Историческая олимпиада 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Ход урока: Урок обобщающего повторения.
Интеллектуальная историческая олимпиада по темам « Древний Восток», «Древняя Греция"
Цели:
Образовательная: проверить знания и умения учащихся по разделам:
Определить уровень знания учащихся:
- повторить в игровой форме материал по темам:
« Древний Восток»,
«Древняя Греция»
Позновательная:
- через игровую деятельность нетрадиционного урока пробудить в детях любопытство, сделать процесс познания захватывающим и увлекательным,
-для этого важно уйти от шаблона ,от чрезмерной регламентации учебной деятельности,
- стимулировать творчество, поиск неординарных решений.
Определить уровень умений учащихся:
- демонстрировать умения работать с картой, таблицей, текстом.
Развивающая:
- развития творческого мышления и познавательного интереса к предмету,
- прививать навыки работы в группе,
- развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации,
- развивать аналитические способности.
Воспитательная:
- воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки, своей ответственности, умение работать в коллективе,
- через активную позицию всех учащихся на уроке способствовать формированию класса как единого творческого коллектива,
- стремиться созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Оборудование:
- карты: «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», « Древняя Греция в V веке до н.э.»
Форма работы: в группах .
Правило игры:
1. Команды, равные по силам, формирует учитель.
2. Команды работают по заданиям учителя.
3. Команды самостоятельно выбирают себе названия и капитанов.
4. Капитан распределяет задания по ученическим способностям.
После ответа команда соперника может ответить и увеличить свои баллы, если у них есть дополнения.
I. Организация начала урока:
Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующую творческую деятельность
Дети поделены на равные группы по числу и обученности. Каждая группа учеников сидит за отдельным столом, на котором лежат листы с заданием для команды.
Вводное слово учителя:
Учитель:
Две тысячи с лишним лет назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь Олимпиад
Под солнцем пламенной Эллады.
Сегодня мы проводим необычную олимпиаду. Это олимпиада интеллектуальная, в различных состязаниях вам надо будет показать свои знания по истории Древнего мира. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки. В нашей Олимпиаде принимают участие две команды, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.
Релаксация:
А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь вы одна команда, один организм. Вы вместе! Я надеюсь, что на этом уроке вы будете еще активнее, еще дружнее и покажите те знания, которые получили на уроках истории Древнего мира. Желаю каждой команде удачи, болею за всех вас.
Постановка учебной задачи:
Цель: Обеспечение мотивации и принятие учащимися в определении целей урока
(Дети выполняют команды учителя)
Ребята, попробуйте предположить, чем мы будем заниматься на уроке?
После того, как ученики ответят на вопрос, учитель подводит итог и дополняет ответ.
- Кроме того, мы будем учиться работать в группе, учиться взаимопониманию, уважению к одноклассникам. Преступайте к работе.
Ответы учеников:
- Будем повторять пройденный материал.
- Мы будем закреплять и проверять свои знания.
- Будем соревноваться с одноклассниками в знаниях и умениях.
Основной этап урока:
Цель: Работа учащихся по инструкции учителя.
Инструкция:
Выберите название и капитана команды.
II. Повторение материала.
Первый этап- разминка. В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. За каждый правильный ответ команда получает один балл, максимальное количество баллов – 14. ( Можно усложнить задание, ограничив общее время на ответ или, зачитывая по одному определению для каждого ученика).
Задания для первой команды: (в скобках приводятся правильные ответы)
- жилище богов (храм)
- передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (аренда).
- человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб).
- наука, изучающая развитие человеческого общества (история).
