Календарно-тематическое планирование по истории (профильный уровень). 10 класс.
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему
Универсальное планирование курса истории в 10 классе (профильный уровень). Содержит пояснительную записку, нормативные документы,Требования ЗУН.Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_kursa_istorii_profilnyy_uroven_v_10_klasse.doc | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, рассчитана на 140 часов.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В.И. Уколовой, А.В. Ревякина, М.Л. Несмеловой.
Основные содержательные линии профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.
Программа построена на основе концентрической концепции школьного исторического образования, соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования и требований к уровню подготовки выпускников, рекомендована.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи курса:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами;
- раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества;
- раскрытие специфики власти;
- знакомство с выдающимися деятелями Отечественной и Всеобщей истории;
- раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
- подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
· факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
· принципы периодизации всемирной истории;
· важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
· особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
· взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;
уметь
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
· осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
· классифицировать исторические источники по типу информации;
· использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
· использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
· систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
· формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
· участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
· представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
· учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
· осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу
Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории с древнейших времен до конца XIX века.
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
класс | Объем учебного материала | История России | Всеобщая история |
10 класс | 136 часов | 97 ч. | 39 ч. |
С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории в основу взято соотношение: 102:34, где на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов по Госстандарту.
Технологии обучения:
Технология изучения исторического материала блоками на основе опорных схем Шаталова В.В., игровые технологии, технологии проблемного обучения: исследовательский метод, метод проектов; технологии кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Данные технологии позволяют решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.
Система оценки достижений учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), исторические диктанты тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста и т.д.
Задачи школьной отметки:
• Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
• Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родите-лем.
Принципы выставления школьной отметки:
• Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанали-зировать результаты и сделать соответствующие выводы;
• Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомне-нию каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
• Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям програм-мы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Уча-щийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История России с древнейших времен до середины XIXв.
(А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма работы, контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение 2ч | |||||||||
1 | Место России в мировой истории | 1 | УОНМ | Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. | Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира | Лекция | Записи в тетради | 05.09 | |
2 | Российская цивилизация: особенности становления и развития | 1 | УОНМ | Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны. | Основные особенности истории народов и государств в целом выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей; определять причины отличий исторического пути России. Особенности исторического развития народов зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности факторов. | Лекция, презентация | С.5-15, изучить введение, выполнить задания и ответить на вопросы | 05.09 | |
Тема 1. Предыстория народов Руси. Начало Руси (9ч) | |||||||||
3 | Освоение Евразии. Неолитическая революция | 1 | УОНМ | Предыстория. Начало истории. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция. | Знать понятия: «человек», «гомо сапиенс», матриархат, патриархат, родовая община. Уметь объяснять: факторы, определявшие развитие человека и общества в период предыстории; основные периоды истории и их основу; характерные черты развития человека и общества в каждый период; суть неолитической революции. | Работа с текстом, составление схем, таблиц, тезисных планов | § 1, с. 22-23, задания 1-8 | 08.09 | |
4 | Формирование этносов. Индоевропейцы. Появление славян | 1 | УОНМ | «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Появление неравенства. Складывание народов. Индоевропейцы. Расселение европейцев. Место предков славян среди индоевропейцев. Греческие колонии и скифы. Великое переселение народов и Восточная Европа. | Основные группы населения Евразии, сформировавшиеся в период неолита, основные точки зрения ученых о месторасположении прародины индоевропейцев; определение географических районов раннего развития этих групп. | Лекция учителя с элементами беседы, работа с картой. | §2-3, с. 28, 34 - вопросы | 08.09 | |
5 | Славяне в V-VII вв. Религия древних славян | 1 | УОНМ | Первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и печенегами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды. | Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв. Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни. Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции). | Работа с картой и документами к параграфу. | §4, с. 41, вопросы и задания | 12.09 | |
