Рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы «История средних веков» автор В.А. Ведюшкин. Москва «Просвещение» 2008г. Программа рассчитана на 34 часа освоения.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» М. Просвещение, 2012.
Для удобства использования учебника учениками 6 класса в авторскую программу внесены изменения:
- Уменьшено количество часов на темы № 2. «Византийская империя и славяне в 6 – 11 вв.» на 1 час, № 4. «Феодалы и крестьяне» на 1 час, №6 «Католическая церковь в 11 – 13 веках. Крестовые походы» на 1 час.
- Эти часы отданы на темы № 10 «Культура Западной Европы в средние века.» 2 часа, № 11. « Народы Азии, Америки и Африки в средние века» 1 час.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как
закономерном и необходимом периоде всемирной истории; . осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных
регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; . охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали): уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся: . умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; . умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия
исторических явлений и событий; . умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич ностям;
. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
. умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные I
так и вещественные и изобразительные; умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
владеть компетенциями:
● коммуникативной компетенцией;
● смыслопоисковой компетенцией;
● компетенцией личностного саморазвития;
● информационно-поисковой;
● рефлексивной компетенцией;
● учебно-познавательной компетенцией;
● профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематический план
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов |
Введение | 1 час |
Тема 1. Становление средневековой Европы | 5 часов |
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6 – 11 вв. | 2 часа |
Тема 3. Арабы в 6 – 11 вв. | 2 часа |
Тема 4. Феодалы и крестьяне | 2 часов |
Тема 5. Средневековый город в западной и центральной Европе в 11 – 16 вв. | 2 часа |
Тема 6. Католическая церковь в 11 – 13 веках. Крестовые походы. | 2 часа |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в 11 – 16 вв. | 6 часов |
Тема 8. Германия и Италия в 12 – 15 вв. | 1 час |
Тема 9. Славянские государства и Византия в 14 – 15 вв. | 2 часа |
Тема 10. Культура Западной Европы в средние века. | 4 часа |
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века | 4 часа |
Наследие истории средних веков в истории человечества | 1 час |
Итого | 34 часа |
Содержание курса
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки и периодизация. (1 час)
Тема 1. Становление средневековой Европы(5 часов)
Великое переселение народов. Кельты, франки,славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков,занятия , общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Аврелий Августин. Иоан Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6 – 11 вв.(2часа)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Образование славянских государств.
Тема 3. Арабы в 6 – 11 вв.(2 часа)
Племена аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Аравийские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)
Жизнь и быт феодалов. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.
Тема 5. Средневековый город в западной и центральной Европе в 11 – 16 вв.(2 часа)
Средневековый город. Жизнь и труд горожан. Цехи и гильдии. Городское самоуправление.
Тема 6. Католическая церковь в 11 – 13 веках. Крестовые походы.(2 часа)
Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в 11 – 16 вв.(6 часов)
Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии в Европе.
Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя.
Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Ереси. Ян Гус. Начало реконкисты на Пиренейском полуострове.
Тема 8. Германия и Италия в 12 – 15 вв. (1 час)
Германское государство. Расцвет Римских городов.
Тема 9. Славянские государства и Византия в 14 – 15 вв.(2 часа)
Славянские народы. Особенности экономического и политического развития. Гуситское движение в Чехии.
Тема 10. Культура Западной Европы в средние века.(4 часа)
Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века( 4 часа)
Средневековое общество в Индии, Китае и Японии. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания и нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Средней Азии в Средние века. Хорезм. Походы Тимура.
Происхождение индейцев Америки. Развитие наиболее мощных государств. Загадки культуры и религии.
Особенности развития Африки.
