Конспект урока "Сталинградская битва"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Умеренко Елена Васильевна

Материал предназначен для коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_stalingradskaya_bitva.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История Отечества

Класс: 9

Раздел: СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Тип урока: сообщение новых знаний.

Тема: Сталинградская битва.                     

Цель:

Дать учащимся общее представление о Сталинградской битве.

Задачи

Образовательные: разъяснить планы немецкого командования; рассказать о героической борьбе сталинградцев; показать особенности борьбы за Сталинград; дать общее представление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; пояснить суть понятия «коренной перелом».

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, формировать историческое мышление, память,      выделять главное, самостоятельно истолковывать факты и события, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать терминами и понятиями, умение поддерживать беседу, используя дополнительный материал при изучении темы.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.

Основные знания

Лето 1942 — февраль 1943 г. - битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Основные термины и понятия                        

Эскадрилья.

Оборудование и материалы

Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», документальный фильм «Сталинградская битва» (фрагмент), таблица «Главные битвы войны», презентация «Сталинградская битва»,  письмо солдата, свеча, музыка к песне

«Зажгите свечи».

Дополнительное оборудование:  мультимедиа-проектор, экран  (компьютер)

Ход урока

I.  Оргмомент

1. Приветствие

2. Эпиграф:

Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,
И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.

Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.

II. Актуализация знаний, объявление новой темы

1.Вводное слово учителя.

После победы под Москвой Красной армии удалось отбросить врага и перейти в наступление. Но сил и средств у советской армии не хватало. Немцы прорвали нашу оборону и двинулись к Волге.

2. Сообщение   темы   урока: «Сталинградская битва»

III. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя.

Одна из наиболее славных страниц  Великой Отечественной войны -  Сталинградская битва, продолжавшаяся  200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года (ученики записывают дату в тетрадь)

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. 

2. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Как вы считаете, почему победа в Сталинградской битве  ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом? (ученики должны ответить на вопрос в конце урока)

3. Знакомство с планом урока

 План (на доске, на ученическом столе)

I.  Положение на фронте (лето 1942г.)

II. Оборона Сталинграда.

III.  Прорыв обороны города, бои в городе.

IV.  Героизм советских солдат. Дом Павлова.

V. Бои за Мамаев курган.

VI.    Наступление   советских войск.

VII.  Победа под Сталинградом, ее значение.

4. Работа с документальным материалом (письмо)

Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”(один уч-ся читает)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?

5. Рассказ о положении на фронте, о планах немецкого командования.

Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Овладение Сталинградом давало в руки фашистской верхушки громадный политико-пропагандистский козырь, поскольку этот город носил имя главного руководителя Советского государства и Коммунистической партии.

5. Работа с картой. Показать на карте города.

— Какие города захватили немцы?

— Когда немецкие войска подошли к Сталинграду?

—   Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

6. Работа с текстом учебника о прорыве обороны Сталинграда, о боях в городе.

— Когда немцы прорвали оборону Сталинграда?

—  Какие вражеские силы были стянуты к Сталинграду?

7. Опережающее задание по содержанию рассказа для дополнительного чтения «Дом Павлова».

 Сообщение « Дом Павлова. Правда о подвиге» (ученик)

( параллельно с рассказом, производится показ слайдов)   

Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Dom_Pavlova_Volgograd.jpg/130px-Dom_Pavlova_Volgograd.jpg                                 Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Pavlov%27s_House.jpg/300px-Pavlov%27s_House.jpg   

Современный вид на дом                    Дом Павлова после окончания Сталинградской

Павлова со стороны Советской          битвы

улицы

Вопросы для беседы:

—  Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?

—  Сколько времени удерживали бойцы дом?

— Почему бойцы не уходили из этого дома?

8. Просмотр документального фильма «Сталинградская битва»

(фрагмент). Битва на мамаевом кургане

Читает ученик

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
 

Словарная работа: эскадрилья.

Вопросы для беседы:

— Сколько времени шли бои за Мамаев курган?

—  Почему так важно было владеть этой высотой?

— Кто руководил операцией по освобождению Сталинграда?