6 7 | Восточно-славянские племена в VIII-IXвв. Появление государства у восточных славян | 2 | УОНМ | Нестор «Повесть временных лет». Развитие хозяйства. Развитие городов и торговли. «Путь из варяг в греки». Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества. Государство Русь на Днепре. Варяги. Дискуссия о происхождении слова «Русь». Приход Рюрика в Новгород. Создание единого государства Русь, его развитие в X в. | Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв. Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений. Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период. Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров. | Схема «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.», работа с картой и документами к параграфу. | §5,6 | 12.0919.09 | |
8 9 | Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава | 2 | УОНМ | Княжение Игоря. Полюдье и гибель князя. Правление княгини Ольги. Крещение Ольги. Правление Святослава. Военные походы князя. | Характеристика реформы взимания дани. Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси. | Работа с документами к параграфу и картой, составление сравнительной таблицы | §7 | 19.0922.09 | |
10 | Русь во времена Владимира Святославича | 1 | УОНМ | Первая усобица на Руси. Начало правления Владимира. Создание оборонительной системы на юге. Крещение Руси в годы правления Владимира. | Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича». Дискуссия о причинах и значении религиозных реформ Владимира. Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси. | Работа с документом к параграфу. | §8 | 22.09 | |
11 | Обобщение по теме «Предыстория народов Руси. Начало Руси» | 1 | УОиСЗ | Обобщающий тест | 26.09 | ||||
Тема 2. Русь в XI-XIIвв. (11ч) | |||||||||
12 | Правление Ярослава Мудрого | Вторая усобица на Руси. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Ярослав Мудрый во главе Руси. Внешняя политика Ярослава Мудрого. | Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси. Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава». | §9 | 26.09 | ||||
13 14 | Русское общество в XIв. | Государственное управление. Возникновение феодальной собственности. Феодально-зависимое население. Русское общество: а) города, торговля; б) армия; в) церковь; монастыри. Общественные потрясения. Русская Правда Ярославичей. | Сравнительная характеристика управления Руси в IX и в X в. Подготовка развернутого плана ответа о развитии феодальной системы на Руси в изучаемый период. Характеристика русского общества в XI в. Работа с отрывками из Русской Правды по вопросам, данным в параграфе. | §10-11 | 03.1003.10 | ||||
15 | Время новых усобиц | Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Борьба с половцами и усобица князей. Любечский съезд. | Характеристика усобиц второй половины XI в. Обсуждение вопроса о влиянии половцев на жизнь Руси. Дискуссия о характере и значении Любечского съезда в истории Руси. | §12 | 06.10 | ||||
16 | Владимир Мономах – великий киевский князь | Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев. Восстание 1113 г. в Киеве. Правление Владимира Мономаха. Мстислав Великий. Начало новой усобицы. | Сравнительная характеристика личности и правления Владимира Мономаха, Владимира Станиславича и Ярослава Мудрого. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Устав Владимира Вселодовича как дальнейшее развитие Русской Правды в новых исторических условиях». Работа с отрывком из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» по вопросам, данным в учебнике. | §13 | 06,10 | ||||
17 18 | Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель | Причины распада единого государства. Результат политического дробления Руси. Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII-начале XIII в. | Определение причин политической раздробленности Руси. Сравнительный анализ причин политической раздробленности Руси и стран Западной Европы. Выявление следствий политической раздробленности Руси, их влияния на развитие страны. Сравнение усобиц периода политической раздробленности и предшествующего периода истории Древней Руси. Работа с картой. Раскрытие особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление результатов ответа в таблице, составленной учащимися. | §14-16 | 10,10 10,10 | ||||
19 20 21 | Культура Руси X-начала XIII в. | Условия зарождения культуры Руси. Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. | Первый урок – лекция учителя. Второй урок – работа учащихся по группам по тексту учебника (выполнение групповых заданий) с последующим обсуждением итогов. Третий урок - заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Заключение учителя по теме. | §17-18 | 17,10 17,10 20,10 | ||||
22 | Обобщение по теме «Русь в XI-XII вв.» | Обощающий тест в формате ЕГЭ | 20,10 | ||||||
Тема 3. Русь в XIII-XV вв. (7 ч) | |||||||||
23 | Начало монголо-татарского вторжения на Русь | Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Трагедия на Калке. | Сравнительный анализ процессов рождения Древнерусского и Монгольского государств. Характеристика природных условий жизни монголов в период появления у них государственности. Выявление причин побед монголов в период их завоевательных до прихода на Русь. | §19 | 24.10 | ||||
24 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский | Монголо-татарское вторжение на Русь. Натиск с северо-запада. Александр Невский. Ордынское владычество на Руси. Восстания на Руси. . | Характеристика иноземных сил, представлявших опасность для Руси в XIII в. Работа с картой. Определение причин поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами. Работа с документами к параграфу. Подготовка тезисов к рассказу о полководческом таланте Александра Невского. Дискуссия: «Было ли на Руси монголо-татарское иго?» | §20 | 24.10 | ||||
25 | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XVвв. | Хозяйство Руси в XIV-XV вв. Положение различных групп общества | Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Подъем хозяйства Руси в XIV-XV вв. | §21 | 31.10 | ||||
26 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской | Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за первенство. Иван Калита. От Калиты до Дмитрия Донского. Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Куликовская битва. Митрополит Алексей и Сергей Радонежский. | Характеристика причин объединительного процесса русских земель. Дискуссия о закономерности победы Москвы в борьбе за лидерство в объединительном процессе. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Причины победы в Куликовской битве и ее значение в развитии Руси». Сравнительная характеристика личности Сергия Радонежского и митрополита Алексея. | §22 | 31.10 | ||||
