Рабочая Программа История 8 класс.
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая Программа История 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_istoriya_rossii_i_novaya.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной програмы основного общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), авторских программ А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкина и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (.Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11кл.-М. Просвещение, 2007).
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода к изучению истории. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века. Для более глубокого и долговременного усвоения школьниками истории Отечества был увеличен курс «История России. XIX начало XXвека» до 41 часа за счет сокращения курса Всеобщей истории рекомендованного авторами программы «Всеобщая история: история Нового времени» с 32 до 26 часов, что соответствует Примерной программе основного общего образования.
В учебной программе используется следующий УМК:
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010
Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история.1800-1918. 8 класс»: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2002.
Юдовская А. Я., Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.:Просвещение, 2007.
Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2008.
Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX века»: 8 кл/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004
Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цель изучения курса:
Усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.
Общие задачи изучения курса:
формирование исторического мышления, ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
умение характеризовать наиболее яркие личности всемирной истории и их роль в истории и культуре;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли Росси во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Место и роль курса истории 8 класса в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 8 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Изучая историю на ступени основного и полного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации.
Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.; периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Содержание учебного предмета «история» в 8 классе:
- Распределение учебного материала по курсу «История России в XIX начало XX века»
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. | 16 |
2 | РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОВИНЕ XIX в. | 14 |
3 | Россия 1900-1917гг. | 11 |
Итого | 41 |
- Распределение учебного материала по курсу «Новая история 1800-1917.» в 8 кл.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Становление индустриального общества в XIX веке | 6 |
2 | Строительство Новой Европы | 9 |
3 | Страны Западной Европы на рубеже XIX – XXвв. | 5 |
4 | Две Америки | 2 |
5 | Традиционные общества в XIXв. | 2 |
6 | Международные отношения в конце XIX начале XX вв. | 3 |
Итого | 68(+2 резерв) |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Новая история 1800 – 1917 гг.» ( 27 ч)
- Часть 1. Становление индустриального общества в XIX в.- Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху
- Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Мополистический капитализм или империализм и его черты.
- Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
- Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Измения моды, новые развлечения.
- Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.
- Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал
- Тема 2. Строительство новой Европы
- Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
- Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Революция 1848 г.
- Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
- Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
- Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии.
- Франко-Прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
- Часть 2. Мир во второй половине XIX в. –
- Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов
- Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
- Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
- Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств.
- Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
- Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
- Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос.. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
- Тема 4. Две Америки
- США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
- Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
- США в период монополистического капитализма. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. « Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
- Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
- Тема 5. Художественная культура XIX столетия (изучается по логическому расположению учебника, после темы №1)
- Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, Ч. Диккенс, О. Бальзак). Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
- Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф.Х.Гойя, Э.Делакруа. Реализм в живописи. О. Домье, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле. Импрессионизм. К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж- Бизе, К. Дебюсси. Архитектура и градостроительство. Рождение кино.
- Тема 6.Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
- Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
- Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
- Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
- Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
- Тема 7. Международные отношения в конце XIX – начале XX в.
- Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
- Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
- Содержание курса « Россия в XIX начале XX в.» (41 часа)РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
- Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
- Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Ла-гарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
- Внешняя политика в 1801 —1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
- Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
- Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
- Внутренняя политика в 1814 —1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.
- Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
- Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И; Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
- Основные понятия темы
- Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства.
- РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
- Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
- Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
- Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
- Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
- Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
- Общественное движение 30— 50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К- С Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
- Крымская война 1853 —1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона
- Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
- Культура и быт в первой половине XIX в. (4 ч)
- Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А.А.Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
- Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
- Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
- Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
- Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
- Живопись. К- П. Брюллов. О.. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
- Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К- А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
- Основные понятия темы
- Охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
- Повторение и обобщение(1ч.) Мир на пороге перемен.
- РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX начало XX вв.
- Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра П. Смягчение политического режима.Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
- Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
- Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
- Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
- Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
- Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во-•ля». Убийство Александра II.
- Внешняя политика Александра П. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков, Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877^—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
- Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
- Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге.
- Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 11ачало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
- Общественное движение в 80 — 90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
- Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
- Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
- Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
- Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
- Россия в начале XX века. Характерные черты экономического развития. Политическое развитие страны в начале века. Рабочее движение. Революционные партии и их программы.
- Международные отношения России в начале века. Основные направления. Хронологические рамки войны. Характер.
- Первая Российская революция.
- Изменения в политической системе Российской империи.
- Реформы Столыпина и ее результаты.
- Россия в первой мировой войне. Основные события, хронологические рамки, персоналии.
- На пути к 1917 году. Последствия войны для Российского общества.
- Основные понятия темы
- Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор,
- бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический.реализм, Тройственный союз.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Истрия России. 1800-1917гг.
8 КЛАСС
№ п/п | Раздел, тема урока | Тип урока | Д/З § | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
История России. Глава 1: Россия в первой половине XIX века | ||||||||
1 | Внутренняя политика АлександраI в 1801-1806 гг. М.М.Сперанский. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
2 | Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | Урок-практикум | 2 | Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность Внешняя политика.войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | ||
3 | Отечественная война 1812 года | Комбинированный | 4 | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России Отечественная война, Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | постановка и решение практических задач | 1 | ||
4 | Заграничный поход русской армии | Урок-практикум | 5 | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | ||
5 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1820 гг. | Урок с применением ТСО | 6 | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А. А. Аракчеев. Аракчеевщина. Тарифный устав, военные поселения Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником | 1 | ||
6 | Социально-экономическое развитие. | Урок изучения нового материала | 7 | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | |||
7 | Общественное движение . | Комбинированный | 8 | Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
8 | Выступление декабристов. | Урок с применением ТСО | 9 | работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником | 1 | |||
9 | Внутренняя политика Николая I | Комбинированный | 10 | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм.Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | постановка и решение практических задач | 1 | ||
10 | Социально-экономическое развитие . | Комбинированный | 11 | Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д. Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Работа с историческими документами | 1 | ||
11 | Внешняя политика Николая I . | Урок-практикум | 12 | «Международный жандарм». Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | ||
12 | Общественное движение. | Урок изучения нового материала | 13 | Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
13 | Крымская война. | Урок-практикум | 14 | Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | ||
14 | Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели. | Творческая лаборатория | 15-16 | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский.Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Сословность образования | Исследовательская | 1 | ||
15 | Художественная культура. | Творческая лаборатория | 17-18 | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Исследовательская | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок. | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Предметно-практическая | 1 | |||
Глава 2: Россия во второй половине XIX века | ||||||||
17 | Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 года | Урок изучения нового материала | 19-20 | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных. | 1 | ||
18 | Либеральные реформы 60-70 годов | Комбинированный | 21-22 | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ. | постановка и решение практических задач | 1 | ||
19 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Комбинированный | 23 | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом.политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
20 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Урок изучения нового материала | 24 | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения | Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных. | 1 | ||
21 | Зарождение революционного народничества и его идеология. | Комбинированный | 25 | постановка и решение практических задач | 1 | |||
22 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | Урок с применением ТСО | 26 | работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником | 1 | |||
23 | Внешняя политика Александра II | Урок-практикум | 27 | Союз трех императоров, «Священная война» Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | ||
24 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Урок с применением ТСО | 28 | Балканский кризис, национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником | 1 | ||
25 | Внутренняя политика Александра III | Комбинированный | 29-30 | Называть основные черты внутренней политики Александра III Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных. | 1 | ||
26 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. Положение основных социальных слоев общества | Комбинированный | 31-33 | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
