Разработка урока "Блокада Ленинграда"
методическая разработка по истории (9 класс)
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada_razrabotka_uroka.doc | 59 КБ |
blokadnyy_leningrad_stihi_konkurs_chtetsov.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Разработка урока
в 9 классе
по теме:
Учитель истории и обществознания:
Огальцова Р.Н.
г. Павловский Посад
2018 - 2019 год
ТЕМА УРОКА: | Коренной перелом в ходе ВОВ. Блокада Ленинграда. |
ЦЕЛИ УРОКА: | 1. образовательная |
а) познакомить учащихся с трагическими событиями в ходе войны; | |
б) подвести учащихся к пониманию значения подвига ленинградцев. | |
в) продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать, делать выводы. | |
2. воспитательная | |
а) воспитывать чувство патриотизма на примерах подвигов советского народа. | |
ОБОРУДОВАНИЕ: | 1. учебник; |
2. карта «Вторая Мировая война»; | |
4. контурная карта; | |
5. рабочая тетрадь; | |
6. настольный атлас; | |
7. комплект портретов; | |
8. цветные флажки; | |
ТСО: | 1. компьютер; |
2. диск с презентацией «Блокада Ленинграда»; | |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: | 1. Артобстрел |
2. Блокада | |
3. Хлебная норма |
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение новой темы.
- Закрепление и обобщение изученного.
- Домашнее задание.
- Орг. момент.
- Актуализация опорных знаний по теме
«Начало Великой Отечественной войны».
- Индивидуальный опрос (защита проектов – опережающее задание).
- Фронтальный опрос:
▪ Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?
▪ Почему руководство страны не хотело верить, что началась война?
- Объяснение новой темы.
План.
- Оборона Ленинграда.
- Уничтожение складов с продовольствием.
- Ранняя зима.
- Жизнь в осаде.
Слово учителя:
С первого дня войны немецкая группа армий «Север» имела задачу – захват Ленинграда. Гитлер предавал особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917 г.
работа с документами
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда.
Ранняя зима принесла тяжелые испытания защитникам города – страшный холод. Но испытания еще более сплотили людей. Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941-1942 гг.
просмотр презентации
Символом страшной блокадной поры стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой.
работа с документами
Всего от голода, болезней и бомбежек погибло около одного миллиона ленинградцев, но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу.
выступления учащихся – опережающее задание
▪ защита проектов: «Жизнь в осаде», «Песчинки быта», «Всё для фронта», «Дорога жизни», «Хлебная норма»;
▪ чтение стихов.
Слово учителя:
Блокада Ленинграда стала одной из самых трагических и героических страниц военной поры.
- Закрепление и обобщение изученного.
▪ Как вы думаете, почему немцам не удалось захватить Ленинград?
▪ Что нес фашизм советскому народу?
▪ Что помогало ленинградцам выстоять в тяжелые годы блокады?
V. Домашнее задание.
Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки и раздает домашнее задание в форме тестирования.
Предварительный просмотр:
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
Анна Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Февраль 1942 г.
Анна Ахматова
Победителям
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «берт».
Вот о вас напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки, —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!
1944
Ольга Берггольц
Февральский дневник
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Ю. Воронов
В школе.
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось:
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.
Ю. Воронов
Ленинградки
Что тяжелее тех минут,
Когда под вьюгой одичалой
Они
На кладбище везут
Детей, зашитых в одеяла.
Когда ночами снится сон,
Что муж навстречу
По перрону…
А на пороге почтальон,
И не с письмом,
А с похоронкой.
Когда не можешь есть и спать
И кажется, что жить не надо…
Но ты жива.
И ты опять
Идешь
На помощь Ленинграду.
Идешь, сжимая кулаки,
Сухие губы стиснув плотно.
Идешь.
И через грудь платки,
Крест-накрест,
Лентой пулеметной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда
Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...
разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"
конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...
Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)
Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Методическая разработка "Блокада Ленинграда"
Военная блокада города Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась...
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...