27 | Образование единого государства России. Иван III | Наследники Дмитрия Донского. Феодальная война второй четверти XV в. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г. Свержение ига Орды. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Начало складывания великорусской народности. Русское многонациональное государство. | Работа с картой и документами параграфа. Выявление причин феодальной войны второй четверти XV в. Характеристика ее результатов и их влияния на дальнейшей судьбы страны. Определение признаков централизованного государства на основе анализа развития России в XV в. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Образование единого государства Россия в XV в.». Раскрытие связи содержания Судебника 1497 г. и характера общественных отношений в российском обществе изучаемого периода. | §23 | 03.11 | ||||
28 | Культура и быт XIV-XV вв. | Фольклор. Литература. Историческая мысль. Зодчество, живопись. Быт. | Защита творческих работ учащихся. Обсуждение следующих вопросов: Связь развития культуры и быта изучаемого периода с важнейшими событиями XIV-XV вв. Преемственность культуры XIV-XV вв. с предшествующим периодом развития культуры Отечества. | §24 | 03.11 | ||||
29 | Обобщение по теме «Русь в XIII-XV вв.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | 14.11 | ||||||
Тема 4. Россия в XVIв. (6 ч) | |||||||||
30 | Реформы Ивана Грозного | Начало правления Ивана IV. Венчание на царство. Реформы Избранной рады. Россия к середине XVI в. | Раскрытие вопроса об укреплении центральной власти во времена Ивана IV. Подготовка схемы «Структура власти при Иване IV». Формулирование тезисов ответа на вопрос: «Личность Ивана IV, ее влияние на политику реформ». Подготовка таблицы «Реформы Ивана IV» (графы: название реформы; ее основные мероприятия; результаты). | §25 | 14.11 | ||||
31 | Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство | Восточная политика. Поход Ермака и покорение Сибирского ханства. Ливонская война. Нерусские народы в составе России. | Раскрытие связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV. Подготовка таблицы «Внешняя политика Ивана IV» (графы: цели внешней политики; направления внешней политики; результаты). Выявление причин успехов и неудач внешней политики Ивана IV. | §26 | 21.11 | ||||
32 | В преддверии Смуты | Накануне опричнины. Введение опричнины. Опричный террор. Последние годы правления Ивана Грозного. Правление Федора Ивановича. | Продолжение раскрытия связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV. Работа над понятием «опричнина». Подготовка тезисов ответа на вопрос о сущности опричнины (можно ли назвать эту политику реформой?). Работа с документом к параграфу. Выявление сущности и причин несоответствия между реформаторской политикой Ивана IV , направленной на усиление государства и плачевным его состоянием к концу правления царя. | §27 | 21.11 | ||||
33 34 | Культура и быт конца XV-XVI в. | Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Историческая и политическая мысль. Архитектура. Живопись. Прикладное искусство. Быт. | Урок 1. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся. Урок 2. Работа с текстом учебника и обсуждение вопросов: влияние образование единого государства на развитие культуры конца XV-XVI в.; отражение основных исторических событий изучаемого периода в фольклоре; новое в культуре и быте конца XV-XVI в. по сравнению с предшествующим периодом развития; сущность научных знаний конца XV-XVI в. | §28-29 | 24.1124.11 | ||||
35 | Обобщение по теме «Россия в XVI в.» | Обобщающий тест в фомате ЕГЭ | 28.11 | ||||||
Тема 5. Россия в XVIIв. (12 ч) | |||||||||
36 37 | Смутное время | Борис Годунов. «Голодные бунты». Первый самозванец. Восстание Болотникова. Второй самозванец. Открытая интервенция Польши и Швеции. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение России. Конец Смуты. | Характеристика сущности Смутного времени. Дискуссия о его закономерности. Определение сущности самозванчества. Выявление причин его появления. Работа над понятиями «гражданская война» и «интервенция» в контексте изучаемых событий. Подготовка тезисов ответа на вопрос о подъеме национального самосознания русского народа и других народов России в начале XVII в. Работа над документом. | §30-31 | 28.11 05.12 | ||||
38 | Первые Романовы | Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. | Характеристика государственного строя России в XVII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. по сравнению с предшествующим периодом истории России. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Укрепление центральной власти в России XVII в.». Дискуссия о возможности характеризовать государственный строй России XVII в. в качестве самодержавного. Работа с документом. | §32 | 05.12 | ||||
39 | «Священство» и «царство» | Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Падение Никона. Преследование раскольников. Соловецкое восстание. | Характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период. Сравнительная характеристика личности Никона и Аввакума. Выявление предпосылок проведения церковной реформы. Характеристика сущности церковной реформы, ее сторонников и противников. Работа с документом. | §33 | 12.12 | ||||
40 | Хозяйство и сословия | Сельское хозяйство. Промышленность, мануфактура. Торговля. Феодалы. Крестьяне и холопы. Посадские люди. | Работа с документами. Раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Новые явления в хозяйственной жизни России в XVII в.». Характеристика мануфактур России изучаемого периода. | §34 | 12.12 | ||||
41 | «Бунташный» век | Соляной бунт. Медный бунт. Накануне разинщины. Восстание под предводительством Степана Разина. | Обсуждение вопросов: сравнительная характеристика городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.; влияние восстаний середины и второй половины XVII в. на жизнь страны; характеристика состава восставших и их требований. | §35 | 15.12 | ||||
42 43 | Внешняя политика России в XVII в. | Русско-польская (Смоленская) война. Русско-польская война 1654-1687 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России | Характеристика задач России во внешней политике после Смутного времени. Показ связи внутренней и внешней политики России в XVII в. Работа с картой и документами к параграфу. Сравнительная характеристика внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в. | §36-37 | 15.12 19.12 | ||||
44 | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны | Царь Федор Алексеевич. Восстание 1682 г. в Москве. Князь Василий Голицын. «Потехи» Петра. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи. | Сравнительная характеристика личности и правления Федора Алексеевича и Софьи. Раскрытие причин реформаторской деятельности в допетровское время. | §38 | 19.12 | ||||