- рассказы о богах и героях (мифы)
- сплав меди и олова (бронза)
- знатный человек в Египте (вельможа)
- древнеегипетская гробница (пирамида)
- группы людей, на которые делилось население в Индии (касты)
- простой, свободный народ в Аттике (демос)
- совет знати в Афинах (ареопаг)
- правила, обязательные для всех жителей государства (законы)
- значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
- поселения, которые греки и финикийцы основывали в других странах (колонии)
Задания для второй команды:
- служители бога (жрецы)
- плата населения в государственную казну (налоги)
- вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
- небольшое самостоятельное государство в Греции (полис)
- знатные правители в Афинах (архонты)
- власть народа (демократия)
- богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
- значки для письма в Двуречье (клинопись)
- правитель Египта (фараон)
- наука о движении небесных светил (астрономия)
- хранилище государственных денег (казна)
- большое и сильное государство (держава)
- значки для письма в Финикии и Греции (буквы)
- вера в одного бога (единобожие)
Учитель: переходим ко второму этапу - “историческое многоборье”. Команды разбиваются на тройки, каждая тройка получает свое задание.
Задание 1. “ Знатоки карты”: учащиеся получают карточки с названиями стран и карточки с контурными картами стран. Необходимо совместить названия с контурной картой. ( Обе команды получают одинаковое задание). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 5).
Задание 2. “ Путаница”: учащиеся получают по две карточки со списком из 4-х слов, необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему именно это слово. ( За каждое правильно найденное слово, команда получает 0,5 балла, за правильное объяснение к каждому списку – ещё 0,5 балла. Максимальное количество – 2 балла).
- Чай, алфавит, компас, шелк.(Алфавит. Остальные изобретения Китая)
- Шахматы, сахар, пурпурная краска, хлопок. (Пурпурная краска. Остальные изобретения Индии.)
- Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага. (Бумага. Остальные изобретения Финикии.)
- Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.(Клинопись. Остальные изобретения Египта.)
Задание 3. “ Зашифрованное послание”: учащиеся каждой команды должны разгадать ребус и шараду. ( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество – 2 балла).
Задание 4. “Крылатое выражение”: учащиеся должны объяснить смысл предложенного крылатого выражения, рассказать, как оно произошло. ( Максимальное количество баллов за задание – 2).
- “Нить Ариадны”, “Троянский конь”.
- “Яблоко раздора”, “Ахиллесова пята”
Задание 5. “ Знатоки богов”: команды по очереди называют имена греческих богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.
Пока соревнуются участники 5-ой тройки, остальные выполняют свои задания. Затем, со своими ответами на задания выступают остальные тройки участников.
Учитель: наступает третий этап – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают карточку с вопросом из бочонка и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ( Количество вопросов в этом конкурсе определяет учитель, ориентируясь на время).
Вопросы третьего этапа:
- В какой библиотеке хранились несгораемые книги? (в библиотеке царя Ашшурбанапала, в Ассирии).
- Название какой книги, если перевести на русский язык, звучит как “книга”? (Библия).
- На карте мы видим, что Нижний Египет расположен над Верхним. Объясните эту путаницу. (Названия Верхний и Нижний Египет связаны с верхним и нижним течением реки Нил, а, как известно, она течет с юга на север).
- Почему миф о потопе возник именно в Двуречье? ( Разливы рек Тигр и Евфрат проходили бурно и часто были разрушительными).
- Почему на берегах Черного моря находят очень много греческих изделий? (На берегах Черного моря было много греческих колоний).
- В Афинах рабов было больше, чем в Спарте. Однако афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами. Почему? ( В Афинах рабами были чужеземцы, а в Спарте – местное население, илоты).
- В Аттике было мало земли (для посева зерновых). Почему население не страдало от нехватки хлеба? ( Хлеб поступал из колоний).
- Почему среди богов-животных Египта нет свиньи и слона? (Свиней и слонов в Древнем Египте никогда не было).
Четвёртый этап - конкурс знатоков культуры «Древней Греции»
Учитель: наступает решающий пятый этап наших Олимпийских игр – “Гонка за лидером”.
Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов. Каждая команда должна ответить на 10 коротких вопросов, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы для первой команды:
- Самая высокая пирамида. (пирамида Хеопса).
- На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе).
- Строительный материал в Древнем Двуречье. (глина).
- Как звали царя, который собрал огромную библиотеку? (Ашшурбанапал).
- Древнекитайский мудрец. (Конфуций).
- Автор поэем “Илиада” и “Одиссея”. (Гомер).
- Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки? (Финикии).
- По имени какого правителя Афин называют очень жестокие законы? ( Дракона).
- В какой стране придумали арабские цифры? (в Индии).
- В каком государстве построили самую длинную стену? (в Китае),
Вопросы для второй команды:
- Гробница какого фараона не была разграблена? (Тутанхамона).
- Какой город называли “городом крови” и “логовищем львов”? (Ниневию).
- Какой алфавит очень похож на наш? (греческий).
- “Первый властелин” единого Китая. (Цинь Шихуан).
- В какой стране придумали игру в шахматы? (в Индии).
- В войске какого государства впервые появилось железное оружие? (в ассирийском).
- Где изобрели бумагу? (в Китае).
- Самая большая держава на древнем Востоке ( Персидская).
- Архонт, отменивший долговое рабство в Афинах. (Солон).
- Краткая, меткая речь. (лаконичная).
III. Подведение итогов. Учитель подводит итоги Олимпиады. Участникам победившей команды вручаются стилизованные медали или венки победителей. Учитель объявляет оценки за урок.
IV. Рефлексия.
Цель – самоанализ и анализ своей работы, ощущений и комфортности на уроке
- Что нового вы сегодня делали на уроке?
- Какие задания для вас оказались наиболее трудными?
- Какой опыт вы приобрели?
- Как вы чувствовали себя в своей группе?
- Можно ли вашу группу назвать командой?
V. Домашнее задание: подготовить кроссворды, шарады, ребусы по пройденному материалу.
Литература.
1.Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с.
2.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. учеб.заведений: 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: МИРОС; Смоленск: Русич,1995.-224с.
3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2003.
4. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе.//Преподавание истории в школе.1998.№ 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_istoricheskaya_olimpiada_5_klass.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока: Урок обобщающего повторения.
Интеллектуальная историческая олимпиада по темам « Древний Восток», «Древняя Греция"
Цели:
Образовательная: проверить знания и умения учащихся по разделам:
Определить уровень знания учащихся:
- повторить в игровой форме материал по темам:
« Древний Восток»,
«Древняя Греция»
Позновательная:
- через игровую деятельность нетрадиционного урока пробудить в детях любопытство, сделать процесс познания захватывающим и увлекательным,
-для этого важно уйти от шаблона ,от чрезмерной регламентации учебной деятельности,
- стимулировать творчество, поиск неординарных решений.
Определить уровень умений учащихся:
- демонстрировать умения работать с картой, таблицей, текстом.
Развивающая:
- развития творческого мышления и познавательного интереса к предмету,
- прививать навыки работы в группе,
- развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации,
- развивать аналитические способности.
Воспитательная:
- воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки, своей ответственности, умение работать в коллективе,
- через активную позицию всех учащихся на уроке способствовать формированию класса как единого творческого коллектива,
- стремиться созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Оборудование:
- карты: «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», « Древняя Греция в V веке до н.э.»
Форма работы: в группах .
Правило игры:
- Команды, равные по силам, формирует учитель.
- Команды работают по заданиям учителя.
- Команды самостоятельно выбирают себе названия и капитанов.
- Капитан распределяет задания по ученическим способностям.
После ответа команда соперника может ответить и увеличить свои баллы, если у них есть дополнения.
- Организация начала урока:
Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующую творческую деятельность
Дети поделены на равные группы по числу и обученности. Каждая группа учеников сидит за отдельным столом, на котором лежат листы с заданием для команды.
Вводное слово учителя:
Учитель:
Две тысячи с лишним лет назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь Олимпиад
Под солнцем пламенной Эллады.
Сегодня мы проводим необычную олимпиаду. Это олимпиада интеллектуальная, в различных состязаниях вам надо будет показать свои знания по истории Древнего мира. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки. В нашей Олимпиаде принимают участие две команды, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.
Релаксация:
А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь вы одна команда, один организм. Вы вместе! Я надеюсь, что на этом уроке вы будете еще активнее, еще дружнее и покажите те знания, которые получили на уроках истории Древнего мира. Желаю каждой команде удачи, болею за всех вас.
Постановка учебной задачи:
Цель: Обеспечение мотивации и принятие учащимися в определении целей урока
(Дети выполняют команды учителя)
Ребята, попробуйте предположить, чем мы будем заниматься на уроке?
После того, как ученики ответят на вопрос, учитель подводит итог и дополняет ответ.
- Кроме того, мы будем учиться работать в группе, учиться взаимопониманию, уважению к одноклассникам. Преступайте к работе.
Ответы учеников:
- Будем повторять пройденный материал.
- Мы будем закреплять и проверять свои знания.
- Будем соревноваться с одноклассниками в знаниях и умениях.
Основной этап урока:
Цель: Работа учащихся по инструкции учителя.
Инструкция:
Выберите название и капитана команды.
II. Повторение материала.
Первый этап- разминка. В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. За каждый правильный ответ команда получает один балл, максимальное количество баллов – 14. ( Можно усложнить задание, ограничив общее время на ответ или, зачитывая по одному определению для каждого ученика).
Задания для первой команды: (в скобках приводятся правильные ответы)
- жилище богов (храм)
- передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (аренда).
- человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб).
- наука, изучающая развитие человеческого общества (история).
- рассказы о богах и героях (мифы)
- сплав меди и олова (бронза)
- знатный человек в Египте (вельможа)
- древнеегипетская гробница (пирамида)
- группы людей, на которые делилось население в Индии (касты)
- простой, свободный народ в Аттике (демос)
- совет знати в Афинах (ареопаг)
- правила, обязательные для всех жителей государства (законы)
- значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
- поселения, которые греки и финикийцы основывали в других странах (колонии)
Задания для второй команды:
- служители бога (жрецы)
- плата населения в государственную казну (налоги)
- вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
- небольшое самостоятельное государство в Греции (полис)
- знатные правители в Афинах (архонты)
- власть народа (демократия)
- богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
- значки для письма в Двуречье (клинопись)
- правитель Египта (фараон)
- наука о движении небесных светил (астрономия)
- хранилище государственных денег (казна)
- большое и сильное государство (держава)
- значки для письма в Финикии и Греции (буквы)
- вера в одного бога (единобожие)
Учитель: переходим ко второму этапу - “историческое многоборье”. Команды разбиваются на тройки, каждая тройка получает свое задание.
Задание 1. “ Знатоки карты”: учащиеся получают карточки с названиями стран и карточки с контурными картами стран. Необходимо совместить названия с контурной картой. ( Обе команды получают одинаковое задание). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 5).
Задание 2. “ Путаница”: учащиеся получают по две карточки со списком из 4-х слов, необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему именно это слово. ( За каждое правильно найденное слово, команда получает 0,5 балла, за правильное объяснение к каждому списку – ещё 0,5 балла. Максимальное количество – 2 балла).
- Чай, алфавит, компас, шелк.(Алфавит. Остальные изобретения Китая)
- Шахматы, сахар, пурпурная краска, хлопок. (Пурпурная краска. Остальные изобретения Индии.)
- Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага. (Бумага. Остальные изобретения Финикии.)
- Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.(Клинопись. Остальные изобретения Египта.)
Задание 3. “ Зашифрованное послание”: учащиеся каждой команды должны разгадать ребус и шараду. ( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество – 2 балла).
Задание 4. “Крылатое выражение”: учащиеся должны объяснить смысл предложенного крылатого выражения, рассказать, как оно произошло. ( Максимальное количество баллов за задание – 2).
- “Нить Ариадны”, “Троянский конь”.
- “Яблоко раздора”, “Ахиллесова пята”
Задание 5. “ Знатоки богов”: команды по очереди называют имена греческих богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.
Пока соревнуются участники 5-ой тройки, остальные выполняют свои задания. Затем, со своими ответами на задания выступают остальные тройки участников.
Учитель: наступает третий этап – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают карточку с вопросом из бочонка и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ( Количество вопросов в этом конкурсе определяет учитель, ориентируясь на время).