9. Просмотр презентации «Сталинградская битва»

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Основные этапы.

1 этап- 17 июля - 18 ноября 1942 г. - оборонительный.

2 этап- 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943г- контрнаступление, окружение и разгром.

СТОРОНЫ

СССР

ГЕРМАНИЯ

РУМЫНИЯ

ВЕНГРИЯ

КОРОЛЕВСТВО ИТАЛИЯ 

КОМАНДУЮЩИЕ

Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К. К. Рокоссовский
А. И. Ерёменко
В. И. Чуйков 

Эрих фон Манштейн
Фридрих Паулюс 

СИЛЫ СТОРОН

к началу операции
248,8 тыс. человек

На 19 ноября 1942
780 тыс. человек
 

к началу операции
около 300 тыс. в 6 Арми

На 19 ноября 1942
807 тыс. человек
 

ПОТЕРИ

1 млн 143 тыс. человек  (безвозвратные и санитарные потери)

1.5 млн. общие

— Когда была одержана победа под Сталинградом советскими войсками?

— Какое значение имела эта победа?

10. Понятие «коренной перелом». 

Сталинградская битва-решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Разгром под Сталинградом резко ослабил внешнеполитические позиции Германии. Нейтральные страны отступились от Гитлера, а иллюзии его союзников насчет победы в войне рассеялись.

IV. Первичное закрепление материала

1. Беседа по вопросам:

1. Когда началась битва под Сталинградом?

2.   Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

3.  На каком участке проходили кровопролитные бои?

4. Какие примеры храбрости, героизма совершали советские солдаты?

5.  Кто руководил военной операцией по освобождению Ста* линграда?

6.  Когда была одержана победа под Сталинградом?

7. Какое значение имела эта победа?

2. Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.

3.Выскажи свое мнение

Что для Вас Сталинград?

Ответы учащихся:

  • Сталинград-это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.
  • Сталинград – это символ мощи и величия нашего государства.
  • Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства.
  • Слово «Сталинград «знают во всех странах мира. В некоторых этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости.

V. Подведение итогов урока

Комментарии, объявление оценок за работу

VI. Рефлексия

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
 
/А.Твардовский/

Зажжены свечи. Минута молчания. Учащаяся исполняет песню группы «Мишель» - «Зажгите свечи»

VII. Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника, опережающее задание о генерале Д. М. Карбышеве.

Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные абзацы. Дать ответы на первый, второй вопросы.

Дополнительный материал

 Массовый героизм в борьбе за город проявили бойцы дивизий А. Родимцева, И. Людникова, Н. Батюка, В. Жолудева, В. Соколова и других. Командующие армиями В. Колпакчи, А. Лопатин, В. Чуйков, М. Шумилов и тысячи их доблестных солдат и офицеров навсегда остались в народной памяти.

 Под Сталинградом немецкая армия потеряла свыше 600 тысяч человек, около 2 тысяч танков и штурмовых орудий, свыше 10 тысяч орудий и минометов, около 3 тысяч самолетов.  Во время Сталинградской военной операции советскими войсками командовали выдающиеся военачальники Н. Ватутин, К. Рокоссовский и А. Еременко. В ходе операции было окружено 330 тысяч солдат и офицеров противника. В живых осталась 91 тысяча человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока по истории России к учебнику А.Ф. Киселева, 6 класс "Куликовская битва""

Учебники этого автора проходят опрабацию в школах России. Данное учебное пособие отличается полнотой содержания учебного материала, но по изложению тексты доступны восприятию учащихся, хорошо подобран...

Конспект урока «Дерзай отчизну мужеством прославить» в великий день Полтавской битвы.

Исследуя характеры и поступки исторических лиц (интегрированная форма урока литература+история), вызвать чувство восхищения и гордости подвигами героев, осмыслить прошлое, выявив художественные средст...

Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"

gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...

Интеллектуальная игра "Сталинградская битва" (конспект внеклассного мероприятия)

Интеллектуальная игра посвящена 70-летию победы советских войск в Сталинградской битве, отражает основные этапы битвы....

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...