45 46 | Культура и быт XVII в. | Обучение грамоте. Школы и академии. Научные знания. Фольклор. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Быт. | Раскрытие связи развития культуры изучаемого периода и событий внутренней и внешней политики. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Новые идеи и стремления XVII в.». Дискуссия о зарубежном влиянии на русскую культуру XVII в. | §39-40 | 26.12 26.12 | ||||
47 | Обобщение по теме «Россия в XVII в.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | 16.01 | ||||||
Тема 6. Россия в конце XVII-XVIII вв. (14 +1 ч) | |||||||||
48 | Начало славных дел Петра | Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство. Возвращение в Москву. Первые новшества. | Характеристика начального этапа правления Петра I, определение целей его политики в это время. Раскрытие необычности преобразований, осуществляемых Петром в это время. Показ взаимосвязи преобразований Петра в начале своего правления с политикой непосредственно предшествовавших ему правителей. | §41 | 16.01 | ||||
49 50 | Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования | Начало Северной войны. Битва под Нарвой. Новые преобразования и первые победы. Полтавская битва. Новые победы. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. | Характеристика международной обстановки накануне Северной войны. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Нарва – причины поражения и уроки» и плана «Полтавская битва – генеральное сражение Северной войны». Работа с картой и документами к параграфу. Заполнение таблицы «Ход Северной войны». | §42-43 | 19.01 19.01 | ||||
51 | Реформы Петра Великого | Экономическое развитие. Изменения в сословиях. Реформы государственного управления. | Работа с документами к параграфу. Определение причин проведения реформ, их направленности и методов проведения. Сравнительная характеристика системы государственного управления, созданной при Петре Великом, от старой. Подготовка схемы «Государственное управление при Петре Великом». | §44 | 23.01 | ||||
52 | Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого | Конец Северной войны. Последние заботы Петра Великого. Личность Петра Великого. | Завершение заполнения таблицы «Ход Северной войны». Определение причин победы России и итогов Северной войны. Дискуссия о личности Петра Великого, его влиянии на судьбы России. Работа с документом к параграфу и с картой. | §45 | 23.01 | ||||
53 | Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война | Екатерина I и Верховный тайный совет. Императрица Анна Ивановна. Бироновщина. Императрица Елизавета Петровна. Внешняя политика. Семилетняя война. Император Петр III Федорович. | Работа с картой и документом к параграфу. Характеристика «эпохи дворцовых переворотов». Определение причин и следствий этих переворотов. Сравнительный анализ политики Петра I и политиков эпохи дворцовых переворотов. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия в Семилетней войне». | §46 | |||||
54 | Золотой век Екатерины II | Личность Екатерины. Власть. Уложенная комиссия. Дальнейшие реформы Екатерины II. Конец эпохи «просвещенного абсолютизма». | Сравнительная характеристика политики Екатерины II с политикой Петра Великого и непосредственно предшествовавших Екатерине II политиков. Дискуссия о сущности и роли Уложенной комиссии Екатерины в истории России. Работа с документами к параграфу. Сравнение личности Екатерины и Петра Великого. | §47 | |||||
55 56 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы | Войны с Турцией, Речью Посполитой и Швецией. Великие военачальники: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков | Характеристика целей, направлений и результатов внешней политики России в годы правления Екатерины II. Работа с картой. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся, посвященным великим военачальникам России екатерининского времени. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русская военная школа второй половины XIX в.» | §48-49 | |||||
57 | Русская церковь в XVIII в. | Начало синодального периода в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, раскольников, сектантов. Решение вопроса о церковном имуществе. | Характеристика сущности синодального периода в истории Русской православной церкви. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русская православная церковь и петровские преобразования». Прослушивание и обсуждение доклада учащегося на тему: «Феофан Прокопович – типичный и нетипичный представитель петровской эпохи». | §50 | |||||
58 | Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России | Город и промышленность. Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Другие народы России в XVIII в. | Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Успехи развития хозяйства России в XVIII в.». Характеристика развития крепостного права в XVIII в. Определение процессов в хозяйстве России XVIII в., характеризующих начало разложения крепостничества и развитие капитализма. Выявление влияния процессов, характерных для жизни России изучаемого периода, на жизнь нерусских народов страны. | §51 | |||||
59 | От Булавина до Пугачева | Астраханское восстание. Восстание К.А. Булавина. Движение работных людей. Восстание Е.И. Пугачева. | Определение общих причин восстаний XVIII в., сходных причин их поражения. Сравнительная характеристика восстаний XVIII в. и народных выступлений XVII в. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Восстание Е.И. Пугачева как наиболее организованное и значительное движение эпохи феодализма в России». | §52 | |||||
60 61 | Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. | Черты развития русской культуры в XVIII в. Просвещение. Наука. Общественно-политическая мысль. Литература. Архитектура. Живопись. Скульптура. Театр. Быт. | Урок 1. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся по изучаемой теме. Урок 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и обсуждение вопросов: лучшие достижения русской культуры XVIII в.; отражение процессов и событий истории России XVIII в. в судьбах крупнейших деятелей культуры изучаемого периода; сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в. | §53-54 | |||||
62 | Обобщение по теме «Россия в конце XVII-XVIIIвв» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | |||||||
Тема 7. Россия в ½ XIXв. (14 ч) | |||||||||
63 | Россия в начале XIX в. | Страны и народы. Сословия и классы. Пути сообщения и торговля. Города и промышленность. Политический строй России. | Характеристика территории и населения России в начале XIX в. Определение особенностей территории и демографических характеристик России в сравнении с другими странами в изучаемый период. Выделение факторов замедлявших экономическое развитие страны и способствовавших положительным изменениям в экономике. Характеристика сословного строя России. Работа над понятием «самодержавно-бюрократический строй». Работа с документом. | §55 | |||||
64 | Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I | Император Павел I. «Дней Александровых прекрасное начало…» Деятельность М.М. Сперанского Присоединение Закавказья к России. | Работа с документом к параграфу. Характеристика личности Павла I и его политики. Сравнительная характеристика личности Александра I и Павла I. Анализ сущности проекта М.М. Сперанского. | §56 | |||||
65 66 | Отечественная война 1812 г. | Вторжение в Россию наполеоновских войск. Бородинское сражение и московский пожар. Противостояние двух армий. Партизанская война. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. Историческое значение победы в Отечественной войне. Заграничный поход русской армии. | Работа с картой и документами к параграфу. Дискуссия о стратегии ведения войны, избранной М.Б. Барклаем де Толли. Подготовка рассказа о Бородинском сражении с выделением вопроса об исходе битвы. Выделение причин победы России в войне. Дискуссия о решении продолжения войны с Наполеоном после его изгнания из России. Оценка решений Венского конгресса. | §57-58 | |||||
67 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов | Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о конституции. Военные поселения. Александр I в последние годы царствования. Тайные организации. Смерть Александра I. Междуцарствие. | Выявление причинно-следственных связей между событиями 1812 г. и постановкой вопросов об отмене крепостного права и принятии конституции. Сравнительный анализ проектов реформ М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева – П.А. Вяземского, «Конституции» Н.М. Муравьева и «Русской Правды» П.И. Пестеля. Дискуссия о сущности событий 14 декабря 1825 г. (восстание или акт гражданского неповиновения?). | §59 | |||||
68 | Начало правления Николая I | Николай I и декабристы. Общественные настроения в начале царствования Николая I. Создание третьего отделения, усиление цензуры. Теория «официальной народности». Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления. | Определение сущности и причин различных взглядов в обществе на декабристов. Работа с документом к параграфу. Сравнительная характеристика личности и взглядов Николая I и Александра I. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Охранительные тенденции и перемены в политике Николая I». Характеристика теории «официальной народности», ее истоков и роли в период правления Николая I. | §60 | |||||
69 | Попытки укрепления империи | Кодификация законов. Крестьянский вопрос при Николае I. Е.Ф. Канкрин и денежная реформа. Кавказская война. Начало кризиса николаевской империи. | Сравнительный анализ проектов перемен в России, подготовленных правительственными чиновниками при Александре I и при Николае I с выделением причин сходства и различий. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Кавказская война». | §61 | |||||
70 | Общественная жизнь России при Николае I | Кружки 20-30-х гг. XIX в. Славянофилы и западники. Белинский в «Отечественных записках». Споры западников и славянофилов. Кружок Петрашевского. Русский социализм Герцена | Сравнительный анализ состава участников, основных идей и представлений о способах достижения целей основных направлений общественных движений в период правления Николая I. Подготовка таблицы на основе проделанной работы. Характеристика факторов, определявших общественные движения изучаемого периода. Сравнение взглядов сторонников идей западников, славянофилов и теории «официальной народности». Характеристика «утопического социализма». Определение его корней в российской действительности изучаемого времени. | §62 | |||||
71 | Крымская война | Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Начало войны. Слава и горечь Севастополя. Парижский мир. | Определение причин Крымской войны. Подготовка таблицы «Основные события Крымской войны». Характеристика действий защитников Севастополя. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Крымская война». Формулирование тезисов по теме: «Причины поражения России в Крымской войне». Работа с документом. | §63 | |||||
72 | Образование и наука в первой половине XIX в. | Университеты, гимназии, школы. Русская наука. Русские путешественники. | Выявление причин культурного подъема начала XIX в. Раскрытие связи культурного подъема начала XIX в. с предшествующим культурным развитием России. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Политика «просвещенного абсолютизма» в области культуры. | §64 | |||||
73 74 | Золотой век русской культуры | Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка. Русская журналистика. | Раскрытие связи достижений русской архитектуры, живописи, музыки и театра первой половины XIX в. с историческими событиями того времени. Подготовка мини-сочинения на тему: «Выдающееся архитектурное произведение первой половины XIX в.» (по выбору учащегося). Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русская журналистика первой половины XIX в.». | §65-66 | |||||
75 | Русская православная церковь в первой половине XIX в. | Положение православной церкви в России. Филарет, митрополит московский. Преследование старообрядцев. | Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Место православной религии и церкви в жизни России первой половины XIX в.». Составление схемы «Структура Русской православной церкви в первой половине XIX в.». Характеристика внутренних противоречий союза церкви и государства. Сравнительный анализ церковной политики Александра I и Николая I. Характеристика положения старообрядцев в изучаемый период. | §67 | |||||
76 | Обобщение по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | |||||||
Тема 8. Россия во 2/2 XIX в. (18 ч) | |||||||||
77 | Накануне отмены крепостного права | Историческая необходимость отмены крепостного права. «Колокол» и «Современник» накануне крестьянской реформы. | Анализ причин отмены крепостного права. Сравнительный анализ точек зрения на освобождение крестьян. Подготовка таблицы, отражающей результаты проведенного анализа. | §68 | |||||
78 | Отмена крепостного права в России | Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссия. Манифест 19 февраля 1861 г. | Характеристика этапов разработки крестьянской реформы. Анализ сути и причин противоречий в высших слоях общества, появившихся в ходе подготовки отмены крепостного права. | §69 | |||||