Наследие истории средних веков в истории человечества (1час)
№ п/п | Тема урока | Кол-в о часов | Тип урока | Элементы содержания | требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Вводный урок | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков | Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира | Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение понятий урока. Задание на работу с контурной картой | Учебник с. 6-10 | ||
Глава 1. Становление средневековой Европы | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | Урок изучения нового материала | Германские племена. Конец Западной Римской империи(Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев | Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга | Сравнить богов древних греков и богов германцев | §1 | ||
3 | Королевство франков и германская церковь в V—VIII вв. | 1 | Комбинированный урок | Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого | Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос | Сравнить власть короля и власть вождя | §2 | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Урок применения знаний (практикум) | Возникновение и распад империи Карла Великого | Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий | В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности | §3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
5 | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 | Комбинированный урок | Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны | Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории | Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему? | §4 | ||
6 | Культура Западной Европы в раннее средневековье | 1 | Урок применения знаний (практикум) | Представления о мире в Средние века. Коро- лингское Возрождение. Литература | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации | Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе | §5 | ||
Гпава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 1 | Урок изучения нового материала | Юстиниан и его правление. ВойНы Юстиниана. Культура Византии | Уметь анализировать и сравнивать исторические факты | Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе VI-XI вв. | §6-7 | ||
8 | Образование славянских государств | 1 | Урок применения знаний (практикум) | Образование славянских государств | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план | Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца) | §8 | ||
Гпава 3. Арабы в VI-XI вв. | |||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | Урок изучения нового материала | Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. | Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности | Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщение | §9 |
Завоевательные войны арабов | Мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата | II |llt IIHII НИ 1 |П Р»3( ишнии, науки, литературы | |||||||
10 | Культура стран халифата | 1 | Урок применения знаний и формирования умений (практикум) | Образование, литература, искусство, медицина | Рассказывать о развитии культуры в странах халифата | Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного) | §10 | ||
Гпава 4. Феодалы и крестьяне | |||||||||
11 | В рыцарском замке | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры.Гербы. Литературные произведения | Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала | Составить рассказ «День феодала» | §11 | ||
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян | Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина | Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба», колонна зависимого крестьянина | §12 | ||
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | |||||||||
13 | Формирование средневековых городов | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города- республики. Зарождение демократических порядков | Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе | Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город- республику | §13 |
№ n/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
14 | Горожане и их образ жизни | 1 | Комбинированный урок | Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан | Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века | Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и особенное) | §14 | ||
Гпава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | |||||||||
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Урок изучения нового материала | Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками | Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси | Установить последовательность и длительность событий | §15 | ||
16 | Крестовые походы | 1 | Урок изучения нового материала | Крестовые походы и их последствия | Раскрывать причины и последствия крестовых походов | Определить участников всех крестовых походов | §16 | ||
Гпава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | |||||||||
17 | Как происходило объединение Франции | 1 | Комбинированный урок | Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты | Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии | Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства Франции | §17 | ||
18 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинированный урок | Норманнское завоевание Англии и его последствия.. Причины усиления королевской власти. Генрих Н и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент | Выявить общее и особенное в сословно- представи- тельной монархии Франции и Англии | 18 | |||
19 | Столетняя война | 1 | Комбинированный урок | Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны | Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность | Установить последовательность и длительность Столетней войны | §19 | ||
20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | Комбинированный урок | Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне | Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений | Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции | §20 | ||
21 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | 1 | Комбинированный урок | Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства | Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии | Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии | §21 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | Урок изучения нового материала | Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV-XV вв. Раскол в католической церкви | Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия | Сравнить английский парламент, Генеральные штаты и Кортес | §22 | ||
Гпава 8. Германия и Италия в XII-XV вв. | |||||||||
23 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 1 | Комбинированный урок | Германские государства BXII-XV ВВ. Расцвет римских городов | Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное | Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства | §23-24 | ||
Гпава 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | |||||||||
24 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Урок изучения нового материала | Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения | Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения | Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки | §25 | ||
25 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя | Уметь работать с текстом учебника | Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя | §26 |
26 27 | Образование и философия Средневековое ис: кусство | 2/ | Урок применения знаний и формирования умений | Средневековая наука. Технические открытия и изобретеня. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись | Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи | Сравнивать развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения | 27-28 | ||
28 | Культура раннего Возрождения Италии | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения | Уметь работать с различными источниками информации | Почему это время называется Возрождением? | §29 | ||
29 | Научные открытия и изобретения | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопе- чатанья | Уметь работать с различными источниками информации | Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия? | §30 | ||
Гпава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | |||||||||
30 | Средневековый Китай | 1 | Урок изучения нового материала | Китай в IV-VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость | Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжения в Китай. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости | Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры | §31 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
31 | Индия. Государство и культура | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы | Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры | Задание на выявление последовательности событий. Объяснить влияния индийской культуры на мировую историю и культуру | §32 | ||
32 | Государства и народы доко- лумбовой Америки | 1 | Комбинированный урок | Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость | Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев | Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков | §33 | ||
33 | Африка | 1 | Комбинированный урок | Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки | Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки | Описание государственного устройства, жизни и быта жителей Африки и сравнить их со странами Востока | |||
34 | Наследие истории Средних веков в истории человечества | 1 | Повтори- тельно- обобщаю- щий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду | Уметь работать с тестовыми заданиями | Выполнение тестов, написание эссе |
В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История России» для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.-М.; Просвещение,2009, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 34 часа.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- так как авторская программа предусматривает 2 часа тем краеведческой направленности, а в учебном плане Брянской области есть отдельный краеведческий модуль в 7, 8, 9 классах увеличено количество часов на темы: « Политическая раздробленность на Руси» на 1 час и «Русь Московская» на 1 час.
- 1 час ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ отдан на повторение темы «Русь Древняя».
Основные цели курса:
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также ценостно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг);
Требования к уровню подготовки выпускников
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.
Используемый учебник:
∙ Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Раздел 1. Русь Древняя. | 9 |
3 | Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. | 9 |
4 | Раздел 3. Русь Московская. | 14 |
5 | Итоговое повторение. | 1 |
ИТОГО | 34 |
Содержание тем учебного курса
Введение. (1 ч)
Раздел 1. Русь Древняя. (9 ч)
Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.
Обучающийся должен знать.
- понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
- даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
- имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.
Обучающийся должен уметь.
- Соотносить даты с веком;
- Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
- Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. (9 ч)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.
Обучающийся должен знать.
- понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;
- даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
- имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;
Обучающийся должен уметь.
- определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
- показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
- рассказывать об особенностях развития русских земель;
- оперировать терминами;
- объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
- характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;
Раздел 3. Русь Московская. (14 ч)
Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.
Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-
представительной монархии.
Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Обучающийся должен знать.
- понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник 1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
- даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
- имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;
Обучающийся должен уметь.
- называть причины возвышения Москвы и образования единого государства;
- давать краткую характеристику личностям;
- рассказывать об изменениях в управлении государства;
- называть предпосылки централизации страны;
- оперировать понятиями;
- показывать на карте направление походов ИванаIV ;
- соотносить с изученными событиями даты;
- характеризовать исторические источники.
Итоговое повторение. (1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы | Элементы | Требования к уровню обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
план. | факт. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Введение (1 ч) | Введение. История России – часть всемирной истории | 1 | Вводный урок | Историческое время Основные понятия: историческое время, историческое прост-ранство, историчес- кий источник, лето- | Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона. Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю | Введение, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
пись, археология, лингвистика, фольклористика, нумизматика | |||||||||||
2 | Русь Древняя | Восточные славяне | 1 | Комбинированный урок | Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни и верования древних славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования славян. Язычество. Общественный строй и управление. Основные понятия: род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение | Великое переселение народов. Праславяне. Города-государства северного Причерноморья | Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их основных занятиях, быте, нравах, верованиях, об особенностях общественного строя и управления Знать происхождение названия «Русь» | Работа по группам | § 1, вопросы и задания, с. 13; работа с документами и вопросы к документам, с. 13 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | Соседи восточных славян | 1 | Урок-беседа | Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Византия. Основные понятия: колонизация, союзы племен, кочевники, каган, каганат, дань | Скифское царство. Кочевые народы Степи. Распространение христианства, | Иметь представление об образе жизни соседних славянам народов и государств. Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей. Знать многонациональную основу древнерусской государственности | § 2, вопросы и задания, с. 19 | ||||
4 | Формирование Древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация. Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода | «Повесть временных лет» о начале Руси | Знать понятие государства. Уметь раскрывать предпосылки и причины образования Древнерусского государства, иметь представление о закономерностях образования государства, его исторической обусловленности независимо от проис- | Схема «Основные признаки государства» | § 3, вопросы и задания, с. 27; работа с документами и вопросы к документам, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
хождения правящей династии. Знать этапы становления Древнерусского государства и особенности управления в нем, хронологические рамки образования Древнерусского государства. Знать о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве | |||||||||||
5 | Первые киевские князья | 1 | Урок-исследование | Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Древлянское восстание. Реформы княгини Ольги. Основные походы князя Святослава. Эволюция системы управления в Древнерусском государстве. Основные понятия: погосты, полюдье, уроки, реформа | Первые Рюриковичи: основание династии | Знать хронологические рамки правления первых киевских князей, иметь представление о деятельности первых киевских правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, об их внутренней и внешней политике | Работа с документами | § 4, вопросы и задания, с. 35; работа с документами и вопросы к документам, с. 35–36 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
