Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Методы и основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.

Оздоровительная работа в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания».

Методы здоровьесберегающих технологий на уроке

истории и обществознания.

        Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения на уроках истории понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижения заданной цели обучения. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях).

        Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

        В структуре методов выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

        Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена обучения); компенсаторнонейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура, массаж, тренинг); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам), беседы и лекции для родителей и учащихся, памятки (см. приложение №1, №2).

        Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

        Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

Оздоровительная работа в классе.

        Исключить развитие утомления у учащихся в процессе урока полностью невозможно. Но рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих методов, технологий и средств обучения помогут снизить утомляющее воздействие урока на организм. Снять излишнее напряжение помогут паузы с использованием какого-либо метода, основанного на кратковременном переключении с одного вида деятельности на другой и включении воздействия дополнительных позитивных раздражителей.

        Целесообразно чередовать виды деятельности: объяснение – с записями в тетрадь, рассказ – с показом наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач – с устным счетом; использовать активные формы обучения: дискуссии, «мозговой штурм» и хоровые ответы на несложные вопросы. Моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления.

        Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя также способствует вызыванию в учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается с трудом. Урок должен проводиться не по типу монолога учителя, а по типу диалога между учителем и обучающимися.

А) Физкультурная минутка.

        Физкультурная минутка способствует снятию локального утомления и состоит из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока (комплекс упражнений для 10-11 классов – из 3-4 минут).

        По содержанию физкультминутки различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большой степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедер и др.

        Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений и большого пространства, которые можно выполнять и в положении «сидя», и в положении «стоя». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками и пальцами и т.п. исходя из общей направленности комплекса, физкультминутки могут быть предназначены для:

- общего воздействия;

- улучшения мозгового кровообращения;

- снятия утомления с плечевого пояса и рук;

- снятия утомления с туловища и ног;

- снятия утомления с кистей рук.

        Физкультминутки на уроках истории в профильном социально-гуманитарном классе следует проводить с учетом содержания учебной деятельности при проявлении признаков утомления. Чаще всего в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6-м уроках. Физкультминутки рекомендуется проводить в течение урока дважды: на 10-15-й и на 25-30-й минутах.

Б) Гимнастика для глаз.

        Эффективность работы по оптимизации зрения зависит от использования офтальмотренажа и комплекса упражнений, направленных на:

А) улучшение кровообращения в органах зрения;

Б) укрепление мышц глаз;

В) снятие зрительного утомления.

        Количество используемых упражнений определяется учителем в зависимости от содержания учебного материала, возраста обучающихся, продолжительности зрительной работы на уроке, интенсивности зрительной нагрузки и т.д. Однако обязательным условием является использование упражнений из всех предлагаемых комплексов (см. Приложение №3). 

В) Оздоровительные паузы.

        Учебная деятельность на уроке, как и любая другая, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Выполнение оздоровительных пауз при развивающемся утомлении способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению деятельности и эффективности обучения. Но, самое главное, оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Оздоровительная пауза может включать на только физические, но и пальцевые, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, психологические тренинги, самомассаж.

        Разнообразие состава упражнений в оздоровительных паузах позволяет использовать их на уроке с разной целью:

- для активизации учебной деятельности в начале урока,

- для снятия мышечного напряжения с разных групп мышц (шеи, плеч, кисти, рук, спины, ног),

- для профилактики нарушений осанки, повышения двигательной активности на уроке, предупреждения и снятия нервной усталости, улучшения мозгового кровообращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания

Здоровьесберегающие технологиина уроках истории и обществознания...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

    Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит...