Общественные движения в России в 1830-1840-х гг.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект урока посвящен общественному движению в России 30-40-х гг XIXв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennye_dvizheniya_v_1830-1840-h_gg.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общественные движения в России 1830-1840-х гг. (8класс)
Тип урока: изучение нового
Цели урока:
Образовательные:
Эмпирический уровень: сформировать у учащихся представления об общественном движении 40-х гг. XIXвека в России: основных направлениях и их сущности. Помочь представить картину духовных поисков о будущем России. Сформировать представления о наиболее ярких представителях общественной мысли: К.Аксакова, М.Петрашевском, Н.Момбелли, А.Герцене.
Теоретический уровень: сформировать новые понятия: направления общественной мысли (консервативное, либеральное, революционно-демократическое), западничество, славянофильство, социализм. Помочь осмыслить следующие выводы: а) об особенностях этого периода общественной мысли (в отличии от движения декабристов представители общественной мысли второй четверти XIXвека, прежде чем проводить преобразования, пытались выяснить, что собой представляет Россия ( по какому пути она должна идти, определить наилучший государственный строй, своё отношение к крепостному праву и преобразованиям Петра I); б) о значении этого периода для дальнейшего развития государства.
Воспитательные: политическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Привитие любви к своему государству, желание изменить к лучшему существующий порядок.
Развивающие: развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала, учиться доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России.
План урока
- Изучение нового
Направления русской общественной мысли.
А) Самодержавно-охранительное.
Б) Западники и славянофилы.
В) Революционно – демократическое направление.
- Закрепление.
Учитель: Тема нашего урока «Общественное движение в 30- 40-е гг XIX века».
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными направлениями общественно-политической мысли.
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти России?
На эти вопросы нужно ответить с точки зрения 3-х направлений общественно-политической мысли, которые оформились в это время.
А в конце урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на такой вопрос:
Каково значение общественного движения 30-40-хгг.для будущего развития государства.
Самодержавно-охранительное - отстаивало неизменность политического строя, быта России.
Вопросы для учащихся:
- Как вы думаете, сторонники этого направления стремились что-либо изменить в России? (Нет)
- Следовательно, какой государственный строй наилучший для России? (абсолютная монархия)
- Как они могли относиться к крепостному праву ? (нормальное, естественное состояние, обеспечивающие защиту крестьян)
- Какой теорией было представлено самодержавно-охранительное направление? (теорией официальной народности)
Наиболее известными представителями этого направления были: министр народного Просвещения- С.С.Уваров, известные журналисты- Ф.В. Булгарин, Н.И.Греч, российский историк- М.П.Погодин.(просмотр изображений)
Закрепление
Давайте представим себе, что Ф.В. Булгарин написал статью в журнале «Сын Отечества», но некоторые слова из этой с татьи исчезли. Ваша задача их восстановить.
«Россия- особое государство, отличающееся от европейских стран национальным бытом и государственным устройством. По-моему мнению, наилучшим государственным строем является существующая в России……… (абсолютная монархия), которая сосредотачивает всю полноту власти в руках … (императора). Нормальным, естественным состоянием, обеспечивающим защиту крестьян является … … (крепостное право). Поэтому крупные социальные изменения в России … (не нужны), а необходимо укрепление … и …. (самодержавия и крепостного права).»
Но естественно не все были согласны с этой точкой зрения. Многие говорили о необходимости преобразований.
Либеральное направление- необходимость изменения в общественном устройстве путем проведения реформ правительством.
Либеральное направление было представлено 2-мя течениям; славянофильством и западничеством. Появление этих течений было связано с именем А.С. Хомякова, который написал записку «О старом и новом» в 1839г.
Заполнение таблицы с использованием дидактических материалов:
Славянофилы | Западники | |
1.Представители | К.С.Аксаков, И.В. Киреевский,А.С.Хомяков | К.Д.Кавелин,С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский |
2.Взгляды на историческое развитие России | Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада | Россия развивается по единому с Западной Европой историческому пути |
3. Отношение к деятельности Петра I | Петр I нарушил естественный ход развития России | Петр I сблизил Россию с Европой |
4.Взгляды на государственный строй | Монархия, опирающаяся на мнение народа и его представительный орган- Земский собор . | Конституционная монархия |
5.Отношение к крепостному праву и демократическим свободам | Отмена крепостного права и гарантия прав и свобод |
Закрепление :
- В чем сходство позиций западников и славянофилов?
- В чём заключаются основные противоречия между ними?
- Как вы понимаете слова А.И.Герцена об отношениях западников и славянофилов:
«Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»
«…У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство…..:чувство безграничной, охватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, и русскому складу ума
Радикально-демократическое направление- необходимость изменений государственного устройства крайними, насильственными методами.
Радикальное направление 40-хгг. было связано с деятельностью М.В. Буташевича-Петрашевского, А.И. Герцена, В.Г.Белинского. Все они были сторонниками социалистических идей.
Социализм-учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком, социальное угнетение, утверждаются социальное равенство и справедливость.