Вопросы третьего этапа:
- В какой библиотеке хранились несгораемые книги? (в библиотеке царя Ашшурбанапала, в Ассирии).
- Название какой книги, если перевести на русский язык, звучит как “книга”? (Библия).
- На карте мы видим, что Нижний Египет расположен над Верхним. Объясните эту путаницу. (Названия Верхний и Нижний Египет связаны с верхним и нижним течением реки Нил, а, как известно, она течет с юга на север).
- Почему миф о потопе возник именно в Двуречье? ( Разливы рек Тигр и Евфрат проходили бурно и часто были разрушительными).
- Почему на берегах Черного моря находят очень много греческих изделий? (На берегах Черного моря было много греческих колоний).
- В Афинах рабов было больше, чем в Спарте. Однако афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами. Почему? ( В Афинах рабами были чужеземцы, а в Спарте – местное население, илоты).
- В Аттике было мало земли (для посева зерновых). Почему население не страдало от нехватки хлеба? ( Хлеб поступал из колоний).
- Почему среди богов-животных Египта нет свиньи и слона? (Свиней и слонов в Древнем Египте никогда не было).
Четвёртый этап - конкурс знатоков культуры «Древней Греции»
Учитель: наступает решающий пятый этап наших Олимпийских игр – “Гонка за лидером”.
Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов. Каждая команда должна ответить на 10 коротких вопросов, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы для первой команды:
- Самая высокая пирамида. (пирамида Хеопса).
- На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе).
- Строительный материал в Древнем Двуречье. (глина).
- Как звали царя, который собрал огромную библиотеку? (Ашшурбанапал).
- Древнекитайский мудрец. (Конфуций).
- Автор поэем “Илиада” и “Одиссея”. (Гомер).
- Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки? (Финикии).
- По имени какого правителя Афин называют очень жестокие законы? ( Дракона).
- В какой стране придумали арабские цифры? (в Индии).
- В каком государстве построили самую длинную стену? (в Китае),
Вопросы для второй команды:
- Гробница какого фараона не была разграблена? (Тутанхамона).
- Какой город называли “городом крови” и “логовищем львов”? (Ниневию).
- Какой алфавит очень похож на наш? (греческий).
- “Первый властелин” единого Китая. (Цинь Шихуан).
- В какой стране придумали игру в шахматы? (в Индии).
- В войске какого государства впервые появилось железное оружие? (в ассирийском).
- Где изобрели бумагу? (в Китае).
- Самая большая держава на древнем Востоке ( Персидская).
- Архонт, отменивший долговое рабство в Афинах. (Солон).
- Краткая, меткая речь. (лаконичная).
III. Подведение итогов. Учитель подводит итоги Олимпиады. Участникам победившей команды вручаются стилизованные медали или венки победителей. Учитель объявляет оценки за урок.
IV. Рефлексия.
Цель – самоанализ и анализ своей работы, ощущений и комфортности на уроке
- Что нового вы сегодня делали на уроке?
- Какие задания для вас оказались наиболее трудными?
- Какой опыт вы приобрели?
- Как вы чувствовали себя в своей группе?
- Можно ли вашу группу назвать командой?
V. Домашнее задание: подготовить кроссворды, шарады, ребусы по пройденному материалу.
Литература.
1.Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с.
2.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. учеб.заведений: 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: МИРОС; Смоленск: Русич,1995.-224с.
3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2003.
4. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе.//Преподавание истории в школе.1998.№ 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
Размещаемый на сайте материал составлен для гуманитарной олимпиады, которую МО истории гимназии 399 СП-б ежегодно проводит для учеников 9-11 классов. В 2013 году, в котором Росси вспоминает династичес...
Исторические олимпиады
Исторические олимпиады за 9 - 11 классы...
«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)
В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...
Неделя гуманитарного цикла. Историческая олимпиада.
Задания для Недели предметов гуманитарного цикла разработаны на основе учебника «Истории России» для учащихся 8-х классов специальных (коррекционных) об...
Работа в составе оргкомитета литературно-исторической олимпиады "Золотая моя Москва", посвященной Дню города Москвы
Положение конкурса...