Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев."
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е. БАЗАРОВ И КИРСАНОВЫ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ
Выполнила учитель русского языка и литературы
Ольнева Наталья Юрьевна
Цели:
1. Понять суть конфликта между героями, попытаться определить авторское отношение к героям.
2. Закрепить понятие антитезы, развивать навык сравнительной характеристики, , ремарки, учить видеть способы выражения авторского отношения к героям.
3. Воспитывать чувство терпимости по отношению к другим людям, учить понимать цену слова
Ход уроков
I. Опрос учащихся.
Вопросы:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
2.. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
3. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
4. В чем суть основного конфликта романа? Кто из героев, на ваш взгляд, являются представителями враждующих сил общества?
II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).
Действительно, Николай Петрович, хотя и начинается роман со знакомства с этим героем, и именно его сын дружен с Базаровым, не станет основным идейным противником Базарова. Как вы думаете, почему? (Предполагаемый ответ: в силу личностных качеств Николая Петровича). Какие же это качества? Докажите примерами из текста. Рассказ о жизни Николая Петровича, его отношение к сыну, к приезжему другу (Базарову).
Запишите в тетради личностные качества Николая Петровича (способность к глубоким чувствам, верность, доброта, мягкость, деликатность, стремление понять и принять взгляды другого человека).
А принять Евгения Базарова аристократу Николаю Петровичу Кирсанову трудно, особенно на первый взгляд. Кто же не может его принять? (Павел Петрович)
Почему? (Они абсолютно разные, начиная с внешности.)
Прежде всего, в столкновении Базарова с Павлом Петровичем и отразится конфликт двух поколений, двух общественных сил. Так находит в романе свое развитие проблема «века нынешнего и века минувшего.» (Слайд 1.)
1.Давайте вспомним одежду и внешность героев. Ребята называют, что им запомнилось. Затем делают записи в тетради, используя презентацию (Слайд 2) Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда.) Бытует мнение, что появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям. Согласны вы с этим?
На мой взгляд, это говорит всего лишь о том, что Базаров вообще не думает об условностях; ему удобно в этой одежде, и он ее носит, где и когда хочет. Он свободный человек
На каком художественном приеме построено описание героев? (На приеме антитезы) И этот прием все более разрастается.
2. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду, ) (Слайд 3)
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
Вопросы:
3. Как противопоставлена в дальнейшем внешность Павла Петровича? ( Слайд 3, смена по щелчку.)
4.Обоюдная неприязнь выразилась в репликах (слайд 4)
Конечно, приятнее смотреть на красиво одетого, опрятного человека, и может показаться, что автор здесь полностью на стороне Павла Петровича? Но так ли это?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Павел Петрович тоже только меняет свои туалеты и больше ничего не делает.
6. А какое впечатление производит усадьба Марьино? Материальное положение Николая Петровича затруднительно. Правда, Павел Петрович давал брату денег, но автор рисует эпизод, когда и у него денег не оказалось, и Павел Петрович поспешил отойти.
Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия. И это говорит в пользу Базарова.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Внешние разногласия, естевственно, переходят во внутренние.
7. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
А вот так объясняет свое мировоззрение сам Базаров (Слайд 5).
А что особенно дорого Павлу Петровичу? ( Слайд 5 по щелчку)
8. По каким вопросам возникают разногласия? (ребята вспоминают, рассказывают, затем делают записи, работа со слайдами 6, 7, 8)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно. И оно разрешится дуэлью.
9. Чьи взгляды вам близки? (Дети признают взгляды Кирсанова).
Кажется, раз прав Павел Петрович, он должен быть симпатичен и автору о читателям.
Это так. (нет)
В чем же дело?
Давайте проанализируем некоторые реплики, ремарки, внутренний монолог. (Слайды 9 - 13).
Вывод: Базаров не хотел вступать в спор с Павлом Петровичем, не хотел навязывать ему свою точку зрения, считая, что время пустой болтовни прошло, а спорить с Павлом Петровичем – пустое дело. Но сделать это не удалось.
Как же относится автор к своему герою? Однозначно ответить трудно сейчас. Трудно будет и потом, когда мы прочитаем весь роман. Ясно одно: симпатии Тургенева и на стороне Базарова.
Домашнее задание: прочитать главы с 11 по 19; ответить на вопросы:
1.Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе.
2.Как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с Анной Сергеевной Одинцовой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе "Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова"
Урок рассчитан на 2 часа....
Базаров и Кирсановы
Второй урок по роману И.С. Тургенва "Отцы и дети"с использованием презентации...
Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)
Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)Цели урока:1) Образовательная: познакомить учащихся с поэм...
Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Герб литературного героя"
Герб литературного героя (Методическая разработка урока литературы в 6 классе) Цель: актуализация знаний обучающихся, полученных при изучении сказа Н.С.Лескова «Левша». Задачи: 1. Личностные...
Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»
Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»...
Конспект урока по литературе "Раскольников как человек идеологический"
Урок по литературе в 10 классеТема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственн...
Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"
Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"...