- 1844-1849- кружок М.В. Буташевича –Петрашевского
Работа учащихся с документами
А) Из воспоминаний Д.Д. Ахшарумова о М.В. Петрашевском
Б) М.В. Буташевич-Петрашевский. Проект освобождения крестьян.
В) Д.Д. Ахшарумов о своих общественно-политических идеалах.
Учащиеся записывают взгляды петрашевцев.
- А.И.Герцен – «теория русского социализма»
Работа учащихся с документами и ответы на вопросы.
В конце нашего занятия мне хотелось бы вернуться к проблемному вопросу нашего урока: Каково значение общественного движения 30-40-хгг.для будущего развития государства? ( общественное движение 30-40 хх гг.XIX века сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии российского государства. Своими университетскими лекциями, публикациями,, художественными произведениями, салонными спорами представители либерального и радикально-демократического движения внушали общественности мысль о пагубности самодержавно-крепостного строя, о необходимости перемен. Результат этой тихой работы сказался в эпоху великих реформ.)
Д/з параграф 8,9 (самостоятельно прочитать о деятельности В.Г. Белинского и составить кроссворд с 14 словами, относящимися к теме урока.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Задание: Вставьте в текст пропущенные слова.
« Россия - особое государство, отличающееся от европейских стран национальным бытом и
государственным устройством. - единственно возможная для России форма
правления. Нормальным, естественным состоянием, обеспечивающим защиту крестьян
является...... Коренные социальные изменения в России ...., а необходимо укрепление ……………………и ………………».
Взгляды славянофилов.
«Россия- земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны. Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней европейские воззрения и на основании их судить о ней...»
Из записки К.С. Аксакова « О внутреннем состоянии России», представленной Александру II в 1855г.
- «...При Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени. Как всякое неизлечённое зло, оно усилилось с течением времени, и составляет опасную коренную язву нашей России...»
- «Государственная власть... должна быть неограниченная... Монархическое неограниченное правительство...является ...защитником свободы, свободы духовной, истинной, выражающейся в открыто возвещаемом мнении. Общественное мнение - вот чем самостоятельно может и должен служить народ своему правительству...»
- «Не желая править, народ наш желает жить... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной..»
Из воспоминаний Д.Д.Ахшарумова о М.В. Петрашевском « ...Это был человек сильной души, крепкой воли, много трудившийся над самообразованием, всегда углубленный в чтение новых сочинений и неустанно деятельный. Он воспитывался первоначально в лицее, но по своему резкому поведению был оттуда исключен, после чего поступил вольнослушателем в Петербургский университет по юридическому факультету и, окончив курс, состоял на службе при Министерстве иностранных дел. Он имел большую библиотеку новейших сочинений...и охотно делился ею не только со всеми старыми своими приятелями, но и с людьми ему мало знакомыми, но которые казались ему порядочными, и делал это по убеждению для общественной пользы...»
Взгляды петрашевцев.
1 .М.В.Буташевич-Петрашевский. Проект освобождения крестьян.
«...На первом месте стоит прямое, безусловное, освобождение их с тою землёю, которая ими была обрабатываема, без всякого вознаграждения зато помещика...».
2. Д.Д. Ахшарумов о своих общественно-политических идеалах.
«...Надо изменить правление...Надо конституцию, которая дала бы свободу книгопечатания, открытое судопроизводство, устроила б особое министерство для рассмотрения новых проектов о улучшении общественной жизни, и чтоб не было никаких стеснений, никаких вмешательств в дела частных людей, в каком бы числе они не сходились вместе... Дела все рассматриваются в одной палате, президент избираем на короткое время...»
Взгляды А.И.Герцена
1.« Угнетенные императорским самодержавием - мы идём навстречу социализму...» 2.«..Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается ее внутренних дел. ...Она представляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам, последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины: эта земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может, да и не имеет надобности передавать ее по наследству... Все вопросы....разрешаются либо в соответствии с действующими обычаями, либо советом стариков, либо мирским сходом...»
Задание: Наилучшее общественное устройство, по мнению, Л.И.Герцена? Почему он считает общину идеалом социального устройства?
Рабочий листТема урока _________________________________________________________
Направления общественно-политической мысли:
- Самодержавно-охранительное_______________________________________________
________________________________________________________________________________
Представители:__________________________________________________________________
- Либеральное- _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Славянофилы | Западники | |
1.Представители | ||
2.Взгляды на историческое развитие России | ||
3. Отношение к деятельности Петра I | ||
4.Взгляды на государственный строй | ||
5.Отношение к крепостному праву и демократическим свободам |
- Революционно-демократическое- ________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского
Основные идеи:________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Теория русского социализма А.И. Герцена
Основные идеи: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Общественное движение в России во второй половине XIX века
Урок по истории Отечества в 10 классе...
конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.
Учитель знакомит ребят с Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX-XX вв.
Урок с использованием ЭОР...
Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"
Презентация для урока по истории России в 9 классе....
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"...