Рабочая программа по истории России 6-9 класс
рабочая программа по истории на тему
Эта программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта 2004г. и примерной программы по истории России. Расчитана на 35рабочих недель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_6_-_9_taya.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена и рекомендована Принята на «УТВЕРЖДАЮ»
к использованию педагогическом совете Директор МБОУ «СОШ№4»
методическим объединением протокол №__ _______________Т.Н.Бирюкова
_________________________ от___ августа 2014 г. приказ №___от __августа 201 4 г.
протокол №______ от ___августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
6-9 класс
ступень обучения: основное общее образование
уровень: базовый
Учитель: Сидорова Т.А.
Квалификационная категория: вторая
Ефремов – 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по истории России составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования; Примерной программы основного общего образования по истории (МО РФ 2004 г.); авторской программы под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 6 – 9 класс» (М.: Просвещение, 2007).
Рабочая программа предназначена для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Предполагаемая программа ориентирована на следующие учебники: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» - Изд. Просвещение; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России конец XVI – XVIII в. 7 класс» - Изд. Просвещение; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX в. 8 класс» - Изд. Просвещение; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XX – нач. XXI в. 9 класс» - Изд. Просвещение.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Обоснованием создания рабочей программы является расхождение в количестве часов, отведённых авторскими программами на изучение тем.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в IX классе.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. В том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В 9 классе за счет учебного времени из регионального компонента на изучение истории дополнительно отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа, в соответствии с учебным планом школы, предусматривает в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с этим, объем учебного времени на изучение курса «История» в основной школе распределяется следующим образом:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
6 класс. История России (с древности до конца XVI в.) – 38 ч.
Введение – 1 ч.
История Отечества – часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины. Историческая карта.
Народы и государства на территории нашей страны в древности – 3 ч.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.
Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) – 2 ч.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.) – 7 ч.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые Рюриковичи. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города.
Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Значение принятия христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Международные связи Древней Руси.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и народы Степи. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) – 3 ч.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Свободное и зависимое население. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Князья и бояре. Рост числа городов.
Культура Руси в домонгольское время – 1 ч.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в. – 3 ч.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь.
Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Повторение и обобщение на тему «Русь в IX – XIII вв.» - 1 ч.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) – 4 ч.
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Причины и предпосылки объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.
Начало объединения русских земель. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. – 3 ч.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Роль церкви в общественной жизни. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».
Русская культура второй половины XIII-XV вв. – 1 ч.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Повторение и обобщение на тему «Образование единого Русского государства». – 1 ч.
Российское государство в XVI в. – 4 ч.
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена.
Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская культура XVI в. – 1 ч.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Итоговое повторение и обобщение на тему «Особенности развития средневековой Руси». – 1 ч.
Резервное время – 2ч.
7 класс. История России (конец XVI - XVIII вв.) – 44 ч.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. – 4 ч.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права.
Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в XVII в. – 10 ч.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Территория и хозяйство России в XVII в. Восстановление экономики страны. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.
Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина.
Основные направления внешней политики России в XVII в. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Русская культура XVII в. – 2 ч.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Повторение и обобщение на тему «Россия в XVII в.» - 1 ч.
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) – 8 ч.
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов.
Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход.
Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание К.Булавина.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Повторение и обобщение на тему «Преобразования Петра I» - 1 ч.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) – 4 ч.
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина.
Внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия во второй половине XVIII в. – 8 ч.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.
Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.
Критика самодержавия и крепостничества. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в. – 2 ч.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Итоговое повторение и обобщение на тему «Россия в XVII – XVIII вв.» - 2 ч.
Резервное время – 2ч.
8 класс. История России (XIX в.) – 44 ч.
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. – 2 ч.
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. – 10 ч.
Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией.
Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России.
Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.
Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. – 7 ч.
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война.
Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Русская культура первой половины XIX в. – 2 ч.
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Повторение и обобщение на тему «Россия в первой половине XIX в. » - 1 ч.
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. – 7 ч.
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление.
Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.
Россия в конце XIX в. – 9 ч.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Российская культура второй половины XIX в. – 2 ч.
Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Итоговое повторение и обобщение « Россия в XIX в.» - 2 ч.
Резервное время – 2ч.
9 класс. История России (ХХ – начало XXI вв.) – 70 ч.
Россия в начале ХХ в. – 11 ч.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г.
Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура рубежа XIX–XX вв. – 1 ч.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Россия в годы революции и гражданской войны – 9 ч.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
СССР в 1920-е гг. – 6 ч.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики.
Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Повторение и обобщение на тему «Россия в первой трети XX в.» - 1 ч.
СССР в 1930-е гг. – 6 ч.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.
Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. – 6 ч.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Повторение и обобщение на тему «Советский союз накануне и в годы Великой Отечественной войны» - 1 ч.
Советский Союз в послевоенный период. 1945 – 1953 г. – 3 ч.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953 – 1964 гг. – 5 ч.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».
Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. – 5 ч.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Советское общество в 1985 – 1991 гг. – 5 ч.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. – 7 ч.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Итоговое повторение и обобщение на тему «Россия в XX – начале XXI вв.» - 2 ч.
Резервное время – 2ч.
ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
6 класс. История России (с древности до конца XVI в.)
1. «Особенности развития средневековой Руси»
7 класс. История России (конец XVI - XVIII вв.)
1. «Россия в XVII – XVIII вв.»
8 класс. История России (XIX в.)
1. « Россия в XIX в.»
9 класс. История России (ХХ – начало XXI вв.)
1. «Россия в первой трети XX в.»
2. «Россия в XX – начале XXI вв.»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
6 класс. История России (с древности до конца XVI в.)
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь.6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
7 класс. История России (конец XVI - XVIII вв.)
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
8 класс. История России (XIX в.)
Данилов А. А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки у учебнику "История России.ХIХ век.", 8 класс. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. – М.: Просвещение, 2008.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
9 класс. История России (ХХ – начало XXI вв.)
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX - начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Данилов А. А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX - начала XXI века. Методические рекомендации. 9 класс. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Пыжиков А.В. Дополнительные материалы к учебнику "История России ХХ века", 9 класс. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории Росии XX- начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х выпусках. – М.: Просвещение, 2008.
Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
Карта «Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории нашей страны»
Карта «Киевская Русь в IX – начале XII вв.»
Карта «Феодальная раздробленность Руси в XII – начале XIII вв.»
Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.»
Карта «Рост Московского княжества»
Карта «Великое княжество Литовское»
Карта «Образование Российского централизованного государства»
Карта «Российское государство во второй половине XVI в.»
Карта «Крестьянская война в России в начале XVII в. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов»
Карта «Экономическое развитие России в XVII в.»
Карта «Народные восстания в России в 40 – 70-х гг. XVII в.»
Карта «Освободительная война украинского и белорусского народов 1648 – 1654 гг. Воссоединение Украины с Россией»
Карта «Россия с конца XVII в. по 60-е гг. XVIII в.»
Карта Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. и 1787 – 1791 гг.»
Карта «Крымская война 1853 – 1856 гг.»
Карта «Экономическое развитие России с середины XIX в.»
Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»
Карта «Русско-турецкая война 1877 – 1978 гг.»
Карта «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.»
Карта «Средняя Азия во второй половине XIX в.»
Карта «Развитие капитализма в России с 1861 до конца XIX в.»
Карта «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.»
Карта «Крупная промышленность России в конце XIX в.»
Карта «Российская империя в начале ХХ века»
Карта «Революция 1905-1907гг. в России».
Карта «Россия в Первой Мировой войне».
Карта «Первая Мировая война»
Карта «Россия. 1917г. Февраль – октябрь»
Карта «Гражданская война и интервенция в России».
Карта «Образование СССР (1922 – 1940гг)».
Карта «Международное положение и внешняя политика СССР (1922-1941гг)».
Карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг.».
Карта «Вторая мировая война»
Карта «Великая Отечественная война Советского союза».
Карта «Восстановление народного хозяйства»
Политическая карта мира.
Политическая карта Российской Федерации.
Комплект портретов для кабинета Истории. – М.: Дрофа, 2007.
Энциклопедии. Мультимедийная коллекция. В 2 т. / Cominfo CD-ROM Publisher .- М. : КОМИНФО, 2007 .
Агафонов С.В. Обобщающие таблицы по отечественной истории .- Москва : Русское слово-РС, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Арман де Коленкур. "Поход Наполеона в Россию. Бородинская битва" // Первое сентября – История - N13/2002.
- Артемов В. "Барма и Посник" // Первое сентября – История - N29/2003.
- Артемов В. "Федор Савельевич Конь" // Первое сентября – История - N29/2003.
- Баймухаметов С. "Призвания варягов не было?" // Первое сентября – История - N35/2002.
- Борисов Д.. "Михаил Романов: тайна избрания" // Первое сентября – История - N3/2002.
- Бурбулис Г. "Как распался СССР" // Первое сентября – История - N47/2001.
- Верба И. "Нашествие монголо-татар на Русь. Куликовская победа" // Первое сентября – История - N28 - 29/2002.
- Виноградов В. "Век Екатерины" // Первое сентября – История - N9-10/2000.
- Головатенко А. "Павел Первый: самодур или реформатор?" // Первое сентября – История - N26/2002.