79 | Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. | Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников. Введение «временнобязанных» отношений. Выкупные сделки и выкупные платежи. Крестьянские волнения. Историческое значение освобождения крестьян. | Анализ положений реформы 1861 г. с позиций его соответствия условиям развития капиталистических отношений. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Пережитки старого в реформе 1861 г.». Заполнение таблицы (задание №4 – с. 215). | §70 | |||||
80 | Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX в. | Земская и городская реформы. Военные реформы. | Характеристика реформ 60-70-х гг. Продолжение таблицы по итогам реформ 60-70-х гг. XIX в. (задание №4 – с. 215). | §71 | |||||
81 | Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. | Международное положения России после Крымской войны. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Присоединение Средней Азии. Россия и освободительная борьба славянских народов. | Характеристика задач внешней политики России во второй половине XIX в. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Основные события внешней политики России во второй половине XIX в. и их влияние на международное положение страны». | §72 | |||||
82 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Начало военных действия. Контрнаступление турецких войск. Бои на Шипке и под Плевной. Падение Плевны и перелом в ходе войны. Военные действия в Закавказье. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. | Определение причин и характера войны русско-турецкой 1877-1878 гг. Подготовка таблицы «Ход русско-турецкой войны 1877-1878 гг.». Характеристика итогов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Сравнительный анализ международного положения России после Крымской войны и к 80-м гг. XIX в.». | §73 | |||||
83 | Промышленность и транспорта в пореформенной России | Полвека русских железных дорог. Промышленное развитие в 60-70-е гг. XIX в. Промышленный переворот. Города в пореформенной России. | Анализ развития промышленности пореформенной России. Выявление ее особенностей. Сравнительная характеристика ступеней развития промышленности России. Сопоставление процессов развития промышленности пореформенной России с аналогичными процессами в странах Западной Европы и США. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Промышленный переворот в России». Перечисление важнейших следствий влияния промышленного развития на жизнь российских городов. | §74 | |||||
84 | Сельское хозяйство после отмены крепостного права | Помещичье хозяйство после реформы 1861 г. Расслоение крестьянства. Крестьянская община. | Анализ процесса перестройки помещичьего хозяйства на рыночные отношения в пореформенной России. Сравнительная характеристика двух путей эволюции аграрного строя России. Определение изменений, происшедших в положении и социальном составе крестьян в пореформенной России. | §75 | |||||
85 86 | Общественное движение 69-70- гг. XIX в. Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. XIX в. | Движение за конституцию. Радикалы и правительство в 60-е гг. Народничество. Три течения в народничестве. Народнические кружки в начале 70-х гг. | Характеристика общественных движений 60-70-х гг. XIX в. Подготовка таблицы «Три течения в народническом движении». Анализ сущности экстремизма в российском обществе изучаемого периода. Сравнительный анализ взглядов членов «Черного передела» и «Народной воли». Работа с документом к параграфу. Дискуссия: «Счастливых реформаторов нет? Судьба Александр II». | §76-77 | |||||
87 | Россия в конце XIX в. | Первая всеобщая перепись населения. Русская деревня. Александр III. Контрреформы. Внешняя политика России в конце XIX в. | Сравнительный анализ данных о населении России начала XIX в. и данных переписи населения 1897 г. Характеристика личности и деятельности Александра III. Сравнительный анализ деятельности Александра III и Александра II. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Внешняя политика России в конце XIX в.: задачи, направления, результаты». | §78 | |||||
88 | Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. | Правительственная политика в области промышленности. Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. Рабочий класс и рабочее движение. | Определение причин промышленного подъема 90-х гг. XIX в. Характеристика взглядов С.Ю. Витте на экономическое развития России. Подготовка таблицы «Положительные и отрицательные стороны промышленного подъема 90х гг. XIX в.». Сравнительный анализ положения рабочего класса и крестьянства России конца XIX в. | §79 | |||||
89 | Россия в первые годы правления Николая II | Вступление Николая II на престол. Либеральное движение в конце XIX в. Либеральное народничество. Проникновение в Россию марксизма. Начало революционной деятельности В.И. Ульянова (Ленина). | Характеристика личности Николая II. Сравнение взглядов либеральных народников конца XIX в. со взглядами народников предыдущих лет. Анализ сущности марксизма, его сильных и слабых сторон, причин проникновения в Россию. Характеристика взглядов В.И. Ульянова (Ленина) в начальный период его революционной деятельности. | §80 | |||||
90 91 92 | Культура России во второй половине XIX в. | Развитие образования. Наука. Русские путешественники. Архитектура периода эклектики. Скульптура. Живопись эпохи передвижников. Драматический театр. Русская музыка. Печать и книгоиздательское дело. | Уроки 1-2. Ученическая конференция «Вклад культуры России второй половины XIX в. в мировую и отечественную культуры». Урок 3. Обсуждение изучаемой теме по следующим вопросам: влияние эпохи Великих реформ на развитие культуры России; дискуссия о сущности и причинах сочетания высокое уровня российской науки и низкого образовательного уровня населения страны; новые задачи и новые подходы в архитектуре России второй половины XIX в.; феномен движения передвижников; превращение театра в центр культуры жизни провинции; вопрос о создании национальной русской музыки. | §81-83 | |||||
93 | Русская православная церковь во второй половине XIX в. | Церковь и освобождение крестьян. Обер-прокурор К.П. Победоносцев. Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Кризис православной церкви в конце XIX в. | Характеристика отношения православной церкви к реформам 60-70 гг. XIX в. Анализ взглядов и политики К.П. Победоносцева, его влияния на развитие государства. Подготовка тезисов к ответу на вопрос: «Православная церковь и общество в конце XIX в.». | §84 | |||||
94 | Обобщение по теме «Россия во 2/2 XIX в.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | |||||||
Резерв (3 ч) | |||||||||
95-97 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIXв.»
