов. Угольная промышленность в годы Великой Отечественной войны. Женщины и подростки на предприятиях города. Сообщение «Труд женщин и подростков в годы войны, на предприятиях города». Эвакогоспитали Сталинска. Изменение жизни горожан. Помощь фронту. Военные подразделения, формировавшиеся в Сталинске. Жители края на фронтах Великой Отечественной войны. Практическая работа «Улицы города рассказывают». Последствия войны. Послевоенное восстановление промышленности. Строительство города. Экскурсия в музей-мемориал КМК.
Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-80-х годах (4 ч.).
Реконструкция и модернизация КМК и ее последствия. Строительство ЗСМК. Развитие черной и цветной металлургии. Угольная промышленность города. Проблемы экстенсивного развития экономики края. Строительство города Новокузнецка по третьему генеральному плану. Архитектура города, архитекторы и здания ими созданные. Строительство районов. Крупнопанельное домостроение. Образование, здравоохранение и культура города. Практическая работа «Характеристика района города». Экскурсия в любой производственный музей предприятия или учреждения Новокузнецка.
Современный город Новокузнецк (5 ч.).
Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области. Предприятия города. Новокузнецк - центр металлургической промышленности Сибири. Градообразующие предприятия и их роль. Структура городского самоуправления. Практическая работа «Формы осуществления населением Новокузнецка местного самоуправления». Образование, культура города. Составление сообщения (на выбор) «Изменения в образовании Новокузнецка в конце XX - начале XXI веков» и «Изменения в культурной жизни Новокузнецка в конце XX - начале XXI веков». Экологическая ситуация в городе. Проблемы города. Практическая работа «Анализ проблем города по материалам средств массовой информации». Мы - жители города.
Заключение. (2 ч.).
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Примечание | ||
Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI века. | 30 | ||||
I. | Новейшая истории. Первая половина XX в. | 15 | - | ||
II. | Новейшая история. Вторая половина XX в. | 15 | |||
Россия в XX- начале XXI века. | 38 | ||||
1. | Россия на рубеже XIX – XX вв. | 7 | |||
Краеведение | 34 | ||||
Введение. | 2 | ||||
Первые страницы истории города Кузнецка. | 4 | ||||
Сибирский город Кузнецк в XVIII-Х1Х веках | 4 | ||||
2 | Великая российская революция 1917-1921 гг. | 6 | |||
Кузнецк в начале XX века. | 4 | ||||
Зачетный урок | 1 | ||||
3. | СССР на путях строительства нового общества | 5 | |||
Кузнецкстрой в 30-е годы | 4 | ||||
Контрольный тест | 1 | ||||
4. | Великая Отечественная война. | 5 | |||
Сталинск в годы Великой Отечественной войны. | 5 | ||||
Зачетный урок | 1 | ||||
5. | СССР в 1945-1953 гг. | 2 | |||
6. | СССР в 1953- середине 6О-х гг. | 2 | |||
7. | СССР в середине 6О-х -середине 80-х гг. | 2 | |||
8. | Перестройка в СССР. 1985-1991 гг. | 2 | |||
Зачётный урок | 1 | ||||
Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-1980-х гг. | 4 | ||||
9. | Новая Россия в конце XX – начале XXI вв. | 4 | |||
Контрольный тест | 1 | ||||
Современный город Новокузнецк. | 5 | ||||
Итоговое повторение и обобщение по курсу « Россия в XX – начале XXI века» | 2 | ||||
Всего часов: | 102 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
уметь
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
9А | 9Б | Прим. | |||
Новейшая история. Первая половина XX в. | 15 | ||||
1 | Индустриальное общество в начале XX в. | 1 | |||
2 | Политическое развитие в начале XX в. | 1 | |||
3 | «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны | 1 | |||
4 | Первая мировая война 1914-1918 гг. | 1 | |||
5 | Версальско-Вашингтонская система | 1 | |||
6 | Последствия войны: революции и распад империй | 1 | |||
7 | Капиталистический мир в 1920-е годы. США и страны Европы | 1 | |||
8 | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. | 1 | |||
9 | США: «новый курс» Ф. Рузвельта | 1 | |||
10 | Демократические страны Европы в 1930-е гг Великобритания, Франция | 1 | |||
11 | Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания | 1 | |||
12 | Восток в первой половине XX в. | 1 | |||
13 | Латинская Америка в первой половине XX в.. | 1 | |||
14 | Международные отношения в 1930-е гг. | 1 | |||
15 | Вторая мировая война 1939-1945 гг. | 1 | |||
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI в. | 15 | ||||
16 | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» | 1 | |||
17 | Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг. | 1 | |||
