Применение проблемной формы обучения на занятиях по истории
статья по истории на тему

Ильина Наталья Викторовна

В статье представлены основные методические приемы, которые используются при проблемном обучении на занятиях по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_problemnoy_formy_obucheniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Применение «проблемной формы обучения» на занятиях по истории

Н.В. Ильина,

       ГАОУ СПО ТО «Западно-Сибирский

        государственный колледж»,

 г. Тюмень

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Методические приемы создания проблемной ситуации:

  • преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает студентам рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи.

Целевые ориентации проблемного обучения:

  1. приобретение знаний, умений, навыков;
  2. усвоение способов самостоятельной деятельности;
  3. развитие познавательных и творческих способностей.

Особенности содержания проблемного обучения:

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин. Например, применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, а большое значение отводится исследовательской работе студентов по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.

Создавая проблемную ситуацию на занятии, преподаватель определяет пути выхода из нее:

  • проблемное изложение (выдвигает проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решает проблему по ходу урока, обучая студентов логике мышления).
  • создавая проблемную ситуацию, преподаватель высказывает противоположные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий и предлагает ребятам принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию.
  • преподаватель указывает студентам, что сам столкнулся с этой проблемой впервые и не знает решения вопроса, и предлагает группе одновременно с преподавателем попытаться самостоятельно решить проблему.

Организуя учебную деятельность студентов, преподаватель использует следующие формы обучения: коллективную, групповую, индивидуальную. А также разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации: проблемный фронтальный эксперимент, проблемное решение задач, проблемные задания, игровая проблемная ситуация и т.д.

 При планировании занятия учитель выдерживает основные этапы технологии.

Это: 1) постановка исторической проблемы; 2) деление на группы - выдвижение гипотез; 3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории; 4) защита; 5) выводы по решению проблемы.

Для реализации проблемной технологии следует, в первую очередь, обратить внимание на: отбор самых актуальных, сущностных задач;  определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; проблемное изложение; эвристическую беседу; проблемную демонстрацию кинофрагментов и видеофрагментов; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств; личностный подход и мастерство учителя, способности вызвать активную познавательную деятельность студента.

Результативность «проблемной формы обучения»: создавая проблемную ситуацию, преподаватель организует поиск ее решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Именем святой Екатерины наша жизнь навек освящена» (из опыта применения проблемного метода обучения)

Представлена методическая разработка урока-конспекта по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" с использованием  метода проблемного обучения....

Применение информационных технологий и способы решения проблемно - развивающего обучения на занятиях кружка «Мой друг компьютер».

Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Применение информационных технологий  для развития  мышления учащихся  и  способы решения проблемно - развивающего ...

Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения

Анализ  успешного опыта использования нестандартных форм обучения на уроках истории в процессе развития творческого мышления у учащихся....

Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира

Методическая разработка по нетрадиционным формам обучения истории древнего мира...

Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения на занятиях истории

Данный учебно-методический материал является идеей моей работы над применением современных иновационных технологий в образовательном процессе...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Организация занятий по «Физической культуре» с применением дистанционных форм обучения

Актуальность данной темы продиктованa сложившимися социальными реалиями в связи Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режи...