27 | Общественное движение в 80-90-х гг. | Комбинированный | 34 | Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
28 | Внешняя политика Александра III | Урок изучения нового материала | 35 | Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
29 | Российская наука и культура второй половины XIX века. | Творческая лаборатория | 36-37 38-39 | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в .Д.И.Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр. | Исследовательская | 1 | ||
30 | Повторительно-обобщающий урок. | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Предметно-практическая | 1 | |||
Глава 3. Россия в 1900 -1917 гг. | ||||||||
31 | Российская империя на рубеже веков и её место в мире. | Урок изучения нового материала | 1 | Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в | Учебно-познавательная | 1 | ||
32 | Экономическое развитие России в начале XX в. | комбинированный | 2 | Характерные черты экономического развития в начале века. | Учебно-познавательная | 1 | ||
33 | Политическое развитие: новые веяния и старые подходы. | комбинированный | 3 | Политическое развитие страны в начале XX в. Рабочее движение. Революционные партии и их программы. Характерные черты самодержавия. | Учебно-познавательная | 1 | ||
34 | Внешняя политика. Русско-японская война. | комбинированный | 5 | Международные отношения России в начале XX в. Основные направления внешней политики, хронологические рамки войны, причины, характер. | Учебно-познавательная | 1 | ||
35 | Первая российская революция. | Изучение нового материала | 6 | Причины и последствия революции. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Всероссийская политическая стачка. | Учебно-познавательная | 1 | ||
36 | Изменения в политической системе Российской империи. | комбинированный | 7 | Политические течения и партии. Сравнивать программные установки либеральных партий. Система центрального управления Российской империи в 1906-1917гг. | Учебно-познавательная | 1 | ||
37 | Реформы Столыпина: «тихая революция». | комбинированный | 8 | Называть альтернативы общественного развития в 1906 г., составлять таблицу «Аграрная реформа и её результаты». | Учебно-познавательная | 1 | ||
38 | Россия в первой мировой войне. | комбинированный | 9 | Называть основные направления внешней политики,называть хронологические рамки войны показывать на карте места основных сражений. | Учебно-познавательная | 1 | ||
39 | На пути к 1917 г. | 10 | Излагать суждения о последствиях войны для российского общества. Описывать условия жизни людей в период войны. | Учебно-познавательная | 1 | |||
40 | Серебряный век русской культуры» | 11 | Называть выдающихся представителей и достижения русской культуры. | Учебно-познавательная | 1 | |||
41 | Урок повторения и обобщения | 1 | ||||||
История Нового времени. | ||||||||
№ п/п | Раздел, тема урока | Тип урока | Д/З § | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
42 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | Вводный урок | С.3-5 | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
Глава 1: Становление индустриального общества. | ||||||||
43 | Индустриальная революция. | Урок изучения нового материала | 1-2 | Признаки традиционного и индустриального общества. Развитие техники. Новые технологии. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества Промышленный переворот, капитализм, монополистический капитализм, экономический кризис перепроизводства. Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
44 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире. | Урок изучения нового материала | 3,4 | Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. | Самостоятельное составление таблиц, схем планов | 1 | ||
45 | Наука: создание научной картины мира. | Творческая лаборатория | 5 | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки Создание научной картины мира. Развитие образования | Исследовательская | 1 | ||
46 | Художественная культура XIX в. | Творческая лаборатория | 6-8 | Литература и искусство Нового времени Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм постимпрессионизм, карикатура. Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры | Исследовательская | 1 | ||
47 | Либералы, социалисты, консерваторы. | Комбинированный | 9-10 | Консервативное и либеральное течения в общественно- политической жизни. Социалистические учения, марксизм Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм. Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. | постановка и решение практических задач | 1 | ||
Глава 2: Строительство новой Европы. | ||||||||
48 | Консульство и образование наполеоновской империи. | Урок изучения нового материала | 11 | Наполеон Бонапарт. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс. Священный Союз. Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз. Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн. Работать с историческим документом. Знать причины ослабления империи Наполеона. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных. | 1 | ||
49 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | Урок-практикум | 12 | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | |||
50 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. | Комбинированный | 13 | Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред- юнионы | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
51 | Франция Бурбонов и Орлеанов. | Комбинированный | 14 | Июльская монархия Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи Финансовая аристократия, Авторитарный режим Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса. Объяснять причины и итоги европейских революций | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
52 | Французская революция 1848 года. | Урок изучения нового материала | 15 | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | |||
53 | Германия на пути к единству. | Комбинированный | 16 | Образование Северо- германского союза. О. фон Бисмарк. Национальное объединение Италии Канцлер, Северо-германский союз. Называть правителей и государственных деятелей Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. | постановка и решение практических задач | 1 | ||
