Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

 

Цели:

 Обучающая: рассмотреть вопросы об усобицах в  русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

Развивающая:продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

Воспитательная: воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Тип урока: комбинированнаый урок.

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина

 Использованное оборудование:

карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,

Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты:  1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

                                   1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

                                   1030 г. – основание города Юрьева ;

                                 1041 г – союзный договор с Польшей;

                                  1043 г. – неудачный поход на Византию;

                       1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

                       принцессой, дочерью императора Константина Мономаха

Структура урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1-2 мин.

2.Повторение изученного материала. 10 мин.

3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.

4. Закрепление изученного материала 4-6 мин.

5.Подведение  итогов 1-2 мин

6. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим тему «Владимир Святославович. Принятие христианства»  и рассмотрим вопросы об усобицах в  русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

2/ Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»

 

Письменно: 1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

                      2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске):

Митрополит – епископы – монахи - священники

                       3. Решить тестовые задания.

1.Соотнесите первых киевских князей и их дела:

 

1.     За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2.     Установил уроки и погосты

3.     Совершил первый победоносный поход на Царьград

4.     Разгромил Хазарский каганат

5.     Провел крещение Руси

6.     Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

А) Рюрик;  Б) Олег; В) Игорь; Г) Ольга; Д) Святослав; Е) Владимир

2.Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;

В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

      Г)  Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;

   

3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

А) многобожие                     б) троебожие                             в) единобожие

 

4.Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

А)Святослав                    б)Владимир                       в)Олег

 

5.Что относится к жанру героического эпоса?

А) летописи          б) сказки                          в) пословицы и поговорки             г) былины

 

Устно:   1.Беседа с классом

когда русским государством управлял князь Владимир?  (980-1015 гг)

какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

             2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какое значение имело принятие Русью христианства? 

  3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»

 4. Обобщение

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них?

(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

3.Работа над новой темой урока.

Учитель:  Молодцы, ребята! А сейчас открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока « Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром»

План.

1.Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3.Управление государством при Ярославе Мудром

4.Внешняя политика Ярослава Мудрого

 Учитель: Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке? 

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

 

1.  Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых  сыновей – Борису( второй - Глеб).

Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)

В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016г -  трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)

разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю)            Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.-  Святополк при помощи польского короля возвращает престол

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);

С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

 

2. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

              (период его правления – время расцвета Руси;

                способствовал распространению христианства

                строил церкви, открывал при них школы

                поощрял переводы книг с греческого на славянский

                способствовал образованию монастырей

                покупал книги, собрал библиотеку, был образован

                принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)

Проверка самостоятельной работы.

 

3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.

Было:

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало:

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник

Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение

            Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)

Внешняя политика Ярослава Мудрого.

         Во внешней политике Ярослав стремился отстаивать независимость государства и мирным путём (в частности, с помощью династических браков) скреплять союзы с другими государствами. Продолжая политику отца и деда, он укреплял южные рубежи от печенегов и заключил мирный договор с Византией в 1046 году.

4.Закрепление изученного материала:

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

 

5.Подведение итогов:

Учитель: Ребята, кто из вас считает, что тему сегодняшнего урока усвоил? (Предполагаемый результат: положительный).

- выставление оценок.

6. Домашнее задание:

 Учитель: Ребята, запишите задание на дом: § 6, ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект к уроку № 1.

Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Цели:

 Обучающая: рассмотреть вопросы об усобицах в  русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

Развивающая:продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

Воспитательная: воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Тип урока: комбинированнаый урок.

Используемые учебники и учебные пособия:  

учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина

 Использованное оборудование: 

карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,

Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты:  1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

                                   1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

                                   1030 г. – основание города Юрьева ;

                                 1041 г – союзный договор с Польшей;

                                  1043 г. – неудачный поход на Византию;

                       1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

                       принцессой, дочерью императора Константина Мономаха

Структура урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1-2 мин.

2.Повторение изученного материала. 10 мин.

3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.

4. Закрепление изученного материала 4-6 мин.

5.Подведение  итогов 1-2 мин

6. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим тему «Владимир Святославович. Принятие христианства»  и рассмотрим вопросы об усобицах в  русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

2 Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»

 

Письменно: 1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

                      2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске):

Митрополит – епископы – монахи - священники

                       3. Решить тестовые задания.

1.Соотнесите первых киевских князей и их дела:

  1. За ограбление во время полюдья был убит древлянами
  2. Установил уроки и погосты
  3. Совершил первый победоносный поход на Царьград
  4. Разгромил Хазарский каганат
  5. Провел крещение Руси
  6. Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

А) Рюрик;  Б) Олег; В) Игорь; Г) Ольга; Д) Святослав; Е) Владимир

2.Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;

В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

      Г)  Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;

   

3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

А) многобожие                     б) троебожие                             в) единобожие

4.Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

А)Святослав                    б)Владимир                       в)Олег

5.Что относится к жанру героического эпоса?

А) летописи          б) сказки                          в) пословицы и поговорки             г) былины

Устно:   1.Беседа с классом

когда русским государством управлял князь Владимир?  (980-1015 гг)

какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

             2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какое значение имело принятие Русью христианства?  

  3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»

 4. Обобщение

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них?

(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

3.Работа над новой темой урока.

Учитель:  Молодцы, ребята! А сейчас открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока « Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром»

План.

1.Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3.Управление государством при Ярославе Мудром

4.Внешняя политика Ярослава Мудрого

 Учитель: Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?  

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

1.  Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых  сыновей – Борису( второй - Глеб).

Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)

В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016г -  трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)

разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю)            Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.-  Святополк при помощи польского короля возвращает престол

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);

С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

2. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

              (период его правления – время расцвета Руси;

                способствовал распространению христианства

                строил церкви, открывал при них школы

                поощрял переводы книг с греческого на славянский

                способствовал образованию монастырей

                покупал книги, собрал библиотеку, был образован

                принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)

Проверка самостоятельной работы.

3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.

Было:

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало:

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник

Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение

            Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)

Внешняя политика Ярослава Мудрого.

        Во внешней политике Ярослав стремился отстаивать независимость государства и мирным путём (в частности, с помощью династических браков) скреплять союзы с другими государствами. Продолжая политику отца и деда, он укреплял южные рубежи от печенегов и заключил мирный договор с Византией в 1046 году.

4.Закрепление изученного материала:

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

 

5.Подведение итогов:

Учитель: Ребята, кто из вас считает, что тему сегодняшнего урока усвоил? (Предполагаемый результат: положительный). 

- выставление оценок.

6. Домашнее задание:

 Учитель: Ребята, запишите задание на дом: § 6, ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52. (учитель поясняет задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...