Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории на тему

Назарова  Анна Олеговна

Рабочая программа по истории для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr.2015.doc472 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) для среднего  профессионального образования (СПО) по профессии, входящей в состав  укрупненной группы профессий:

23.00.00 Техника и технологии  наземного транспорта;

23.01.01 Автомеханик;

15.00.00 Машиностроение;

15.01.05 Сварщик.

Организация разработчик:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей»

Разработчики:

Дубровина Анна Олеговна, преподаватель первой квалификационной категории СПБ ГБПОУ «Автомеханический лицей»

Егорова Лидия Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории СПБ ГБПОУ «Автомеханический лицей»

Содержание

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        


  1. 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью основной  профессиональной образовательной программы. Составлена с учетом примерной программы по «Истории» в соответствии с ФГОС  по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы профессий:

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;

23.01.03 Автомеханик;

15.00.00 Машиностроение;

15.01.15 Сварщик.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы.

В пределах ОПОП дисциплина входит в общеобразовательный цикл и изучается как базовый учебный предмет.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

    воспитание     гражданственности,     национальной     идентичности, развитие    мировоззренческих    убеждений    учащихся    на    основе осмысления      ими      исторически      сложившихся       культурных, религиозных,     этнонациональных     традиций,     нравственных     и социальных установок, идеологических доктрин;

    развитие   способности   понимать   историческую   обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды         и         принципы        с         исторически        возникшими мировоззренческими системами;

    освоение  систематизированных  знаний  об  истории  человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

    овладение    умениями    и    навыками    поиска,  систематизации    и комплексного анализа исторической информации;

    формирование      исторического      мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,     сопоставлять    различные     версии     и     оценки исторических    событий    и    личностей,    определять    собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/ понимать:

- основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,  реферата, рецензии;

1.4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

     

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося  242 часа, в том числе:
  • обязательной аудиторской учебной нагрузки обучающегося 161 час;
  • самостоятельной работы обучающегося 81 час.

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

242

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

161

в том числе:  

        практические занятия

30

        контрольные работы

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

81

Итоговая аттестация в форме дифференцированного  зачета

             2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ

Таблица 2.

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

1

1,2

1

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития:  природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.   История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории

Самостоятельная работа

           1

1

Основы исторического знания. Работа со словарями.

Раздел 1. 

Древнейшая стадия истории человечества

5

  1. Тема 1.1
  2. У истоков рода человеческого

Содержание учебного материала

4

1,2

1-2

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира.  Расселение людей по земному шару.  Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений

  1. Тема 1.2
  2. Неолитическая революция

3-4

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации

Самостоятельная работа.

            3

           

1

 Первобытный мир. Работа с контурной картой.

2.

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 1.

            1

  1. Раздел 2.

Цивилизации Древнего мира.

6

1,2

  1. Тема 2.1
  2. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

4

1

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай.  Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

Тема 2.2

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

2

Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань     

Тема 2.3 Античная цивилизация

3-4

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Тема 2.4 Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

5

Религии древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Практические занятия

1

1

Древний Восток и Античный мир.

Самостоятельная работа

5

1

Составление таблицы «Признаки цивилизации в древнейших государствах»

2

Законы вавилонского царя Хаммурапи. Работа с документом.

3.

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 2.

1

Раздел 3.

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

10

  1,2     

  1. Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Содержание учебного материала

8

1

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций

.

           

  1. Тема 3.2
  2. Китайско-конфуцианская цивилизация.

2

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в IV-XIII вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

           

  1. Тема 3.3 Буддизм на Востоке в Средние века.

3

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.  Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

  1. Тема 3.4
  2. Арабо-мусульманская цивилизация.

4

Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV века. 

  1. Тема 3.5 Становление западноевропейской средневековой цивилизации

5

  1. Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Тема 3.6 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Культура Средневекового Запада.

  1. 6-8
  1. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. 

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения

Тема 3.7 Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

9

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Практические занятия

           1

1

Арабо-мусульманская цивилизация.

Самостоятельная работа

           6

           

1

Средневековый город. Написание сочинения.

2

Христианская Европа и исламский мир в средние века. Составление теста.

3

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 3.

           1

Раздел 4.

История России с древнейших времен до конца XVII века.

           29

1,2

Тема 4.1 Восточная Европа: природная среда и человек. Племена и народы Восточной Европы в древности.

Содержание учебного материала

           20

1-2

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до нашей эры. Славяне и великое переселение народов (IV-VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.

Тема 4.2 Восточные славяне в VII—VIII веках.

Формирование основ государственности восточных славян.

3-4

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Тема 4.3 Рождение Киевской Руси. Крещение Руси.

5-7

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

Тема 4.4 Русь и ее соседи в XI-начале XII вв.

8-10

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров.

Тема 4.5 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

11-12

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком

  1. Тема 4.6 Борьба Руси с иноземными завоевателями

13-15

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе княжества Литовского.

Тема 4.7 Русь на пути к возрождению.

16-17

Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.

 Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша.  Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой.

Тема 4.8 От Руси к России.

18

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства

  1. Тема 4.9 Россия в царствование Ивана Грозного

19-21

Территория и население России в XVI в. Категории населения.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

  1. Тема 4.10 Смута в России начала XVII в.

22-23

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

  1. Тема 4.11 Россия в середине и второй половине XVII века.

24-26

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации

  1. Тема 4.12 Русская культура в ХIII–ХVII веках.

27-28

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

  1. Практические занятия

8

  1. 1
  1. Восточные славяне в древности                                                              

2

Возникновение древнерусского государства.

  1. 3
  1. Политическая раздробленность Руси

4

  1. Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу.

5

От Древней Руси к Московскому царству.

6-7

Смутное время в России.

8

Особенности русской культуры 16-17 веков.

Самостоятельная работа

7

1

Великие полководцы – Александр Невский и Дмитрий Донской. Составление исторического портрета.

2

От Древней Руси к Московскому царству.

3

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 4.

1

Раздел 5.

Истоки индустриальной цивилизации: страны западной Европы в  XVI – XVIII веках.

12

1,2

  1. Тема5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

Содержание учебного материала

10

1-2

Запад и Восток в XVI-XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия – «мост» между западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира

Тема 5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

3

Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира

Тема 5.3 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

4

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII века и ее значение для Европы.  «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Тема5.4 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

5

Складывание «европейского концерта» и распределение  «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах – войнах за  Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Тема 5.5 Европа XVII века: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах

6

XVII век – эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Секуляризация общественного сознания.

Тема 5.6  Век Просвещения. 

.

7

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. «Просвещенный абсолютизм».

Тема 5.7  Технический прогресс и Великий промышленный переворот

8

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества

Тема 5.8 Революции XVIII века и их значение для утверждения индустриального общества.

9-10

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

Тема 5.9

Тенденции развития европейской культуры в 16-18 веках

11

Эпоха Возрождения. Идеи гуманизма. Художественные стили: барокко, рококо, классицизм

Практические занятия

1

1

Революции XVIII столетия

Самостоятельная работа

8

1

Великие географические открытия.

2

Технический прогресс в 16-18 веках.

3

Художественная культура XVII- начала XIX века. Составление сравнительной таблицы.

4

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 5.

1

Раздел 6.

Россия в XVIII веке.

12

1,2

  1. Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I.

Содержание учебного материала

7

1-4

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

Тема 6.2Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762).

5-6

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 года и воцарение Екатерины II.

Тема 6.3 Россия во второй половине XVIII века.

7-9

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

Павел I – характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

  1. Тема 6.4 Культура России в XVIII веке.

10-11

Культурный переворот петровского времени.Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Практические занятия

4

1

Предпосылки реформ Петра. Особенности модернизационного процесса в России

2

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

3

Образование, наука и культура в XVIII веке.

Самостоятельная работа

8

1

Россия в XVII – XVIII веках. Составление кроссворда, словаря исторических терминов.

2

Составить презентацию по теме: «Культура России в 18 веке»

3

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 6.

1

Раздел 7.

Становление индустриальной цивилизации

8

       1,2

Тема 7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Содержание учебного материала

6

1-3

Европейские революции середины  XIX века. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Тема 7.2 Идейные течения и политические партии.

4

Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.

Тема 7.3 Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX веке

5

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будние и праздники горожан.

Тема 7.4 Особенности духовной жизни нового времени.

6-7

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История –«муза века».

Практические занятия

1

1

Европейские революции середины XIX в.

Самостоятельная работа

           3

1

Международные отношения в Новое время

2

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 7.