18 | Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества | 1 | |||
19 | Политическое развитие | 1 | |||
20 | Гражданское общество. Социальные движения | 1 | |||
21 | Соединённые Штаты Америки | 1 | |||
22 | Великобритания | 1 | |||
23 | Франция | 1 | |||
24 | Италия | 1 | |||
25 | Германия: раскол и объединение | 1 | |||
26 | Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг.. | 1 | |||
27 | Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в. | 1 | |||
28 | Страны Азии и Африки в современном мире | 1 | |||
29 | Международные отношения | 1 | |||
30 | Глобализация в конце XX – начале XXI в. | 1 | |||
История России ХХ-ХХI вв., включая региональный компонент | 72 | ||||
Россия на рубеже XIX – XX вв. | 7 | ||||
31 | Социально-экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в. | 1 | |||
32 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | 1 | |||
33 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | |||
34 | Первая российская революция. Политическая жизнь в 1907-1914 гг. | 1 | |||
35 | Экономические реформы | 1 | |||
36 | Духовная жизнь Серебряного века | 1 | |||
37 | Россия в Первой мировой войне | 1 | |||
Краеведение | |||||
Введение. | 2 | ||||
38 | Нужны ли новокузнечанину знания о родном городе. | 1 | |||
39 | Источники изучения истории и современности города | 1 | |||
Первые страницы истории города Кузнецка | 4 | ||||
40 | Поход Ермака. Причины русского продвижения в Сибирь. | 1 | |||
41 | Строительство Кузнецкого острога | 1 | |||
42 | Первые жители острога. Управление острогом. | 1 | |||
43 | Начало крестьянской колонизации края. | 1 | |||
Сибирский город Кузнецк в XVIII-Х1Х веках | 4 | ||||
44 | Изменение статуса города, городское управление и самоуправление. | 1 | |||
45 | Население города и его занятия. | 1 | |||
46 | Ссылка в Сибирь. | 1 | |||
47 | Образование, здравоохранение, культурная, хозяйственная жизнь горожан. | 1 | |||
Великая российская революция 1917-1921 гг. | 4 | ||||
48 | Свержение монархии. Россия зимой-летом 1917 г. | 1 | |||
49 | Октябрьская революция. Формирование советской государственности | 1 | |||
50 | Гражданская война | 1 | |||
51 | Экономический и политический кризис. Переход к нэпу | 1 | |||
Кузнецкий край в начале XX века | 4 | ||||
52 | Строительство Транссибирской магистрали | 1 | |||
53 | Рост населения Сибири. Создание КОПИКУЗа | 1 | |||
54 | Кузнецк в начале XX века | 1 | |||
55 | Установление советской власти | 1 | |||
56 | Зачётный урок | 1 | |||
СССР на путях строительства нового общества | 5 | ||||
57 | Образование Союза Советских Социалистических Республик | 1 | |||
58 | Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. | 1 | |||
59 | Политическая система СССР в 20-30-е гг. | 1 | |||
60 | Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства | 1 | |||
61 | Духовная жизнь в 20-30-е.гг. | 1 | |||
Кузнецкстрой в 30-е годы | 4 | ||||
62 | Второе рождение города, предыстория Кузнецкого завода. | 1 | |||
63 | Строительство КМК. | 1 | |||
Архитектура 30-х годов. | |||||
64 | Развитие образования, здравоохранения, культуры в Сталинске в 30-е гг.. | 1 | |||
65 | Контрольный тест | 1 | |||
Великая Отечественная война | 5 | ||||
66 | СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны | 1 | |||
67 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | 1 | |||
68 | Советский тыл в Великой Отечественной войне | 1 | |||
69 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | |||
70 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | 1 | |||
Сталинск в годы Великой Отечественной войны. | 5 | ||||
71 | Сталинск в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |||
72 | Женщины и подростки на предприятиях города. | 1 | |||
73 | Эвакуированные заводы, госпитали Сталинска. Помощь фронту. | 1 | |||
74 | Жители края на фронтах войны. | 1 | |||
75 | Последствия войны. Послевоенное восстановление промышленности. | 1 | |||
76 | Контрольный тест | 1 | |||
СССР в 1945-1953 гг. | 2 | ||||
77 | Экономическое и политическое развитие | 1 | |||
78 | Внешняя политика. Идеология и культура | 1 | |||
СССР в 1953- середине 6О-х гг. | 2 | ||||
79 | Изменения в политической и экономической системе | 1 | |||
80 | Внешняя политика. «Оттепель» в духовной жизни | 1 | |||
СССР в середине 6О-х - середине 80-х гг. | 2 | ||||
81 | Консервация политического и экономического развития | 1 | |||
82 | Общественное развитие. Политика разрядки | 1 | |||
Перестройка в СССР. 1985-1991 гг. | 2 | ||||
83 | Политическая и экономическая реформа | 1 | |||
84 | Внешняя политика СССР. Гласность | 1 | |||
