ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Мастанова Хураман Джафар кызы

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_blokada_leningrada.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

                  9 КЛАСС

ЗАДАЧА УРОКА:

  1. Дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;
  2. Развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;
  3. Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

       Подготовлены вопросы учащимся по предыдущей теме: «Начало Великой Отечественной войны»:

  1. Каковы были силы сторон накануне Великой Отечественной войны?
  2. В чем вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
  3. Какие меры принимало советское руководство по отражению агрессии?

  1. Звучит музыка «Священная война». Под звуки музыки учитель говорит вступительное слово.
  2. Работа с историческими источниками ( Учащимся заранее раздаются отрывки из дневников жителей блокадного Ленинграда)
  3. Составление синквейна ( самостоятельная работа учащихся)
  4. Проверка знаний ( раздача карточек с вопросами)
  5. Подведение итогов. Минута молчания.

         На интерактивной доске::  

  1. Даты:  8 сентября 1941 г. – начало блокадного Ленинграда

                  27 января 1944 г.  -   снятие блокады

2.   Таблица :      « Ежедневный хлебный паек  ( в граммах )

                               -------------------------------------------------

                               Категории населения :    октябрь 1941г.   Ноябрь 1941г

                               ------------------------------------------------------------------------------

                                  Рабочие                           400                       250

                                ------------------------------------------------------------------------------

                                 Дети до 12 лет                 200                       200        125

                                ------------------------------------------------------------------------------------

3.  Хлеб состоял: 10%  -    вода

                              10 %  -   целлюлозная мука

                              80 %  -   суррогат и заменитель

  1. Эпиграф:  « Мы предчувствовали полыханье

                           Этого трагического дня

                           Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье

                           Родина! Возьми их у меня.

                                                                       О.Бергольц

                             

Ученик:      «В сердцах наших жить будет вечно

                      Герои минувшей войны

                      Нам память о них дорога бесконечно

                      И ею с тобой мы сильны

               

Памяти защитников Ленинграда посвящается!

( звучит песня « Священная война» - один куплет и припев)

Учитель: 

22 июня 1941 г. В 4 часа утра без объявления войны фашистская                                     Германия,  во главе которой стоял Адольф Гитлер напала на нашу страну. Еще в                     декабре 1940 г. В Германии был утвержден план молниеносной войны                     против нашей страны – план « Барбаросса». Из этого плана известно, что                     именно группа « Север» должна была захватить Ленинград.  Политическое и военное руководство  фашистской Германии учитывало,   что Ленинград был одним из  крупнейших промышленных центров страны и важнейшим военным портом на Балтийском море. В группу « Север» вошло 29 дивизий, 500 тыс.человек, войска были

отлично вооружены. Все это говорит о том, что в планах немецкого                            командования отводилось важное место захвату города, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, и на его месте создать искусственное озеро. В сентябре 1941 г. Фашисты были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным. Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована.

      Ученик:      « Мы знаем, что ныне лежит на весах

                            И что совершается ныне.

                            Час мужества пробил на наших часах

                            И мужество нас не покинет

      Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. Гитлер заявил, что он будет теперь «спокойно выжидать», пока Ленинград, сдавленный голодом, как спелый плод, сам упадет к его ногам», что город выжрет самого себя и падет голодной смертью.

     Учитель:    Оборона города – это особая страница в истории Великой Отечес твенной войны. Наш урок посвящен жителям Ленинграда, блокадникам.

Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками. Началась 900-дневная блокада… Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей.

 ( показ кадров кинохроники)

Ученик:     Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработаюшие, в том числе и дети 125 г. Хлеба в день, да и то хлебом-то он только назывался

                 

         « Сто двадцать пять блокадных грамм

            С огнем и кровью пополам»

                                          ( О.Бергольц)  

Учитель:

 На самом деле хлеб состоял из 10 % воды, 10% целлюлозной муки и 80% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.

  Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40 , замерзли водопровод, канализация. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами. В декабре 1941 г. Город оказался в ледяном плену. В декабре 1941 г. Были зафиксированы случаи каннибализма.

   Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали – боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.

    Галина Петровна училась в мединституте, и она в числе первых увидела умерших от элементарной дистрофии. Но увидев труп на улице, она без двух дней врач

, испугалась не мертвого человека, а массового голода, который она увидела.

Ученик:  

                «Ленинград, блокада, голод

                  Снег, метель, жестокий молох

                  Все смешалось

                  Где спасенье?

                  Лишь в душе ожесточенье

                  Мы держались, мы сражались.

                  Пусть слабели – не сдавались.

                  Мы свой город так любили,

                  Что враги нас не сломили.

Ученик:    Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

                  «Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г.

                    Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

                    Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

                    Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

                    Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

                    Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г.

                    Савичевы умерли

                    Умерли все.

                    Осталась одна Таня»

Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она вскоре умерла. 18 мая 1972 г. На могиле Тани был поставлен памятник.

Ученик:      А вот дневник Юры Рябинкина:

                   Сентябрь 1941 г «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод…»

                   Октябрь:  « От голода так и скребет в животе. А ведь я  сегодня все- таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба…»

                   Ноябрь:     « Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…»

                   3 января 1942 г.:   «Я хочу так страстно жить , веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза…»

     Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января : « Я почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я…»

     Нет Юра не умер, это был очередной голодный обморок.

Ученик:   Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово « блокада» и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.

                    « Скрипят полодья в городе, скрипят…

                       Как многих нам не досчитаться,

                      Но мы не плачем! Правду говорят

                      Что слезы вымерзли у ленинградцев.

                                              ( О.Бергольц, из поэмы «Февральский дневник»,1942г.)

Учитель:    

 

Уже к лету 1942 г. Официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что они выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге одно из самых крупных кладбищ в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. Там было захоронено 130 тыс.человек. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. -   за один месяц умерло 96 751 человек.

  Но город выжил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом  Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

  В это время работали театры, ставились  новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио. Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.

  Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких Д.Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию

( фрагмент 7-ой симфонии Д.Шостаковича.)

Ученик:        « И каждый, защищавший Ленинград,

                        Вложивший руку в пламенные раны,

                        Не просто горожанин, а солдат,

                        По мужеству подобный ветерану,

                        Но тот, кто не жил с нами,- не поверит,

                        Что в сотни раз почетней и трудней

                        В блокаде, в окруженье плачей

                        Не превратиться в оборотня, в зверя…»

                                                           ( О.Бергольц, из поэмы «Февральский дневник»,1942 г.)

Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой, над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со смертью. Такой народ невозможно было победить.

( показ кадров кинохроники).

Учитель:    

День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли « Дорогой жизни».

Ученик:     « Дорогой жизни шел к нам хлеб,

                      Дорогой жизни многих к многим.

                      Еще не знают на земле

                      Страшней и радостней дороги

                                               ( О.Бергольц)

Учитель:    

   Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, 66 беспрестанно бомбили. А  как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю , не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется над тобой. Множество трещин змеями разбегаются от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.

Ученик:    

  Еще одним врагом шофера была усталость. Она подкрадывалась незаметно., заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колен, провалиться под лед.

(  кадры кинохроники)

Был еще один враг – ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и без  того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться в Ленинграду.

Ученик :

   Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги. Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: « Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по-взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз»

Ученик :                « И было на всем году

                                 Машина задняя осела

                                 Шофер вскочил, шофер на льду.

                                 Ну, так и есть, мотор заело.

                                 Ремонт на пять минут – пустяк                                                                                              

                                 Поломка эта не угроза,

                                 Да рук не разомкнуть никак:

                                 Их на руле свело морозом.

                                 Чуть разогнешь – опять сведет.

                                 Стоять? А хлеб? Других дождаться?

