Рабочая программа по истории для 8 класса.
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_istorii_-8_klass.docx | 105.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории для 8 класса.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования образовательной организации МБОУ ООШ №12 х. Мамацев на основе Федерального государственного образовательного стандарта Основного Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1 7785 от 6 октября 2009г). Программы воспитания и социализации обучения на ступени основного общего образования. Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение Всеобщей истории 26 часов, на изучение истории России 42 учебных часа; всего 68 часов.
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории. В рамках основной школы реализуется первый концентр (5-9 класс).
Цель концентра - создание целостной картины мира через личное восприятие; понимание через среду, личный опыт.
Рабочая программа по курсу Новой истории составлена на основе примерной программы по истории (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории МО РФ (2004) и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2008 г. При изучении курса истории используются учебники:
- «История нового времени. 1800-1913. 8 класс» / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина.- М,: Просвещение, 2008. Учебник соответствует требованиям I концентра, в нем использована развивающая система обучения, разработаны разноуровневые вопросы и задания для учащихся, книга хорошо иллюстрирована, имеет оригинальные цветные карты;
Рабочая программа по курсу истории России создана на основе программ: Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. и примерной программы по истории (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории МО РФ (2004), которые являются основой для написания авторами программы единой линии учебников по истории России для первого концентра, которые включены в Федеральный перечень. - «История России . XIX век. 8 класс» /Данилов А. А., Косулина Л. Г. -М.: Просвещение, 2008.Учебник освещает все предусмотренные школьной программой для 8 класса вопросы истории России, большое внимание авторами уделено проблемам развития русской культуры и быта народа; является первой частью единого комплекта учебников данных авторов с 6 по 9 класс, что обеспечивает преемственность в обучении истории России в основной школе), которые соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования, обязательному минимуму содержания образования. Они включают необходимый фактический и теоретический материал, снабжены фрагментами исторических документов, имеют развернутый методический аппарат: иллюстрации, карты, вопросы для повторения.
Учебники включены в федеральный перечень учебников РФ.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
Виды контроля: фронтальный опрос, тестирование, рефераты, доклады, презентации.
.3. Место и роль курса истории 8 класса в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 8 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Всеобщая история. История нового времени 1800-1913г:
Тема 1. Становление индустриального общества в XIX веке - 5 часов:
Тема 2.«Развитие науки в XIX в» - 3часа
Тема 3 «Строительство новой Европы» -7 часов.
Тема 3 «Европа: время реформ и колониальных захватов» -5 часа
Тема 4 «Две Америки» - 2 часа
Тема 5. «Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости»- 4ч.
История России XIX в:
Тема 1. Россия в первой четверти XIX в – 9 часов;
Тема 2. Россия во второй четверти XIX в -14 часов;
Тема 3. Россия во второй половине XIX в – 19 часов.
.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса:
Изучая историю на ступени основного и полного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.:
- периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени;
- преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;
- причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;
- бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;
- новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий;
- дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;
- использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;
- международные конфликты, приводившие к войнам;
- особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;
- важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека;
- изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
В результате изучения курса «История России. XIX век» учащиеся 8 класса должны:
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики обществе (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право; феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм социал-демократия, православие, национализм, революция.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений XIX - начала XX вв,
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг .присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
6. Содержание учебного предмета «история» в 8 классе:
Распределение учебного материала по курсу
«Новая история 1800-1913.» в 8 кл.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Тема 1. | Становление индустриального общества в XIX веке | 5 |
Тема 2. | «Развитие науки в XIX в» | 3 |
Тема 3 | «Строительство новой Европы» | 7 |
Тема 4 | «Европа: время реформ и колониальных захватов» | 5 |
тема 5 | «Две Америки» | 2 |
Тема 5. | «Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости» | 4 |
Итого | 26 |
Распределение учебного материала по курсу «История России в XIX веке»
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Тема 1. | Россия в первой четверти XIX в | 9 |
Тема 2. | Россия во второй четверти XIX в ; | 14 |
Тема 3 | . Россия во второй половине XIX в | 19 |
Итого | 42 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Новая история 1800 – 1913 гг.» ( 26 ч)
Становление индустриального общества в XIX в.-5ч.
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Мополистический капитализм или империализм и его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества- 3ч.
Новые условия быта. Измения моды, новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал
Строительство новой Европы – 7 ч.
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Революция 1848 г.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии.
Франко-Прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Мир во второй половине XIX в.
Европа: время реформ и колониальных захватов - 5 ч.
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос.. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Две Америки – 2 ч.
