Методическая разработка Борьба Руси с западными завоевателями
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Урок изучения нового материала с элементами персонификации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема                              Борьба Руси с западными завоевателями.

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

Задачи:

- обучающие:  познакомить учащихся с героической  борьбой русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;

-развивающие: развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы

– воспитательные: воспитание у учащихся любовь и уважение к истории Родины на примере жизнедеятельности Александра Невского, воспитание чувства гордости за свой народ.

Тип урока: формирование новых знаний и умений

Формы работы учащихся: фронтальная,  практическая.

Методы: наглядно- иллюстративный , словесный,  проблемный , творческий

 Эпиграфом к уроку станут слова из Симеоновской летописи:

". . .И обратились враги в бегство,...И некуда было им убежать..."  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

План 1.Западные соседи Руси

           2.Невская битва

           3 Ледовое побоище

Важнейшие даты: 15 июля 1240 год – Невская битва. 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

1. Учитель

 В истории России много ярких страниц. Некоторые из них мы уже знаем, многое еще предстоит изучить. Это и великие победы, и яркие исторические деятели. На прошлом занятии мы с вами увидели, что Русь  в  середине  XIII в испытывала  очень  тяжелые  для  себя  времена - опустошительное нашествие монголо – татар  с  Востока. Ее можно представить в образе крестьянина- пахаря (обращение к аппликации на карте). Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника (обращение к аппликациям на карте) - с востока и запада – устремились на него. Один - на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и каленой стрелой. Другой - с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспехи. Первый – это монголо - татары, принесшие на Русь опустошительное разорение, а второй - крестоносцы, не менее опасны и коварны. Именно этот новый враг и появляется на западных рубежах Руси, неся ей новую опасность.

Отсюда тема нашего занятия - "Борьба русских земель с западными завоевателями". А эпиграфом к уроку станут слова из Симеоновской летописи: ". . .И обратились враги в бегство,...И некуда было им убежать..."  

(показ записи на доске)

Постановка учебной задачи.

 

Можем мы, исходя из данных слов, судить о результатах борьбы русского народа с западными завоевателями? (ответы детей: да, русский народ одержал победу)

Посмотрите, какой интересный факт мы выявили: в борьбе с монголо - татарами Русь потерпела поражение,и в это же время в
борьбе с западными завоевателями одержала победу. Какой вопрос отсюда у нас возникает? (
ответы детей: почему удалось одержать победу, как Русь противостояла врагу и т.д.)

Именно этот вопрос: Почему удалось одержать победу русским землям в борьбе с западными завоевателями - и будет являться задачей нашего урока.

 Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, почему русские смогли победить крестоносцев, а монголо-татар нет?

– вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке  

Сегодня мне урок будут помогать веси эксперты, которые изучали материал самостоятельно. Перед вами лежат технологические карты с которыми вы будете работать в течении урока.

Экспансия крестоносцев в Прибалтике. В то время как Русь истекала кровью от нашествия Батыя ее северо-западным рубежам стала угрожать новая опасность - немецко-шведская агрессия.

1й учащийся

Еще в Х11 в. немецкие рыцари - крестоносцы при поддержке Рима и Германской империи стали проникать в Восточную Прибалтику, населенную литовскими, латышскими и угро-финскими племенами. В 1201 г. в захваченном устье Западной Двины была основана крепость Рига, превратившаяся в опорный пункт для  экспансии крестоносцев. В 1202 г. был создан Орден меченосцев, который после соединения с Тевтонским орденом в 1237 г. стал называться Ливонским орденом .Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников и их насильственной католизации, но вскоре они перешли к захвату русских территорий. 

Учитель: Как вы думаете почему именно в это время рыцари решают напасть на Русь?

-Феодальная раздробленность Руси;

-Русь была ослаблена нашествием монголо-татар.

-правил в Новгороде князь Александр, которому было всего 20 лет

2й учащийся

Как выглядели русские ратники и европейские рыцари.(рассказ по иллюстрации)

Они были закованы в броню с ног до головы. На голове тяжелый цилиндрической формы шлем с прорезями для глаз. Он соединяется с панцирем, прикрывающим тело. На руках рыцарей железные перчатки, на ногах железные поножи. Кони рыцарей также закованы в броню. Доспехи рыцарей достигали веса около 50- 60 кг. Рыцари вооружены тяжелыми мечами с крестообразной рукояткой и длинными копьями. Дополняет вооружение рыцаря своеобразной формы щит с изображением креста. Пешие воины вооружены легче. На голове открытый шлем. Шею и плечи прикрывает кольчужная сетка, в руках небольшой круглый щит и короткий меч. Некоторые пехотинцы - лучники вооружены арбалетом (лук с прикладом). На боку лучник носил колчан со стрелами.