                                 А хлеб -  две тонны ? Он спасет

                                 Шестнадцать тысяч ленинградцев

                                 И вот в бензине руки он

                                 Смочил, поджег их от мотора,

                                 И быстро двинулся ремонт

                                 В пылающих руках шофера.

                                 Вперед! Как ноют волдыри,

                                 Примерзли к варежкам ладони.

                                 Но он доставит хлеб, пригонит

                                 К хлебопекарне до зари

                                 Шестнадцать тысяч матерей

                                 Пайки получат на заре –

                                 Сто двадцать пять блокадных грамм

                                 С огнем и кровью пополам

                                 О, мы познали в декабре:

                                 Не зря священным даром назван

                                 Обычный хлеб, и тяжкий грех

                                 Хотя бы крошку бросить наземь»

     Вплоть до  23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога!

 Учитель:

    22 декабря 1942 г. Была учреждена медаль « Оборона Ленинграда» 1500 000 ленинградцев были представлены к наградам, из них 15 249 детей.

  Ученик:

     Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых  зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел был путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

                          « Девочка руки протянула

                            Уснула,

                             А оказалось – умерла…

                             Никто не обронил ни слова,

                             Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

                             Учитель выдавил, что снова

                             Уроки после похорон»

                                                                     ( Ю.Воронов)

Учитель:

          Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду!

          И в январе 1943 г. Вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 км. От Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

          В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

 Ученик :           « Такого дня не видел Ленинград!

                              Нет, радости подобной не бывало…

                              Казалось, что все небо грохотало,

                              Приветствуя великое начало

                              Весны, уже не знающей преград.

                              Гремел неумолкаемо салют

                              Из боевых прославленных орудий,

                              Смеялись, пели, обнимались люди…

                                                                     (Р.Рождественский)

                              Гремит салют.

                              Ракеты в воздухе горячем

                              Цветами пестрыми цветут

                              А ленинградцы тихо плачут

                              Ни успокаивать пока

                              Ни утешать людей не надо

                              Их радость слишком велика –

                              Гремит салют над Ленинградом!

                              Их радость велика,

                              Но Боль

                              Заговорила и прорвалась:

                              На праздничный салют с тобой

                              Пол-Ленинграда не поднялось

                              Рыдают люди, и поют,

                              Сегодня в городе салют!

                              Сегодня ленинградцы плачут.

                                                                      (Ю.Воронов)

II/  Составление синквейна   (самостоятельная работа учащихся)

   

     Синквейн – это пятистрочная строфа. Надо определить учащимся свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка – одно ключевое слово ( ленинградцы), определяющее содержание синквейна (существительное)

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие

3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы

4 строка – представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы                        

                  или отношение к ней.

  1. строка – синоним ключевого слова ( существительное)

 

 III. Проверь знания :

----------------------  

Раздаются карточки с вопросами:

  1. Что означает слово « блокада»?
  2. Цель блокады?
  3. Как назывался план наступления советских войск по прорыву блокады?
  4. Общее количество жителей Ленинграда и общее количество погибших от голода, болезней, обстрелов?
  5. В каком году Ленинград получил звание « город- герой»?

       

         IV. Рефлексия

-------------------

   

ЗНАТЬ  И ПОМНИТЬ!

- о великом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны

- о мужестве и стойкости жителей блокадного города

- о патриотизме нашего народа в годы войны.

Ученик:

                 « Мы чашу горя выпили до дна.

                    Но враг не взял нас никаким измором

                    И жизнью смерть была побеждена

                    И победили человек и город!

                    Полгорода лежит в земле сырой

                    Неугасима память поколений

                    И память тех, кого так свято чтим,

                    Давайте, люди, встанем на мгновенье

                    И в скорби постоим и помолчим

                                                             ( В.Суслов)

   Объявляется минута молчания.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...

Конспект урока " Блокада Ленинграда"

Конспект урока истории для 9 класса коррекционной школы...

Конспект урока "Блокада Ленинграда"

Урок разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 9 класс.  Соответствует требованиям ФГОС....