Эссе ученика "М. Сперанский. Триумф русского Наполеона.»
творческая работа учащихся по истории на тему
Работа выполнена в рамках подготовки к олимпиаде по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speranskiy.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе ученика 11 класса
Жмакина Вячеслава
на тему
«М. Сперанский. Триумф русского Наполеона.»
Руководитель:
учитель истории
Жмакин Э.А.
Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в «Войне и мире»: «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».
Я с этим высказыванием полностью согласен. Сперанского по праву можно назвать великим государственным реформатором.
12 февраля 1833 года в истории России произошло важное событие – вступил в законную силу новый законодательный кодекс, охватывавший практически все области тогдашнего права – 15-томный "Свод законов Российской Империи". На торжественном заседании Государственного Совета, император Николай I снял с себя Андреевскую ленту и лично возложил ее на М. М. Сперанского, руководившего созданием кодекса. И это было лишь началом потока монарших милостей, посыпавшихся на престарелого гения российского бюрократизма. Он получил крупные денежные суммы, новые чины, почетное поручение преподавать юриспруденцию наследнику престола – будущему Александру Освободителю, а за месяц до смерти – в январе 1839 года – Сперанскому был пожалован и графский титул. Значительность создания СЗРИ была столь несомненна как тогда, так и после, что это событие и сейчас числят среди наиболее положительных результатов в общем-то не совсем блестящего николаевского правления.
В чем же величие данного канцелярского подвига? Ответим на эти вопросы чуть позже, а пока – немного про Сперанского, ибо такие люди на Руси рождаются не каждое столетие.
Итак, полупопович – полукрестьянский сын, поступивший во Владимирскую семинарию, и получивший там провидческую фамилию от латинского sperare – надеяться. Перевод в числе нескольких отличников в петербургскую Александро-Невскую семинарию, ее окончание с блеском, преподавание в ней физики, математики, философии и красноречия. А потом неожиданный переход на государственную службу. И уже в 1801 году он 28-летний действительный статский советник, что по Табели о рангах соответствует генерал-майору армии!
Еще при Павле I Сперанский начал участвовать в разработке законов. Есть легендарный рассказ о том, как застигнутый непогодой вместе с окружением Павла в какой-то случайной усадьбе, он, пользуясь местной библиотекой, меньше чем за сутки подготовил проект новых основ коммерческого законодательства и предъявил их скучающему от безделья монарху.
Однако золотое время для Сперанского настало в следующее царствование. В "дней александровых прекрасном начале" он стал автором наиболее радикальных проектов и предложений, включавших введение конституции, разделения властей и пр. Он был хорошо и разносторонне образован, при этом имел крепкую память и огромную работоспособность. Вдобавок, обладая мощной интуицией и понимая как никто скрытые пружины русской бюрократической машины, он умел генерировать новые идеи. Это был, по сути, Наполеон российского госуправления – и именно Наполеон Бонапарт по достоинству оценил его во время знаменитой Эрфуртской встречи двух императоров в 1808 году. Великий французский правитель предложил, в шутку, Александру поменять Сперанского на какое-нибудь немецкое княжество. Можно не сомневаться, если бы Сперанский в России имел полномочия, сравнимые с полномочиями Наполеона во Франции, русская государственная машина стала работать бы гораздо быстрее и эффективнее.
Но настали другие времена. Увлечение Александра реформами сменилось военными приготовлениями. Победили многочисленные противники Сперанского. В результате в 1812 году Сперанский был обвинен в измене и отправлен в нижегородскую ссылку. Он вернулся в Петербург только в 1821 году, был назначен членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. Теперь это был уже другой Сперанский – забывший про прежние либерально-конституционные идеи и преданный самодержавию. Он даже стал одним из руководителей следствия по делу декабристов. У Сперанского было много идей, в этом они сошлись с Александром Первым. У Сперанского был блестящий ум, способный бесконечно работать, в этом они сошлись с Николаем Первым, который сам обладал огромной работоспособностью.