Войско Новгорода состояло из дружины и ополчения .Основная часть войска - пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из копий, мечей, топоров, самострелов. Щиты закрывали воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, шлемы-шишаки – составляли защитное вооружение новгородца. У всадников были мечи, у пехотинцев – копья, боевые топорики.

Учитель: Кто же он 20 летний князь правивший в Новгороде

3й учащийся  о личности Александра

Князь Александр Ярославич родился 30 мая 1220 года в Переяславле - Залесском. Второй сын переяславского князя  Ярослава Всеволодовича.
 Юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец.
   В 1223 году (по другим сведениям - в 1225 году) Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг»- обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос,  что и дало название всему обряду.
   В детстве Александр редко видел своего отца - тот постоянно находился в военных походах. В середине 30-х гг. отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку. В 1234 году состоялся первый поход Александра  на ливонских немцев.
В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре

С этого же времени начинается самостоятельная деятельность Александра . На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси.

2. Невская битва  
Учитель: Мы знаем что в это время Русь была разорена татарами. И вот  первыми тяжелым положением Руси решили воспользоваться  шведы. В июле 1240 г. шведские суда вошли в устье Невы. Возглавил шведов ярл Биргер. Всем участникам похода он обещал большую добычу. По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро и отсюда уже  идти к Новгороду. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов послал сказать новгородскому князю Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А у Александра Ярославича была небольшая дружина, новгородские ополченцы и отряды из Ладоги. «Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде»- сказал Александр (было ему тогда 19 лет).

Инсценировка сцены Невской битвы. Шведы высадились на левом берегу в том месте, где Ижора впадает в Неву. Отправился старейшина ижорцев,  Пелгуй, в Новгород за помощью.

Пелгуй

Стучусь я в ворота тесовые

У меня сообщение к князю.

Наконец отворили и в горницу

Провели меня сразу.

Лишь увидел я Александра

Сразу молвил: “Княже, беда! –

В устье Невы шведы,

Нам ваша помощь нужна”.

Князь Александр:

Швед выбрал место недаром
С заморскими странами там
Русь торгует мехами,
Нельзя потерять его нам!
Но как же собрать мне войско?
Земля моя велика.
На сборы уйдут недели,
А медлить, увы, нельзя.
Шведы не ждут удара,
Пируют на чуждой земле
Пойду на врага со своими,
Новгородцы помогут мне.

Александр напал стремительно и неожиданно. Сражение началось около 6 часов утра 15 июля 1240 г. Шведская знать, рыцари ночевали в шатрах, дремала стража. Остальные воины спали на кораблях Конная княжеская дружина начала  громила центр лагеря шведов, ополченцы отрезали отход к кораблям. Мужественно сражались русские воины во главе с Александром .

Александр:

Те, кто к реке не пробились
Тесно сбивались в кучу
Надежд на спасение не было
“Оставьте! - сказал я могуче.
Пусть уходят, а там будет видно.
Кто с мечом к нам придет
От меча и погибнет!”.

В итоге битвы на Неве шведы были разгромлены, оставшиеся в живых бежали на кораблях прочь. Русские потери были совсем не велики. Александр возвращался в Новгород с великой победой. С той поры князь навеки получил прозвище Невский.

демонстрируется портрет А. Невского) какие черты характера присущи Александру

Мужественный, решительный дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчётливый

На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко  смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч. Это настоящий русский богатырь- защитник, который не даст в обиду свою землю.

Ледовое побоище.

После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с

новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед.

Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Огромная опасность нависла над новгородцами.

 опера С. С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте люди русские »)

Беседа по вопросам

  1. В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
  2. Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)
  3. Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)

Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить  Александра Ярославовича вернуться. Полководец согласился и получил от отца  в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем 

 Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи, немецкие рыцари не были готовы  биться с русскими воинами на льду озера. 

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветной порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

На шапках перья птиц веселых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжелых

Качались черные кресты.

4й учащийся . Традиционным боевым построением немецких рыцарей был так  называемый клин, или «свинья». В голове и на флангах длинной и довольно узкой   колонной шла тяжеловооружённая рыцарская конница, защищавшая   находившуюся в центре пехоту. Мало кому удавалось выдержать удар такой  «кабаньей головы».

Князь поскакал к прибрежным скалам,

На них вскарабкавшись с трудом,

Высокий выступ отыскал он,

Откуда видно все кругом.

Его полки стоят в засаде,

Держа на привязи коней.

