Историческая олимпиада 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Азанова Ольга Леонидовна

Ход урока: Урок  обобщающего повторения.

Интеллектуальная  историческая олимпиада по темам « Древний Восток», «Древняя Греция"

Цели:

Образовательная: проверить знания и умения учащихся по разделам:

  Определить уровень знания учащихся:

  -  повторить в игровой форме материал по темам:

« Древний Восток»,

«Древняя Греция»

Позновательная:

- через игровую деятельность нетрадиционного урока пробудить в детях любопытство, сделать процесс познания захватывающим и увлекательным,

-для этого важно уйти от шаблона ,от чрезмерной регламентации учебной деятельности,

- стимулировать творчество, поиск неординарных решений.

Определить уровень умений учащихся:

- демонстрировать умения работать с картой, таблицей, текстом.

Развивающая:

 - развития творческого мышления и познавательного интереса к предмету,

- прививать навыки работы в группе,

- развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации,

- развивать аналитические способности.

Воспитательная:

- воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки, своей ответственности, умение работать в коллективе,

- через активную позицию всех учащихся на уроке способствовать формированию класса как единого творческого коллектива,

- стремиться созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Оборудование:

- карты: «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», « Древняя Греция в V веке до н.э.»

Форма работы: в группах .

Правило игры:

1.      Команды, равные по силам, формирует учитель.

2.      Команды работают по заданиям учителя.

3.      Команды самостоятельно выбирают себе названия и капитанов.

4.      Капитан распределяет задания по ученическим способностям.

 

После ответа команда соперника  может ответить и увеличить свои баллы, если у них есть дополнения.

I.                   Организация начала урока:

 

Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующую творческую деятельность

 

Дети поделены на равные группы по числу и обученности. Каждая группа учеников сидит за отдельным столом, на котором лежат листы с заданием для команды.

Вводное слово учителя:

Учитель:

Две тысячи с лишним лет назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь Олимпиад
Под солнцем пламенной Эллады.

Сегодня мы проводим необычную олимпиаду. Это олимпиада интеллектуальная, в различных состязаниях вам надо будет показать свои знания по истории Древнего мира. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки. В нашей Олимпиаде принимают участие две команды, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.

Релаксация:

А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь вы одна команда, один организм. Вы вместе! Я надеюсь, что на этом уроке вы будете еще активнее, еще дружнее и покажите те знания, которые получили на уроках истории Древнего мира. Желаю каждой команде удачи, болею за всех вас.

 

Постановка учебной задачи:

Цель: Обеспечение мотивации и принятие учащимися в определении целей урока

(Дети выполняют команды учителя)

  Ребята, попробуйте предположить, чем мы будем заниматься на уроке?

  После того, как ученики ответят на вопрос, учитель подводит итог и дополняет ответ.

 - Кроме того, мы будем учиться работать в группе, учиться  взаимопониманию, уважению к одноклассникам. Преступайте к работе.

Ответы учеников:

- Будем повторять пройденный материал.

- Мы будем закреплять и проверять свои знания.

- Будем соревноваться с одноклассниками в знаниях и умениях.

 Основной этап урока:

Цель: Работа учащихся по инструкции учителя.

Инструкция:

Выберите название и капитана команды.

 

II. Повторение материала.


Первый этап- разминка. В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. За каждый правильный ответ команда получает один балл, максимальное количество баллов – 14. ( Можно усложнить задание, ограничив общее время на ответ или, зачитывая по одному определению для каждого ученика).
Задания для первой команды: (в скобках приводятся правильные ответы)

  1. жилище богов (храм)
  2. передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (аренда).
  3. человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб).
  4. наука, изучающая развитие человеческого общества (история).
  5. рассказы о богах и героях (мифы)
  6. сплав меди и олова (бронза)
  7. знатный человек в Египте (вельможа)
  8. древнеегипетская гробница (пирамида)
  9. группы людей, на которые делилось население в Индии (касты)
  10. простой, свободный народ в Аттике (демос)
  11. совет знати в Афинах (ареопаг)
  12. правила, обязательные для всех жителей государства (законы)
  13. значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
  14. поселения, которые греки и финикийцы основывали в других странах (колонии)