Такой вот человек оказался душой самого значительного кодификационного проекта России XVIII-XIX веков. Что же это за проект?
К концу двадцатых годов XIX века законодательство Российской империи представляло собой весьма рыхлый, объемный и местами противоречивый комплекс документов. Основой его считалось Уложение 1649 года, игравшее в каком-то смысле, роль нынешней Конституции. Это уложение, как известно, было принято Земским собором. Дальше законодательство пополнялось огромным количеством актов разного рода. Да и что считать законодательством? Указы монарха? Постановления Сената? Синода? Других органов центрального управления? Все или только их часть?
В общем, ситуация была довольно тяжелой уже во времена Петра Первого, который хотел создать новое Уложение взамен Соборному, однако сделать этого так и не успел.
Надо сказать, что и после смерти Петра попытки систематизировать законодательство продолжали предприниматься. Создавались специальные комиссии, которые начинали работу и… тонули в этой работе. Видимо, основной для них сложностью, наряду с объемом исходного материала, была этого материала противоречивость. Требовалось вносить коррективы, устраняя противоречия. Старые нормы надо было привести в соответствие с современностью. Но это уже требует огромной бюрократической процедуры – с участием царя. Видимо, справиться со всеми этими трудами было исключительно сложно.
А поток нормативных актов все разрастался. Ситуацию осложняло еще и то, что в отдельных частях России действовали нормы иностранного права. Так, в Эстляндии и Лифляндии действовали нормы шведского права 17 века. В Царстве Польском сохранял силу Кодекс Наполеона, введенный в 1808 году. А в Финляндии – шведское уложение 1734 года.
Ориентироваться во всем этом многообразии можно было лишь приблизительно, что отражалось на качестве судопроизводства, приводило к большим злоупотреблениям в суде и, в конечном счете, все это ослабляло основы самодержавия.
Комиссия, созданная Николаем I в самом конце 20-х годов и преобразованная во 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, была по счету одиннадцатой. Примечательно, что Сперанского даже не назначили формальным главой этой комиссии – он стал лишь "товарищем председателя". Тем не менее, очевидно, что именно его распорядительность и юридический навык стали ключевыми факторами успеха проекта.
К 1830 году был выдан первый, самый объемный продукт: 45-томное Полное Собрание Законов Российской Империи – свод актов, расположенных в хронологической последовательности. Всего в него вошло несколько десятков тысяч законодательных актов самого разного толка с 1649 года по начало царствования Николая.
Теперь предстояла главная часть работы – путем устранения отмененных актов, внесения в старые исправлений согласно новым и устранения противоречий, а также перевода актов на язык 19 века, получить синхронную картину: слепок реально действующих законов на момент восшествия Николая I на престол – то есть на памятную дату 14 декабря 1825 года. Именно такой продукт ждали от комиссии и именно его за 2 года создал Сперанский с помощниками.
Этот памятник русского законодательства - один из достойных памятников Николаевской эпохи.
Активную роль в создании которого и сыграл М. Сперанский.
Мне кажется, этот реформатор по праву заслужил свое место среди великих людей нашей страны на Памятнике «1000-летие России», который был поставлен в Великом Новгороде в 1862 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учеников на уроках русского языка и литературы"
Для преподавателей русского языка...
Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы
Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...
Особенности развития творческих способностей учеников на уроках русского языка
Очень поможет в работе начинающим педагогам. Выступление на методсовете,...
Эссе ученика на тему: "ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?"
Работа выполнена в рамках подготовки к олимпиаде по истории....
Сочинение-эссе ученика 7 класса МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской Моздокского района РСО -Алания Тараева Георгия Руслановича "Где-то гремит война"
Воспоминания о Михаиле Александровиче Бузарове, ветеране Великой Отечественной войны, ветеране труда из станицы Ново-Осетинской Моздокского района РСО-Алания....
эссе "Ученик изменивший меня"
Представляем эссе победителя творческого конкурса на лучшую публикацию о студенте, ученике «Ученик, изменивший меня», который проводился в рамках мероприятий, посвященных 95-летию Бурятско...