(В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма работы, контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение (2 ч) | |||||||||
1 | Введение. Историческое познание сегодня | 1 | УОНМ | Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. | Знать особенности истории как науки. Понимать взаимосвязь и особенности истории России и мира. Характеризовать различные виды исторических источников. Уметь их классифицировать. | Работа с источником, решение познавательных заданий | С. 3-7, вопросы и задания | 01.09 | |
2 | Современные концепции исторического развития | 1 | УОНМ | Понятие «всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические дисциплины. Периодизация истории, историческая хронология. | Знать и сопоставлять различные концепции исторического развития. Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории | Работа с источником, решение познавательных заданий | С. 7-13, выучить записи, термины и понятия | 01.09 | |
Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность (2 ч) | |||||||||
3 | Предыстория | 1 | УОНМ | Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество». Периодизация первобытности. Проблема происхождения человека: современные дискуссии. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза | Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи. | Работа с источниками | § 1 | 15.09 | |
4 | Древнейшие формы социальной жизни. Неолитическая революция | 1 | УОНМ | Первичные формы социального объединения. Род и община. Присваивающее и производящее хозяйство. Разделение труда. неолитическая революция. Власть и управление в догосударственный период. Возникновение частной собственности. Духовный мир первобытного человека. Возникновение религии, морали, искусства. Архаический человек и мифологическое сознание. Система ценностей древних людей. Предпосылки перехода к цивилизации. Особенности хозяйственного устройства в эпоху неолита, «престижная экономика». Племя и вождество. | Выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности. Выявлять причины, сущность и результаты неолитической революции. | решение познавательных заданий | § 1 | 15.09 | |
Раздел 2. Древний мир (7 ч) Тема 1. Древний Восток (2 ч) | |||||||||
5 | Ближний Восток. | 1 | УОНМ | Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Ментальные особенности цивилизаций древности | Знать и сравнивать точки зрения на происхождение государств аи права | Решение проблемных задач, работа с источниками | § 2 | 29.09 | |
6 | Индия и Китай в древности | 1 | УОНМ | Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. | Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций | Решение проблемных задач | § 3 | 29.09 | |
Тема 2. Мир Античности (4 ч) | |||||||||
7 | Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса | 1 | УОНМ | Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества. | Определить специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций | Работа с источниками, картой | § 4 | 13.10 | |
8 | Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру | 1 | УОНМ | Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры | Характеризовать полисную политико-правовую организацию | Решение проблемных задач | § 5 | 13.10 | |
9 | Древний Рим. От возникновения города до падения республики | 1 | УОНМ | Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право | Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права. | Составление схемы. Индивидуальные задания | § 6 | 27.10 | |
10 | Древний Рим. Римская республика | 1 | УОНМ | Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь | Выявлять причины появления и особенности христианства | Работа с источником | § 7 | 27.10 | |
11 | Обобщение по теме «Древний мир» | 1 | УСиОЗ | «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары) | Сравнивать цивилизации Древнего мира, выявляя общее и отличия | Решение познавательных заданий, тестирование | 17.11 | ||
Раздел 3. Средневековье (7 ч) | |||||||||
12 | Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы | 1 | УОНМ | Формирование средневековой христианской цивилизации. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Характер международных отношений в Средние века. Европа и нормандские завоеватели. | Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира. Выявлять признаки принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй. | Работа с картой, схемами, источниками | § 8 | 17.11 | |
13 | Расцвет западно-европейского христианского мира | 1 | УОНМ | Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Столетняя война, крестьянские и городские восстания, демографический спад. Культурное наследие средневековья. Изменения в мировоззрении средневекового человека. | Выделять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право. Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века | Решение проблемных задач, составление таблицы | § 9 | 01.12 | |
14 | Византийское Средневековье | 1 | УОНМ | Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традиции | Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия | Выполнение проблемных заданий, работа с картой, заполнение таблицы | § 10 | 01.12 | |
15 | Исламский мир в Средние века | 1 | УОНМ | Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. | Анализировать и выделять особенности исламской цивилизации. | Работа с картой, источниками | § 11 | 15.12 | |
16 | Индия, Китай, Япония в Средние века | 1 | УОНМ | Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху Средневековья | Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий | Решение познавательных заданий, работа с картой, источниками | §§ 12-13 | 15.12 | |
17 18 | Обобщение по теме «Средневековье» | 2 | УОиСЗ | Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества | Выявлять характерные черты, сравнивать между собой и с древними цивилизациями цивилизации средневековья | Решение индивидуальных проблемных заданий, тестирование | 29.12 29.12 | ||
