Тематическое планирование по всеобщей истории 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Тематическое планирование по всеобщей истории 5 класс ФГОС
Включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по истории./ Примерные программы по учебным предметам. История . 5-9 классы: М.: Просвещение, 2010.
Программа предполагает проведение 2-х часов в неделю (всего 70 часов в год), включая:
- контрольных работ – 2
- практических работ – 2
- тестов – 3
- зачетов – 2.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Учебник. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. Всеобщая история. История
Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Г.И.Годер - М.:
Просвещение, 2010.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран
и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя
закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей
картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Цель изучения курса входит:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России
в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
- Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности
определяет результат общего образования.
Общие задачи изучения курса:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной
самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с
использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и
деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать
историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве
обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в ред. Федерального
закона от 09.02.2007г. N 17-ФЗ), ст.9, 32;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, введённым в действие
с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 01.02.2005г.);
- Приказ Управления образования Администрации города Ноябрьска № 485-од от 22.04.2008 г.
«Об утверждении примерного положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в образовательных учреждениях города Ноябрьска, реализующих программы общего образования».
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории Древнего мира. Для решения поставленных целей был расширен раздел пропедевтического модуля «Что изучает история» на 2 часа, так как Государственный стандарт (Примерная программа основного общего образования по истории) предусматривает его объем не менее 2 часов (в программе «История Древнего мира», изд. Просвещение – 1 час).
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Исходя из целей и задач исторического образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется тематически, в следующих формах: тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, исторические диктанты, защиты сообщений, презентаций, рефератов, эссе, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.
Требования к уровню достижений учащихся 5-х классов на конец учебного года
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения про граммы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного
развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и Традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать .современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представления ми об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов
в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История Древнего мира (70 часов)
Введение в предмет (2 часа)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.
Первобытность (5 часов)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток (20 часов)
Древний Египет (6 часов)
Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Западная Азия в древности (8 часов)
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Индия и Китай в древности (6 часов)
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Античность (39 часов)
Древняя Греция. Эллинизм (20 часов)
Древнейшая Греция (5 часов)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа)
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. (5 часов). Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим (19 часов)
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме (4 часа)
Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право.
Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)
Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. (2 часа) Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Историческое и культурное наследие Древнего мира (2 часа)
Вклад древних цивилизаций в историю человечества.
Резерв (2 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |||||
уроки | контрольные работы | Практические работы | тесты | зачет | ||||
Введение | 2 | Введение в предмет. | ||||||
Первобытность | 5 | Древнейшие люди. | ||||||
Родовые общины охотников и собирателей. | ||||||||
Возникновение искусства и религии. | ||||||||
Возникновение земледелия и скотоводства. | ||||||||
Появление неравенства и знати. | ||||||||
Повторение. Урок обобщения систематизации знаний. | 1 |
| ||||||
Введение в историю Древнего мира |
| Счёт лет в истории | 1 | |||||
ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 20 | |||||||
Древний Египет | 7 | Государство на берегах Нила. | ||||||
Как жили земледельцы и ремесленники. | ||||||||
Жизнь египетского вельможи. | ||||||||
Военные походы фараонов. | ||||||||
Религия древних египтян. | ||||||||
Искусство древних египтян. |
| |||||||
Письменность и знания древних египтян. |
| 1 | ||||||
Западная Азия в древности | 7 | Древнее Двуречье. | ||||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | ||||||||
Финикийские мореплаватели. | ||||||||
Библейские сказания. | ||||||||
