Возникновение средневековых городов.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Нестерова Виктория Викторовна

Где и как возводились первые города в средневековой Европе. Кто стал первыми горожанами?  Почему ремесленники уходили из насиженных мест в поисках неизведанного? Всё это и многое другое можно узнать на этом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednevekovye_goroda_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       К ГБС(К)ОУ Новоалтайская С(К)О школа – интернат I вида

Тема: « Возникновение средневековых городов »

   

Учитель: Нестерова В.В.


Тема: «Возникновение средневековых городов »

Цели:

- подвести учащихся к пониманию причин возникновения и роста средневековых городов и мест их расположения;

- продолжить работу по формированию умений работы с текстом учебника, схемой, сводной таблицей, умения формировать несложные выводы;

- развивать произвольное и непроизвольное внимание, наглядно – образное мышление; кратковременную и долговременную память, воображение;

- совершенствовать навыки речевого общения на уроках истории;

- прививать уважение к трудолюбию средневековых ремесленников;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: схема с возможными местами возникновения средневековых городов; сводная таблица «Возникновение средневековых городов»; иллюстрации «Ремесло в деревне», «Городские ремесленники»; анаграммы, оформленные на альбомных листах; опорная схема «Рост населения в Европе» (в форме цифрограммы); словарь.

Словарь: ремесло, ремесленник, феод, феодал, сеньор, вассал.

Виды дифференцированного подхода:

  1. дифференциация по использованию наглядно – дидактического материала;
  2. по содержанию работы с детьми;
  3. по объёму учебного материала;
  4. по форме оказания педагогической поддержки детям.

Ход  занятия:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь!

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Какой урок сейчас будет?

     II. Речевая зарядка

Речевая зарядка оформлена на доске: « С – Ш »

ас – васс - вассал  

ес – есло – ремесло

ош – пошл – пошлина

штр – штраф

Виды работ:

- совместное чтение учителя и учеников;

- самостоятельное чтение учащимися по выбору и под контролем учителя;

- говорим хорошо;

- во время урока старайтесь говорить звуки правильно, следите за ударением.

   III. Актуализация знаний полученных на прошлом уроке

1) Решение анаграмм, оформленных на альбомных листах (см. приложение № 1)

Ответ: феод, феодал, сеньор, вассал.

2) Словарная работа

- Учитель зачитывает значение словарных слов, а дети отгадывают данные слова.

Значение слова:

  земля, даваемая за службу

  • хозяин земли
  • хозяин
  • слуга,  лицо получившее феод

Ответ:

 феод,

  • феодал,
  • сеньор,
  • вассал.

IV. Изучение нового материала

- Учитель знакомит учащихся с названием темы урока и планом оформленным на доске.

             План.

  1. Почему начинали строиться города?
  2. Где строили города?
  3. Кто жил в городе?

1)Рассказ учителя с опорой на схему, оформленной на альбомных листах:

1.Почему начинали строиться города?

- Работа с опорной схемой «Рост населения в Европе» (см. приложение № 2);

- Сколько миллионов человек проживало в Европе  в начале XI века?

- Сколько их стало в XIV веке?

- Как изменилось количество людей?  

 Увеличилось количество людей в деревне.

- Как вы думаете, почему в Европе людей стало больше?

 Меньше болели, больше рождалось малышей, стало больше еды.

- Да, с появлением железа, улучшением орудий труда, введением трёхполья урожаи крестьян стали больше. Теперь они могли не только прокормить свою семью, заплатить налоги, но и кормить население городов. Внутри деревни начинается разделение труда (опора на иллюстрации см. приложение № 3). Наравне с крестьянами занимавшимися земледелием в деревне начинают появляться люди занимавшиеся ремеслом.

2) Работа со словарём:

- Что такое ремесло?

 Ремесло – это ручное производство орудий труда, одежды, посуды и т.д.

- Кто такой ремесленник?

 Ремесленник – это человек занимающийся ремеслом.

- В самом начале ремесленники и крестьяне обменивались товаром. Крестьяне отдавали им лишние продукты питания, а ремесленники нужные им изделия ремесла. Это привело к тому, что начала развиваться торговля. Ремесленник передавал свои знания детям, очень быстро им стало не хватать работы внутри деревень, и они уходили искать работу в другое место.

- Итак, почему начинали строиться города?

     Ответ: 1. Увеличилось количество людей в деревне.

                  2. Крестьяне могли кормить население городов.

                  3. Появились люди занимавшиеся ремеслом.

                  4. Начала развиваться торговля.

  1. Где строили города?

а). Работа со схемой: (см. приложение № 4)

Задание: Как вы думаете, какое место будет удобным для строительства города? Почему?

- Учитель раздаёт ученикам липкие фишки, они выбирают места для строительства города, прикрепляют их и аргументируют свои ответы. В случае если дети испытывают затруднения при выборе правильных месторасположений, учитель предлагает наводящие вопросы:

- Что нужно ремесленнику для работы?

- Глина, кожа, железо.

- Будет удобно, если сырьё находится далеко?

- Нет.

- Кому ремесленник продаёт свою работу?

- Людям, крестьянам, купцам.

- Где можно встретить часто людей?

- На дороге, на реке, на берегу, у моря, у стен замков.

- Где ремесленник мог найти защиту?

- У стен замков, у монастырей.

а). Словесная игра «Найди ошибку»

Задание: Найдите ошибку, где ремесленник не мог построить город?

  • У стен замков;
  • В лесу;
  • У монастырей;
  • В поле;

  • На пересечении дорог;
  • На берегах рек, морей;
  • На болотах;
  • Предмеcтных укреплений

- Где ремесленники строили города?

3.Кто жил в городе?

1) Решение анаграмм (см. приложение № 5)

В процессе расшифровки анаграмм на доске появляются иллюстрации с изображением: сапожника, строителей, кузнеца, гончара.

- Как их можно назвать, одним словом? Кто это?

- Ремесленники.

- Кто жил в городе?

- В городе жили ремесленники.

2) Работа со сводной таблицей:

Причины возникновения

Место строительства

Жители города

1) Беседа по вопросам: - Почему начинали строиться города?

        - Где строили города?

                                        - Кто жил в городе?

                                        - Что такое ремесло?

                                        - Кто такой ремесленник?

VI. Итог урока

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Оценка деятельности учащихся.

V. Домашнее задание: выучить записи в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение средневековых городов. 6 класс

Урок по теме:  "Возникновение средневековых городов" и презентация к уроку для 6-х классов....

конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Разарботка урока предназначена для 6-х классов....

Возникновение средневековых городов

Конпект урока в 6 классе по истории Средних веков....

Урок по теме "Возникновение средневековых городов"

Урок по теме "Возникновение средневековых городов" предназначен для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений....

Конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Цель урока заключается в:создании условий для понимания причин возникновения средневековых городов;представлении о ремесленном производстве;создании условий для обучения приёмам работы с исторической ...

Урок "Возникновение средневековых городов"

План-конспект урока "Возникновение средневековых городов". 6 класс...