Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Цели:
Обучающая: рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
Развивающая:продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
Воспитательная: воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Тип урока: комбинированнаый урок.
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина
Использованное оборудование:
карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,
Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха
Структура урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1-2 мин.
2.Повторение изученного материала. 10 мин.
3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.
4. Закрепление изученного материала 4-6 мин.
5.Подведение итогов 1-2 мин
6. Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим тему «Владимир Святославович. Принятие христианства» и рассмотрим вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2/ Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
Письменно: 1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)
2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске):
Митрополит – епископы – монахи - священники
3. Решить тестовые задания.
1.Соотнесите первых киевских князей и их дела:
1. За ограбление во время полюдья был убит древлянами
2. Установил уроки и погосты
3. Совершил первый победоносный поход на Царьград
4. Разгромил Хазарский каганат
5. Провел крещение Руси
6. Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
А) Рюрик; Б) Олег; В) Игорь; Г) Ольга; Д) Святослав; Е) Владимир
2.Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие б) троебожие в) единобожие
4.Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав б)Владимир в)Олег
5.Что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
Устно: 1.Беседа с классом
когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Индивидуальный опрос:
Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
Каковы были причины принятия Русью христианства?
Какое значение имело принятие Русью христианства?
3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»
4. Обобщение
Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
Чем Владимир отличался от них?
(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
3.Работа над новой темой урока.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока « Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром»
План.
1.Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3.Управление государством при Ярославе Мудром
4.Внешняя политика Ярослава Мудрого
Учитель: Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
1. Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису( второй - Глеб).
Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)
В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)
разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);
С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
2. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства
строил церкви, открывал при них школы
поощрял переводы книг с греческого на славянский
способствовал образованию монастырей
покупал книги, собрал библиотеку, был образован
принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Проверка самостоятельной работы.
3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством при Ярославе Мудром.
Было:
Государство
Города
Земли
Великий киевский князь
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Местные князья
Их дружины
Советы старейшин
Тысяцкие
Ополчение
Стало:
Государство
Города
Земли (волости)
Великий киевский князь
(самовластец)
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Народное ополчение
посадник
Наместники
(сыновья вел. князя)
Их дружины
посадник
Ополчение
Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)
Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Во внешней политике Ярослав стремился отстаивать независимость государства и мирным путём (в частности, с помощью династических браков) скреплять союзы с другими государствами. Продолжая политику отца и деда, он укреплял южные рубежи от печенегов и заключил мирный договор с Византией в 1046 году.
4.Закрепление изученного материала:
Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?
5.Подведение итогов:
Учитель: Ребята, кто из вас считает, что тему сегодняшнего урока усвоил? (Предполагаемый результат: положительный).
- выставление оценок.
6. Домашнее задание:
Учитель: Ребята, запишите задание на дом: § 6, ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку № 1.
Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Цели:
Обучающая: рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
Развивающая:продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
Воспитательная: воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Тип урока: комбинированнаый урок.
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина
Использованное оборудование:
карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,
Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха
Структура урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1-2 мин.
2.Повторение изученного материала. 10 мин.
3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.
4. Закрепление изученного материала 4-6 мин.
5.Подведение итогов 1-2 мин
6. Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим тему «Владимир Святославович. Принятие христианства» и рассмотрим вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2 Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
Письменно: 1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)
2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске):
Митрополит – епископы – монахи - священники
3. Решить тестовые задания.
1.Соотнесите первых киевских князей и их дела:
- За ограбление во время полюдья был убит древлянами
- Установил уроки и погосты
- Совершил первый победоносный поход на Царьград
- Разгромил Хазарский каганат
- Провел крещение Руси
- Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
А) Рюрик; Б) Олег; В) Игорь; Г) Ольга; Д) Святослав; Е) Владимир
2.Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие б) троебожие в) единобожие
4.Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав б)Владимир в)Олег
5.Что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
Устно: 1.Беседа с классом
когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Индивидуальный опрос:
Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
Каковы были причины принятия Русью христианства?
Какое значение имело принятие Русью христианства?
3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»
4. Обобщение
Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
Чем Владимир отличался от них?
(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
3.Работа над новой темой урока.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока « Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром»
План.
1.Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3.Управление государством при Ярославе Мудром
4.Внешняя политика Ярослава Мудрого
Учитель: Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
1. Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису( второй - Глеб).
Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)
В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)
разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);
С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
2. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства
строил церкви, открывал при них школы
поощрял переводы книг с греческого на славянский
способствовал образованию монастырей
покупал книги, собрал библиотеку, был образован
принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Проверка самостоятельной работы.
3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством при Ярославе Мудром.
Было:
Государство
Города
Земли
Великий киевский князь
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Местные князья
Их дружины
Советы старейшин
Тысяцкие
Ополчение
Стало:
Государство
Города
Земли (волости)
Великий киевский князь
(самовластец)
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Народное ополчение
посадник
Наместники
(сыновья вел. князя)
Их дружины
посадник
Ополчение
Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)
Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Во внешней политике Ярослав стремился отстаивать независимость государства и мирным путём (в частности, с помощью династических браков) скреплять союзы с другими государствами. Продолжая политику отца и деда, он укреплял южные рубежи от печенегов и заключил мирный договор с Византией в 1046 году.
4.Закрепление изученного материала:
Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?
5.Подведение итогов:
Учитель: Ребята, кто из вас считает, что тему сегодняшнего урока усвоил? (Предполагаемый результат: положительный).
- выставление оценок.
6. Домашнее задание:
Учитель: Ребята, запишите задание на дом: § 6, ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52. (учитель поясняет задание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Презентация по истории России...
Разработка открытого урока в 6 классе на тему "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Данный материал будет полезен для подготовки к уроку в 6 классе...
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
правление Ярослава Мудрого...
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.
Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Исполь...