Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения
статья на тему
Анализ успешного опыта использования нестандартных форм обучения на уроках истории в процессе развития творческого мышления у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedopyt.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Посадова М.С.
Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения
Посадова Марина Станиславовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 33» г. Верхняя Пышма Свердловской области
В статье анализируется успешный опыт использования нестандартных форм обучения на уроках истории в процессе развития творческого мышления у учащихся.
Формирование и развитие творческого мышления является одной из важнейших задач и проблем в современном мире, вызванного быстрым прогрессом технологий и общества. Процессу развития такого типа мышления способствуют и уроки истории.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, развитие творческого мышления, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру»[4].
Нетрадиционный (нестандартный) урок не относится ни к одной из известных классификаций уроков. Такому уроку присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик - это не только объект, но и субъект учебной деятельности.
На подобных нетрадиционных уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, то есть создаются условия для полного развития личности учащегося. Такие уроки развивают познавательную активность, инициативу, а главное - творчество.
Сама организация нестандартного урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, результатов деятельности человека, в процессе проведения этих уроков складываются благоприятные отношения для развития творческого мышления, формируется положительная мотивация к учёбе. На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, повышается личностная креативность.
Для исследования возможностей развития творческого мышления учащихся был проведен эксперимент, отличительной чертой которого стала идея: развитию творческих возможностей учащихся может способствовать применение нестандартных форм организации обучения на уроках истории. Данный тезис нашел свое подтверждение в эмпирическом исследовании, которое проводилось в нашей школе. В эксперименте участвовало 49 учащихся-шестиклассников. Измерение показателей креативности проводилось с помощью теста креативности Торренса (Краткий тест. Фигурная форма) [5].
В ходе проведения уроков истории в экспериментальном классе использовались различные методики и технологии преподавания истории (личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения, интерактивные технологии и технология проектного обучения, игровые формы обучения).
Так, при проведении первого урока из запланированных уроков была применена личностно-ориентированная технология. Урок-образ чаще всего используют в начале изучения новой темы, т.к. во-первых, в уроке осуществляется опора на личностный опыт школьников, который соотносится с предметным содержанием всей темы, а во-вторых, такой урок открывает возможности детского сознания, в которых возникают опережающие, символические, рациональные, смысловые и событийные представления о теме в целом. Результатом урока-образа по существу является целостное опережающее образное представление учащихся о будущей теме.
На уроке «Москва в XIII–XIV вв.» перед учащимися предстаёт образ древней и средневековой Москвы XIII–IV вв., образ эпохи, которую им предстоит изучить на последующих уроках, на основе личного опыта, личного переживания, тождества идеалов и смысла. В ходе урока учащиеся имели возможность развивать свои творческие способности, работая с иллюстрациями, интерактивной доской, осмыслением пословиц и получили творческое домашнее задание: написать оду Москве либо родному городу.
На втором из запланированных уроков с нестандартными формами обучения основой деятельности учащихся стала исследовательская работа с первоисточниками, их творческое осмысление; работа с картой и схемами. Урок-презентация с элементами исследования на тему «Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества» позволил использовать не только индивидуальные, но и групповые формы работы, методику мозгового штурма.
Развитию творческих способностей при изучении истории способствовали и третий урок. Урок-проект на тему «Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» предполагал широкое использование электронных образовательных ресурсов. В ходе данного урока также использовались групповые формы организации работы учащихся. Итогом групповой работы стали творческие проекты в виде рисунка, опорного конспекта, схемы, кластера.
Организационной формой четвертого урока был выбран урок-семинар на тему «Московское княжество в конце XIV- середине XV в.». Он не только продолжил работу по формированию исследовательских навыков учащихся в групповой форме, но и позволил им проявить самостоятельность, т.к. учащиеся, получив необходимые материалы к уроку и разбившись на группы, осуществляли свою деятельность без помощи учителя, опираясь на те источники, что были им доступны. Деятельность учителя была ограничена небольшими комментариями и пояснениями по затруднениям учащихся. В конце урока группы предъявили результат и обсудили выступление каждой, вступая в дискуссию по показавшимся им спорным высказываниям.
Последний из запланированных уроков на тему «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества» был проведен в форме урока-презентации с элементами ролевой игры. В ходе проведения урока учащимся удалась работа в парах, и также успешно произошло погружение в историческую эпоху благодаря сыгранным ролям в мини-спектакле. В конце урока учащиеся получили творческое задание – написать эссе о роли Ивана III.
Эксперимент показал, что в классе, где системно проводились занятия в нестандартной форме, уровень креативности повысился, по сравнению не только с показателями, показанными контрольным классом, где проводились уроки в традиционной форме, но и с показателями показанными учащимися экспериментального класса до проведения эксперимента.
В результате применения диагностики выявлено повышение склонности к риску, развитие воображения. У учащихся выявлено повышение следующих параметров креативности: способности к обнаружению и постановке проблем, оригинальность, способность решать нестандартные проблемы. Это говорит о продуктивности процесса обучения и возможности использовать нестандартные формы обучения как средство развития творческих способностей.
Список литературы
- Алимов А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 468-470.
- Идрисов А. Е. Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории [Электронный ресурс] / А. Е. Идрисов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/104757.
- Костина Н. А. Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию / Н. А. Костина // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф., г. Казань, октябрь 2014 г. — Казань: Бук, 2014. — С. 4-6.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник. В 2 кн. Т. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2000 - 576 с.
- Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления [Электронный ресурс] / Психология счастливой жизни – Режим доступа : http:// psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
Методы активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления учащихся на уроках литературы.
Большое значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавате...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
Развитие творческого мышления учащихся на уроках музыки
Методы и приёмы развития творческого мышления учащихся на уроках музыки. (Практический опыт)...
Презентация к работе "Развитие творческого мышления учащихся на уроках музыки"
Презентация к методической работе по теме "Развитие творческого мышления учащихся на уроках музыки"...
Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.
Технология критического мышления...