Идеологические кампании послевоенных лет
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Эта презентация подготовлена для учащихся 11 классов по теме: "Идеологические кампании послевоенных лет". В материале приведены базовые исторические термины по данной проблеме, а также дополнительная информация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ideologichekie_kampanii_1946-1953.pptx | 371.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины репрессий послевоенных лет: Необходимость внутренней консолидации общества в условиях «холодной войны», поэтому поиск внутреннего врага один из способов единения народа («западное раболепие», «тлетворное влияние Запада») Тяжелое моральное состояние населения после войны: в массовом сознании сформировалось желание перемен, на которое высшее руководство страны не было готово
Особенности репрессий Советские военнопленные, возвращавшиеся из лагерей были осуждены как изменники Родины (из 1 млн. 200 тыс. – 900 человек оказались в лагерях) Идеологические кампании затронули не только столицу, но и провинции Характер обвинений-против влияния Запада, против влияние церкви, против «формалистов» Массовая депортация народов СССР в период войны (немцев Поволжья, калмыков, народов Закавказья, татар) в Сибирь, Казахстан
Депортация-принудительное, насильственное переселение лиц или целых категорий на другие территории внутри или вне государства. В СССР депортация приняла массовый характер, так как высылались целые народы. Депортация- одна из форм политических репрессий. 28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья . Также по обвинению в коллаборационизме были обвинены и депортированы карачаевцы, ингуши, азербайджанцы, калмыки, крымские татары, прибалтийские народы.
Последствия депортации Разрыв культурных, экономических связей народов Огромный демографический ущерб для СССР, так как около трети депортированных погибли во время высылки Впоследствии в годы хрущевской «оттепели» и перестройки депортированные народы были реабилитированы. Реабилитация (от лат. –восстановление) –восстановление в правах
Борьба с «безродным космополитизмом» Космополитизм (гражданин мира)-мировоззрение, ставящее интересы человечества выше интересов отдельной нации, народа, государства. В СССР борьба с космополитизмом связана с идеологическими последствиями победы в Великой Отечественной войне. И. Сталин и руководство страны были вынуждены в условиях фашистской опасности обратиться к патриотическим, национальным чувствам граждан. Идеология коммунизма поменялась, отодвинулась на второй план. Космополит не мог соответствовать новой догме.
«Низкопоклонство перед Западом» Причина-во время освобождения Запада от фашизма советские солдаты побывали в европейских странах. Руководство страны видело в этом опасность 1947 г. – дело Клюевой и Роскина . Создание лекарства от рака, связь с американскими специалистами, недовольство Сталина, обвинение в «измене Родины». Результат: создание судов чести
Советский антисемитизм Связан с созданием независимой республики Израиль и ее дипломатическими отношениями с США, а также с влиянием ЕАК (еврейским антифашистским комитетом) В большинстве случаев обвинение в космополитизме сопровождалось лишением работы и «судом чести», реже арестом. По данным И. Г. Эренбурга, до 1953 года был арестован 431 еврей-представитель литературы и искусства: 217 писателей, 108 актеров, 87 художников, 19 музыкантов.
Пострадавшие В философии: редактор «Вопросов истории» проф. Кедров, В феврале 1949 года всемирно известные ленинградские филологи-евреи: Борис Эйхенбаум, Виктор Жирмунский , Марк Азадовский , Григорий Бялый , Григорий Гуковский .
Дело Ахматовой и Зощенко 1946 г. –статья в журналах «Звезда» и «Ленинград » « Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе» Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов
Анна Ахматова МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Февраль 1942
Анна Ахматова Реквием (эпилог) А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь , Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград
М. М. Зощенко Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик». — Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14.08.1946 № 274
М. М. Зощенко После постановления секретаря ЦК ВКП (б) А. Жданова Зощенко был исключен из Союза писателей, лишен средств к существованию «Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения — ни вашего Друзина , ни вашей брани и криков. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею»
М.М. Зощенко
Послевоенная жизнь 1947-денежная реформа и отмена карточной системы Условия реформы: Выпуск новых денег, обмен старых на новые в эквиваленте 10:1 Зарплата оставалась без изменений Вклады: от 3 до 10 тыс. руб. обмен 1:1; свыше 1:2 Результат: уменьшение денежной массы, отмена карточек Цель: предотвратить инфляцию
Голод 1946-1947 гг. Причины: Развал с/х в период войны: снижение численности трудоспособного населения, уничтожение посевных площадей, техники Засуха 1946 года; Повышение уровня государственных хлебозаготовок в связи с «холодной войной»
Из воспоминаний о послевоенном времени То время помнится действительно тяжелейшими испытаниями. Отец работал маляром в районе, я заканчивал учёбу и одновременно подрабатывал с ним. Часто бывало такое, что для того чтобы только пообедать — приходилось идти к отцу за несколько километров. Простой борщ из крапивы, да хлеб как глина — от которого чуть не умер как-то. А мать вообще непонятно что ела: как говорила — лепёшки из листьев и цветов липы. Люди находились всё время в режиме миграции : искали где и как выжить, на вокзалах обросшие и измождённые люди, на улицах можно и умерших видеть. И это всего лишь на следующий год после Победы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы идеологической «обработки» японских военнопленных и интернированных в период строительства БАМА 1945-1956 гг. Печатн В кн.: Вестник Тихоокеанского университета № 2(13) /ТОГУ, Хабаровск, 2009
© Калугина С. А., 2009ФАКТОРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЯПОНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ИНТЕРНИРОВАННЫХ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА БАМА 1945–1956 ГГ. Отражены особенности факторов идеологической «обрабо...
Идеологическая работа политорганов НКВД/МВД СССР среди японских военнопленных и интернированных на строительстве байкало-амурской магистрали (1945-1948 гг.).
В кн.: Основные тенденции государственного и общественного развития России: История и современность. Выпуск 4. Хабаровск, 2010..В центре внимания отечественных исследователей в последнее время о...
"Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий в классе, как важнейшего фактора идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Выступление на МО воспитателей...
Урок литературы в 10 классе "Раскольников как идеологический герой"
Урок- аналитическая беседа с классом сопровождается презентацией....
Идеологические направления Европы 19 века
Консерватизм, социализм,анархизм, марксизм. Основные идеологи и характеристика направлений...
Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев."
Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев"....
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....