Древнееврейское царство. | ||||||||
Ассирийская держава. |
| |||||||
Персидская держава «царя царей». |
| |||||||
Индия и Китай в древности | 4 | Природа и люди Древней Индии. | ||||||
Индийские касты. | ||||||||
Чему учил китайский мудрец Конфуций. | ||||||||
Первый властелин единого Китая. | ||||||||
Повторение. Урок обобщения систематизации знаний по разделу «Древний Восток» | 1 |
| ||||||
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭЛЛИНИЗМ | 20 | |||||||
Древнейшая Греция | 5 | Греки и критяне. | ||||||
Микены и Троя. | ||||||||
Поэма Гомера «Илиада» | ||||||||
Поэма Гомера «Одиссея». | ||||||||
Религия древних греков. |
| |||||||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | ||||||
Зарождение демократии в Афинах. | 1 | |||||||
Древняя Спарта. | ||||||||
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | ||||||||
Победа греков над персами в Марафонской битве. | ||||||||
Нaшecтвие персидских войск на Элладу. |
| |||||||
В гаванях афинского порта Пирей. | ||||||||
Афинская демократия при Перикле. |
| |||||||
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 | Города Эллады подчиняются Македонии. | ||||||
Поход Александра Македонского на Восток. | ||||||||
В Александрии Египетской. | ||||||||
Культурное наследие Древней Греции | 5 | Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель | ||||||
Школа и образование | ||||||||
Литература и театральное искусство. | ||||||||
Архитектура и скульптура | ||||||||
Олимпийские игры. | ||||||||
Повторение. Урок систематизации знаний по теме «Древняя Греция» | 1 | |||||||
ДРЕВНИЙ РИМ | 19 | |||||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | Древнейший Рим. | ||||||
Завоевание Римом Италии. | ||||||||
Устройство Римской республики. |
| |||||||
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье | 1 | |||||||
Рабство в Древнем Риме. | ||||||||
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | Вторая война с Карфагеном | ||||||
Установление господства Рима во всем Средиземноморье | ||||||||
Рабство в Древнем Риме | ||||||||
Гражданские войны в Риме | 4 | Земельный закон братьев Гракхов. | ||||||
Восстание Спартака. | ||||||||
Единовластие Цезаря. | ||||||||
Установление империи. | ||||||||
Римская империя в первые века нашей эры | 5 | Соседи Римской империи. | ||||||
В Риме при императоре Нероне | ||||||||
Первые христиане и их учение. | ||||||||
Расцвет Римской империи во II в. | ||||||||
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | Римская империя при Константине. | ||||||
Взятие Рима варварами. | ||||||||
Культурное наследие Древнего Рима | 2 | Вечный город и его жители. | ||||||
Повторение. Урок систематизации знаний | 1 |
| ||||||
Историческое и культурное наследие Древнего мира | 2 | Повторение. Урок развивающего контроля |
| 1 | ||||
Итоговое повторение. Урок систематизации знаний |
| 1 | ||||||
Резерв | 2 | |||||||
Итого: | 70 | 4 | 3 | 3 | 2 |
№ п/п | Литература и средства обучения | ||
Для учителя | Для учащихся | ||
Обязательная | |||
История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.: Просвещение, 2010. | История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.: Просвещение, 2010. | ||
Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И.Годер. М.: Просвещение, 2004. | История древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Г.И.Годер - М.: Просвещение, 2010. | ||
Дополнительная | |||
История Древнего мира.: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Уколова, Л.П.Маринович; по редакцией А.О.Чубарьяна - М.: Просвещение, 2004. (Электронное приложение к учебнику). | История Древнего мира.: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Уколова, Л.П.Маринович; по редакцией А.О.Чубарьяна - М.: Просвещение, 2004. | ||
Игры и занимательные задания по истории. /Авт.-сост. М.А.Субботнина, И.Б.Горячева, Л.М.Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2004. | История древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / В.И.Уколова - М.: Просвещение, 2010. | ||
История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Михайловского. / Арсланова О.В. – М.ВАКО, 2004. | Игры и занимательные задания по истории. /Авт.-сост. М.А.Субботина, И.Б.Горячева, Л.М.Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2004. | ||
Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/ Сост. К.В.Волкова. – М.ВАКО, 2011. |
| ||
Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания./ О.А.Мартьянова. – М.: Глобус, 2010. |
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 5 классе
№ п/п | Дата | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Код | Д/з | |||||||
план | факт | Научится | Получит возможность научиться | Личностные и метапредметные результаты | Вид | Форма | |||||||
Введение в предмет (2 часа) | |||||||||||||
1-2. | Введение в предмет. Урок систематизации знаний. | Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении Древнего мира. | Получит первичные представления об исторической науке. Работать со справочным материалом книги. | Работать с исторической картой (памятка) | ПУУД: Раскрывать значение терминов:
КУУД: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Работа в рабочих тетрадях. | Стр. 6-8 | ||||||
Первобытность (5 часов) | |||||||||||||
| Древнейшие люди. Урок «открытия» нового знания | Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. | Пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. | Грамотно и красиво говорить, давать развернутый ответ по специальной карточке. Разрабатывать сценарии охоты на | КУУД: 1)Устно описывать первые орудия труда. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. 2) Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление ПУУД: 1) Сравнивать первобытного и современного человека. 2) Комментировать и формулировать понятия:
