План – конспект урока истории древнего мира в 5-х классах
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока истории древнего мира в 5-х классах
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Цели урока:
- познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме и с источниками происхождения рабства.
- продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, иллюстрациями, давать характеристику событиям и их участникам.
Учебное оборудование: учебник, иллюстрации « продажа рабов», «гладиаторский бой»
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э.».
Сюрпризный момент – игра « Почта» (подготовка устного ответа по карточке № 43)
- Проверка домашнего задания. На доске вопрос - «Как воевала римская армия» и план ответа на него и карта «Римская республика в III-I в. до н.э.».
План ответа
-Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?
- Какие технические приспособления использовали римляне?
- Как были вооружены воины Рима?
- Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?
- Вывод.
Вопрос задается всему классу, а готовиться к ответу и отвечать будет кто-то один из учащихся. Ученику дается время для подготовки, в это время организуется работа с классом.
- Работа с классом. Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство. Каковы были последствия захватнических войн Рима?
- Устный ответ ученика по домашнему заданию, отзыв на нее одноклассников.
- Переход к изучению новой темы. Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов.
Задача для учащихся: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?
- Изучение новой темы.
План
- Источники рабства
- Использование труда рабов
- Физминутка тематического характера. На предложенные утверждения учащимся предлагается реагировать следующим образом: признак первобытного строя – шаг назад, признак рабовладельческого – шаг вперед.
- Все члены общества лично свободны.
- Частная собственность на людей.
- Наличие классов.
- Наличие государства.
- Наличие эксплуатации.
- Земля принадлежит всем членам общества.
- Земля принадлежит отдельным частным лицам.
- Орудия труда принадлежат всем членам общества.
- Орудия труда принадлежат отдельным частным лицам.
? – вспомните, кого называют рабами? (неполноправный член общества)
? – что вам известно о положении рабов?
? – вспомните источники рабства на примере Древней Греции.
- Карта памяти «Рабство в Древнем Риме» (составляется на доске по ходу обсуждения с учащимися и записывается в тетрадь). С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
- Физ.минутка на координацию движений.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа. Гимнастика для улучшения слуха – самомассаж ушей. - Продолжение работы с картой памяти. Вопрос «Как использовался труд рабов?» Работа с историческим документом. Учителем зачитывается фрагмент из трактата «Земледелие» Марка Порция Катона. На доске – портрет этого деятеля. Вопросы : - Как содержались рабы? – Где применялся труд рабов?
- Работа с иллюстрациями - С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Где еще применялся труд рабов?» Иллюстрации должны показывать труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, на камнеломнях, в рудниках. Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
- Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 4 §49. Вопрос – Хотели бы вы побывать в роли гладиатора? Обсуждение.
Где же еще применялся труд рабов в Древнем Риме? Ответ заносится в тетради.
- Полученная карта памяти:
г
Закрепление изученного на уроке.
- Решение задачи. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала? Какие рабы ценились особенно дорого?
- Если позволяет время – начать оформление карты памяти – придумать условные значки для иллюстрации схем.
Домашнее задание:
- оформить карту памяти
- прочитать §49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока Тема: Древний Египет и Междуречье 5 класс
План-коспект повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира для 5 класс по теме : " Древний Египет и Междуречье" в игровой форме....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"
Конспект представлен в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...
План -конспект урока по живому миру Насекомые: Муха (3 класс)
Конспект урока по живому миру в третьем классе коррекционной школы 8 вида по теме: Насекомые: Муха. Знакомство с насекомым, выделение его существенных признаков, формирование умения отличать насекомых...
План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе
Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...
технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....
План-конспект по истории Древнего мира 5 класс. Тема: " Завоевание Римом Италии
План- конспект урока. ( тхологическаякарта)...