54 | Объединение Италии. | Урок изучения нового материала | 17 | Работа с историческими документами и картами | 1 | |||
55 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | Урок-практикум | 18 | Франко-прусская война.Парижская Комму Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений на | наблюдение и анализ исторических событий | 1 | ||
56 | Тестирование по теме: Строительство новой Европы. | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Предметно-практическая | 1 | |||
Глава 3: Страны Западной Европы на рубеже XIX-XXвв. | ||||||||
57 | Германская империя в конце XIX- начале XX века. | Комбинированный | 19 | Особенности индустриального развития. Социальный реформизм Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Показывать на карте колонии | Работа с историческими документами и картами | 1 | ||
58 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | Урок изучения нового материала | 20 | Особенности экономического развития. Колониальные захваты гомруль, лейбористская партия, Антанта Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
59 | Франция: Третья республика. | Комбинированный | 21 | Франция - светское Государство. Реваншизм Конституционная монархия. «Лоскутная империя» Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
60 | Италия в конце XIX- начале XX века. | Комбинированный | 22 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Самостоятельное составление таблиц, схем, планов | 1 | ||
61 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии. | Комбинированный | 23 | Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Называть особенности развития и характер внешней политики особенности развития Австро-Венгрии. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | постановка и решение практических задач | 1 | ||
Глава 4: Две Америки. | ||||||||
62 | США в XIX- начале XX века. | Урок с применением ТСО | 24-25 | Гражданская война. Отмена рабства гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм. Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений | работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником | 1 | ||
63 | Латинская Америка в XIX- начале XX века. | Комбинированный | 26 | Образование независимых государств Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте | Работа с историческими документами и картами | 1 | ||
Глава 5: традиционные общества в XIXв.: новый этап колониализма. | ||||||||
64 | Япония. Китай. | Комбинированный | 27-28 | Реформы Мэйдзи Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики «Открытие» Китая Особенности колониального режима в Индии Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления. ИНК. Объяснять особенности развития Китая, Индии, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу | постановка и решение практических задач | 1 | ||
65 | Индия. Африка. | Комбинированный | 29-30 | постановка и решение практических задач | 1 | |||
Глава 6: международные отношения в концеXIX- начале XX в. | ||||||||
66 | Международные отношения на рубеже веков. | Урок изучения нового материала | 31 | Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира, борьба за передел сфер влияния. Локальные конфликты. Рост националистических настроений Тройственный союз, Тройственное согласие, Называть основные международные противоречияЗнать: причины мировых воин начала XX в., военные блоки Образование военно-политических союзов. Гонка вооружений. | Учебно-познавательная (прослушивание лекции) | 1 | ||
67 | Тестирование на тему: Мир в XIX веке. | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Предметно-практическая | 1 | |||
68 | Итоговое повторение. | Урок обобщения и повторения | 1 |
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010
Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история.1800-1918. 8 класс»: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2002.
Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1800-1913: пособие для 8 кл./ А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2009
Юдовская А. Я., Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.:Просвещение, 2007.
Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2008.
Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX века»: 8 кл/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004
Список литературы для обучающихся
Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. - М., 1979.
Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. —T.I—3. —СПб, 1859—1860.
Бородино. Документы, письма, воспоминания. — М., 1962.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. - М., 1990.
Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. - М., 1997.
Пушкин А.С., История Пугачева
Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. - М., 1999.
Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001.
Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.
1812 год в воспоминаниях современников. - М.. 1995.
Шильдер Н.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование. В 2-х тт. - М., 1997
Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
Интернет-ресурсы
Библиотека Максима Мошкова, исторический раздел: http://www.lib.ru/YISTORY
Старинная европейская литература: http://www.lib.ru/INOOLD/
Российская государственная библиотека по искусству: http://www.Artlib.ru/
Великая Французская революция: http://www.liberte.newmail.ru/
История Великобритании. Правда и мифы в британской истории: http://www.britannia.com/history/plantage.html
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XIX начале XX вв.;
Научиться соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIXначала XXвв.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;обобщать и систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс история
Рабочая программа история 5 класс...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...