Урок мужества "Блокадный Ленинград"
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Березина Светлана Викторовна

Урок мужества "Блокадный Ленинград"(конспект и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок мужества «Блокада Ленинграда»,

посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда

Человечество спасено самой мукой и стойкостью Ленинграда. 

Г.К. Жуков

Урок сопровождается мультимедийной презентацией с кадрами военных лет, блокадный Ленинград, фото ветеранов, а также аудиозапись симфонии Шостаковича «Ленинградская».

Цель урока – дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; привить чувство гордости и патриотизма за свою Родину.

Подрастающее поколение должно ценить и помнить, что для нас сделало поколение освободителей. Они подарили нам жизнь. Блокада Ленинграда имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Воины и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине.

На экране хроники без слов. Звучит отрывок из седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, которая была названа «Ленинградской».

Рассказ учителя о седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича: Когда в 1941 году началась война, он вступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он рыл окопы, в пожарной команде, нёс дежурства на крыше Консерватории. В то же время Дмитрий Дмитриевич давал концерты в филармонии. Он говорил: «Моим оружием была музыка». Шостакович видел, как фашисты обстреливают Ленинград. И он видел, как русские люди сражаются. В нем зарождалось произведение, которое показало противостояние врагу. Шостакович начал работать над Седьмой симфонией 19 июня 1941 года, а закончил 27 декабря в Куйбышеве. Симфония начиналась писаться в блокадном Ленинграде, и в первую очередь предназначалась для сохранения духа голодающих жителей. «Седьмая » бала исполнена в городе 9 августа 1942 год. 9 августа 1942 года состоялось выступление Ленинградского симфонического оркестра. Во время исполнения симфонии ни один вражеский снаряд не упал на площадь Искусств. Музыканты не знали, что во время концерт, артиллеристы Ленфронта, вели непрерывный огонь по противнику. После исполнения симфонии глава Ленфронта Л. Говоров сказал музыкантам: «Мы для вас сегодня славно поработали», но тогда никто не понял смысл его слов. Только спустя много лет музыканты узнали об этом поступке артиллеристов. Сам Шестакович говорил: ««Работал быстро, много, напряжённо.Мне хотелось создать произведениео наших днях, о нашей жизни, о советских людях, которые не жалеют сил и жизни во имя победы над врагом. »

Ведущий.   Слайд 1

Февраль, какая длинная зима,

Как время медленно крадётся!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснётся.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы...

На Пискарёвских пустырях

Всё шире братские могилы.

Анна Ахматова

Ведущий. Слайд 2,3

Одним из самых страшных событий военного времени стала блокада Ленинграда. День и ночь немцы бомбили славный город, отрезали все пути доставки продовольствия и связи с внешним миром, а город все равно устоял. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены на рубеже государственной границы 1939 года (то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне «зимней войны»).

Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года).  День снятия блокады Ленинграда мы помним, чтим и гордимся теми, кто освободил город и его жителей. Давайте сегодня еще раз вспомним ветеранов, блокадников и события тех страшных лет.

Чтец 2. Слайд 4,5

 Доклад Тихонов Николай.

Да! У ВОЙНЫ – не женское лицо,

Её глазницы – не глаза Мадонны…

Не молоком, а злобой и свинцом

Она свои питает батальоны.

Не матери Войну пускают в мир,

Не женщины Солдат рожают в муках,

И не пропахший порохом мундир

Они мечтают застегнуть на внуках!

Да! У Войны не женское лицо

Но захлебнувшись кровью и слезами,

Терновым коронована венцом

Глядит ПОБЕДА женскими глазами.

январь 2002 года, автор неизвестен

Ведущий.  Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР – плана «Барбаросса». Вспомним хронологию событий.

Слайд 6

1941 год

4 сентября – Начало артиллерийского обстрела Ленинграда.

8 октября – Сокращение норм довольствия войскам.

20 ноября – Начало движения транспорта по ледовой дороге через озеро.

9 декабря – Разгром немецкой группировки под Тихвином. Освобождение Тихвина от захватчиков.

Слайд 7

1942 год

1 января – Открытие сквозного железнодорожного движения до Войбокало – Жихарево.

22 декабря – Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

1943 год

18 января – Прорыв блокады. Соединение Ленинградского и Волховского фронтов. 

1944 год

14-27 января – Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.

Чтец 2.  Слайд 8,9,10

Косовцов Александр

Ведущий:

В последний раз во сне тревожном,

Перекосив от боли рот,

Я прокричу неосторожно

Свое последнее: «Вперед!»

И ты запомни: я не умер,

Я в бой ушел в последний раз.

В солдатском сердце замер зуммер,

И с миром связь оборвалась.

Михаил Дудин

Шла эвакуация заводов, раненых – и вдруг все оборвалось. С крыш домов были видны огненные кольца от горящих деревень и вагонов на путях. «Товарищи! Мы в огненном кольце», – писала Ольга Берггольц.

Что самое страшное, ведь там были дети, маленькие, но уже так повзрослевшие.

Раиса Яковлевна Артемова, ветеран труда, жительница блокадного Ленинграда, вспоминает: «Я просила порезать кусочек хлеба на более мелкие части, чтоб было «много», а потом плакала, когда они, усохнув, становились маленькими».

Чтец.  Наталья Капитула

Слайд 11,12,13

ДЕТИ

Все это называется – блокада.

И детский плач в разломанном гнезде...

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Елена Вечтомова

Ведущий. Дни шли, и в городе настал ГОЛОД…

Слайд 14

В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября – в пятый раз населению и в третий раз войскам – пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие – 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, – 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод. Хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %)

От голода во время блокады погибло около 850 тысяч человек. Вечная им память.

Слайд 15

Дорога Жизни

Слайд 16

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломали железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Слайд 17,18

Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными Родине. Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.

Ведущий. Слайд 26

Среди нас с Вами живут или жили воины, которые ничего не боялись, шли к Победе. Это наши деды, прадеды… Вечная им память.

Ведущий.  Почтить память погибших от голода и холода в блокадном Ленинграде, воинов павших и умерших от ран, защищавших и прорывавших кольцо блокады Ленинграда, прошу всех встать. Объявляется минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...

Разработка урока "Блокадный Ленинград"

Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...