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. « Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Художественная культура XIX столетия
Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, Ч. Диккенс, О. Бальзак). Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф.Х.Гойя, Э.Делакруа. Реализм в живописи. О. Домье, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле. Импрессионизм. К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж- Бизе, К. Дебюсси. Архитектура и градостроительство. Рождение кино.
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма - 4ч.
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Международные отношения в конце XIX – начале XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Содержание курса « Россия в XIX в.» (42 часа)
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (9 ч)
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Ла-гарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801 —1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика в 1814 —1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И; Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Основные понятия темы
Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (14ч)
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 30— 50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К- С Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853 —1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона
Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в. (4 ч)
Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А.А.Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К- П. Брюллов. О.. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К- А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Основные понятия темы
Охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (19 ч)
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра П. Смягчение политического режима.Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во-•ля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра П. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков, Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877^—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге.
Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 11ачало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80 — 90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. .
Основные понятия темы
Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор,
бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический.реализм, Тройственный союз.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература для учителя:
- К.В. Волкова. Тесты по Новой истории. 8 класс – М.: «Экзамен», 2006
- .К.А.Соловьёв. Поурочные разработки по истории России . XIX век .-М.:ВАКО, 2007.
- .Симонова Е.В.Тесты к учебнику Данилова А.А.,Косулиной Л.Г.« История России.XIX век.8 класс».- М.:Экзамен, 2010.
- Колганова Е.В. Сумарокова Н.В. История России 19 в. Поурочные разработки М. ВАКО 2007
Литература для учащихся:
- Учебник «История России . XIX век. 8 класс» /Данилов А. А., Косулина Л. Г. -М.: Просвещение, 2008.
- Учебник «История нового времени. 1800-1913. 8 класс»/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина.- М,: Просвещение, 2008 г.
Интернет-ресурсы:
- http:// militeria.lib.ru - Военная литература (это уникальное собрание текстов, имеющих отношение к войнам и военной истории России и мира)
- http:// www.1812panorama.ru – Бородинская битва
- http:// his.1september.ru – регулярная публикации приложения к газете «1 сентября» «История»
- http:// som.fio.ru – сетевое объединение методистов (СОМ) – в помощь учителю, сайт представляет широкую возможность для профессионального общения педагогов.
- http://www.museum.ru/1812/index.html – интернет – проект «1812» содержит более 3 тыс. файлов о войне 1812г.
- http:// decemb.hobby.ru - Музей декабристов – это тематический сайт, посвященный всему, что связано с движением декабристов
- http:// grandwar.kulichiki.net – Дедовские войны
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:.
1. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
2. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
Календарно-тематическое планирование по истории -8 класс
Всеобщая история-26 ч. А.Я. Юдовская и др. История нового времени. Ч.II. М.: Просвещение, 2008 г
История России-44 ч.. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX в.-М,: Просвещение, 2008г.
№ | Тема | Кол-во часов | Дома-шнее зада-ние | Тип урока | Оборудова-ние | Основные понятия | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения, план/ факт | |||
Тема 1. Становление индустриального общества в XIX в.Человек в новую эпоху-5ч. | ||||||||||||
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация | 1 | §1, вопросы 1-6 с. 5 | Урок изучения нового материала | Карта «Европа с 1799 по 1815 вв.» учебник таблицы презентация учебник таблицы презентация | Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм | Развитие техники. Новые технологии. Технический прогресс Капитализм свободной конкуренции | Называть основные черты капитализма Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. | ||||
2 | Время технического прогресса. | 1 | § 2, вопросы 1-3 с. 21 | Комбинированный урок | Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия» | Социальная структура общества. | ||||||
3 | Рост городов. Изменения в структуре населения. | 1 | § 3 таблица | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Новые условия быта Создание научной картины мира. Развитие образования | Называть изменения в положении социальных слоев. Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки литература и искусство Нового времени Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе, указывать причины их возникновения. | |||||