6 | Владимир Святославич. Принятие христианства | 1 | Школьная лекция | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская Православная Церковь. Значение принятия христианства. Роль князя Владимира Основные понятия: монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри | Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия Русью христианства, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории | § 5, вопросы и задания, с. 42; работа с документами и вопросы к документам, | |||||
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 2 | Комбинированный урок | Борьба за власть сыновей Владимира. Причины и основные события усобицы Владимировичей. Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя политика Ярослава. Общая характеристика Русской Правды. Основные направления внешней политики Ярослава Мудрого. | Русь и Византия | Знать внутреннюю Знать особенности социально-экономи-ческого развития Знать пути формирования феодаль- | Работа | § 6, вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Управление государством при Ярославе. Древнерусские города. Складывание крупной земельной собственности. Земельные отношения и социальные слои в Древнерусском государстве. Основные понятия: княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы | ной собственности на землю и ее формы | ||||||||||
8 | Культура Древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Особенности культуры Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. | Берестяные грамоты. | Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян, | Работа | § 7, вопросы и задания, с. 63 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Выдающиеся памятники древнерусской культуры. Основные понятия: культура, патриотизм, былины, летопись, устав, миниатюра, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность | Просветители | соседних народов и византийских культурных традиций. Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры | |||||||||
9 | Быт и нравы Древней Руси | 1 | Урок-исследование | Повседневная жизнь земледельцев. Система семейного воспитания в Древней Руси. Особенности древнерусского жилища и одежды. Древнерусский костюм. Повседневная жизнь горожан. Военное дело. Основные понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти | Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси, об особенностях древнерусского жилища и одежды, основных занятиях населения, предметах быта, оружии того времени | § 8, вопросы и задания, с. 71; работа с документами и вопросы к документам, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Древняя» | Знать материал раздела «Русь Древняя», основные понятия | Тест | |||||
11 | Политическая раздроб- (9 ч) | Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Государственное управление в период политической раздробленности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Основные понятия: политическая раздробленность, удел, эксплуатация | Международные связи Древней Руси. Княжеские усобицы | Уметь анализировать причины раздробленности Древнерусского государства. Знать события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого, решения Уметь характеризовать внутреннюю Знать систему государственного управления в период политической раздробленности | Работа | § 9, вопросы и задания, с. 83; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
12–13 | Главные политические центры Руси | 2 | Комбинированный урок | Освоение Северо-Восточной Руси. Рост числа городов. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности управления в Новгороде. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Основные понятия: монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка | Географическое положение, хозяйство крупнейших русских земель в период раздробленности. Идея единства Русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве» | Знать о формировании трех типов государственности: республики (в Новгородской земле), монархии (во Владимиро-Суздальском княжестве) и аристократии (в Галицко-Волынском княжестве), об особенностях управления в этих княжествах, политическом и экономическом развитии русских земель в период раздробленности | Исторический диктант | § 10–11, вопросы и задания, с. 94; работа с документами | |||
14 | Нашествие с Востока | 1 | Школьная лекция | Создание державы Чингисхана. Особенности управления | Чингисхан и объединение монгольских племен | Знать причины монгольской экспансии, даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический харак- | Работа | § 12, вопросы и задания, с. 104; работа с контурной картой, работа с докумен- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Первые походы монгол на Русь. Сражение на Калке. Вторжение Батыя в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Основные понятия: найон, курултай | тер сопротивления русских людей монгольским завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси | тами и вопросы к документам, | |||||||||
15 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинированный урок | Походы шведов на Новгородские земли. Рыцарские ордена. Невская битва и ее значение. Ледовое побоище и его значение. Основные понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия | Последняя волна крестовых походов. Ливонский орден | Уметь рассказать Знать об одном из величайших полководцев России – Александре Невском, его роли в русской истории. Знать основные даты сражений | План-схема «Невская битва». План- «Ледовое побоище» | § 13, вопросы и задания, с. 113; работа с документами к документам, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в Невской битве и Ледовом побоище. Знать основную канву этих событий | |||||||||||
16 | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинированный урок | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Основные понятия: Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык | Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию, занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси | Схема «Система управления Золотой Ордой» | § 14, вопросы и задания, с. 120; работа с документами | ||||