Задания для второй команды:

  1. служители бога (жрецы)
  2. плата населения в государственную казну (налоги)
  3. вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
  4. небольшое самостоятельное государство в Греции (полис)
  5. знатные правители в Афинах (архонты)
  6. власть народа (демократия)
  7. богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
  8. значки для письма в Двуречье (клинопись)
  9. правитель Египта (фараон)
  10. наука о движении небесных светил (астрономия)
  11. хранилище государственных денег (казна)
  12. большое и сильное государство (держава)
  13. значки для письма в Финикии и Греции (буквы)
  14. вера в одного бога (единобожие)

 

Учитель: переходим ко второму этапу - “историческое многоборье”. Команды разбиваются на тройки, каждая тройка получает свое задание.
Задание 1. “ Знатоки карты”: учащиеся получают карточки с названиями стран и карточки с контурными картами стран. Необходимо совместить названия с контурной картой. ( Обе команды получают одинаковое задание). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 5).


Задание 2. “ Путаница”: учащиеся получают по две карточки со списком из 4-х слов, необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему именно это слово. ( За каждое правильно найденное слово, команда получает 0,5 балла, за правильное объяснение к каждому списку – ещё 0,5 балла. Максимальное количество – 2 балла).

  1. Чай, алфавит, компас, шелк.(Алфавит. Остальные изобретения Китая)
  2. Шахматы, сахар, пурпурная краска, хлопок. (Пурпурная краска. Остальные изобретения Индии.)
  3. Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага. (Бумага. Остальные изобретения Финикии.)
  4. Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.(Клинопись. Остальные изобретения Египта.)

Задание 3. “ Зашифрованное послание”: учащиеся каждой команды должны разгадать ребус и шараду. ( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество – 2 балла).

Задание 4. “Крылатое выражение”: учащиеся должны объяснить смысл предложенного крылатого выражения, рассказать, как оно произошло. ( Максимальное количество баллов за задание – 2).

  1. “Нить Ариадны”, “Троянский конь”.
  2. “Яблоко раздора”, “Ахиллесова пята”

Задание 5. “ Знатоки богов”: команды по очереди называют имена греческих богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.
Пока соревнуются участники 5-ой тройки, остальные выполняют свои задания. Затем, со своими ответами на задания выступают остальные тройки участников.
Учитель: наступает третий этап – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают карточку с вопросом из бочонка и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ( Количество вопросов в этом конкурсе определяет учитель, ориентируясь на время).

Вопросы третьего этапа:

  1. В какой библиотеке хранились несгораемые книги? (в библиотеке царя Ашшурбанапала, в Ассирии).
  2. Название какой книги, если перевести на русский язык, звучит как “книга”? (Библия).
  3. На карте мы видим, что Нижний Египет расположен над Верхним. Объясните эту путаницу. (Названия Верхний и Нижний Египет связаны с верхним и нижним течением реки Нил, а, как известно, она течет с юга на север).
  4. Почему миф о потопе возник именно в Двуречье? ( Разливы рек Тигр и Евфрат проходили бурно и часто были разрушительными).
  5. Почему на берегах Черного моря находят очень много греческих изделий? (На берегах Черного моря было много греческих колоний).
  6. В Афинах рабов было больше, чем в Спарте. Однако афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами. Почему? ( В Афинах рабами были чужеземцы, а в Спарте – местное население, илоты).
  7. В Аттике было мало земли (для посева зерновых). Почему население не страдало от нехватки хлеба? ( Хлеб поступал из колоний).
  8. Почему среди богов-животных Египта нет свиньи и слона? (Свиней и слонов в Древнем Египте никогда не было).

