Эссе ученика на тему: "ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?"
творческая работа учащихся по истории (11 класс) по теме
Работа выполнена в рамках подготовки к олимпиаде по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ivan_groznyy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Эссе ученика 11 класса
Жмакина Вячеслава
на тему
«ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?».
Руководитель:
учитель истории
Жмакин Э.А.
2013 год
ИВАН ГРОЗНЫЙ — ТИРАН ИЛИ ГЕРОЙ?
«Его многие судили, очень немногие пытались понять, да и те увидели в нем только жалкое орудие придворных партий, чем Иоанн не был.
Bce знают, все помнят его казни и жестокости; его великие дела остаются в тени; о них никто не говорит.»
К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.)
Я согласен с историком К.Д. Кавелиным. Просматривая большую часть литературы по этому вопросу, сразу обращаешь внимание на то, что авторы рассматривают Ивана Грозного как царя – убийцу, варвара. И лишь затем уже как царя-созидателя. Начало данной традиции было положено еще Н. М. Карамзиным.
Да, правление Ивана Грозного известно своей жестокостью (казни, опричнина и т.д.), но ведь он провел большие государственные преобразования.
В XVI веке перед Россией встает ряд важных вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой.
Во внутренней политике – это ограничение боярского самовластия, укрепление аппарата государства.
Во внешней политике – борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, укрепление восточных рубежей, дальнейшее освоение Сибири, объединение всех земель вокруг единого центра, которым стала Москва, борьба за выход к Балтийскому морю,
В начале своего правления Иван IV собирает вокруг себя небольшой кружок «друзей» - «Избранную раду». В нее вошли: митрополит Макарий, духовник Сильвестр, дворянин Алексей Адашев и князь Андрей Курбский. «Избранной радой» был подготовлен ряд реформ, направленных на централизацию государства.
В 1549 г. был созван первый прообраз русского парламента – Земский собор, в 1551 г. – Стоглавый собор, принявший свод правил церковной жизни и быта – «Стоглав». Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов. Издание судебника 1550 года было актом огромной политической важности, связанным с дальнейшим укреплением государства и центральной власти. Окончательно сложилась приказная система центрального управления. Приказы организовались как по отраслевому, так и по территориальному принципу.
Царь провел земскую и губную реформу. Была отменена система кормлений и произошла централизация сбора налогов.
Началась военная реформа. Появилось постоянное пешее стрелецкое войско, вооружённое пищалями, бердышами и саблями. Стрелецкие части были полурегулярными, поскольку стрельцы самостоятельно вели хозяйство, хотя и получали жалованье.
Таким образом, Избранная рада провела серьезные реформы, которые повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем, центральных и местных органов власти.
Однако впоследствии, при неразвитости аппарата государственной власти, быстрое продвижение к централизации оказалось возможно лишь при помощи опричного террора. Выступившая против этого Избранная рада была разогнана.
Реформы Ивана Грозного укрепили систему государственного управления и вооруженные силы.
Достижения внешней политики – успешная борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, укрепление восточных рубежей и начало освоения Сибири.
Конечно, царю не удалось решить всех проблем, стоящих перед Россией. Например, Россия не смогла пробиться на берега Балтийского моря. Долгая 25-летняя Ливонская война оказалась неудачной. Однако не надо забывать, что эта задача была очень непростой и удалось ее решить лишь в начале XVIII в. Петру I.
Никто не отрицает, что Иван IV Васильевич был жестоким правителем. Бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного.
Несведущему в истории человеку, может показаться, что опричники перебили половину населения страны. Между тем, число жертв политических репрессий 50-летнего царствования Ивана Грозного по достоверным историческим источникам хорошо известно и составило всего около 5 тыс. человек. Посмотрим для сравнения на «просвещенную Европу». В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек.
Почему же тогда только Ивана Грозного называют тираном???
Я считаю, что суть эпохи Ивана Грозного не в кровавых казнях, а, по выражению историка Кавелина, в «великих делах».
Превращение России в огромную державу от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформа управления страной и упрочение международного престижа России – вот истинная слава царя Ивана Грозного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: Иван IV Грозный. Политика опричнины.
Эта тема актуальна. Она является историческим уроком, назиданием последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотичной личности,стоящей на вершине диктатуры....
Лабораторная работа по истории на тему "Иван Грозный"
Лабораторная работа по истории на тему "Иван Грозный"...
Исторический диктант по теме "Иван Грозный. 10 класс"
Исторический диктант позволяет обобщить, повторить и проверить знания учащихся. Так же данный диктант является тренировочным заданием для ЕГЭ....
Эрудицион по теме "Иван Грозный"
Литературно-исторический эрудицион в жанре реалити-шоу «Иван Грозный: правда и вымысел». Предназначен для 10 класса. Дает всестороннюю характеристику образа московского царя в русской истории и л...
Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"
Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...
Контрольный тест по истории по теме "Иван Грозный"
Тест проверяет знание внутренней и внешней политики Ивана Грозного....
Открытый урок по теме: "Иван Грозный - реформатор или тиран?
Урок по теме "Иван Грозный - реформатор или тиран"" для учащихся 7 класса. Использована технология проблемного обучения...