Эссе ученика на тему: "ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?"
творческая работа учащихся по истории (11 класс) по теме
Работа выполнена в рамках подготовки к олимпиаде по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Эссе ученика 11 класса
Жмакина Вячеслава
на тему
«ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?».
Руководитель:
учитель истории
Жмакин Э.А.
2013 год
ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?
«Его многие судили, очень немногие пытались понять, да и те увидели в нем только жалкое орудие придворных партий, чем Иоанн не был.
Bce знают, все помнят его казни и жестокости; его великие дела остаются в тени; о них никто не говорит.»
К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.)
Я согласен с историком К.Д. Кавелиным. Просматривая большую часть литературы по этому вопросу, сразу обращаешь внимание на то, что авторы рассматривают Ивана Грозного как царя – убийцу, варвара. И лишь затем уже как царя-созидателя. Начало данной традиции было положено еще Н. М. Карамзиным.
Да, правление Ивана Грозного известно своей жестокостью (казни, опричнина и т.д.), но ведь он провел большие государственные преобразования.
В XVI веке перед Россией встает ряд важных вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой.
Во внутренней политике – это ограничение боярского самовластия, укрепление аппарата государства.
Во внешней политике – борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, укрепление восточных рубежей, дальнейшее освоение Сибири, объединение всех земель вокруг единого центра, которым стала Москва, борьба за выход к Балтийскому морю,
В начале своего правления Иван IV собирает вокруг себя небольшой кружок «друзей» - «Избранную раду». В нее вошли: митрополит Макарий, духовник Сильвестр, дворянин Алексей Адашев и князь Андрей Курбский. «Избранной радой» был подготовлен ряд реформ, направленных на централизацию государства.
В 1549 г. был созван первый прообраз русского парламента – Земский собор, в 1551 г. – Стоглавый собор, принявший свод правил церковной жизни и быта – «Стоглав». Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов. Издание судебника 1550 года было актом огромной политической важности, связанным с дальнейшим укреплением государства и центральной власти. Окончательно сложилась приказная система центрального управления. Приказы организовались как по отраслевому, так и по территориальному принципу.
Царь провел земскую и губную реформу. Была отменена система кормлений и произошла централизация сбора налогов.
Началась военная реформа. Появилось постоянное пешее стрелецкое войско, вооружённое пищалями, бердышами и саблями. Стрелецкие части были полурегулярными, поскольку стрельцы самостоятельно вели хозяйство, хотя и получали жалованье.
Таким образом, Избранная рада провела серьезные реформы, которые повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем, центральных и местных органов власти.
Однако впоследствии, при неразвитости аппарата государственной власти, быстрое продвижение к централизации оказалось возможно лишь при помощи опричного террора. Выступившая против этого Избранная рада была разогнана.
Реформы Ивана Грозного укрепили систему государственного управления и вооруженные силы.
Достижения внешней политики – успешная борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, укрепление восточных рубежей и начало освоения Сибири.
Конечно, царю не удалось решить всех проблем, стоящих перед Россией. Например, Россия не смогла пробиться на берега Балтийского моря. Долгая 25-летняя Ливонская война оказалась неудачной. Однако не надо забывать, что эта задача была очень непростой и удалось ее решить лишь в начале XVIII в. Петру I.
Никто не отрицает, что Иван IV Васильевич был жестоким правителем. Бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного.
Несведущему в истории человеку, может показаться, что опричники перебили половину населения страны. Между тем, число жертв политических репрессий 50-летнего царствования Ивана Грозного по достоверным историческим источникам хорошо известно и составило всего около 5 тыс. человек. Посмотрим для сравнения на «просвещенную Европу». В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек.
Почему же тогда только Ивана Грозного называют тираном???
Я считаю, что суть эпохи Ивана Грозного не в кровавых казнях, а, по выражению историка Кавелина, в «великих делах».
Превращение России в огромную державу от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформа управления страной и упрочение международного престижа России – вот истинная слава царя Ивана Грозного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349108-1384872374.jpg)
Эссе на тему: Иван IV Грозный. Политика опричнины.
Эта тема актуальна. Она является историческим уроком, назиданием последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотичной личности,стоящей на вершине диктатуры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413954-1393757844.jpg)
Лабораторная работа по истории на тему "Иван Грозный"
Лабораторная работа по истории на тему "Иван Грозный"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-546311-1418665448.jpg)
Исторический диктант по теме "Иван Грозный. 10 класс"
Исторический диктант позволяет обобщить, повторить и проверить знания учащихся. Так же данный диктант является тренировочным заданием для ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-559741-1425895408.jpg)
Эрудицион по теме "Иван Грозный"
Литературно-исторический эрудицион в жанре реалити-шоу «Иван Грозный: правда и вымысел». Предназначен для 10 класса. Дает всестороннюю характеристику образа московского царя в русской истории и л...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-590641-1423928965.jpg)
Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"
Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-112587-1484469102.jpg)
Контрольный тест по истории по теме "Иван Грозный"
Тест проверяет знание внутренней и внешней политики Ивана Грозного....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1082979-1542434250.jpg)
Открытый урок по теме: "Иван Грозный - реформатор или тиран?
Урок по теме "Иван Грозный - реформатор или тиран"" для учащихся 7 класса. Использована технология проблемного обучения...