85 | Контрольный тест | 1 | |||
Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-1980-х гг. | 4 | ||||
86 | Развитие черной и цветной металлургии | 1 | |||
87 | Угольная промышленность города | 1 | |||
88 | Архитектура города, архитекторы и здания ими созданные | 1 | |||
89 | Образование, здравоохранение и культура города в 1950-1980-х гг. | 1 | |||
Новая Россия в конце XX – начале XXI в. | 4 | ||||
90 | Экономическое развитие России | 1 | |||
91 | Политическое развитие России | 1 | |||
92 | Духовная и повседневная жизнь общества | 1 | |||
93 | Геополитическое положение и внешняя политика России | 1 | |||
94 | Зачетный урок | 1 | |||
Современный город Новокузнецк | 5 | ||||
95 | Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области | 1 | |||
96 | Градообразующие предприятия и их роль | 1 | |||
97 | Структура городского самоуправления | 1 | |||
98 | Образование, культура города сегодня | 1 | |||
99 | Экологическая ситуация в городе | 1 | |||
100 | Итоговая контрольная работа по краеведению | 1 | |||
101 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XX – начале XXI века» | 1 | |||
102 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XX – начале XXI века» | 1 |
Список литературы
Учебно – методический комплект
1.Данилов А.А. История России, XX - начало XXI века. 9 класс [Текст]: учебник для образовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
2. Сорока–Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс [Текст]: учебник для образовательных учреждений / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока -Цюпа. - М.: Просвещение, 2012 . –304 с.
3. Цибизова Е.Б. Мой город – Новокузнецк [Текст] / Е.Б. Цибизова – Новокузнецк, 2006. – 265 с.
Литература для учителя:
1. Баранов П.А. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс . Проверочные и контрольные работы [Текст] / П. А. Баранов. – М.: Просвещение, 2013. –95 с.
2. Понамарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С. Сорока-Цюпы, А.О. Сорока –Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» [Текст] / М.В. Понамарев. - М.: Экзамен, 2011. – 176 с.
3. Сорока Цюпа А.О., Несмелова М.Л. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Поурочные разработки [Текст] / А.О. Сорока Цюпа, М.Л. Несмелова. – М.: Просвещение, 2013. –175 с.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начало XXI века. Поурочные разработки [Текст] /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.
5. Симонова Е.В. Тесты по истории России. XX – начало XXI века. 9 класс. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XX – начало XXI века. 9 класс» [Текст] / Е.В. Симонова. – М.: Издательство, 2013. – 112 с.
Литература для обучающихся
- Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России [Текст] /А.Я. Аврех. М.: Политиздат, 1991.—286 с.
- Андриянов В. Косыгин [Текст] / В.Косыгин.— М.: РГБС, 2003. – 292 с.
- Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития [Текст] / М.М. Горинов.— М.: Знание, 1990. – 62 с.
- Иоффе Г 3. Революция и судьба Романовых. [Текст] / Г.З. Иоффе.— М.: Республика, 1992.—351 с.
- Павлов Д.Б. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. [Текст]: / Д.Б. Павлов. — М.: Материк, 2004.—464 с.
- Политические партии России первой трети XX века: энциклопедия. [Текст]. — М.: РОССПЭН, 1996. –872 с.
- Россия нэповская [Текст].— М: Новый хронограф, 2002. –462 с.
- Самсонов А. М. Вторая мировая война [Текст] / А.М. Самсонов.— М.: Наука, 1989.—375 с.
- Уткин А. И. Вторая мировая война [Текст] /А.И. Уткин. — М: Алгоритм, 2002. –592 с.
- Уткин А. И. Первая мировая война [Текст] /А.И. Уткин.— М: Алгоритм, 2002 –864 с.
- Шубин А. В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР [Текст] /А.В. Шубин. - М: Вече, 2005. – 477 с.
- Эпоха Ельцина: очерки политической истории [Текст] / Ю.И. Батурин, А.Л. Ильин. — М: ВАГРИУС , 2001. –815 с.
- Яковлев Н. Н. Последняя война старой России. [Текст] / — М.: Просвещение, 1994. –256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...
Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 час...
Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...
Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой под редакцией А.А. Искендерова 6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...
Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.
Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...
Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...
Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс
Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...