План урока в 5 классе "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме" разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. На уроке применены разнообразные приемы педагогической техники, заимствованные из технологии развития критического мышления, из опыта В. В. Шогана, а также собственного опыта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_rabstvo_v_drevnem_rime.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабство в Древнем Риме

Цели урока: дать представление о положении рабов в Древнем Риме, развивать умения работать с различными историческими источниками, формировать стойкое неприятие рабства как грубейшего нарушения прав человека.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями  о причинах и сущности рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого;

метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; давать определение понятий, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян; осмысливать важность изучения истории.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, «черный ящик», карточки с цифрами, новыми словами, рабочие листы для учащихся, дополнительный материал (текст «Рабство в Древнем Риме»)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Оборудование

Примечания

1.Организа-ционно-мотивационный

-Как настроение? Покажите жестом. (А в ДР этот жест мог спасти жизнь человека)

-В «черном ящике» лежит то, что римляне называли «panem», свободные жители Рима требовали это от своих правителей.

- «загадочные цифры» и цветок. Будьте внимательны и вы поймете, почему они оказались у нас на уроке.

- работаем с рабочими листами, зарабатываем жетоны.

На доске карточка со словами  «panem et circenses», карточки с цифрами 4, 320, 36,

10000, 50000, 1½, «черный ящик» с хлебом  

Жетоны

2. Аналити-ческий блок

Задание 1 в рабочем листе, 1 ученик у доски.

Карточки с событиями истории Рима, на обратной стороне буквы. Если события расставлены правильно, то при переворачивании карточек, появляется слово «рабство»

Рабочий лист

Слайды 1,2

3. Мотивация

Что бы вы хотели узнать о рабстве в Древнем Риме?

Чтобы не запутаться в потоке информации по любой теме, желательно определить для себя круг вопросов, на которые хотелось бы получить ответы

Карточки на доске: «источники рабства»

«положение рабов»

«использование рабов»

«последствия рабовладения»

Слайд 3

4.Осмысле-ние

Источники рабства

Беседа (откуда появлялись рабы в Афинах?)

Работа с текстом ч. 1

Дополнительный текст «Рабство в Древнем Риме» ч.1

 

Кластер «Источники рабства» на доске

36 провинций

10000 рабов в день продава-ли на рынке о. Делос

Слайды 4,5

5. Аналити-ческий блок

Задание 2 в рабочем листе

Правителям Рима поступило предложение дать рабам особую одежду, но предложение было отвергнуто. Почему?

Рабочий лист

Тест «Глаза»

6.Осмысле-ние

Положение рабов

О чем говорят эти римские поговорки?

Работа с текстом ч. 2

Дополнительный текст «Рабство в Древнем Риме» ч.2

Слайды 6, 7, 8

7. Аналити-ческий блок

Задания 3, 4 в рабочем листе

Кластер «Положение рабов» на доске, рабочий лист

Ф/М

8.Осмысле-ние

Использование труда рабов

- слайды (иллюстрации)

- фрагмент в/ф о гладиаторе

- стих. Лермонтова «Умирающий раб», беседа: какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

 Кто и как решал судьбу побежденного гладиатора?

Кластер «Использование рабов»

Слайды 9-18

4 этажа у Колизея, 50 т. зрителей он вмещал, 320 пар сражались однажды при Цезаре.

9 Осмысле-ние.

Последствия рабовладения

(Уколова, с. 150, з. 26)

Работа с текстом ч. 3

Дополнительный текст «Рабство в Древнем Риме» ч.3

1½ кг хлеба получал бесплатно неимущий гражданин Рима в день

10. Анали-тический блок

Задание 5 в рабочем листе

Рабочий лист

11. Рефлексия

«Загадочные цифры», гладиолус, хлеб.

Слова Аристотеля

(Уколова, с. 152, з. 29)

Существует ли сейчас рабство? Хотели бы вы быть рабами?

Задание 6 в рабочем листе.

Слова Сенеки «Повелевать собой – величайшая власть»

Слайд 19

Слайд 20

12. Домашнее задание

1. п. 49

2. Рассказ «Как я был в Колизее»

3. Письмо-обращение к жителям Рима об осуждении рабства

4. «Спецзадание»: прочитать повесть В. Яна «Спартак», рассказать о ней.

Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков по теме "Цивилизация Древнего Рима"

Данную разработку уроков  можно использовать как в 5-м, так и в 10-м  классах. Она универсальна, но практические работы каждый учитель подбирает сам. В данных уроках  использовала схемы...

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

Урок истории. Рабство в Древнем Риме

Урок истории по теме: "Рабство в Древнем Риме"...

презентация к уроку история "Рабство в Древнем Риме"

презентация к уроку история "Рабство в Древнем Риме"...

Урок истории "Рабство в Древнем Риме"

Урок нацелен на формирование представления учащихся о важнейших особенностях рабовладения в Древнем Риме, развитияумения работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, давать характер...

Урок истории "Рабство в Древнем Риме"

Урок по Всеобщей истории "Рабство в Древнем Риме" 5 класс...

Урок по теме Армия Древнего Рима. Презентация

Урок по теме Армия Древнего Рима. Всеобщая история. 5 класс. Презентация...