| Текущий контроль. Тестовая проверка. Описать рисунок по плану (стр. 13). | §1, вопросы и задания стр. 13 | ||||||
| Родовые общины охотников и собирателей. Урок «открытия» нового знания | Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Распределение | Разрабатывать сценарии охоты на | КУУД: 1) Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. 2) Характеризовать новые способы охоты. ЛУУД: Выделять признаки родовой общины. РУУД: Исследовать на исторической карте и | Текущий контроль. Устный опрос | §2, вопросы и задания стр. 17 | |||||||
| Возникновение искусства и религии. Урок рефлексии | Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление | Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. | Объяснять, как учёные | КУУД: 1) Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. 2) Работать с текстом учебника по заданиям ЛУУД: Охарактеризовать | Текущий контроль. Понятийный диктант | §3, вопросы и задания стр. 20 | ||||||
| Возникновение земледелия и скотоводства. Урок «открытия» нового знания | Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледельцев. Районы раннего земледелия. людей. Последствия к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. | Охарактеризовать в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия | Схематически изобразить | КУУД: 1) Рассказать о переходе от собирательства 2) Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. РУУД: 1) Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. 2) Выделить и прокомментировать | Текущий контроль. Самостоятельная работа с учебником и документами | §4, вопросы и задания стр. 25 | ||||||
| Появление неравенства и знати. Урок рефлексии | Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города | Пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. | ПУУД: Раскрывать смысл понятий:
РУУД: 1) Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. 2) Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Текущий контроль. Тесты, словарная работа. | §5, вопросы и задания стр. 29, к уроку повт. стр. 32 | ||||||
| Повторение. Урок систематизации знаний. | Какой опыт, наследие к цивилизации (неолитическая революция - отделение земледелия и скотоводства ремесла, появление городов, государств, | Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Правильно и грамотно заполнять рабочую тетрадь | РУУД: решать проблемные и развивающие задачи | Итоговый контроль. Практическая работа. | |||||||
Введение в историю Древнего мира (1 час) | |||||||||||||
| Счёт лет в истории | Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление | Разделять тысячелетия на века, века на годы. Уметь определять историческое время по ленте времени. | Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. | РУУД: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. ПУУД: Осмыслить
период. | Хронологический диктант. | Стр. 29-32 | ||||||
ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов) | |||||||||||||
Древний Египет (7 часов) | |||||||||||||
| Государство на берегах Нила. Урок «открытия» нового знания | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные в Древнем Египте. | Характеризовать местоположение государства | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. | РУУД: Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Работа с картой, понятиями и иллюстрациями учебника (стр. 33, 35, 36) | §6, вопросы и заданиястр. 37 | ||||||
| Как жили земледельцы и ремесленники. Урок развивающего контроля | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях | Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | Находить и группировать информацию из видеоряда учебника. | ПУУД: Находить и группировать информацию | Текущий контроль. Устный опрос. | §7, вопросы и заданиястр. 42 | ||||||
| Жизнь египетского вельможи. Урок рефлексии | О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | КУУД: Учиться работать в малой группе над общим заданием. ПУУД: 1) Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. 2) Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему | Текущий контроль. Работа с документом (стр. 46) | §8, вопросы и заданиястр. 46 | |||||||
| Военные походы фараонов. Урок рефлексии | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. | Правильно показывать на карте исторические объекты, распознать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний. | Научиться спорить (некоторые правила как грамотно спорить или вести дискуссию) | КУУД: 1) Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. 2) Работать с картой и иллюстрациями учебника в малых группах по единому заданию. | Текущий контроль. Индивидуальная работа по карточкам (письменно, 3 человека) | §9, вопросы и заданиястр. 51 | ||||||
| Религия древних египтян. Урок систематизации знаний | Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. | Анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа | РУУД: 1) Характеризовать религию древних египтян. 2) Устанавливать связи между пантеоном | Текущий контроль. Индивидуальная письменная работа (2 уровня) | §10, вопросы и заданиястр. 56 | ||||||
| Искусство древних египтян. Урок «открытия» нового знания | Первое из чудес света. Возведение каменных Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. | Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты. | Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | КУУД: Рассказывать о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | Текущий контроль. Работа по группам. | §11, вопросы и заданиястр. 61 | ||||||
| Письменность и знания древних Урок рефлексии | Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы. | Самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, анализировать факты на элементарном уровне. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним | КУУД: Составлять короткое сообщение о древних египетских иероглифах. ПУУД: Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | Текущий контроль. Сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов. Тест. | §12, вопросы и заданиястр. 64-65 | ||||||
Западная Азия в древности (7 часов) | |||||||||||||
| Древнее Двуречье. Урок «открытия» нового знания | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика) Клинопись - особое письмо Двуречья. | Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Составить рассказ об одном дне из жизни школьника. | РУУД: Характеризовать природно-климатические ПУУД: Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Работа с картой, понятиями и иллюстрациями учебника (стр. 69). Решение задач. | §13, вопросы и заданиястр. 69 | ||||||
| Вавилонский царь Хаммурапи и Урок «открытия» нового знания | Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. | Анализировать исторический документ, делать выводы, самостоятельно строить рассказ. | Составлять кроссворд по теме урока. | РУУД:
свод законов Хаммурапи. ПУУД: Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его | Текущий контроль. Работа в рабочих тетрадях | §14, вопросы и заданиястр. 73 | ||||||
|
| Финикийские мореплаватели. Урок рефлексии | География, природа и занятия населения | Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | КУУД: Рассказывать с помощью карты о место положении Финикии и занятиях её жителей. РУУД: Подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. | Текущий контроль. Тестовая проверка д.з. | §15, вопросы и заданиястр. 76-77 | |||||
| Библейские сказания. Урок рефлексии | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. | Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду. | Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | ПУУД: Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. ЛУУД: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | Текущий контроль. Словарная работа. Творческая работа («Чем религия древних евреев отличалась от религии Древнего Египта?») | §16, вопросы и заданиястр. 81 | ||||||
| Древнееврейское царство. Урок «открытия» нового знания | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. | Составлять рассказ, обобщать на основе текста учебника и исторических документов. | Работать с электронным тренажером. | ПУУД : 1) Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. ЛУУД : Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). РУУД: 1) Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. 2) Выделять в дополнительном второстепенное. | Текущий контроль. Индивидуальная работа с учащимися. | §17, вопросы и заданиястр. 85 | ||||||
| Ассирийская держава. Урок «открытия» нового знания | Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания | Работать с исторической картой, историческими документами, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. | Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». | РУУД: Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. ПУУД: Определять причины падения Ассирийской державы КУУД: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. | Текущий контроль. Индивидуальная работа с учащимися. Работа в рабочих тетрадях. | §18, вопросы и заданиястр. 90
| ||||||
| Персидская держава «царя царей». Урок «открытия» нового знания | Три великих царства в Западной Азии. о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. | Рассказывать кратко легенды о персидских | РУУД: Систематизировать персидских царей (по заданному основанию). | Работа в рабочих тетрадях. Тестовая проверка. Тестовая проверка. | §19, вопросы и заданиястр. 94 | ||||||
Индия и Китай в древности (4 часа) | |||||||||||||
| Природа и люди Древней Индии. Урок систематизации знаний | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. в переселение душ | Работать с исторической картой, Сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ. | Объяснять, | КУУД: Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. ПУУД: Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. РУУД: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | Текущий контроль. Работа в рабочих тетрадях. Подготовить сообщение о Будде. | §20, вопросы и заданиястр. 100
| ||||||
| Индийские касты. Урок «открытия» нового знания | Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение | Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. | Перечислять достижения древних индийцев. | КУУД: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. ПУУД: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. РУУД: 1) Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. 2)Подготовить сообщение о жизни Будды. | Текущий контроль. Словарная работа. Подготовить сообщение о Конфуции. | §21, вопросы и заданиястр. 105
| ||||||
| Чему учил китайский мудрец Урок рефлексии | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость- в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости | Показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное. | Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. | КУУД: Вести поиск по карте и комментировать РУУД: 1) Определять и формулировать особенности китайской религии. 2) Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. | Текущий контроль.. Работа с документом, датами. | §22, вопросы и заданиястр. 109 | ||||||
| Первый властелин единого Китая. Урок «открытия» нового знания | Объединение Китая при Цинь Шихуане. | Строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. | Составлять | ЛУУД: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. РУУД: Объяснять причины возведения ПУУД: Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, | Текущий контроль. Творческие задания. | §23, вопросы и заданиястр. 114 повт., вопросы стр. 114 | ||||||
| Повторение. Урок систематизации знаний | Вклад народов Древнего | Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона Палестины | РУУД: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и с современной картой, объектами на их территории. ПУУД: Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | Тестовая проверка. |
| ||||||
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭЛЛИНИЗМ (20 часов) | |||||||||||||
Древнейшая Греция (5 часов) | |||||||||||||
|
| Греки и критяне. Урок «открытия» нового знания | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран. | Называть отличительные признаки критской | КУУД: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. с картой, заданиями рабочей тетради. ЛУУД: Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | Работа в рабочих тетрадях, с исторической картой, иллюстр. учебника | §24, вопросы и заданиястр. 120 | |||||
| Микены и Троя. Урок «открытия» нового знания | В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура | На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам. | Определить, какое по сравнению с другими. | КУУД: Показывать на карте местоположение ПУУД: На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. РУУД: Выделять отличия между микенской ЛУУД: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Текущий контроль. Работа с датами понятиями. | §25, вопросы и заданиястр. 124 | ||||||
| Поэма Гомера «Илиада» Урок рефлексии | Миф О Троянской войне и поэмы «Илиада» | Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний. | Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | ЛУУД: 1) Рассказывать легенду о жизни Гомера. 2) Характеризовать образы основных ПУУД: Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | Текущий контроль. Работа в рабочих тетрадях. | §26, вопросы и заданиястр. 129 | ||||||
| Поэма Гомера «Одиссея». Урок рефлексии | География странствий царя с острова Итака - на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний. | Последовательно | РУУД: Читать текст с пометками на полях:
ПУУД: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. ЛУУД: Выделять основные вехи пути Одиссея домой. | Текущий контроль. Работа в рабочих тетрадях. | §27, вопросы и заданиястр. 134 | ||||||
|
| Религия древних греков. Урок развивающего контроля | Боги Греции. Основные занятия греков и их о Дионисе и Геракле. с Посейдоном | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное. | Сравнить пантеон богов египтян и греков. | ПУУД: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. 1) Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона 2) Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. РУУД: Выполнять задания по техникам | Текущий контроль. Работа в рабочих тетрадях. Творческие задания. | §28, вопросы и заданиястр. 138 повт. вопросы стр. 139 | |||||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) | |||||||||||||
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Урок «открытия» нового знания | География, природа в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса | Использовать исторические документы как источники знаний. | Выделять признаки греческого полиса. | КУУД: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения ЛУУД: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Текущий контроль. Понятийный диктант. | §29, вопросы и заданиястр. 143 | ||||||
| Зарождение демократии в Афинах. Урок «открытия» нового знания. | Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении | На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам. | Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам | ЛУУД: Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль РУУД: Сравнивать законы Драконта и Солона. КУУД: Уметь вести диалог с товарищем по заданию, | Текущий контроль. Работа с вопросами для размышления. | §30, вопросы и заданиястр. 146 | ||||||
| Древняя Спарта. Урок рефлексии | География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и | Правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ. | КУУД: Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. РУУД: 1) Характеризовать основные группы населения и их положение. 2) Характеризовать основные группы населения и их положение. ЛУУД: Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. | Текущий контроль. Работа с исторической картой, с историческим документом. | §31, вопросы и заданиястр. 150 | |||||||
| Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Урок систематизации знаний. | Греческая колонизация побережья Средиземного и | Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ. | Комментировать наряд грека. | ПУУД: Объяснять причины греческой колонизации, её географию. РУУД: 1) Выделять общее, что связывало греческие колонии. 2) Сравнивать | Текущий контроль. Творческие задания. | §32, вопросы и заданиястр. 155 | ||||||
| Победа греков над персами в Марафонской битве. Урок «открытия» нового знания | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. | Составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы. | Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. | ЛУУД: Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. РУУД: Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа | Текущий контроль. Работа с картой, датами, иллюстр. и вопросами для размышления. | §34, вопросы и заданиястр. 165 | ||||||