17 | Русь и Литва | 1 | Школьная лекция | Формирование Русско-Литовского государства. Гедимин. Характерные особеннос- | Иметь представление о формировании, характере и особенностях Русско- | Работа с контурной картой | § 15, вопросы и задания, с. 127; работа с |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ти Русско-Литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Значение присоединения русских земель к Литве. Основные понятия: католицизм | Литовского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве | контурной картой | |||||||||
18 | Культура русских земель XII– XIII вв. | 1 | Урок-исследование | Особенности культуры XII–XIII вв. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Накопление научных знаний. Литература. Литературные жанры: поучение, слово. Фольклор. Зодчество. Живопись. Основные понятия: культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм | Религиозно-куль- | Иметь представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности. Знать о выдающихся достижениях русской культуры XII–XIII вв. в литературе, зодчестве, изобразительном искусстве | Таблица «Особенности культуры Новгород- | § 16, вопросы и задания, с. 136; работа с документами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
19 | Повторительно-обобща- | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Политическая раздробленность на Руси» | Знать материал раздела «Политическая раздробленность | Тест | |||||
20 | Русь Московская (14 ч) | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | 1 | Урок-беседа | Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в. Предпосылки и причины объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Развитие городов и их роль в объединении русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. | Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в XIV в., определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей | § 17, вопросы и задания, с. 146 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Причины возвышения Москвы. Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне | |||||||||||
21 | Москва – центр борьбы | 1 | Комбинированный урок | Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Основные вехи борьбы московских и тверских князей. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Основные понятия: удельные княжества, ярлык | Иметь представление о политической ситуации на Руси в данный период. Знать о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус, исторические особенности развития отношений Руси и Золотой Орды в данный период | § 18, вопросы и задания 1–2, | |||||
22 | Куликовская битва | 1 | Урок-исследование | Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Московский князь Дмитрий Иванович. Битва на поле Куликовом. | Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату, ход сражения на Куликовом поле. | Карта-схема «Куликовская битва» | § 18, вопросы и задания 3–5, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Особенности тактики обеих сторон. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Основные понятия: национальное самосознание, тактика, маневр | Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа | с. 155–156 | |||||||||
23 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. | 1 | Комбинированный урок | Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины московской усобицы, ее основные участники. Распад Золотой Орды. Причины и этапы сближения Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и ее значение. Изменения в положении русского населения после принятия Литвой католичества. Образование русской, белорусской, украинской народностей | Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия I. Знать два принципа престолонаследия: по старшинству в роде и от отца к сыну, за которыми стояли различные варианты развития страны. Знать причины распада Золотой Орды, причины и этапы сближения Литвы | Работа с контурной картой | § 19, вопросы и задания, с. 164; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 165 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Основные понятия: диалект, уния, народность | битвы, ее значение | ||||||||||
24 | Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества | 2 | Комбинированный урок | Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Великое противостояние на реке Угре. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Значение образования единого русского государства. Основные понятия: суверенитет, стояние на Угре | Василий III. Многонациональный состав населения страны | Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 г. явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства | Работа с контурной картой | § 20, вопросы и задания, с. 173; работа с контурной картой | |||
25 | Московское государство
| 1 | Школьная лекция | Возвышение великокняжеской власти. Появление символов государственной власти. Органы управления государством | Иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти | § 21, вопросы и задания, с. 181; работа с документами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
начале XVI в. | Новшества в комплектации русского войска. Изменения в порядке владения землей и положении русского крестьянства. Категории русского крестьянства. Зарождение казачества. Ограничение свободы крестьян. Судебник 1497 г. Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, казна, уезд, волость, стан, наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки | Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сфере. Знать о начале формирования крепостной зависимости, | к документам, с. 182 | ||||||||
26 | Церковь | 1 | Школьная лекция | Изменения в положении Русской Православной Церкви. | Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать монастырскую жизнь. | Схема «Москва – третий Рим» | § 22, вопросы и задания, с. 191; работа с документами к докумен- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Разработка теории Основные понятия: монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне, дьяк | Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва – третий Рим» | там, с. 191– | |||||||||