4 | Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества | 1 | § 4, вопросы 1-3 с. 37 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | микрочастица, пастеризация | ||||||
5 | Развитие науки в XIX в. Идейные течения в обществознании. | 1 | § 5, 9-10, таблица в тетради (№1с.46) | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Либералы, консерваторы, социалисты утопический социализм, марксизм, анархизм | ||||||
ВИ Тема 2. Художественная культура XIX в.-3 ч. | ||||||||||||
6 | Основные в художественные течения . | 1 | § 6 | Комбинированный урок | Иллюстрации, вклейки в учебнике | Романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм | Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-XX вв. | Уметь работать с дополнительной литературой, обобщать, систематизировать материал | ||||
7 | Изобразительное искусство XIXв | 1 | § 7-8 таблица | Комбини-рованный урок | Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. | |||||||
8 | Повторение изученного по теме «Европа: время реформ и колониальных захватов». | 1 | Урок повторения и обобщения | |||||||||
Тема 2. Строительство новой Европы-7ч. | ||||||||||||
9 | Франция в период консульства и империи. | 1 | § 11, вопрос 3 с. 71 (табли-ца) | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1799 по 1815 вв.» учебник таблицы презентация | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор | Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны | Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Знать причины ослабления империи Наполеона. | ||||
10 | Франция после реставрации Бурбонов. | 1 | § 12, вопросы с. 94-95 §15 | Комбинированный урок | Венский конгресс, Священный союз | Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс | ||||||
11 | Англия в первой половине XIX в. | 1 | § 12, вопросы 1-3 с. 103 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира» | Социально-экономические отношения и государственный строй. Обществ. движения: чартисты, тред-юнионы | Объяснять цели и результат чартистского движения, уметь работать с историческим документом | ||||
12 | Борьба за объединение Германии | 1 | § 16 вопрос с.127 | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1815 по 1845 вв.» учебник таблицы презентация
| Финансовая аристократия, луидор, дублон | Июльская монархия Образование Северогерманского союза. | Определять характер политического устройства; объяснять причины полит. кризиса; решать познав. задания | ||||
13 | Борьба за независимость и национальное объединение Италии | 1 | § 17, вопросы с.135 | Комбинированный урок | Карта «Европа в 50-60х гг. XIX в.» учебник таблицы презентация
| Канцлер, Северогерманский союз, | Национальное объединение Италии Падение Второй империи. Франко-прусская война. Парижская Коммуна | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. | ||||
14 | Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 | § 18 Вопрос 4 с.144 | Комбинированный урок | Карта «Территориально -политический раздел мира с 1876 по 1914 вв.»Учебник | карбонарий Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш | ||||||
15 | Повторение изученного по теме «Становление индустриального общества в XIX в.» | 1 | Повторительно - обобщающий урок | |||||||||
Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов 5 ч. | ||||||||||||
16 | Германская империя во второй половине XIXв. | 2 | § 19, вопросы с.155 | Урок изучения нового материала | Карта «Европа в 50-60х гг. XIX в.» | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм | Особенности индустриального развития. Либеральные реформы | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики | ||||
17 | Германская империя во второй половине XIXв. | 2 | § 19, вопросы с.155 | Урок изучения нового материала | Карта «Европа в 50-60х гг. XIX в.» | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм | Особенности индустриального развития. Либеральные реформы | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики | ||||
18 | Создание Британской империи | 1 | § 12, вопросы 1-3 с. 163 | Комбинированный урок | Карта «Территори-ально- политический раздел мира 1876 по 1914 вв.» | Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта | Особенности экономического развития. Колониальные захваты Франция - светское государство. Реваншизм | Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии | ||||
19 | Третья республика во Франции | 1 | § 16 вопросы 1-4 с.172 | Комбинированный урок | Таблица | атташе Радикал, коррупция | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии | |||||
20 | Италия: время реформ и колониальных захватов. Австро-Венгрия | 1 | § 22, стр. 179 § 23, стр.188 | Комбинированный урок | Учебник | Италия- Конституционная монархия Австро-Венгрия: «Лоскутная империя». | Называть правителей и государственных деятелей работать с картой | |||||
Тема 4. Две Америки-2ч. | ||||||||||||
21 | США в XIX в. | 1 | § 24, вопросы с. 197 § 25, Стр.206 | урок изучения нового материала | Карта Таблица Учебник | США в XIX в. | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте | |||||
22 | Латинская Америка | 1 | § 26, вопросы с. 214 | Комбини-рованный урок | Карта Таблица Учебник | Каудильо, клан, гаучо | Образование независимых государств С. Боливар. Х. Сан-Мартин. | |||||
Тема 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости-4 ч. | ||||||||||||
23 | Япония. | 1 | § 27, ? 1-5 с.221, | урок изучения нового материала | Экстерриториальность, сёгун | Реформы Мэйдзи | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. | |||||
24 | Китай. | 1 | § 26, вопросы 1-2 с.229 | Комбинированный урок | Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления | «Открытие» Китая | Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу | |||||
25 | Индия | 1 | § 27, вопросы 1-4 с. 237 | Комбинированный урок | Индийский национальный конгресс | Особенности колониального режима в Индии | Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь делать сообщения | |||||