Раздел 4. Возрождение (2 ч) | |||||||||
19 20 | Возрождение как культурно-историческая эпоха | 1 | УОНМ | Возрождение как эпоха коренного историко-культурного перелома, новый период развития Средневековья. Предпосылки Возрождения. Исторический фон культуры. Симбиоз античности и христианской традиции в памятниках эпохи Возрождения. Гуманизм как идейная основа Возрождения. Гуманистическая культурная среда. Социально-политическая мысль в эпоху Возрождения. Философия природы и рождение науки. Искусство Возрождения. | Выявлять предпосылки Возрождения в античной и средневековой культуре. Систематизировать и представлять материал, характеризующий эпоху Возрождения | Составление таблицу, работа с источником и иллюстративным материалом. Сообщения, доклады, презентации | § 14 | ||
Раздел 5. Новое время (18 ч) Тема 1. Экономика и общество (5 ч) | |||||||||
21 | Возникновение мирового рынка | 1 | УОНМ | Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние великих географических открытий на развитие европейского общества. | Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира | Работа с источниками, схемами, диаграммами | § 15 | ||
22 | Общество и экономика «старого порядка» | 1 | УОНМ | Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации | Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма | Работа с источником, анализ, выводы, аргументация | § 16 | ||
23 | Промышленная революция | 1 | УОНМ | Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Внутренняя колонизация. | Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики | Работа с таблицами, схемами | § 17 | ||
24 | Индустриальное общество | 1 | УОНМ | Классовая социальная структура общества в XIXв. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов. | Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Характеризовать социальную структуру общества в XIX в. | Работа с источниками | § 18 | ||
25 | Обобщение по теме «Экономика и общество» | 1 | УОиСЗ | Характеристика изменений в обществе и экономике европейских стран | Тестирование, решение проблемных заданий | ||||
Тема 2. Духовная жизнь общества (4 ч) | |||||||||
26 | Религия и церковь в начале Нового времени | 1 | УОНМ | Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества | Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем | Решение познавательных заданий | § 19 | ||
27 | Наука и общественно-политическая мысль | Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. | Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIXвв. | Составление таблицы | § 20 | ||||
28 | Художественная культура | 1 | УОНМ | Культурное и философское наследие Нового времени | Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени | Презентации учащихся | § 21 | ||
29 | Обобщение по теме «Духовная жизнь общества» | 1 | УОиСЗ | Тестирование | |||||
Тема 3. Политические отношения (5 ч) | |||||||||
30 | Государство на Западе и Востоке | 1 | УОНМ | От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма. Складывание романо-германской и англо-саксонской правовых семей. | Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета | Решение проблемных индивидуальных заданий | § 22 | ||
31 32 | Политические революции XVII-XVIIIвв. | 2 | УОНМ | Буржуазные революции XVII-XIXвв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания | Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIXвв. Анализировать идеологии социальных и политических движений. | Составление сравнительной таблицы | § 23-24 | ||
33 | Становление либеральной демократии | 1 | УОНМ | Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии просвещения. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение | Знать признаки гражданского общества. Характеризовать идеологию Просвещения. Характеризовать и сравнивать идеологические течения. | Составление сравнительной таблицы, работа со схемами, источниками | § 25 | ||
34 | Обобщение по теме «Политические отношения» | 1 | УОиСЗ | Тестирование | |||||
Тема 4. Международные отношения (4 ч) | |||||||||
35 | Встреча миров: Запад и Восток в Новое время | 1 | УОНМ | Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. «Периферия» евро-атлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах | Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма | Задания проблемного характера | § 26 | ||
36 37 | «Европейское равновесие». XVII-XVIIIвв. Конфликты и противоречия. XIXв. | 1 | УОНМ | Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях нового времени. Колониальный раздел мира | Знать особенности системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. Определять последствия решений Венского конгресса | Работа с картой, источниками | § 27-28 | ||
38 | Обобщение по теме «Международные отношения» | 1 | УОиСЗ | Знать основные факты, явления и понятия, характеризующие эпоху Нового времени. систематизировать знания об основных исторических процессах. Понимать обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения. | Тестирование | ||||
39 | Основные итоги всеобщей истории к концу XIXв. | 1 | УКЗ | Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации») | Конференция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс
учебник: Данилов А.А., Косулина...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс базовый уровень
Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс базовый уровень....
Календарно-тематическое планирование по истории (профильный уровень) 10-11 классы
Календарно-тематическое планирование по истории 10-11 классы(профильный уровень)...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе (к учебникам :А.Я.Юдовская и др. "Всеобщая история" , 2014 г. и А.А.Данилов и др. "История России. XIX в.", 2014 г.)
Модульное планирование позволяет представить материал крупными блоками. Например, история нового времени в данном планировании разделена на 4 модуля, которые в свою очередь делятся на темы. Обобщения ...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...