           1

Раздел 8.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

3

Тема 8.1 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Содержание учебного материала

3

         1,2

1-2

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Тема 8.2 Попытки модернизации в странах Востока.

3

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония:  от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Раздел 9.

Россия в XIX веке.

         20

1,2

  1. Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия

 

Содержание учебного материала

         16

1

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Тема 9.2 Власть и реформы в первой половине XIX века.

2-4

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Тема 9.3 Внешняя политика Александра I  и Николая I.

5-7

Геополитическое положение России к началу  XIX века. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 года.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империей. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830-1831 гг.,1848-1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Тема 9.4

Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века

8-9

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине  XIX века. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Тема 9.5 Россия в эпоху великих реформ Александра II.

10-11

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Тема9.6 Пореформенная Россия.

12-13

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем.

Тема 9.7 Россия в системе международных отношений второй половины XIX века.

14-15

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира.  «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Тема9.8 Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

16-17

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи. Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Тема 9.9 Повседневная жизнь населения России в XIX веке.

18-19

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция.  Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Практические занятия

          3

     

1

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

2-3

Культура России в 19 веке.

Самостоятельная работа

          5

         

1

Отечественная война 1812 года

2

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 9.

           1

Раздел 10

От Новой истории к Новейшей.

          13

1,2

Тема10.1 Международные отношения в начале XX века.

Содержание учебного материала

           9

1

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

Тема 10.2 «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX века.

2

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение

Тема 10.3 Научно-технический прогресс на рубеже XIX- XX веков.

3

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт – кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Тема 10.4 Россия в начале XX века.

4-7

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная Дума и Государственный Совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю.Витте и П.А. Столыпина.

Россия в системе международных  отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война.

Тема 10.5

Первая мировая война

8

  1. Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

Тема 10.6 Россия в Первой мировой войне.

9

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

  1. Тема 10.7 Февральская революция в России.

10

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Тема 10.8

Приход большевиков к власти в России.

11-12

Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика.

Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

Практические занятия

3

1

Социально-экономическое и политическое  развитие России в   начале ХХ в.

2

Революция 1905-1907 года.

3

Гражданская война в России

Самостоятельная работа

9

1

Российские политические  партии начала ХХ века.

2

Участие России в Первой мировой войне.

3

Россия в начале XX века.

4

Россия в 1917 году

5

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа

1

  1. Раздел 11.

Между мировыми войнами.

11

1.2

Тема 11.1

Страны Европы в 20-е годы XX века.

Содержание учебного материала

7

1

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг.

Тема 11.2 

Запад  в 30-е гг. XX века.

2

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация  экономики ведущих мировых держав. НТП – «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Тема 11.3 

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX века.

3

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Тема 11.4 Международные отношения в 20-30-е годы XX века.

4

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение  и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Риббентропа.

Тема 11.5 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.

5-10

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (НЭП): сущность и направления.

Постепенный отход от идей «мировой революции» Приоритеты внутригосударственного сторостельства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 года. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20-30-е гг. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В.Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Развитие экономики СССР в конце 20-30-х гг. Форсированная модернизация. Причины свертывания НЭПа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика в СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата  к границам Российской империи: советско-финляндская война;присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Практические занятия

3

1

Запад  в 30-е гг. XX века. Мировой экономический кризис

2

Советская страна в годы НЭПа.

3

Экономическое развитие СССР в конце 20-х – 30-х гг.

Самостоятельная работа

7

1

Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг.

2

СССР в 1918-1941 гг.

3

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 11.

1

  1. Раздел 12.

Вторая мировая война

7

1,2

Тема 12.1 

Вторая мировая война: причины,ход, значение.

Содержание учебного материала

4

1-2

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Тема 12.2 

СССР в годы Великой Отечественной войны.

3-6

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных и культурных групп населения: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда или контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Практические занятия

2

1

Великая Отечественная война: начало, боевые действия 1941-1942 гг.

2

Коренной перелом в ходе ВОВ.

Самостоятельная работа

9

1

Великая Отечественная война

2

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 12.

1

Раздел 13.

Мир во второй половине XX века

6

1,2

Тема 13.1

«Холодная война»

Содержание учебного материала

4

1-2

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы – два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Тема 13.2

Научно-технический прогресс.

3

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и  природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства.