- Гербер А. "Уроки холокоста и современная Россия" // Первое сентября – История - N40/2002.
- Демин А. "Общественные отношения на Руси в X-XII веках" // Первое сентября – История - N32/2001.
- Дроздов В. "Как произошла смерть Сталина?" // Первое сентября – История - N9/2003.
- Дубова А. "Царь и Распутин" // Первое сентября – История - N27/2001.
- Ермолов В. "Женщины и дети в сражениях Первой мировой войны" // Первое сентября – История - N9/2003.
- Игнатов А. "Императрица Анна Иоановна и ее время" // Первое сентября – История - N30/2002.
- Игнатов А. "Поражения Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны" // Первое сентября – История - N32/2002.
- Игнатов А. "Смутное время" // Первое сентября – История - N3-4/2002.
- Игнатов А. "Хронология "Смутного времени"" // Первое сентября – История - N3/2002.
- Кацва Л. "Великая Отечественная война" // Первое сентября – История - N43-45/1999.
- Кацва Л. "Годы застоя. Советское общество второй половины 1960-х - начала 1980-х гг." // Первое сентября – История - N35/2001.
- Кацва Л. "Советский Союз: последние годы" // Первое сентября – История - N45-47/2001.
- Кацва Л. "Эпоха великих реформ" // Первое сентября – История - N4/2003.
- Карцев Д. "Было все-таки на Руси монголо-татарское иго…"// Первое сентября – История - N19/2007.
- Карцев Д. "История сталинизма: «профессионализм» против «морали»?" // Первое сентября – История - N2/2009.
- Кошель П. "Северная столица в XVIII столетии" // Первое сентября – История - N35-36/2002.
- Махмудова О. "Аграрная реформа П.А.Столыпина" // Первое сентября – История - N9/2009.
- Митрофанов К., Богоявленскиий Б. "Иван Грозный и его сын Иван: событие в зеркале источников" // Первое сентября – История - N17/1999.
- Николаевский Л. "Битва за Москву в вопросах и ответах" // Первое сентября – История - N39/2001.
- Овчинникова Л. "Владимир Мономах и его время" // Первое сентября – История - N5/2001.
- Овчинникова Л. "Дети в сталинских лагерях" // Первое сентября – История - N11/2003.
- Пихоя Р. "Послевоенный СССР: история власти" // Первое сентября – История - N30/1999.
- Рыжов В., Рыжова С. "Николай I: личность и эпоха" // Первое сентября – История - N18/2001.
- Солоневич И. "Воспитатели Петра I - кабак и публичный дом" // Первое сентября – История - N46/2003.
- Сорокина О. "Первая мировая война и Россия"// Первое сентября – История - N12,15/2002.
- Сорокина О. "Этнические движения в СССР и вторая мировая война" // Первое сентября – История - N6/2002.
- Уткин А., Степанов А. "Александр II Освободитель" // Первое сентября – История - N26/2003.
- Уткин А., Степанов А. "Николай I: история в лицах" // Первое сентября – История - N26/2003.
- Уткин А., Степанов А. "Русский европеист" // Первое сентября – История - N47/2003.
- Фетисов К. "Великая русская революция достойна великой России…"// Первое сентября – История - N22/2000.
- Фурсова Ю. "Отечественная война 1812 года" // Первое сентября – История - N13/2002.
- Харлашова Е. "Древнерусский город" // Первое сентября – История - N20/2002.
- Хуторской В. "Правление Николая Второго" // Первое сентября – История - N19/1999.
- Чернова М. "Из истории российских железных дорог"// Первое сентября – История - N6/2003.
- Чёрный В. "Московский Кремль: архитектурная летопись Российского государства" // Первое сентября – История - N13/2005.
- История государства Российского: В 12 т. / Карамзин Николай Михайлович; Кол.авт. РАН. - Москва: Наука, 1998.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М, 2001.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М, 2000.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под ред. Н.И. Павленко. – М., 2001.
- Русская история: Курс лекций в 3 кн. / Ключевский В. О. - Москва: Мысль, 1993.
- Федоров В.А. История России. 1861 – 1917. – М., 2001.
- Татищев В. Н. Избранные произведения. – Л., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории России в 7 классе
рабочая программа по истории России в 7 классе составлена к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
рабочая программа по истории России в 8 классе
рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по Истории России XXвек -9 класс
Рабочая программа по истории России по А.А. Данилову, Л.Г. Косулиной для учащихся 9 класса....
рабочая программа по истории России для 9 класса
Рабочая программа по истории России для 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы по...
рабочая программа по истории России для 11 класса
Рабочая программа по курсу история России для 11 А класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базово...
Рабочая программа по истории России для 7 класса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихс...
Рабочая программа по истории России для профильных классов
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...