Четвёртый этап - конкурс знатоков культуры «Древней Греции»

Учитель: наступает решающий пятый этап наших Олимпийских игр – “Гонка за лидером”.
Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов. Каждая команда должна ответить на 10 коротких вопросов, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы для первой команды:

  1. Самая высокая пирамида. (пирамида Хеопса).
  2. На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе).
  3. Строительный материал в Древнем Двуречье. (глина).
  4. Как звали царя, который собрал огромную библиотеку? (Ашшурбанапал).
  5. Древнекитайский мудрец. (Конфуций).
  6. Автор поэем “Илиада” и “Одиссея”. (Гомер).
  7. Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки? (Финикии).
  8. По имени какого правителя Афин называют очень жестокие законы? ( Дракона).
  9. В какой стране придумали арабские цифры? (в Индии).
  10. В каком государстве построили самую длинную стену? (в Китае),

Вопросы для второй команды:

  1. Гробница какого фараона не была разграблена? (Тутанхамона).
  2. Какой город называли “городом крови” и “логовищем львов”? (Ниневию).
  3. Какой алфавит очень похож на наш? (греческий).
  4. “Первый властелин” единого Китая. (Цинь Шихуан).
  5. В какой стране придумали игру в шахматы? (в Индии).
  6. В войске какого государства впервые появилось железное оружие? (в ассирийском).
  7. Где изобрели бумагу? (в Китае).
  8. Самая большая держава на древнем Востоке ( Персидская).
  9. Архонт, отменивший долговое рабство в Афинах. (Солон).
  10. Краткая, меткая речь. (лаконичная).

III. Подведение итогов. Учитель подводит итоги Олимпиады. Участникам победившей команды вручаются стилизованные медали или венки победителей. Учитель объявляет оценки за урок.

IV. Рефлексия.

Цель – самоанализ и анализ своей работы, ощущений и комфортности на уроке

- Что нового вы сегодня делали на уроке?

- Какие задания для вас оказались наиболее трудными?

- Какой опыт вы приобрели?

- Как вы чувствовали себя в своей группе?

- Можно ли вашу группу назвать командой?

V. Домашнее задание: подготовить кроссворды, шарады, ребусы по пройденному материалу.

                        Литература.

1.Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с.

2.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. учеб.заведений: 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: МИРОС; Смоленск: Русич,1995.-224с.

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2003.

4. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе.//Преподавание истории в школе.1998.№ 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_istoricheskaya_olimpiada_5_klass.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока: Урок  обобщающего повторения.

Интеллектуальная  историческая олимпиада по темам « Древний Восток», «Древняя Греция"

Цели:

Образовательная: проверить знания и умения учащихся по разделам:

  Определить уровень знания учащихся:

  -  повторить в игровой форме материал по темам:

« Древний Восток»,

«Древняя Греция»

Позновательная:

- через игровую деятельность нетрадиционного урока пробудить в детях любопытство, сделать процесс познания захватывающим и увлекательным,

-для этого важно уйти от шаблона ,от чрезмерной регламентации учебной деятельности,

- стимулировать творчество, поиск неординарных решений.

Определить уровень умений учащихся:

- демонстрировать умения работать с картой, таблицей, текстом.

Развивающая:

 - развития творческого мышления и познавательного интереса к предмету,

- прививать навыки работы в группе,

- развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации,

- развивать аналитические способности.

Воспитательная:

- воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки, своей ответственности, умение работать в коллективе,

- через активную позицию всех учащихся на уроке способствовать формированию класса как единого творческого коллектива,

- стремиться созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Оборудование:

- карты: «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», « Древняя Греция в V веке до н.э.»

Форма работы: в группах .

Правило игры:

  1. Команды, равные по силам, формирует учитель.
  2. Команды работают по заданиям учителя.
  3. Команды самостоятельно выбирают себе названия и капитанов.
  4. Капитан распределяет задания по ученическим способностям.

После ответа команда соперника  может ответить и увеличить свои баллы, если у них есть дополнения.

  1. Организация начала урока:

Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующую творческую деятельность

Дети поделены на равные группы по числу и обученности. Каждая группа учеников сидит за отдельным столом, на котором лежат листы с заданием для команды.

Вводное слово учителя:

Учитель: 

Две тысячи с лишним лет назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь Олимпиад
Под солнцем пламенной Эллады.

Сегодня мы проводим необычную олимпиаду. Это олимпиада интеллектуальная, в различных состязаниях вам надо будет показать свои знания по истории Древнего мира. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки. В нашей Олимпиаде принимают участие две команды, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.

Релаксация:

А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь вы одна команда, один организм. Вы вместе! Я надеюсь, что на этом уроке вы будете еще активнее, еще дружнее и покажите те знания, которые получили на уроках истории Древнего мира. Желаю каждой команде удачи, болею за всех вас.

