История России начало XX-XXI, урок истории в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:
- актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,
- выступление учеников с индивидуальными сообщениями, полученных предварительно;
- организацию групповой работы по анализу различных исторических источников;
- подготовку мультимедийной презентации, мини лекцию учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russko-yaponskaya_voyna_-_voyna_slabosti_i_sily_9_klass_geyer_e.v.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: история России
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «История России начало XX-XXI века»
Класс: 9
Учитель: Сухоницкая Е. В.
Краткая аннотация:
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:
- актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,
- выступление учеников с индивидуальными сообщениями, полученных предварительно;
- организацию групповой работы по анализу различных исторических источников;
- подготовку мультимедийной презентации,
- мини лекцию учителя.
Накануне проведения урока класс разбивается на 4 группы.
- Первая получает задание подготовить сообщение по теме «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».
- Вторая группа готовит сообщения об основных событиях Русско-японской войны: гибель «Варяга», адмирал Макаров и броненосец Петропавловск», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение
- 3 и 4 группа готовит материал по проблеме «Русско–японская война в памяти народа и искусстве».
Тема: «Русско-японская война - война слабости и силы»
Эпиграф:
«В Цусимском проливе далёком,
Вдали от родимой земли,
На дне океана глубоком
Забытые есть корабли.
(В.И. Лебедев-Кумач)
Цель урока:
Дать представление о Русско-японской войне 1904-1905 г.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление учащихся о характере внешней политики мировых держав на рубеже XIX-XX вв. на Дальнем Востоке.
- Путём анализа представленных исторических документов выявить причины и итоги Русско – японской войны 1904-1905 гг.
- Познакомить учащихся с основными событиями Русско-японской войны, с примерами героизма и мужества русских солдат.
Развивающие:
- содействовать:
- развитию анализа исторических источников, умению сравнивать, обобщать исторические факты;
- опыту составлять мультимедийные презентации;
- умению работать в коллективе.
Воспитательные:
- Способствовать развитию информационной культуры учащихся;
- уважению к историческому прошлому своей страны.
Здоровьесберегающие:
- Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке,
- Создание ситуации успеха.
В конце урока ученики должны:
Знать: главные события и итоги войны.
Уметь: объяснить причины войны и её последствия, показать на карте основные сражения Русско-японской войны.
Тип урока (педагогическая технология): изучение нового материала.
Метод: поисковый-исследовательский.
Оборудование:
компьютер и проектор;
настенная карта «Русско-японская война»,
карточки-задания с текстом исторических документов,
мультимедийные презентации к уроку, созданные совместно учениками и учителем.
Структура урока:
1. Организационный момент и мотивация урока (слово учителя)
2. Постановка целей и задач урока (совместно с учащимися)
3. Выступление группы учащихся с предварительным заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».
4. Работа в группах с раздаточным материалом и историческими источниками по проблеме «Россия и Япония накануне войны. Причины войны».
Обсуждение выводов, к которым пришли группы.
5. Выступление 2-ой группы с вопросом «Ход Русско-японской войны 1904-1905 гг.» войны, сопровождающейся презентациями докладчиков.
6. Работа по группам «Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны». Совместное обсуждение и выводы по данной проблеме.
7. Война в памяти народа и её отражение в искусстве.
8. Постановка домашнего задания.
9. Подведение итогов работы.
Ход урока:
№ | Этапы урока. Основное содержание. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Результаты совместной деятельности. |
1 | Организацион-ный момент, актуализация, мотивация урока. (5 минут) | Приветствует учащихся. Демонстрация фотографии 1977 года, на которой изображён пионерский отряд на фоне военно - морского флага в бескозырках с надписью «Варяг». Учитель предлагает ученикам объяснить значение этого названия.
Учитель подчеркнёт, что в Царской России, и в Советской стране, и в сегодняшней России «Варяг» остается символом силы духа и стойкости. Предлагает сформулировать тему урока ученикам. Учитель. Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века. | Ученики настраиваются на урок. Идут ответы. Ученики высказывают свои предложения. Идут предложения. | Готовность учащихся к дальнейшей совместной работе. Формирование умения формулировать и высказывать свою точку зрения. В результате выяснения возможно два варианта: дети могут знать многое о подвиге крейсера «Варяг», а также могут и затруднится в ответе. Но результат совместной работы будет один: выход на Русско-японскую войну 1904-1905 г, которая не принесла победы России и послужила катализатором революционных событий 1905 г. В результате корректировки тема может звучать так: «Русско-японская война – война слабости и силы». |
2 | Постановка цели и задач урока (5 минут) | Учитель может сам назвать цель: познакомиться с войной, о которой говорили как о «роковой, несчастной малой войне». . Современники по-разному относились к ней, да и историки даже через 100 лет по-прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны. Сегодня мы попробуем вместе взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времён, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор. Предлагает учащимся сформулировать задачи урока. | Класс следит за рассуждениями учителя. Обговаривают и записывают себе в тетрадь задачи урока. | В ходе делового сотрудничества ребята предлагают постановку задач урока. Формируют умение логически мыслить. |
3 | Выступление 1 группы учащихся с домашним заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце 19-начале 20 века. Дальневосточная политика России (4-5 минут) Вопросы и задания классу после выступления группы. (8-7 минут) | Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в японо-китайской войне? Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке? Какие цели преследовало русское правительство, заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД? Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: почему Россия так настаивала на аренде именно Порт-Артура? | Класс слушает. Заносит факты в тетрадь При этом докладчики могут предложить либо сжатый материал в форме таблицы, либо сопровождать своё выступление короткой презентацией Примерный ответ учеников. Япония в конце19 века встала на путь преобразований; стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии Захватнический. Каждая страна стремилась завоевать прочные позиции на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовится к войне. Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией. Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией. | Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления. Идет осознанное восприятие материала. Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история». Идет осознанное восприятие материала. Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история». |
4 | Работа в группах с раздаточным материалом и обсуждение причин Русско-японской войны. (17 мин.) | Задача этого этапа урока: увидеть Японию и Россию накануне войны. Выяснить причины и характер войны. | Ученики работают по группам с раздаточным материалом: (См. Приложения для 1,2,3, групп: раздаточный материал № 1 раздаточный материал №2 раздаточный материал №3) и отвечают на поставленные вопросы. 4 группа работает по заполнению таблицы «Основные события Русско-японской войны» по учебнику §4 стр.31-32 (См. приложения – таблица №3) | Учатся анализировать, делать выводы. Формирование навыков самооценки, взаимоконтроля учащихся. Совместно идёт проверка работ учащихся 1-3 групп, обсуждение выводов, к которым пришли их участники. Учащиеся записывают выводы совместной работы в тетрадь. Причины войны: борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке; противостояние России и Японии в овладении Маньчжурией; агрессивные планы определенной группы в русском правительстве, считающей, что война отвлечёт народ от революции. |
5 | Ход войны. (18 минут) | Учитель. Утром 26 января 1904г. Николай II получил от наместника царя на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева телеграмму следующего содержания: «флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага». А тем временем в Порт-Артур пришёл пароход с японским консулом, бросил якорь и стал, торопясь, собирать на борт своих подданных. Но даже это обстоятельство не насторожило русское командование, Алексеев запретил принять меры по повышению боеготовности флота. Первую мину по русским кораблям, стоявшим на рейде Порт-Артура, японская армия под руководством вице-адмирала Хэйхатиро Того выпустила в 23 часа 35 минут того же дня. В 00.16 27 января – шестнадцатую. Три попали в цель. Война для русских началась. Учитель предлагает 4 группе представить свою работу и показать на карте главные события Русско-японской войны. | Ученики слушают учителя, затем 4 группу выступающих одноклассников, работают с картой учебника или исторического атласа по ходу войны. Выступление2 группы с домашним заданием, показом презентаций, в качестве углубления темы, создания определённой эмоциональной обстановки урока. | Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления. В ходе совместной работы после 4 группы выступает 2 группа. (При различном ходе урока, по выбору класса, можно уделить внимание любому событию, отражающему драматизм войны и необычайную стойкость русских). |
6 | Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны. (18 минут) | Учитель: После Цусимского поражения русских на всём фронте наступило затишье. Было ясно, что обе страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «Нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребён морем, диктовала свои условия победителю» Вопрос: Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Учитель: 27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века. Используя исторические документы, подведём итоги Русско-японской войны. | Ребята в группах выделяют причины поражения России в войне с Японией. (3 минуты) Работа в группах с раздаточным материалом (12-15 минут) | Развитие умения работать с историческими источниками, внимания, логического мышления, умение находить различные способы доказательств. Подводят в совместной работе итоги по вопросу «Причинам поражения России в войне с Японией» При совместной работе стараются сделать как можно больше выводов об итогах и значении Русско-японской войны. Делают записи в тетради: Большие людские потери. Унижение и позор России от проигранных сражений. Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флота. Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке. Начало первой русской революции. |
7 | Война в памяти народа и её отражение в искусстве. (8 минут) | Учитель: война закончилась, и потянулись по русским дорогам воины, изувеченные, раненые, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца. Плещут холодные волны, Бьются о берег морской, Носятся чайки над морем, Крики их полны тоской. Миру всему передайте, Чайки печальную весть: В битве врагу мы не сдались- Пали за русскую честь! Предлагает выступить с результатами своих поисков 3, 4 группе. | Класс слушает информационный материал 3, 4 группы. Желательно исполнение одной из песен, связанной или навеянной событиями Русско- японской войны, в наибольшей степени отражающую трагедию и героизм русских солдат, слабость и силу этой войны. | Развитие творческих способностей учащихся, грамотной и красивой речи, логического мышления. Совместное открытие, либо повторение ярких моментов взаимосвязи истории и искусства, создание эмоционального отклика на изучаемое событие. |
8 | Постановка домашнего задания. § 4, на выбор выполнить зад. №1, либо №2, либо №3, стр. 34 (2 минуты) | Обращает внимание на систему выбора вопросов в письменной форме и работу с исторической картой. | Записывают задание на дом. | |
9 | Подведение итогов работы (5 минут) | Учитель просит учащихся написать на листочках ответ на вопрос «В чём слабость и сила Русско-японской войны?» (При недостатке времени этот вопрос можно обсудить в классе устно). | Ребята устно или письменно анализируют слабость и силу Русско-японской войны (При достаточном количестве времени анализируют слабость и силу своей работы на уроке.) | Развитие самоанализа своей деятельности. Делают знания своими. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
"Икона Божией Матери «Владимирская» в истории России" Воспитательное мероприятие или урок в 10 классе.
« Россия называется храмом Богоматери, местом, преимущественно избранным Ею для пребывания на земле. Почти все русские города и веси посвящены Ей через свои главные храмы, воздвига...
Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...
Презентация к уроку истории России в 9 классе "Духовная культура конца 19-начала 20 веков".
Данная презентация составлена по материалам учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История России XXвек....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
План-конспект урока истории России на тему "Эпоха дворцовых переворотов" 8 класс.
Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС. На уроке использованы технологии: проблемного обучения и беседа, анализ визуального материала, работа с источниками, информационно-коммуникационные техноло...
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...