26 | Между-народные отношения в посл. трети XIXв | 1 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕ-НИЕ И ОБОБЩЕ-НИЕ | Тройственный союз, Тройственное согласие | Империалистические войны | Называть основные международные противоречия Уметь применять изученный материал на практике Выполнение тестовых заданий | ||||||
ИР, ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. 9ч. | ||||||||||||
27 | Россия на рубеже веков | 1 | С.5-7 | Вводная школьная лекция с элементами беседы. | Карта «Россия в XVIII веке» учебник таблицы | Мещане Государственные крестьяне интеллигенция Указ «О вольных хлебопашцах» Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, «Континентальная блокада» Редут, батарея | Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал решения познавательных задач | ||||
28 | Внутренняя политика в 1801—1806 гг. | 1 | § 1, вопросы 1-3 стр.10 стр.24 | Урок формирования новых знаний | учебник таблицы презентация Карта «Европа с 1799 по 1815 гг.» учебник таблицы | Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов | |||||
29 | Реформы М.М. Сперанского | 1 | § 3 , вопросы 1-3 | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1799 по 1815 гг.» | |||||||
30 | Внешняя политика в 1801—1812 гг | 1 | § 2 , вопросы 1-2 стр.17 | Комбинированный урок | учебник таблицы | Международное положение России в начале века. | ||||||
31 | Отечественная война 1812 г. | 1 | § 4, вопросы 1-3 стр.31 | Комбинированный урок | Карта «Внешняя политика России в первой половине XIX века | М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Смоленское сражение. Бородинская битва. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Причины изменения внутриполитическо-го курса Александра I. «Уставная грамота Российской империи» | -показывать на исторической карте места значительных исторических событий | |||||
32 | Заграничный поход русской армии Внешняя политика России в 1813—1825 гг | 1 | § 5, вопросы 1-5 стр.38 | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1799 по 1815 гг.»учебник, таблицы, | разделение властей, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, Военное поселение | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий определять причины и следствия исторических событий объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России | |||||
33 | Внутренняя политика в 1814—1825 гг. | 1 | § 6, | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1799 по 1815 гг.» учебник таблицы | |||||||
34 | Социально-экономическое развитие | 1 | §7вопросы 1-3 стр.51, | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1799 по 1815 гг.» учебник, таблицы, | |||||||
35 | Общественные движения | 1 | § 8 вопросы 1-6 стр.57 | Комбинированный урок | Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. | |||||||
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. 14ч. | ||||||||||||
36 | Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов | 1 | §9, вопросы 1-3 стр.62 | Комбинированный урок | портреты декабристов, Александра I, Николая I | «Союз спасения», «Союз благоденствия» декабристы, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство. | Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение | определять причины и следствия исторических событий объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России | ||||
37 | Внутренняя политика Николая I | 1 | § 10 вопросы 1-3 стр.70 | Урок изучения нового материала | Портреты Николая I, П.Д. Киселева, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бекендорфа | Цензура III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Указ об обязанных крестьянах». | объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов | |||||
38 | Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в.. | 1 | § 11, вопросы 1-3 стр.78 | Комбинированный урок | Карта «Европа с 1799 по 1815 гг.» учебник таблицы | Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. | УМЕТЬ сравнивать, анализировать, делать выводы. | |||||
39 | Внешняя политика в 1826—1849 гг | 1 | § 12, вопросы 1-4 стр.84 | Комбинированный урок | Карта «Внешняя политика России в первой половине XIX века» | Горцы, имам, теократия западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия. Западники, славянофилы, социализм | Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 —1829 гг | -показывать на исторической карте места значительных исторических событий | ||||
40 | Кавказская война | 1 | § 12-часть.вопросы 5,6 стр.84 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. | рассказывать о событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов и дат | |||||
41 | Общественное движение 30—50-х гг. | 1 | § 13, вопросы 1-3 стр.94 | Комбинированный урок | Карта «Крымская война» | |||||||
42 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | § 14, вопросы 1-5 стр.100 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | |||||||
43 | Развитие образования и научные открытия в первой половине XIX в. | 1 | § 15, вопросы 1-5 стр.107 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Гимназия | Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. | показывать на исторической карте места событий | ||||
44 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | § 14, вопросы 1-5 стр.100 | Комбинированный урок | Карта «Крымская война» | показывать на исторической карте места событий | ||||||
45 | Развитие образования и научные открытия в первой половине XIX в. | 1 | § 15, вопросы 1-5 стр.107, таблица в тетради | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер | ||||||
46 | Русские первооткрыватели и путешественникив первой полов. XIX в. | 1 | §16таблица | Комбинированный урок | учебник иллюстрации презентация | Научные открытия Русские первооткрыватели и путешественники | Умение работать с текстом учебника, выделять главное . Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации | |||||