Постановка учебной задачи:

Цель: Обеспечение мотивации и принятие учащимися в определении целей урока

(Дети выполняют команды учителя)

  Ребята, попробуйте предположить, чем мы будем заниматься на уроке?

  После того, как ученики ответят на вопрос, учитель подводит итог и дополняет ответ.

 - Кроме того, мы будем учиться работать в группе, учиться  взаимопониманию, уважению к одноклассникам. Преступайте к работе.

Ответы учеников:

- Будем повторять пройденный материал.

- Мы будем закреплять и проверять свои знания.

- Будем соревноваться с одноклассниками в знаниях и умениях.

 Основной этап урока:

Цель: Работа учащихся по инструкции учителя.

Инструкция:

Выберите название и капитана команды.

II. Повторение материала.


Первый этап- разминка.
В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. За каждый правильный ответ команда получает один балл, максимальное количество баллов – 14. ( Можно усложнить задание, ограничив общее время на ответ или, зачитывая по одному определению для каждого ученика).
Задания для первой команды: (в скобках приводятся правильные ответы)

  1. жилище богов (храм)
  2. передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (аренда).
  3. человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб).
  4. наука, изучающая развитие человеческого общества (история).
  5. рассказы о богах и героях (мифы)
  6. сплав меди и олова (бронза)
  7. знатный человек в Египте (вельможа)
  8. древнеегипетская гробница (пирамида)
  9. группы людей, на которые делилось население в Индии (касты)
  10. простой, свободный народ в Аттике (демос)
  11. совет знати в Афинах (ареопаг)
  12. правила, обязательные для всех жителей государства (законы)
  13. значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
  14. поселения, которые греки и финикийцы основывали в других странах (колонии)

Задания для второй команды:

  1. служители бога (жрецы)
  2. плата населения в государственную казну (налоги)
  3. вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
  4. небольшое самостоятельное государство в Греции (полис)
  5. знатные правители в Афинах (архонты)
  6. власть народа (демократия)
  7. богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
  8. значки для письма в Двуречье (клинопись)
  9. правитель Египта (фараон)
  10. наука о движении небесных светил (астрономия)
  11. хранилище государственных денег (казна)
  12. большое и сильное государство (держава)
  13. значки для письма в Финикии и Греции (буквы)
  14. вера в одного бога (единобожие)

Учитель: переходим ко второму этапу - “историческое многоборье”. Команды разбиваются на тройки, каждая тройка получает свое задание.
Задание 1. “ Знатоки карты”: учащиеся получают карточки с названиями стран и карточки с контурными картами стран. Необходимо совместить названия с контурной картой. ( Обе команды получают одинаковое задание). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 5). 


Задание 2. “ Путаница”: учащиеся получают по две карточки со списком из 4-х слов, необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему именно это слово. ( За каждое правильно найденное слово, команда получает 0,5 балла, за правильное объяснение к каждому списку – ещё 0,5 балла. Максимальное количество – 2 балла).

  1. Чай, алфавит, компас, шелк.(Алфавит. Остальные изобретения Китая)
  2. Шахматы, сахар, пурпурная краска, хлопок. (Пурпурная краска. Остальные изобретения Индии.)
  3. Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага. (Бумага. Остальные изобретения Финикии.)
  4. Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.(Клинопись. Остальные изобретения Египта.)

Задание 3. “ Зашифрованное послание”: учащиеся каждой команды должны разгадать ребус и шараду. ( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество – 2 балла).

Задание 4. “Крылатое выражение”: учащиеся должны объяснить смысл предложенного крылатого выражения, рассказать, как оно произошло. ( Максимальное количество баллов за задание – 2).

  1. “Нить Ариадны”, “Троянский конь”.
  2. “Яблоко раздора”, “Ахиллесова пята”

Задание 5. “ Знатоки богов”: команды по очереди называют имена греческих богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.
Пока соревнуются участники 5-ой тройки, остальные выполняют свои задания. Затем, со своими ответами на задания выступают остальные тройки участников.
Учитель: наступает третий этап – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают карточку с вопросом из бочонка и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ( Количество вопросов в этом конкурсе определяет учитель, ориентируясь на время).

