Работа с текстом на уроке истории через использование приемов развития критического мышления
методическая разработка

Михайлова Елена Павловна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 22.98 КБ
Файл презентация291.58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроке истории через использование технологии критического мышления

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным.

Сегодня,  мир воспринимается не по схеме:   знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а через тезис ищу -   нахожу,  думаю -  узнаю,  тренируюсь -  делаю.

Однако на уроках истории и обществознания мы сталкиваемся с определенной проблемой, которая связана с тем, что у учащихся недостаточно развиты навыки мыслительной деятельности: умение логически рассуждать при обсуждении той или иной проблемы, анализировать, делать выводы, что является одной из причин сложностей в обучении детей.

  • По мнению Л.С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Рассмотрим фазы технологии критического мышления. В данной технологии выделяют три основных этапа:

Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.

  • ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ
  • ЗАЧИТЫВАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГИ
  • ПОКАЗ ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА
  • РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ
  • РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ
  • РЯДЫ ПОНЯТИЙ (НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ РЯДОВ, НАЙТИ ЛИШНЕЕ ПОНЯТИЕ ИЛИ ОДНО ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ.)
  • ПРИЁМ «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»
  • ПРИЕМ «ДО-ПОСЛЕ»
  • ПРИЁМ : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА».
  • ПРИЕМ  МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ».
  • ПРИЁМ ФИШБОУН
  • ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
  • ПРИЁМ «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» 
  • ПРИЁМ КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ»)
  • ПРИЕМ «НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.»
  • ПРИЕМ  «ЗАВЕРШИМ СХЕМУ»
  • ПРИЕМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»

Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые  показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения.

2.Итогом работы учащихся с использованием  приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица.

 3. Работа в паре: дополняют, уточняют собранную информацию.

4..Учащиеся делают вывод об особенностях данного государства и народа, о его роли в истории древнего мира. Пояснение  вносится в таблицу.

  • Приём Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Составление плана

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ ТРЕБУЕТ СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА, ВЫДЕЛИВ ЕГО ОСНОВНЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАВЕРШЕННЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ФРАГМЕНТЫ И ОЗАГЛАВИВ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ.

 2. ПЛАН – ЭТО  ЧЕТКОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА В КРАТКИХ ФОРМУЛИРОВКАХ.

3.  ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НЕОБХОДИМО:

  • ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧЕСТЬ ТЕКСТ,
  • УЯСНИТЬ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ,
  • ПОНЯТЬ ТЕМУ,
  • ВЫЯВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕКСТА.

 4. НАЗВАНИЯ ПУНКТОВ ПЛАНА НЕ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ ТЕКСТА, ВЫДЕЛЯЙТЕ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ КАЖДОГО ФРАГМЕНТА И КРАТКО  СФОРМУЛИРУЙТЕ ЕЕ.

5. КОЛИЧЕСТВО ВЫДЕЛЕННЫХ ФРАГМЕНТОВ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМ.

 6. ПЛАН МОЖЕТ БЫТЬ ПРОСТЫМ ИЛИ СЛОЖНЫМ.

7. ПЛАН МОЖЕТ БЫТЬ СОСТАВЛЕН В НАЗЫВНОЙ ФОРМЕ (НЕТ ГЛАГОЛОВ).

8. ПЛАН МОЖЕТ БЫТЬ СОСТАВЛЕН И В ВОПРОСНОЙ ИЛИ ТЕЗИСНОЙ ФОРМЕ.

  • Прием маркировки текста «Инсерт». Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Для этого могут быть использованы, например, следующие значки: + - знал (а) ! - узнал (а) ? – вызывает сомнение, есть вопросы.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. На примере данной методики поясняется и раскрывается базовая модель обучения в русле развития критического мышления, а потому ее можно назвать основополагающей. Именно во время освоения методики ИНСЕРТ у школьников начинают ломаться стереотипы традиционного процесса обучения. Первый шаг всегда важен. Поэтому необходимо особенно тщательно готовиться к проведению этой методики. Данный приём использую при первичном знакомстве с параграфами , текстами по истории или обществознанию.

  • Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость».

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. Может быть, работа индивидуальная или групповая.

схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Причины феодальной раздробленности на Руси". Голова — это будут причины феодальной раздробленности.

Верхние косточки — причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятная внешнеполитическая обстановка.

Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.

Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной.

Работа с рубрикой «Изучаем документ» и ответы на вопросы

Что даёт технология развития
критического мышления ученику

повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому    процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа с текстом на уроках истории и обществознания через использование т ехнологии развития критического мышления»

Слайд 2

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Слайд 3

Этапы урока по ТРКМ: 1.Вызов. 2.Осмысление содержания. 3.Рефлексия.

Слайд 4

Приемы : Показ иллюстрации Зачитывание отрывка из художественной книги Показ отрывка из фильма Работа с историческим текстом Рассказ-предположение по ключевым словам Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.) Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН» Прием «ДО-ПОСЛЕ» Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА». Прием МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ ». Приём ФИШБОУН Прием «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ») Прием «НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ .» Прием «ЗАВЕРШИМ СХЕМУ» Прием « ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»

Слайд 5

ПРИЁМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО» Плюс Минус Интересно - города-государства Библ, Тир , Сидон находится на морском побережье Развиты торговля , ремесло хорошие мореплаватели придумали стекло, пурпурную краску, - буквенное письмо (первый алфавит): 22 согласных города-государства – отсутствие защиты Мало плодородной земли - пираты Что такое город- государство ? Кто управлял городом- государством ? Почему так называется страна ? Какова судьба Финикии? Этапы: 1. Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения. 2.Итогом работы учащихся с использованием приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица. 3. Работа в паре: дополняют, уточняют собранную информацию. 4..Учащиеся делают вывод об особенностях данного государства и народа , о его роли в истории древнего мира. Пояснение вносится в таблицу.

Слайд 6

Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ ») Цель – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Работа с учебником р азвивается п о т акому п лану : прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы; записать названия ; на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам; попытаться установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками; на основе других источников дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике. Правила: В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. + Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

Слайд 8

Прием « Инсерт » маркировка текста "V" - то, что известно; "- - то, что противоречит представлениям читающих; "+" - то, что является новым; "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.

Слайд 9

« Фишбоун »

Слайд 10

схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Слайд 11

" Причины феодальной раздробленности на Руси". Голова — это будут причины феодальной раздробленности. Верхние косточки — причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятная внешнеполитическая обстановка. Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы. Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...

Описание опыта "Использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики на ступени основного общего образования"

Цель работы: показать возможности использования приёмов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках математики в основной школе для достижения образовательных результат...

Фрагмент урока с использованием приемов развития критического мышления

На сегодняшний день, чтобы получить  гармонично развитую личность, мы должны искать новые формы уроков, отличные от старых, подталкивать наших воспитанников самих ставить цели уроков (с под...

Урок истории с использованием технологии " развитие критического мышления".

Материал будет полезен учителям истории для подготовки к уроку в 11 классе....

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты.Формировать метапредметные умения учащихся можно, применяя техноло...