47 | Литература, театр, музыка, живопись, архитектура в первой половине XIX в. | 1 | § 17вопросы 3-11 стр.121 | Комбинированный урок | иллюстрации Таблица | Романтизм, ампир, реализм | Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). Золотой век русской поэзии | |||||
48 | Культура народов Российской империи. Быт и обычаи . | 1 | § 18,вопросы 1-6 стр.130 | Комбинированный урок | учебник презентация | Шорничество | ||||||
49 | Повторение изученного по теме « Россия на пороге перемен» | 1 | Повтори-тельно- обобщающий урок | Тесты (в форме ГИА) | все понятия по разделу | уметь работать с тестами | ||||||
ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (20 ч) | ||||||||||||
50 | Предпосылки и причины отмены крепостного права. | 1 | § 19, вопросы 1-3 стр.137 | урок изучения нового материала | учебник таблицы презентация | Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Личность Александра II. . Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.Значение еформ1860-х гг | Умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи. Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос | |||||
51 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | § 20,?? 1-3 стр.143 | Комбинированный | учебник таблицы презентация | |||||||
52 | Либеральные реформы 60- 70-х гг. | 1 | § 21-22 | Комбинированный урок | ||||||||
53 | Национальный вопрос в царствование Александра II | 1 | конспект сообщения | Комбинированный урок | Карта Европа в 50-60-х гг.XIX в.» Учебник презентация | Промышленный переворот, | Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики | Уметь анализировать и сравнивать исторические факты | ||||
54 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права | 1 | § 23, вопросы 1-5 стр.156 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация Карта «Россия в конце XIX- начале XX в.» | экономический кризис,индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм,революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, Тройственный союзантисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство,бюрократическая система, земство,суд присяжных народное представительство, буржуазия, пролетариат теллигенция, рабочее законодательство | Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Консерваторы и реформы | Давать оценки историческим явлениям Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | ||||
55 | Общественное движение 1850-1860-х гг. | 1 | § 24, таблица в тетради | Комбинированный урок | ||||||||
56 | Причины роста революционного движения в пореформенный период. | 1 | § 25, вопросы 1-4 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.. | Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | |||||
57 | Народнические организации второй половины 1860-х – начала 1870-х гг. | 1 | § 25, вопросы 1-4 | Комбинированный урок | учебник таблицы презентация | |||||||
58 | Повторение изученного по теме «Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | |||||||||
59 | Внешняя политика Александра II | 1 | § 27 вопросы 1-3 стр.195 | урок изучения нового материала | Карта «Россия в конце XIX- начале XX в.» Таблица Учебник | Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика | Умение работать с картой, заполнять контурные карты | |||||
60 | Русско- турецкая война 1877-1878 г | 1 | § 28, | Комбинированный урок | Презентация | Русско- турецкая война 1877-1878 г | Умение работать с картой | |||||
61 | Внутренняя политика Александра III | 1 | § 29-30, вопросы 1-3 стр.214 | Комбинированный урок | Карта «Россия в конце XIX- начале XX в.»Учебник презентация | контр-реформа Монополия | К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. репрессивной политики Усиление | Уметь анализировать и сравнивать исторические факты | ||||
62 | Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. | 1 | § 31, вопросы 1-4 стр.222 | Комбинированный урок | Учебник презентация | Косвенные налоги, дефицит бюджета, монополия | Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. | Умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи. Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос Давать оценки историческим явлениям, рассказывать о событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов и дат объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос Умение работать в парах | ||||
63 | Положение основных слоев российского общества | 1 | §32-33, вопросы 4-8 стр.236 | Комбинированный урок | Учебник презентация | Либералы Консерваторы Радикалы Либераль ное народничество Марксизм.. | Дворянское предпринимательство. Буржуазия. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. Кризис революионного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Ослабление российского влияния на Балканах | |||||
64 | Общественное движение в 80—90-х гг. | 1 | § 34, вопросы 1-3 стр.244 | Комбинированный урок | Учебник презентация | |||||||
65 | Внешняя политика Александра III. | 1 | §35, Работа с атласом | Комбинированный урок | Учебник презентация | А.М. Горчаков. Таможенная война Тройственный Союз | ||||||
66 | Развитие образования и науки во второй половине XIX в | 1 | § 36-38 вопросы 1-4 стр.258 | Комбинированный урок | Учебник презентация | Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев | Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук | |||||
67 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | §39 | Комбинированный урок | урбанизация | Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов .Жизнь и быт городских окраин. Изменения в деревенской жизни. | ||||||
68 | Итоговое повторение «Россия во второй половине XIXв.» | 1 | Урок повторения и обобщения | Уметь выполнять тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...