Открытый урок по теме "Екатерина Великая"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Тема урока «Великая Екатерина»
- Тип урока: изучение нового материала, деятельностный подход
- Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая
- Цель урока:
Дать характеристику исторической личности Екатерине Великой, иметь представление о ее внутренней и внешней политики.
задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с эпохой Екатерины великой;
- дать представление об основных событиях и явлениях общественной жизни России в XXIII в.;
- продолжить развивать анализ карт, схем;
- активизировать познавательную активность обучающихся на уроке.
воспитательные:
- воспитание чувства любви к Родине;
- прививать интерес к предмету история.
- способствовать формированию у школьников гражданских, патриотических чувств.
развивающие:
- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
- приводить примеры, формировать умения работы с исторической литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
- Оборудование: Проектор, презентация, рабочие листы, памятки, историческая
карта «Российская империя во второй половине XVIII века»,
распечатанные исторические источники, Энциклопедия истории
России 862-1917. Интерактивный мир. АО Коминфо. 1998-2001.
11. Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок истории. .Попрошу вас быть активными, внимательными и настроиться на плодотворную работу вместе со мной. Обратите внимание что у вас на столах находятся тексты с историческими источниками, рабочие листы и памятка по составлению синквейна. Все это пригодится нам с вами для работы на уроке.
- «Волнующее» начало.
После смерти Петра I .В течение 37 лет страной правили не лица, занимавшие трон, а те, кто находился у его подножия, - вельможи и фавориты.
Как вы думаете каком периоде в истории России идет речь?
Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном политическом лидере, который пришел к власти в результате государственного переворота. Дадим характеристику его личности, а также охарактеризуем его внутреннюю и внешнюю политику.
(Учитель умышленно не произносит имя исторической личности).
- Постановка проблемы и решение проблемы. (слайд №1)
Когда я готовилась к уроку, у меня возникла проблема – я не смогла сформулировать тему урока. И я очень надеюсь, что вы мне поможете в разрешении этой проблемы к концу занятия.
- Решение проблемы, изучение материала.
На ваших столах лежат тексты исторических источников, где рассказывается о характерных чертах исторического деятеля, о котором мы с вами сегодня будем говорить, которые в той или иной мере проявлялись на протяжении его жизни.
Познакомьтесь с содержанием исторических источников и попробуйте дать характеристику этого человека. Попробуйте определить, о ком идет речь?
Работа с историческими источниками (7-10 минут).
По истечении времени учитель просит дать ответ.
Если я покажу вам галерею современников, это поможет вам узнать историческую личность? (слайд №2)
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ИМЯ РОССИИ.
Мы - Россияне! В этом слове все:
ПАТРИОТИЗМ – мы часто слышим с вами…
Историю не повернуть нам вспять,
Но символ Родины мы можем выбрать сами.
Ткачев в газете интервью дает.
Усталый взгляд улыбка озаряет,
И нашей он поддержки очень ждет,
Когда свою идею продвигает.
Идея нам доступна и проста:
Имя женское должно быть у России.
На Кубани оно у всех на устах:
« ЕКАТЕРИНА достойна быть нашей миссией».
Она укрепляла державу свою,
Сама не начав ни разу войну.
В Европу дверь распахнула открыто,
Мечтала, чтоб жили все мирно и сыто.
Строила церкви , соборы, дома,
Успехов всегда добивалась сама.
Не важно, где ты родился ,живешь,
Важно, какую ты песню поешь!...
Мы - Россияне! И скажем спокойно:
«Екатерины Великой - мы ИМЯ достойны!»
Как вы думаете, каких поступков, действий можно ожидать от личности, которая обладает подобными качествами?
Рассуждения обучающихся. (слайд №3)
Историк В.О.Ключевский писал: «…она была последней случайностью на русском престоле, она все время «твердым, хотя и неслышным шагом шла по намеченному пути, подкрадываясь к престолу». В итоге незаконно и при этом дважды захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну».
В 1762 году 28 июня в результате государственного переворота Екатерина II взошла на российский престол.
Работа с рабочими листами. Давайте обратимся к нашим рабочим листам . А теперь записываем годы правления Екатерины II.
34 года правила Екатерина, считала себя преемницей Петра Великого и многого достигла. Давайте с вами охарактеризуем ее внутреннюю и внешнюю политику.
Годы правления Екатерины II вошли в историю как время «просвещенного абсолютизма». Характеристику «просвещенного абсолютизма» вы видите на экране перенесите их в рабочие листы.
(слайд №4)
Н.М.Карамзин писал: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувств и выражений».
Екатерина была умеренным просветителем, считала первоочередной задачей распространение среди народа просвещения и даже в 1786 году попыталась ввести всеобщее начальное образование.
Начало правления Екатерины ознаменовалось созданием Вольного экономического общества и созывом Уложенной комиссии.
Работа с рабочими листами (таблица 1).
(слайд 5, слайд 6)
Екатерина II стремилась привести органы власти в соответствие с потребностями времени. Она провела целый ряд реформ: это и реформы центрального и местного управления, экономические реформы, сословные реформы.
Работа с рабочими листами (таблица 2,3,). (слайд 7)
Вместе с ребятами заполняем таблицу (слайд 8,9)
Физкульт минутка
Встали с места потянулись
пару раз друг другу повернулись,
Руки сжали раз два, три в замок
А теперь все сели, продолжаем наш урок.
Говоря о внешней политике Екатерины, мы можем сказать ,что она считала, что продолжает дело Петра. И если Петр I завоевал выход в Балтийское море, то ее делом чести – завоевание выхода к Черному морю. Это было одно из основных направлений ее внешней политики. В борьбе за выход к Черному морю интересы Российской империи пересеклись с интересами Османской империи. Началась русско-турецкая война. Внимание на карту.
Анимационная карта. Заполняем таблицу 5 (первая русско-турецкая война) в рабочих листах. (слайд 10,1,12).
Другое направление внешней политики – участие в разделах Речи Посполитой. (слайд 13,14)
Работа с картой «Разделы Речи Посполитлой» и данными таблицы 6 в рабочих листах.
Каковы итоги правления Екатерины II? (обучающиеся подводят итоги).
- Решение проблемы. Рефлексия.
Ребята, возвратимся к проблеме, которую я обозначила в начале урока. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Ту тему, которая вам понравилась, внесите в рабочие листы.
Насколько личность Екатерины II вам показалась привлекательной?
Составление синквейна в группах, затем их представление. (слайд 15,16,17)
- Домашнее задание.
закончить таблицу 4.
(слайд 18)
Приложения
- презентация
- рабочий лист
- памятка «Как составить синквейн?»
- памятка «Характеристика исторической личности»
- исторические источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"
конспект урока в 11 классе по теме "ВОв"...
Конспект открытого урока по теме "Великий кислород"
В данном материале я разместила конспект открытого урока в 8 классе с использованием презентации, по теме Великий кислород....
Открытый урок по теме "Великая сила любви" (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Урок-исследование....
Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс
Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....
Открытый урок русского языка "Великое русское слово"
Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают, что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...
Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")
"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...
Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны.
Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны...