Методическая разработка урока по истории России для 7 класса. "Смута". Педагогическая Мастерская.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

При разработке урока использована технология мастерской построения знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории России для 7 класса

Педагогическая Мастерская «СМУТА». На 2 урока.

Разработала: Петрухина Алла Валерьевна,

учитель истории ГБОУ 517 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Тип: мастерская построения знаний и ценностных ориентаций.

Цель: 1) создать условия для самопознания;

            2) пробудить чувство сопереживания за свою страну.

Учитель. Бывает ли в вашей душе СМУТА?

Задание 1. Индивидуально опишите (5) пятью словами (существительными, прилагательными) то состояние души (ваше настроение), которое можно назвать СМУТОЙ.

Социализация. Ученики называет слова, основываясь на личном опыте.

Учитель. Предлагает определение смуты из словаря Ефремовой Т.Ф.  (Раздаточный материал на каждую парту).

Подчеркните в предложенном тексте слова, которые подтверждают ваши предположения.

Смута (ж.) – 1) Мятеж, беспорядки, волнение. 2) разговорное:  Раздор, ссора, нелады.       3) переносное: Душевное смятение, тревога, расстройство.

                                                                               Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.

Учитель. Обратите внимание, что  слово СМУТА имеет сразу несколько толкований.

 Как вы думаете, к каким событиям в России можно отнести данное определение?

Социализация. Ученики предлагают свои варианты, основываясь на ранее изученном материале.

Учитель подчеркивает, что данное явление было свойственно только России и получило название СМУТНОГО ВРЕМЕНИ.

Слово  учителя. Нам с вами предстоит выяснить, какие события в России произошли в данный период и дописать определение для опубликования в Энциклопедическом словаре.

Раздаточный материал на каждую парту

Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованное

Класс делится на 5 групп по 4-5 чел.

Выдается вперемежку непронумерованный раздаточный материал.

Задание группам. На ваших партах разложены различные материалы. Что, по вашему мнению, можно отнести к причинам, а что к признакам СМУТЫ в России. Разложите на парте причины, а ниже соответствующие им признаки.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Причины смуты.

  1. Резкое ухудшение положения крестьян.
  2. Династический кризис.
  3. Гражданская война.
  4. Стихийные бедствия  - проявление гнева Божьева.
  5. Внутренние неурядицы одной страны тотчас побуждали соседние государства  к действию.

Признаки

В 1598 г. умер бездетный Федор Иванович. Земский собор по предложению патриарха Иова избрал на царство Бориса Годунова. Годунов не являлся царем по крови, поэтому для простого народа, все бедствия и невзгоды - Божья кара за неправедное овладение престолом.

В 1601-1604 гг. в результате неурожая разразился голод. Он продолжался три года. Голод был особенно страшным в Москве, так как сюда стекались основные массы голодающих, что привело к смерти свыше 120 тыс. человек.

В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов — крестьян и холопов под руководством Хлопка. Восставшие разбили высланные против них войска. Однако восстание было подавлено правительственным войском.

В 1601 г. из России в Польшу бежал монах кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев — выходец из дворянского рода, позднее — холоп бояр Романовых. В Польше он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием.

Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию, имея всего около четырех тыс. казаков и поляков. Его силы быстро выросли за счет притока недовольных холопов, крестьян, дворян. Служилые люди переходили на его сторону, города без боя открывали ворота.

В апреле 1605 г. внезапно умер Борис Годунов. Его 16-летний сын Федор был свергнут и убит. В июне в Москву вступил «царь Дмитрий Иванович». Лжедмитрий довольно быстро лишился поддержки как со стороны поляков, так и со стороны русских. В мае 1606 г. Лжедмитрий был свергнут и убит.

В 1606 году новым царем Земский собор избрал боярина Василия Ивановича Шуйского, возглавлявшего заговор против Лжедмитрия.

Вступая на престол, Василий Шуйский впервые присягнул подданным — дал «крестоцеловальную запись», обещав не накладывать опалы без боярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать родственников опальных. Правовые гарантии распространялись не только на бояр и дворянство, но даже на черных людей.

«Крестоцеловальная запись» впервые в русской истории утверждала принцип договора между царем и подданными. Она отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной династии.

        

В 1606 г. восставших казаков возглавил И. И. Болотников. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль «царя Дмитрия» — М. А. Молчановым и был послан им в Россию в качестве главного воеводы. От Путивля он повел восставших на Москву. По пути войско Болотникова объединилось с отрядами рязанских и тульских служилых людей под командованием Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова.

По социальному составу войско Болотникова было неоднородным — крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла вера в законного «царя Дмитрия».

В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец — Лжедмитрий II. Осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его «тушинским вором». В Тушинском лагере собрались казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки.

В сентябре 1608 г. польские отряды осадили Троице-Сергиев монастырь, но взять его в течение 18 месяцев так и не смогли.

Разбои казаков и поляков оттолкнули население от «тушинского вора». Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с его приспешниками.

Правительство Шуйского не имело сил для разгрома тушинцев. В этих условиях царь попросил о помощи Швецию, обещав передать ей волость Корельску, которую Россия вернула себе по Тявзинскому миру 1595 г. В 1609 г. русские войска М. В. Скопина-Шуйского и шведский отряд генерала Делагарди разбили тушинцев под Тверью. Но от дальнейшей помощи России шведы уклонились.

Для уплаты жалованья шведам вводились новые налоги, что ухудшало положение населения и настраивало его против Василия Шуйского.

        Обращение России за помощью к Швеции дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, так как Польша и Швеция находились в состоянии войны.

В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Сигизмунд III отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит.

Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила Василия Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки «семибоярщины» — правительства из семи членов Боярской думы. «Семибоярщина» выступила с предложением призвать на русский престол сына польского короля Владислава.

Социализация. Группы по очереди называют  одну из причин и  дополняют причины признаками.

Кратко записывают в тетрадь.

      1598 г. Закончилась династия Рюриковичей. Избрание на престол Бориса Годунова.

1601-1604 гг. Голод, унесший сотни тысяч людей.

1603 г. восстание холопов, крестьян под руководством Хлопка, гражданская война.

1604-1606 гг. воцарение Лжедмитрия 1.

1606 г. избрание боярского царя Василия Шуйского. «Крестоцеловальная запись» - договор между царем и подданными, попытка ограничения царской власти.

1608-1609 гг. осада Москвы «тушинским вором» Лжедмитрием 2.

1609 г. призыв Василия Шуйского шведов для борьбы с Лжедмитрием 2.

1610-1611 гг. «Семибоярщина». Польская интервенция. Москва присягнула польскому царевичу Владиславу.

Учитель. Предположите, как отнеслись различные слои населения к событиям в России?

Социализация. Ученики предлагают возможные варианты.

Учитель. Выберите из предложенного текста факты, подтверждающие проявление недовольства различных слоев населения России событиями в период СМУТЫ.

Москва присягнула польскому царевичу Владиславу. В России настала пора безвластия. Каждый сам решал, кого ему признавать правителем. Одни и те же земли жаловались разными властями разным людям и в результате имели нескольких хозяев. Такое положение было нетерпимо. Выходом стал созыв всенародного ополчения для освобождения Москвы.

В феврале 1611 г. ополчение двинулось к Москве. Возглавил его «Совет всей земли». Ведущую роль в ополчении играли казаки под руководством атамана И. Заруцкого и князя Д. Т. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. П. Ляпуновым. Осада Москвы затянулась. В лагере осаждающих росли противоречия между дворянами и казаками. Принятый 30 июня 1611 г. по инициативе Ляпунова «Приговор всей земли» запретил назначать казаков на должности в системе управления и потребовал вернуть владельцам беглых крестьян и холопов. Это вызвало возмущение казаков. Ляпунов был убит. В ответ дворяне покинули ополчение, и оно распалось.

3 июня 1611 г. пал Смоленск. Сигизмунд объявил, что не Владислав, а он сам станет русским царем. Это означало, что Россия будет включена в Речь Посполиту. В июле шведы захватили Новгород и прилегающие земли.

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. М. Минина началось формирование Второго ополчения. Ведущую роль в нем играли посадские люди. Военным руководителем стал князь Д. М. Пожарский. Минин и Пожарский возглавили «Совет всей земли».

В августе 1612 г. Второе ополчение объединилось с остатками Первого ополчения, все еще осаждавшими Москву. В конце августа ополченцы не позволили прорваться в Москву польскому гетману Я. К. Ходкевичу, который шел на помощь гарнизону с большим обозом. В конце октября. Москва была освобождена.

В 1612 году руководителями Второго ополчения были разосланы по городам грамоты о созыве Земского собора для обсуждения кандидатуры нового царя. Прежде всего было решено не обсуждать кандидатуры иностранцев на русский престол.

21 февраля 1613 года новым русским царем был официально объявлен 16-летний Михаил Романов. (Прабабка Анастасия Романова – была первой женой Ивана Грозного).

По преданию, в 1613 году против нового русского царя в Кострому был послан польский отряд. Однако местный крестьянин Иван Сусанин, вызвавшийся проводить поляков в вотчину Романовых, завел их в глухие леса и болота. За спасение царя Сусанин заплатил жизнью.

Социализация. Ученики называют факты. Записывают в тетрадь кратко.

1611 г. созыв всенародного ополчения, возглавляемого «Советом всея Руси», под предводительством П. П. Ляпунова.

1611 г. формирование Второго ополчения под руководством нижегородского купеческого старосты К. М. Минина и возглавленного князем  Д. М. Пожарским.

1612 г. освобождение Москвы объединенными силами Первого и Второго ополчений.

1612 г. созыв Земского собора.

21 февраля 1613 года избрание царем Михаила Романова.

Задание группам. Пожалуйста, допишите определение СМУТНОГО ВРЕМЕНИ для Энциклопедического словаря.

Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованное

Социализация. Другие варианты.

Рефлексия. Я сегодня узнал(а)….  Я почувствовал(а)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век

Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....