27 | Условия развития страны в XVI в. | 1 | Комбинированный урок | Условия развития страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. | Знать экономические, политические Уметь анализировать предпосылки централизации страны. Уметь давать характеристику Ивана Грозного как исторической личности | Исторический диктант | Работа с документами по группам, составление опорного конспекта | ||||
28 | Реформы Избранной рады. Становление сословно- | 2 | Школьная лекция. Комбинированный урок | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Земский собор. Становление сословно-представительной монархии. | Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов | § 23, вопросы и задания, с. 200; работа с документами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
представительной монархии | Судебник Ивана IV 1550 г. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Отмена кормлений. Приказная система. Военная реформа. Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы | государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Знать значение первого Земского собора. Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии | там, с. 200– | ||||||||
29 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Комбинированный урок | Основные направления внешней политики Ивана Грозного. | Разгром Ливонского ордена. Ермак | Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные | Работа с контурной картой | § 24, вопросы и задания, с. 212; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 213 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ливонская война. Основные понятия: засечная черта, ясак, острог | причины и значение присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств | ||||||||||
30 | Опричнина | 1 | Урок-исследование | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Последствия опричной политики. Основные понятия: деспотизм, террор, опричнина, земщина, «заповедные лета» | Знать причины, характер, основные этапы, результаты | § 25, вопросы и задания, с. 220; работа с документами | |||||
31 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI вв. | 2 | Комбинированный урок | Особенности развития русской культуры XIV–XVI вв. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Просвещение и публицистика. Летописные своды. | «Домострой», «Задонщина», «Сказание о князьях Владимирских» | Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития | § 26, вопросы и задания, с. 231; работа с документами и вопросы к документам, с. 231–232, |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература XIV–XVI вв. Основные понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия | культуры XIV– Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV– Знать дату начала российского книгопечатания и значение этого события | разработка творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.» | |||||||||
32 | Архитектура и живопись в XIV–XVI вв. Быт в XV–XVI вв. | 1 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства Основные понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый Развитие городов. Изменения в городской жизни. Русская | Дионисий | Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи Иметь представление об общих составляющих быта | Сообщения на тему «Шедевры русской культуры XIV– | § 27, вопросы и задания, с. 243; работа с документами § 28, вопросы и задания, с. 255; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
изба. Особенности русского костюма и русской трапезы. Основные понятия: административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, полати, лампада, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея, козырь, летник | русского человека Знать структуру русских городов. Уметь описать русскую избу. Знать особенности русского костюма | подготовка | |||||||||
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Московская» | Знать материал раздела «Русь Московская» | Защита творческих проектов «Русская культура XV– XVI вв.» Тест | Подготовка | ||||
34 | Итоговое занятие (1 ч) | Итоговый повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | Знать основные вопросы курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | Итоговая контрольная работа |
В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью
Литература и средства обучения
Для обучающихся:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2012.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
Методические пособия:
В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 6 класс». М., ТЦ «Сфера» 2003 год.
О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс» М., «ВАКО», 2004г.
А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 в.» М., «Просвещение» 2001 год.
В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 18 в.» 6-7 классы. М., «Вако» 2003 год.
А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 классы. М., «Владос» 2003 год.
Хрестоматия «история средних веков» часть 1, 2. М., «Просвещение» 1998 год.
КИМ:
М.Ю.Брандт «Тесты. История средних веков» М., «Дрофа» 2002 год.
Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца 18 в. 6-7 классы». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.
В.М.Кадневский «История России в тестах до конца 20 в. часть1» М., «Школа – Пресс» 1997 год.
Н.В.Девятайкина «Тесты по истории средних веков», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002г.
А.В.Репин «История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов, «Лицей», 2006г.
Н.И.Ворожейкина «Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 классы» М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г.
Дополнительная:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
- Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995.
- История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000.
- История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000
- Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996.
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
- Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
- Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...