| Нaшecтвие персидских войск на Элладу. Урок рефлексии | Подготовка Эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское | Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ. | Инсценировать события | ЛУУД: 1) Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. 2) Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. ПУУД: Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Текущий контроль. Работа с картой, датами, иллюстр. и вопросами для размышления. Тестовая проверка. | §35, вопросы и заданиястр. 170 повт. вопросы стр. 170 | ||||||
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 часов) | |||||||||||||
| В гаванях афинского порта Пирей. Урок систематизации знаний | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское | Обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами | Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. | ЛУУД: Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. РУУД: Сравнивать военную и торговую гавани. ПУУД: Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | Текущий контроль. Понятийный диктант. | §36, вопросы и заданиястр. 175 | ||||||
| Афинская демократия при Перикле. Урок развивающего контроля | Сущность афинской демократии в V в. в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. | Работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. | Узнать больше о друзьях и соратниках Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. | РУУД: 1) Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. 2)Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства ПУУД: 1) Поиск информации в интернете ЛУУД: Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. | Текущий контроль. Работа с историческим документом. Тестовая проверка. | §40, вопросы и заданиястр. 195 повт. вопросы стр. 195 | ||||||
Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа) | |||||||||||||
| Города Эллады подчиняются Македонии. Урок «открытия» нового знания | Возвышение Македонии | Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний. | Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. | РУУД: Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. ЛУУД: Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан. ПУУД: 1) Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. 2)Объяснять причины потери независимости Грецией. | Текущий контроль. Решение исторических задач. | §41, вопросы и заданиястр. 200 | ||||||
| Поход Александра Македонского Урок рефлексии | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при | Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. | Составлять исторический портрет. | КУУД: Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. ПУУД: Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. ЛУУД: Оценивать поступки А.Македонского, его противников. | Текущий контроль. Сообщение об Александре Македонском. | §42, вопросы и заданиястр. 205 | ||||||
| В Александрии Египетской. Урок рефлексии | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы | Показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ. | Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. | ПУУД: Называть причины распада державы А.Македонского. показывать на карте возникшие государства. РУУД: Сравнить Александрию и Афины. | Текущий контроль. Заочное путешествие. | §43, вопросы и заданиястр. 211 повт. вопросы стр. 211 | ||||||
Культурное наследие Древней Греции (5 часов) | |||||||||||||
| В афинских школах и гимнасиях. Урок рефлексии | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ. | ЛУУД: Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. ПУУД: Сравнивать типы школ и систему обучения в них. РУУД: Выполнять практическую работу | Текущий контроль. Работа в группах | §38, вопросы и заданиястр. 185 | |||||||
| В театре Диониса. Урок развивающего контроля | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представлений. | На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам. | Оценивать роль современного | ПУУД: Объяснять причины особой любви греков к представлениям. ЛУУД: Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». РУУД: Называть отличительные признаки комедии и трагедии. | Текущий контроль. Работа в группах. | §39, вопросы и заданиястр. 190 | ||||||
| В городе богини Афины. Урок рефлексии | Город Афины и его районы. Миф о рождении с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона | Составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия. | Составлять на самостоятельно выбранную тему с темой урока). | КУУД: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. РУУД: 1) Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. 2)Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. ПУУД: Создавать короткую презентацию в Power Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками | Текущий контроль. Работа с вопросами для размышления. | §37, вопросы и заданиястр. 181 | ||||||
| Олимпийские игры в древности. Урок развивающего контроля. | Праздник, объединившая эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды Состязаний. Миф об основании Олимпийских | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ. | Использовать | ЛУУД: Оценивать значение ПУУД: Составлять развёрнутый план одной части параграфа. РУУД: Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. | Текущий контроль. Работа с картой, датами, иллюстр. и вопросами для размышления. | §33, вопросы и заданиястр. 160 - 161 | ||||||