Тема 13.3

Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

4-5

Вторая мировая война – кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

 

Практические занятия

1

1

Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира.

Самостоятельная работа

4

1

Мир во второй половине XX века

2

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 13.

1

Раздел 14.

СССР  в  1945 – 1991  гг

11

1,2

Тема 14.1

СССР в послевоенный  период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Содержание учебного материала

8

1

Восстановление народного хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ  в системе советской экономики. Противоречия между  экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

 Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

  1. Тема 14.2 
  2. Советский Союз в период частичной либерализации режима.

2-4

Борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь,  материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР.  Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Тема 14.3

 СССР в конце 1960х – начале 1980- х годов. 

5-6

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В.Антропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка» Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х-начале 80-х годов. Война в Афганистане.  Заключительный этап «холодной войны».

Тема 14.4 СССР в период перестройки.

7-8

Причины реформ М.С.Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Практические занятия

           2

1

Политическое и социально-экономическое развитие СССР  в конце 1960-х начале 1980-х годов.

2

СССР в период перестройки

Самостоятельная работа

           2

1

«Перестройка» в СССР.

2

Подготовка к письменному контрольному тестированию.

Контрольная работа по разделу 14.

           1

Раздел 15.

Россия и мир на рубеже XX – XXI вв

           5

1,2

Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе.

Содержание учебного материала

           4

1

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 года. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная дума. Принципы федерализма.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг. курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

  1. Тема 15.2 Мир в XXI веке.

2

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Самостоятельная работа

          4

1

Подготовка к письменному контрольному тестированию по разделу.

2

Подготовка к дифференцированному зачету

Контрольная работа по разделу 15.

          1

Дифференцированный зачет

          2

  1. Итого

       242


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Истории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия и раздаточные дидактические материалы.

Технические средства обучения:

  1. - компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов 

Для обучающихся:

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. В 2х ч. — М., 2006, 2011.
  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
  3. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2006, 2011.
  4. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2006, 2011.
  5. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
  6. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
  7. Кишенкова О. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
  8. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
  9. Уколова В.И. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.,2011

  1. Для преподавателей:
  2. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
  3. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
  4. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.
  5. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.
  6. Война в Корее. — СПб., 2000.
  7. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.
  8. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
  9. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.
  10. Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.
  11. Губер П. Мазарини. — М., 2000.
  12. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.
  13. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
  14. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.
  15. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
  16. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
  17. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
  18. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
  19. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
  20. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
  21. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
  22. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
  23. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
  24. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
  25. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
  26. Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
  27. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
  28. Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
  29. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
  30. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
  31. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
  32. Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
  33. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
  34. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
  35. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
  36. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
  37. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
  38. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
  39. Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
  40. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
  41. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
  42. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
  43. Черников И. Гибель империи. — М., 2002.

Интернет-ресурсы:
http://www.gumer.info/
http://www.gumfak.ru/history.shtml
http://www.magister.msk.ru/library/history/
http://swor56.ucoz.ru/load/podgotovka_k_egeh/materialy_egeh_po_istorii/10
http://www.spsl.nsc.ru/history/

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Таблица 3.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения: 

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)

Практические занятия

Выполнение письменных и картографических  внеаудиторных самостоятельных работ по заданным условиям, составление сравнительных и хронологических таблиц, ответы на проблемные вопросы.

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

Практические занятия  

Выполнение письменных  самостоятельных работ по заданным условиям, ответы на проблемные вопросы, анализ источников, работа с различными видами источников, сравнительный анализ, составление конспектов.

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Выполнение письменных  внеаудиторных самостоятельных работ по заданным условиям. Сравнительный анализ, работа с дополнительной литературой, рецензирование, установление ассоциативных связей.

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии

Практические занятия  Выполнение письменных и картографических  самостоятельных работ по заданным условиям, участие в дискуссии, письменные и устные формы ответа, аннотирование.

Знания:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории

Контрольные работы, тестирование.

Самостоятельные работы

основные исторические термины и даты

Практические занятия

Контрольные работы, тестирование, исторические диктанты.

периодизацию всемирной и отечественной истории

Практические задания по составлению таблиц.

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории

Практические работы Самостоятельные работы по заданным преподавателем условиям, анализ информации, рецензирование, реферирование.

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

Практические занятия

 Работа с разного вида источниками.

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...