Урок:Россия в глобальном мире: вызовы и угрозы 21 века.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Открытый урок для 11 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_globalnom_mire_vyzovy_i_ugrozy_21_veka.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Россия в глобальном мире: вызовы и угрозы 21 века».
Интегрированный урок: обществознание и история.
Кислякова Елена Васильевна,
Рыбакова Татьяна Владимировна
Цель урока - достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознать трагичность положения всего человечества перед лицом угроз и вызовов XXI века, увидеть необходимость повсеместного распространения гуманизма, образования и культуры и своего участия в этом процессе.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа и систематизации информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать основные проблемы, возникшие перед человечеством в последние десятилетия, понимать причины их появления, уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, извлекать нужную информацию из неадаптированного текста, использовать приобретенные знания и умения для оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей
Задачи урока:
1. Показать проблемы, стоящие перед обществом, особенности и перспективы развития современного общества.
2. Раскрыть роль и место России в мировом развитии и решении глобальных проблем.
3. Способствовать формированию и развитию политической культуры, активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В.Полякова. Москва, «Просвещение», 2008.
проектор; мультимедийная аппаратура
презентации в программах PowerPoint, компьютер, интерактивная доска SMART Board 680i5
Тип урока: повторительно-обобщающий.(интегрированный по истории и обществознанию)
Форма проведения: пресс-конференция с участием команд
«ОБЩЕСТВОВЕДОВ», «ПАТРИОТОВ», «ТЕОРЕТИКОВ- ИСТОРИКОВ».
Содержание урока охватывает документальные материалы, публицистические данные, исследовательские наработки и т.д.
Словарь урока: Современное общество, модернизация, глобализация, мировая система, глобальные проблемы, Римский клуб, гуманизм, политическое поведение, Киотское соглашение, терроризм.
План изучения нового материала:
1. Особенности современного мира:
а) компьютерная революция.
б) процесс глобализации
2. Глобальные проблемы современности
3. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем.
а) «демографический взрыв»;
б) отсталость, бедность, нищета в странах «третьего мира»;
в) угрожающие масштабы невежества, отчуждения от культуры
4. Возможная альтернатива развития общества
Используемые методы – эвристический: беседа, анализ текста на обществоведческую тему, обобщение, сопоставление, перенос теоретических положений на реальность (дедукция), вывод закономерностей на основе характерных фактов (индукция).
№№ п-п | Ход урока |
I | Организационный этап: |
1.1 Приветствие, контроль посещаемости. | |
1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. | |
II | Этап проверки домашнего задания: |
III | Этап актуализации: Новая тема, цели и задачи, план изучения. |
IV | Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала: |
Что собой представляет современный мир? | |
V | Этап изучения нового материала: |
5.1 Мировое сообщество. Происхождение и сущность глобальных проблем. | |
5.2 Классификация глобальных проблем. Общее и частное. | |
5.3 Россия в мировом сообществе. | |
5.4 Перспективы развития мирового сообщества. Поиски путей разрешения глобальных проблем. | |
VI | Этап закрепления и обобщения нового материала: |
6.1 Практические выводы по теме с.340-341. | |
6.2 Основные понятия и положения по теме. | |
VII | Этап контроля и самоконтроля: |
7.1 Выводы и замечания по ходу занятия. | |
7.2 Оценивание работы учащихся на занятии. | |
VIII | Этап информации о домашнем задании: |
Готовиться к итоговому обобщению (вопросы с.348-349). | |
IX | Этап рефлексии. |
1. Ядерная угроза . 2. Международная безопасность и суверенитет . 3. Колонизация для контроля над природными ресурсами . 4. Техногенные и экономические угрозы . 5. Угроза экологии . 6. Новые болезни и эпидемии . 7. Повторение (схемы) . 8. Домашнее задание . План урока
1. Ядерная угроза.: 1. Ядерная угроза. Наращивание ядерного потенциала некоторыми странами. Несмотря на распад СССР и военное ослабление России в 90-е гг., США все эти годы наращивали ядерный потенциал. Общемировые военные затраты составляют около 1 трлн. $ в год, из них более половины – 600 млрд. $ – приходится на США (для сравнения, военный бюджет России в 2009 г. – 50 млрд. $ ). Вызывает тревогу рост расходов на вооружение беднейших стран мира: Конго, Руанда, Судан, Ботсвана, Уганда удвоили свой военный бюджет с 1985 по 2000 гг. Появление новых глобальных противоречий между ядерными странами (противостояние между США и исламским миром; конкуренция между США и Китаем за глобальное лидерство; ухудшение отношений между Россией и НАТО, продвижение НАТО на восток, при-знание Россией Абхазии и Южной Осетии).
Угроза локального ядерного конфликта, который может иметь глобальные последствия. Сегодня число стран, обладающих ядерным оружием, постоянно увеличива-ется. Постоянные конфликты между Индией и Пакистаном создают угрозу применения ядерного оружия этими государствами. Израиль, обладающий ядерным оружием, вполне способен его применить в одном из очередных кон-фликтов со своими арабскими
соседями. Есть данные, что атомные военные программы ведутся в Иране и КНДР. Отсутствие системы нераспрос-транения ядерного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный в 1967 г. первыми ядерными державами – США, СССР и Великобританией, – оказался неэффективен. США создавая систему ПРО (противоракетной обороны), факти-чески снимают с себя ответственность за распространение ядерного оружия.