А впереди, по звонким льдинам

Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином -

Свиной железной головой.де проходила

5й учащийся. Зная об этом, Александр Невский основные свои силы   разместил на флангах, а в центре оставил только пешее ополчение.  Новгородцы в тяжёлых доспехах (броне), вооружённые мечами, копьями и  щитами, были немного неповоротливы, но отлично выдерживали удары

всадников. За полком левой руки в засаде поместились княжеские дружины  Александра и Андрея.

Впереди всех встали лучники, издалека стрелявшие по приближающему  врагу. В тылу русских войск, возле крутого берега, поставили скованные  цепями телеги, так что и бежать было невозможно, и рыцарским коням было не проехать. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед  телегами.

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом

 Двумя рядами конных башен

 Они врубились напролом. 

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по – прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

6й учащийся. …по сигналу  с флангов их стали теснить полки правой и левой руки,

потом ударила из засады конница.

И, только выждав, чтоб ливонцы,

 Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел дружину за собой.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

И князь, едва остыв от свалки,

Из-под руки уже следил,

Как беглецов остаток жалкий

К ливонским землям уходил

500 рыцарей полегли, 50 попало в плен. 3акончилась битва, враг изгнан с Русской земли. Дружина А. Невского с победой вернулась домой. Это радость и горе: сколько бесстрашных воинов навсегда

 остались лежать на поле боя. После этой битвы поле было усеяно телами погибших. Представьте себе на миг... Ночь, тишина, и только одинокая скорбная женская фигура движется по этому страшному полю. С факелом в руках она всматривается в лица павших, ищет среди них своего суженого, а чуть подальше от нее движется вторая, третья. Кто-то из них ищет сына, а может брата.

Немецкие рыцари потерпели поражение и вынуждены были отказаться от   захваченных ими новгородских и псковских земель Летом в Новгород приехали послы и попросили мира у Александра. Мир был заключен. 

учитель Какое значение имели эти победы для дальнейшего развития Руси

- Они приостановили грабительские продвижения рыцарей ,

-Русь сохранила свою независимость на северо-западе

-обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике,

- дали русскому народу уверенность в своих силах

Проблемный вопрос

Подводя итог, давайте ответим на вопрос. Почему русские смогли победить крестоносцев, а монголо-татар нет?

Ответ: 1. русские люди смогли объединить

2.полководческий талант Александра(внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям).

          3. героизм русских воинов

Итог Имя А. Невского навсегда осталось в памяти людской. Он   причислен к лику святых. Петр Великий приказал прах его перенести в  Петербург (фотография Лавры) и похоронить в Александро-Невской лавре, построенном на месте, где когда-то Александр разбил шведов.

Через 700 лет, в 1942 году в разгар Великой Отечественной войны был  учрежден орден А. Невского, которым награждались офицеры, прославившиеся в боях с фашистами.

К.Симоновым была написана поэма "Ледовое побоище". А С.

Эзейштейном был поставлен фильм "Александр Невский"

Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" Победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал князь Александр Невский Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Д.З 13

Рабочий лист ученика _____________________________________

по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

1.Западные соседи Руси.

Задание 1. Шведские феодалы и рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью         1б                                                                                                                                              

а) обратить русских в католическую веру;

б) помочь населению избавиться от монголо-татарской зависимости;

в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;

г) превратить русских людей в своих работников.  а,в

Задание 2 Участники походов против Руси_________________________________                      1б

Задание3 Остатки меченосцев  влились в состав Тевтонского ордена, который получил название     ___________________________________  орден                                                                                1б

Задание 4  Войско Новгорода состояло из _______________ и  _____________                             1б

Задание 5 Сколько лет было Александру когда он стал княжить в Новгороде ______                  1б

2. Невская битва

Задание 1  Запиши дату Невской битвы ___________                                                                        1б

Задание 2  Часть войска вышла на берег, а остальные остались на _______                                   1б                  

Задание 3  Александр перед боем сказал  воинам: «Нас немного, но Бог не  в силе, а _______________________________                                                                                                     1б

Задание 4 Сам Александр тяжело ранил шведского __________________                                      1б

Задание 5 За победу на реке Неве народ назвал Александра _______________                              1б

3 Ледовое побоище

Задание 1 Запиши дату Ледового побоища ______________                                                            1б

Задание 2 На берегу какого озера произошла битва ___________________________                    1б

Задание 3 Как называлось построение  немецкого войска _________                                              1б

Задание 4 Почему Александр решил дать бой льду озера ________________________

________________________________________________________________________                   1б

Задание 5. В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями

А)Была устранена угроза со стороны западных государств.

Б)Русь приняла новую религию – католицизм.

В)Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских феодалов и  немецких рыцарей.

                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Данная  методическая разработка  предназначена для организации аудиторной  работы студентов при изучении раздела:  Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...