| Повторение. Урок систематизации знаний | Вклад древних эллинов в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | ЛУУД: Называть самое известное в Древней Греции:
Греции. ПУУД: Объяснять значение понятий:
воспитание,
игры. | Контрольная работа. |
| ||||||
ДРЕВНИЙ РИМ (19 часов) | |||||||||||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) | |||||||||||||
| Древнейший Рим. Урок «открытия» нового знания | Легенда об основании Рима: Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать на карте изучаемые объекты. | Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. | РУУД: 1) Сравнивать природные условия Греции и Рима. 2) Соотносить время возникновения в Греции. ПУУД: Использовать карты, мультимедиаресурсы, для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Работа в рабочих тетрадях, над вопросами для размышления. | §44, вопросы и заданиястр. 218-219 | ||||||
| Завоевание Римом Италии. Урок рефлексии | Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба | Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. | Выделять причины | КУУД: Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. ПУУД: Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. ПУУД: Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э. | Текущий контроль. Понятийный диктант. Работа с датами. | §45, вопросы и заданиястр. 222 | ||||||
| 4 ч | Устройство Римской республики. Урок «открытия» нового знания | Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль | Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. | Составлять сравнительные таблицы. | ПУУД: Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. РУУД: Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. ЛУУД: Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Текущий контроль. Работа с историческими документами. | §46, вопросы и заданиястр. 227 | |||||
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (5 часов) | |||||||||||||
| Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Урок рефлексии | Карфаген -стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при | Работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, давать отзыв на ответы одноклассников, выделять главное из рассказа учителя | ПУУД: Называть причины карфагенских войн. РУУД: Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. КУУД: Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. ПУУД: Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. ЛУУД: Характеризовать | Текущий контроль. Решение задач | §47, вопросы и заданиястр. 232 | |||||||
| Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье Урок систематизации знаний. | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф | Обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника. | Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического | КУУД: Работать с картой в процессе изучения ПУУД: Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. РУУД: Составлять простой план параграфа. | Текущий контроль. Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках. | §48, вопросы и заданиястр. 238 | ||||||
| Рабство в Древнем Риме. Урок систематизации знаний | Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские | Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Ответить на вопрос: «В чем главное отличие раба от свободного?» | РУУД: Объяснять причины широкого распространения рабства во всех ЛУУД: Доказывать бесправное положение рабов в Риме. | Текущий контроль. Тестовая проверка. | §49, вопросы и заданиястр. 241 повт. вопросы стр.242 | ||||||
Гражданские войны в Риме (4 часа) | |||||||||||||
| Земельный закон братьев Гракхов. Урок «открытия» нового знания | Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения | Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | Ответить на вопрос: «Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память?» | РУУД: Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. ПУУД: Устанавливать причины гражданских войн в Риме КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. ЛУУД: Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых | Текущий контроль. Решение исторических задач. | §50, вопросы и заданиястр. 246 | ||||||
| Восстание Спартака. Урок рефлексии | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность | Составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты. | Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака». | РУУД: Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. ПУУД: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. | Текущий контроль. Диспут | §51, вопросы и заданиястр. 250-251 | ||||||
| Единовластие Цезаря. Урок «открытия» нового знания | Превращение римской армии в наёмную. Борьба | Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. | Что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»? | ЛУУД:
действия и поступки Ю. Цезаря. 2) Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. ПУУД: Составлять рассказ, используя понятия:
| Текущий контроль. Творческие задания, работа с историческими документами. | §52, вопросы и заданиястр. 255-256 | ||||||
| Установление империи. Урок рефлексии | Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона- римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | Пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины. | Объяснять слова Цицерона: «Тиран убит, а тирания жива» | ПУУД: 1) Определять причины поражения сторонников республики. 2) Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). КУУД: Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. ЛУУД: Характеризовать правление Октавиана | Текущий контроль. Сравнительная характеристика личностей. | §53, вопросы и заданиястр. 260 повт. вопросы стр. 260 | ||||||
Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) | |||||||||||||
| Соседи Римской империи. Урок развивающего контроля | Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Начать составлять сложный план параграфа. | Составить сложный план параграфа. | РУУД: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. 1) Комментировать иллюстрации на страницах учебника. 2) Составлять задания, вопросы, о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Текущий контроль. Тестовая работа. | §54-55, вопросы и заданиястр. 264-265, 268 | ||||||
| Первые христиане и их учение. Урок «открытия» нового знания | Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кум рана. Предательство Иуды. Распространение христианства. | Составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами. | Какие чудеса творил Иисус Христос? | КУУД: Рассказывать об условиях появления христианского учения. ПУУД: 1) Объяснять причины распространения христианства. 2) Комментировать христиан. ЛУУД: Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Текущий контроль. Комментированное чтение | §56, вопросы и заданиястр. 274-275 | ||||||
| Расцвет Римской империи во II в. Урок рефлексии | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской | Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | Сравнивать современность. | ПУУД: 1) Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. 2) Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. КУУД: 1)Характеризовать о достижениях империи во II в. ЛУУД: Доказывать, | Текущий контроль. Работа в группах. Заполнение таблицы. | §57, вопросы и заданиястр. 279 | ||||||
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа) | |||||||||||||
|
| Римская империя при Константине. Урок «открытия» нового знания | Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. | Обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. | Комментировать государственной религией. | ПУУД: 1)Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. 2) Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине. РУУД: Обосновывать факт переноса столицы империи. ЛУУД: Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | Работа с историческими документами. Решение задач. | §59, вопросы и заданиястр. 289 | |||||
| Взятие Рима варварами. Урок «открытия» нового знания | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров зятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности. | Работать с исторической картой, историческими документами, делать выводы, составлять рассказ. | Высказывать удалось уничтожить Западную Римскую империю. | РУУД: Обозначать причины раздела империи на КУУД: Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. ПУУД: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции | Текущий контроль. Понятийный диктант. Тестовая работа | §60, вопросы и заданиястр. 293 повт. вопросы стр. 293 | ||||||
Культурное наследие Древнего Рима (2 часа) | |||||||||||||
| Вечный город и его жители. Урок рефлексии | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство | Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры. | ПУУД: Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет ресурсов, электронных изданий). ЛУУД: Аргументировано доказывать смысл | Работа с документами, с рабочими тетрадями. Тестовый контроль | §58, вопросы и заданиястр. 285 | ||||||
| Повторение. Урок систематизации знаний | Признаки цивилизации Рима. Народовластие в Риме. Роль граждан в управлении государством. | Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Написать эссе-сочинение «Один день в Древнем Риме» | РУУД: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. ПУУД: Показывать и рассказывать достижения Рима в разных областях. | Контрольная работа. |
| ||||||
Историческое и культурное наследие Древнего мира (2 часа) | |||||||||||||
| Повторение. Урок развивающего контроля | Вклад народов Древнего Рима в мировую историю и культуру | Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | РУУД: Показывать на карте этапы расширения КУУД: Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. | Словарный и тестовый контроль, работа с картой, датами и понятиями. |
| ||||||
70. |
| Итоговое повторение. Урок систематизации знаний | Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад древних цивилизаций в историю человечества. | Делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | ЛУУД: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. развивающие задания, инсценировать сюжеты. | Словарный и тестовый контроль, работа с картой, датами и понятиями. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)
Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Всеобщей истории» и по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»(6 класс)Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компон...
Тематическое планирование по Всеобщей истории. ФГОС. 5 класс
Тематическое планирование по Всеобщей истории. ФГОС. 5 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 5 класс (учебник под ред. Ф.А. Михайловского, издательство "Русское слово")...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 5 КЛАСС, ФГОС.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012), требований ФГОС основного общего образования второго...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 6 КЛАСС, ФГОС.
Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 7 КЛАСС, ФГОС.
Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основеФедерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012), требований ФГОС основного общего об...