2. Международная безопасность и суверенитет.: Разрушается вся система между-народного права: некоторые страны пытаются заменить собой между-народные институты, присвоив себе право самостоятельно опре-делять, где необходимо внешнее вмешательство для поддержания международной безопасности. ООН находится в глубоком кризисе, неспособна помогать в решении серьезных конфликтов. В этих условиях США и ряд стран Западной Европы начали самосто-ятельно решать, где может исполь-зоваться их право на нарушение национального суверенитета (Юго-славия, Сербия, Афганистан, Ирак). В этой же плоскости лежит и следующая угроза ™ 2. Международная безопасность и суверенитет.
3. Колонизация для контроля над ресурсами.: Человечество будет жить под постоянной угрозой нехватки энергоресурсов (нефть, газ) и пресной воды. Это стратегические ресурсы современного общества. Вот почему на Западе поднимается тема несправедливого (на их взгляд) распределения этих ресурсов (дескать, демократическим странам досталось мало ресурсов, а основные залежи углеводородов оказались в руках якобы недемократических режимов). Для обеспечения «справедливого» распределения ресурсов нужно нарушить суверенитет ряда стран над их полезными ископаемыми. России повезло с природными ресурса-ми: её доля в мировых запасах нефти составляет 10-12%, газа – 32%, железа – 30%, леса – 22%, пресной воды – 20%. 3. Колонизация для контроля над ресурсами.
4. Техногенные и экономические угрозы.: Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях. Зависимость человека от машин и технологий (аварии в электросетях способны парализовать жизнь десятков млн. чел.; современный человек уже не может представить себе жизнь без компьютера, телевизора, мобильного телефона, Интернета, международных платежных систем, сбои в работе которых могут привести к глобальной электронной катастрофе); Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис (обвал доллара США моментально приведет к финансо-вому краху многих стран, где доллар играет роль резервной валюты; сбой в системе газоснабжения из России обрушит экономику Европы и т.д.). 4. Техногенные и экономические угрозы.
5. Угроза экологии.: Об экологическом кризисе мы говорили в рамках темы «Глобаль-ные проблемы». Остановимся еще на двух аспектах этой проблемы. Правительства некоторых стран в интересах быстрого экономичес-кого роста жертвую экологией. Например, Китай, превратившись в «Мировой завод», вот уже несколько лет впечатляет весь мир высокими темпами экономического роста; но платой за это является резкое ухудшение экологии. Попытки бороться коллективно с экологическими проблемами пока не дают успеха. Киотский протокол (ограничивающий выбросы в атмосферу вредных веществ), к которому присоединились многие страны, в т.ч. и Россия, не действует в полной мере из-за отказа США входить в эту систему. 5. Угроза экологии. смок над Шанхаем
5. Новые болезни и эпидемии.: Ухудшение экологии, ослабле-ние иммунитета людей, экспери-менты в генетике создают угрозу новых вирусов и болезней. Человечество уже столкнулось с заболеваниями, распространившимися по всему миру в последние годы: ВИЧ, атипичная пневмония (SARS) , «птичий грипп» (H5N1) , «свиной грипп» (H1N1) и др. Эти вирусы унесли жизни очень многих людей, но пока еще не вызвали пандемии, т.е. такого распространения болезни, когда в очаге поражения сразу окажутся миллионы людей. Но это может произойти в любой момент. Причем, в отличии от эпидемий чумы, оспы или холеры, распространение болезни нельзя будет локализовать в нескольких странах. За несколько часов вирус будет перевезен за океан на самолете. С вирусами бороться очень сложно, т.к. они постоянно мутируют. 5. Новые болезни и эпидемии.
П о в т о р и м : Угрозы и вызовы XXI века Ядерная угроза Разрушение сис-темы международ-ного права Колонизация для контроля над природными ресурсами Наращивание ядер - ного потенциала некоторыми странами Угроза локального ядерного конфликта который может иметь глобальные последствия Появление новых глобальных проти - воречий между ядерными странами Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях Зависимость человека от машин и технологий Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис Отсутствие сис - темы нераспрос-транения ядерного оружия Техногенные и экономические угрозы Угроза экологии Новые болезни и эпидемии и другие
Домашнее задание: Записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира.
Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира....
Современные вызовы и угрозы. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения
Главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.Безопасност...
Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
Презентация к уроку...
Презентация к родительскому собранию " Кибербуллинг- угроза века. Защита и отвественность"
Статистика показывает, что с кибербуллингом сталкивался почти каждый четвертый ребенок, пользующийся Интернетом. Четверть российских детей признались, что за последний год оскорбляли кого-то в Интерн...
Современный мир: глобальные тенденции, вызовы и угрозы
Выступление на общешкольном родительском собрании...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXIв."
Изучение программы поможет расширить кругозор старшеклассников и удачно справиться с заданиями по ЕГЭ...