Методическая разработка по теме: "Система контроля на уроке истории через использование ИКТ"
методическая разработка по истории на тему
В данной работе затронута важная тема - контроль знаний на уроке истории с использованием ИКТ. Дан обзор видов контроля, а так же освещены нежелательные риски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_kontrolya_uchashchihsya_byli_aktualny_vo_vse_vremena.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы контроля учащихся были актуальны во все времена. Они сохраняют свою актуальность и сегодня. В частности, это касается проблем, связанных с контролем на уроках истории в средней школе. Достаточно часто контроль домашнего задания проводится в устной форме в виде фронтального опроса ввиду дефицита времени. А в следствие этого могут возникнуть следующие проблемы: отсутствие у учащихся стимула добросовестно готовить домашнее задание или низкая накопляемость оценок по предмету. Поэтому следует уделять внимание не только результатам обучения, но и процессу приобретения знаний и умений, включив их в сферу контроля. Помимо этого, контроль над самим процессом усвоения знаний позволяет вовремя скорректировать отклонения и недостатки в обучении.
Контроль в процессе обучения не только призван оценить результаты учебной деятельности, но и побуждать учащихся к деятельности. Таким образом, контроль знаний учащихся при правильном и грамотном использовании играет роль стимула. Помимо того, контроль выполняет и повторительно-обобщающую функцию. На каждом уроке при опросе домашнего задания знания учеников не только оцениваются, но и систематизируются. Этот момент в отношении уроков истории особенно важен, так как при этом у детей воспитываются представления об историческом времени и историческом пространстве.
Развитие общества диктует необходимость использовать новые ИКТ технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать ИКТ в своей работе. Внедрение данных технологий позволяет повышать и стимулировать интерес у учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, повышать скорость изложения материала, а так же вести контроль за знаниями, а значит вовремя выявлять пробелы и эффективно ликвидировать их.
Один из способов контроля а уроках истории – это тренировочные тестовые задания. А с учетом того, что по истории введен ЕГЭ, то такой вид контроля является неотъемлемой частью урока. Важно, уже начиная с 5-го класса, готовить учащихся к данной форме сдачи экзамена. Это значит, что задания, отражающие знания исторических дат, фактов, имен, событий с учетом хронологической последовательности должны активно использоваться на уроке.
Кроме того, контроль не должен проводиться в однообразной форме, тем самым делая один урок похожим на другой. ИКТ позволяют расширить возможности учителя при опросе изученного материала. Урок истории невозможно провести, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями. Кроме того, наглядность при опросе способствует тому, что у школьников формируется представления, правильно отображающие историческую действительность.
Таким образом, актуальность моей работы заключается в том, что она осуществляет попытку синтезировать систему контроля, как необходимую составляющую часть современного урока, с подготовкой учащихся к ЕГЭ через использование ИКТ на уроках истории. Кроме того, данная разработка должна «сэкономить» время, отведенное на проверку и послужить стимулом для учащихся добросовестно готовить домашнее задание по предмету.
Цель моей работы:
разработать разнообразную систему заданий с использованием ИКТ, позволяющих проводить контроль на уроках истории за минимальное количество времени, а так же направленных на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.
Задачи моей работы:
- разработать разнообразную систему заданий в виде тестов, соответствующие заданиям типа А в системе ЕГЭ с использованием ИКТ;
-разработать задания с использованием наглядности: портретов исторических деятелей, иллюстраций, карт, схем с использованием ИКТ;
-разработать задания, позволяющие вести контроль знаний и степень их усвоения при изучении нового материала с использованием ИКТ;
Ввиду того, что существуют разные виды контроля, остановимся на них.
Предварительный контроль. Он позволяет сделать срез знаний накануне изучения нового материала, а с другой стороны – спланировать урок подачи нового материала, исходя из знаний учеников. Чтобы выяснить объем информации, которым владеют учащиеся и оценить его, целесообразно провести его в тестовой форме. Этот тест может контролировать хронологические знания, знания фактов, основных понятий, причин и следствий. Такие задания соответствуют заданиям ЕГЭ части А. Так же могут быть учтены особенности класса.
Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически быть в процессе обучения. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос или выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – повысить отметку.
Желательно, чтобы проверка носила тематический контроль, например, по развитию какой-либо проблемы. Кроме того, контроль должен быть систематизированным. Письменные виды проверки желательно сочетать с устным опросом.
Тематический контроль. Применяется в конце изучения отдельной темы, раздела. Он призван систематизировать, обобщить, выделить главное в пройденном материале. Следует отметить, что на уроках истории уместно использовать открытые тесты, где отсутствуют варианты ответов, а в пробелы ученики могу вписать то, что сочтут правильным.
Итоговый контроль в конце четверти, полугодия т года и обычно проводят в виде контрольных работ, зачетов, экзаменов. Все они могут проходить в тестовой и вопросно-ответной форме.
Возможные риски. Нежелательные результаты.
Такая система контроля имеет множество преимуществ. Она позволяет за небольшой промежуток времени провести срез знаний учащихся, а, соответственно, ликвидировать проблему накопляемости оценок, она может служить хорошим стимулом для добросовестного выполнения домашнего задания, ведь контроль, проводимый систематически, стимулирует учеников тщательно готовиться к предмету. Разнообразные виды контроля, возможные при использовании ИКТ, вызывают у школьников интерес, что немаловажно. Но в то же время такая форма контроля не может стать единственно возможной. Нельзя забывать о том, что история прежде всего устный предмет. И свести все только к тестам не представляется возможным. Одной из главных задач, которые ставятся на уроках истории, является задача развития речи, а это возможно только при условии того, что одной из форм опроса будет устный опрос. Таким образом, контроль, осуществляемый с помощью ИКТ, может дать положительные результаты только при грамотном сочетании с традиционными формами опроса, а именно устного. С учетом того, что контроль может охватывать слишком большой объем знаний, возможность проведения его с помощью ИКТ весьма ограничена. Здесь следует прибегнуть к традиционным формам контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая статья по теме: Система экспериментальных домашних заданий по физике с использованием детских игрушек.
Эта статья может быть полезна учителям физики, работающим в 7-9 классах по программам различных авторов. В ней приведены примеры домашних опытов и экспериментов, проводимых с помощью детских игрушек, ...
методическая разработка на тему:" «Система дополнительной общефизической подготовки для развития физических качеств учащихся»
В работе представлен комплекс упражнений направленный на развитие физических качест внедренных в учебный процесс....
1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке
1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена для введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка в 5-11 кла...
Методическая разработка на тему "Система работы по культуре речи и стилистике в среднем звене общеобразовательной школы"
Перед современной школой стоит множество задач, одна из которых – формирование речевой культуры, являющейся показателем общей и коммуникативной культуры личности.Средний школьный возраст &ndash...
Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"
Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....
Работа с текстом на уроке истории через использование приемов развития критического мышления
методическая разработка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задачей и критерием оценивания достижений учащихся выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебны...