ФГОС. Самообразование.
учебно-методический материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
— индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эрик-сона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый — действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом О гам, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь НАХОДИТЬ ответ на него. Второй тип — это действие нрав-i i не и но- этической ориентации, исходя из социальных п личностных ценностей.
В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание i и постановка учебной задачи на основе соотнесения того, ЧТО уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неиз-вестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; со-ставленйе плана и последовательности действии; прогно-трование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с иг п.ю обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка — выделение И осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под-пежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символичес-кие; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих шконов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в твисимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов лсятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение не-обходимой информации из прослушанных текстов различных Жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественно-ю, научного, публицистического и официально-делового сти-пей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммунизм ппных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
II основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде — личностных, регулятивных, и,> питательных, коммуникативных — положена концепции структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), цщо позволит реализовать системный подход и диффе-/н-ицировать те конкретные универсальные учебные iU-йствия, которые находятся в сенситивном периоде Своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. При
0 ом во внимание принимается кризис перехода из началь
ном школы в основную, требующий высокой степени прояв
ишь самостоятельности учебной деятельности учащихся
i i 6 классы) и необходимости решения ими задачи предва
ри юльного профессионального самоопределения, связанного
1 иыбором профильного обучения и построением индиви
да льной траектории развития.
Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны стать следующие универ-сальные учебные действия:
- личностные — смыслообразование на основе развития Мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и i амооценки; развитие морального сознания и ориентировки \чащегося в сфере нравственно-этических отношений;
- регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и Организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и l амооценивание; действие во внутреннем плане;
- познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одно-ю из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; рабо-la с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
- коммуникативные действия, направленные на осуще-i тление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и Пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную и цельность (организация и планирование работы в группе, и юм числе умение договариваться, находить общее решение,
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2012 - 2014 учебный год по теме "Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей в условиях формирующейся образовательной среды на основе требований ФГОС".
1.Предметное самообразование.2.Методическое самообразование: диагностический; прогностический;практический; обобщающий; внедренческий....
план самообразования по теме "Преподавание физики в условиях перехода на ФГОС"
план самообразования...

Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС
Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях введения ФГОС важной задачей методической работы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов о...

Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС
Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходи...

Тема методического самообразования "Формирование УУД в начальной школе в соответствии с ФГОС-залог успешности обучения"
В данной статье излагается моя миссия как учителя английского языка,задачи,которые я реализую в своей педагогической деятельности.Далее подробно рассматривавается,на примере УМК "Английский в фокусе" ...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»
Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....