Вопросы третьего этапа:

  1. В какой библиотеке хранились несгораемые книги? (в библиотеке царя Ашшурбанапала, в Ассирии).
  2. Название какой книги, если перевести на русский язык, звучит как “книга”? (Библия).
  3. На карте мы видим, что Нижний Египет расположен над Верхним. Объясните эту путаницу. (Названия Верхний и Нижний Египет связаны с верхним и нижним течением реки Нил, а, как известно, она течет с юга на север).
  4. Почему миф о потопе возник именно в Двуречье? ( Разливы рек Тигр и Евфрат проходили бурно и часто были разрушительными).
  5. Почему на берегах Черного моря находят очень много греческих изделий? (На берегах Черного моря было много греческих колоний).
  6. В Афинах рабов было больше, чем в Спарте. Однако афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами. Почему? ( В Афинах рабами были чужеземцы, а в Спарте – местное население, илоты).
  7. В Аттике было мало земли (для посева зерновых). Почему население не страдало от нехватки хлеба? ( Хлеб поступал из колоний).
  8. Почему среди богов-животных Египта нет свиньи и слона? (Свиней и слонов в Древнем Египте никогда не было).

Четвёртый этап - конкурс знатоков культуры «Древней Греции»

Учитель: наступает решающий пятый этап наших Олимпийских игр – “Гонка за лидером”.
Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов. Каждая команда должна ответить на 10 коротких вопросов, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы для первой команды:

  1. Самая высокая пирамида. (пирамида Хеопса).
  2. На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе).
  3. Строительный материал в Древнем Двуречье. (глина).
  4. Как звали царя, который собрал огромную библиотеку? (Ашшурбанапал).
  5. Древнекитайский мудрец. (Конфуций).
  6. Автор поэем “Илиада” и “Одиссея”. (Гомер).
  7. Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки? (Финикии).
  8. По имени какого правителя Афин называют очень жестокие законы? ( Дракона).
  9. В какой стране придумали арабские цифры? (в Индии).
  10. В каком государстве построили самую длинную стену? (в Китае),

Вопросы для второй команды:

  1. Гробница какого фараона не была разграблена? (Тутанхамона).
  2. Какой город называли “городом крови” и “логовищем львов”? (Ниневию).
  3. Какой алфавит очень похож на наш? (греческий).
  4. “Первый властелин” единого Китая. (Цинь Шихуан).
  5. В какой стране придумали игру в шахматы? (в Индии).
  6. В войске какого государства впервые появилось железное оружие? (в ассирийском).
  7. Где изобрели бумагу? (в Китае).
  8. Самая большая держава на древнем Востоке ( Персидская).
  9. Архонт, отменивший долговое рабство в Афинах. (Солон).
  10. Краткая, меткая речь. (лаконичная).

III. Подведение итогов. Учитель подводит итоги Олимпиады. Участникам победившей команды вручаются стилизованные медали или венки победителей. Учитель объявляет оценки за урок.

IV. Рефлексия.

Цель – самоанализ и анализ своей работы, ощущений и комфортности на уроке

- Что нового вы сегодня делали на уроке?

- Какие задания для вас оказались наиболее трудными?

- Какой опыт вы приобрели?

- Как вы чувствовали себя в своей группе?

- Можно ли вашу группу назвать командой?

V. Домашнее задание: подготовить кроссворды, шарады, ребусы по пройденному материалу.

        Литература.

1.Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с.

2.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. учеб.заведений: 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: МИРОС; Смоленск: Русич,1995.-224с.

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2003.

4. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе.//Преподавание истории в школе.1998.№ 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Размещаемый на сайте материал составлен для гуманитарной олимпиады, которую МО истории гимназии 399 СП-б ежегодно проводит для учеников 9-11 классов. В 2013 году, в котором Росси вспоминает династичес...

Исторические олимпиады

Исторические олимпиады за 9 - 11 классы...

«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)

В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...

Неделя гуманитарного цикла. Историческая олимпиада.

Задания  для  Недели  предметов гуманитарного цикла разработаны на основе учебника «Истории России» для учащихся 8-х  классов  специальных (коррекционных)  об...