Конспект урока обществознания в 7 классе. "Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы".
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Предварительный просмотр:
Паутова Наталья Васильевна,
учитель истории и обществознания,
средняя школа №29, город Ярославль
Конспект урока обществознания в 7 классе.
Тема урока: Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Формирование представлений о воздействии человека на природу, об экологических угрозах и способах борьбы с ними.
Планируемые результаты (предметные):
1.Познавательные: характеризуют взаимодействие человека на природу, определяют, что такое экологическая угроза
2.Регулятивные: прогнозируют результаты, формируют умение решать проблемную ситуацию, закрепляют навыки работы с текстом учебника, со словарем, учатся давать аргументированную оценку и формулируют значение, делают выводы.
3.Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут учебный диалог, допускают существование различных точек зрения.
4.Ценностно-смысловая: определяют понятия, вступают в речевое общение, формулируют собственную точку зрения, отыскивают причины явлений.
Формы и методы организации обучения:
- Методы: проблемное изложение
- Формы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование:
- Учебник: Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.)
- Электронное приложение к учебнику
- Рабочая тетрадь: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
- презентация к уроку, компьютер, проектор, экран.
Конспект урока
1.Вводный этап
Учитель: Мы уже познакомились с вами с понятиями и характеристиками аграрного, индустриального и постиндустриального обществ.
Давайте вспомним, что такое аграрное общество?
Ученик: Аграрное общество – это общество, существовавшее до Нового времени (до 18 века)
Учитель: Каковы черты аграрного общества?
Ученик: В аграрном обществе преобладает натуральное хозяйство, существует деление на сословия и касты, большую роль в жизни общества играют сельское хозяйство, церковь и армия.
Учитель: Что такое индустриальное общество?
Ученик: Индустриальное общество – это общество, существовавшее с 18 до конца 20 века.
Учитель: Каковы черты индустриального общества?
Ученик: В индустриальном обществе развита промышленность, существует деление на классы, большую роль в жизни общества играет промышленное производство, развиваются культуры.
Учитель: Что такое постиндустриальное общество?
Ученик: Постиндустриальное общество – это общество, которое существует с конца 20 века.
Учитель: Каковы черты постиндустриального общества?
Ученик: В постиндустриальном обществе развиты технологии, существует деление по профессиональному признаку, большую роль в жизни общества играет наука, существует гражданское общество.
Учитель: После перехода к индустриальному обществу, человек все больше стал оказывать влияние на природу и окружающий мир.
И вот сейчас в 21 веке общество задумалось, а как долго сможем мы просуществовать при подобном отношении к природе.
И мы с вами, давайте, тоже подумаем об этом.
2.Изучение нового материала
Тема нашего урока: Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы.
( тема записана на доске, ученики записывают в тетради)
Наша цель: рассмотреть взаимодействие общества и природы, остановиться на экологических проблемах, которые в последнее время волнуют человечество, и понять как их разрешить.
Прежде всего, давайте вспомним, что такое экология?
Ученик: Экология – это наука об отношениях в природе растительных и животных организмов между собой и со средой.
Учитель: Где мы можем найти это определение?
Ученик: В словаре.
Учитель: Давайте откроем словарь стр. 246 и запишем это определение в тетрадь.
Люди – это представители животного мира, как же мы взаимодействуем со средой?
Ученик: Мы влияем на среду положительно и отрицательно.
+ | -- |
Охраняем природу | Загрязняем окружающую среду |
Бережем растительность и животных | Уничтожаем животных и растения |
Восстанавливаем популяцию видов | Разрушаем естественную среду обитания |
Создаем заповедники |
Учитель: Наше негативное воздействие на природу порождает проблемы, которые получили название экологические проблемы.
Экологические проблемы (запись в тетради)
- Уничтожение растений и животных (запись в тетради)
Человек несколько веков не задумываясь, уничтожал растения и животных, а сейчас понял, что некоторые виды уже не восстановить.
К. М. подготовила нам презентацию об исчезнувших видах животных, давайте посмотрим её.
Презентация ученицы К. М.
- Загрязнение атмосферы (запись в тетради)
Воздух необходим нам для жизнедеятельности, но его чистота все время под большим вопросом. Что же загрязняет атмосферу?
Таблица «Источники загрязнения атмосферы»
(электронное приложение к учебнику)
Искусственные | Естественные |
Промышленные предприятия | Пыльные бури |
Транспорт | Вулканизм |
Теплоэнергетика | Лесные пожары |
Отопление жилищ | Выветривание |
Сельское хозяйство | Разложение органических остатков |
Серьезное влияние на атмосферу оказывает смог (смесь дыма, тумана и пыли)
Смог над Москвой (фото из приложения)
Кислотные дожди (соединение воды, азота, углерода, серы)
Последствия кислотных дождей (интерактивная модель из приложения)
- Загрязнение воды
Какая вода для нас имеет наибольшее значение?
Ученик: Пресная.
Учитель: А как мы загрязняем воду?
Ученик: Бытовыми и промышленными отходами.
Учитель: Откройте рабочую тетрадь на стр. 79 и выполните задание 4.
- Загрязнение почвы
Учитель: А как происходит загрязнение почвы?
Ученик: Тоже бытовыми и промышленными отходами, ядохимикатами.
Учитель: Таким образом, человек активно воздействует на всю биосферу (живую оболочку Земли) и это воздействие чаще негативное.
Но так долго продолжаться не может, иначе вместе с биосферой мы уничтожим и себя.
Откройте учебник на стр. 206-211, посмотрите, как прекрасна природа! Надо приложить усилия, чтобы эту красоту увидели наши потомки.
Способы борьбы с экологическими проблемами (запись на доске)
Ученик:
- Восстановление популяции редких видов
- Создание заповедников
- Строительство очистных сооружений
- Посадка деревьев
- Экономия ресурсов.
3.Заключительный этап.
Давайте подведем итоги нашего урока:
К 21 веку перед людьми встала проблема сохранения и охраны природы. Эта проблема одна из самых важных на сегодняшний день. Без её решения мир окажется перед угрозой уничтожения.
Закрепление (рефлексия).
- Что такое экология, какие экологические проблемы существуют и как их решить?
- Что нового для себя вы сегодня на уроке узнали?
Запись домашнего задания.
Открываем дневники, записываем домашнее задание: параграф 19 прочитать, на вопросы ответить устно, записи в тетради выучить, в рабочей тетради выполнить задания к параграфу 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...
Конспект урока в 6 классе по истории средних веков
В данном конспекте я объединила две темы: "Католическая церковь" и "Крестовые походы"....
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"
тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...
Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий России ХVIII века" (история 7 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий ХVIII века" (история 7 класс)...
Инновационные технологии на уроках обществознания. Метод проектов. Презентация "Товар 21 века"
Инновационные технологии на уроках обществознания. Метод проектов. Презентация "Товар 21 века" презентация+. Защита проетов на тему товар 21 века...
Конспект урока обществознания "Экономика и ее основные участники"
Конспект урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" (7 класс)...
Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"
Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...