Исторические олимпиады
тест по истории (9 класс) по теме

Марсова Олеся Павловна

Исторические олимпиады за 9 - 11 классы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕРКЕ ЗАДАНИЙ

ПЕРВЫЙ ТУР

9 класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 3 часа.

  1. [12 баллов].

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Выделены ключевые слова, которые в обязательном порядке должны встречаться в ответе.

  1. Чудское озеро - по названию племени «чудь».
  2. Остромирово Евангелие –  по имени новгородского посадника Остромира, владельца книги.
  3. Запорожская Сечь – по расположению за днепровскими порогами.
  4. Аландский конгресс – по Аландским островам, на которых проходил.
  5. Георгиевский трактат – по городу Георгиевску, в котором был подписан.
  6. Георгиевский кавалер – по названию ордена Святого Георгия.
  7. Ришельевский лицей – по фамилии Новороссийского генерал-губернатора де Ришелье, ходатайствовавшего перед Александром I об открытии лицея. Принципиально важно, чтобы участник понимал, что речь не идет о кардинале Ришелье!
  8. Морозовская мануфактура – по фамилии фабриканта Морозова, владельца мануфактуры.
  9. Николаевская железная дорога -  названа именем Николая I, в правление которого была построена.
  10. Дягилевские сезоны - по фамилии Дягилева, театрального деятеля и антрепренера.
  11. Ленский расстрел – по названию реки Лена, на которой произошли кровавые события
  12. Уфимская директория по городу Уфе, где первоначально была сформирована.

  1. [5 баллов]

По 1 баллу за каждый правильный столбец в таблице.

А.

Б.

В.

Г.

Д.

3.

2.

5.

6.

4.

  1. [5 баллов]

Выделены ключевые слова, которые в обязательном порядке должны встречаться в ответе. Участник должен понимать, что славянские имена могли быть связаны только с теми растениями или животными, которые обитали на территории заселения славян.

Славянское имя

Происхождение имени

Тихомир

Велимудр

Горазд

Злата

Орех

Ерш

Соловей

Лада

Гостомысл

Бажен

Третьяк

Состоит из двух основ «тихий мир». Означает «умиротворенный».

Состоит из двух основ. Означает «многознающий», «очень мудрый» (принимаются ответы, близкие по смыслу).

«Умелый», этимологически «на все горазд», «все может», «все умеет».

«Золотая».

По названию растения.

По названию рыбы.

По названию птицы.

По имени богини любви, красоты и брака, означает «милая», «совершенная».

Состоит из двух основ. Означает «думающий о гостях».

«Желанный»

«Третий сын в семье»

1 балл за 2-3 правильно определенных славянских имени с толкованиями.

2 балла за 4-5 правильных ответа.

3 балла за 6-7 правильных ответов.

4 балла за 8-9 правильных ответов.

5 баллов за 10-11 правильных ответов.

За каждое неславянское имя, ошибочно внесенное в таблицу, минус 1 балл!

  1. [3 балла]

1). Города, основанные при одном и том же правителе – 1 балл за правильный ответ.

2).

А.

Б.

В.

Г.

4.

3.

1.

2.

1 балл за 2 правильных стобца.

2 балла за 3-4 правильных столбца.

  1. [4 балла]

1) Название документа - Новоторговый устав – 1 балл.

2) Дата принятия документа – 1667 год – 1 балл..

3) Автор документа –  Ордин-Нащокин - 1 балл.

4) Почему Вы решили, что речь идет именно об этом документе? Ваша краткая аргументация: свободная торговля русских купцов, ограничения на торговлю иностранцев в России - 1 балл.

  1. [3 балла]

(1) – оброк, (2) – барщина

1) Крепостные крестьяне (помещичьи, частновладельческие) – 1 балл за два правильно заполненных пропуска и определение категории крестьян. Если один из трех ответов неверен или отсутствует, балл не давать!

2) Период – принимаются ответы: конец XVIII – первая половина XIX в., первая половина XIX в., первая половина XIX в. до отмены крепостного права. Принципиально важно, чтобы участник понимал, что речь идет о еще крепостных крестьянах, с одной стороны, и что речь не может идти о второй половине XVIII века – 1 балл за правильное определение периода.

3) Обоснование: преобладание денежного оброка, учитывая, что текст написан современником, сам язык исключает привязку ко второй половине XVIII в. Могут быть названы другие аргументы, главное, чтобы было объяснение – 1 балл за объяснение.

  1. [9 баллов]

По 1 баллу за каждое правильно определенное событие, 2 балла за полностью правильную последовательность.

Последова-тельность

Буквенное обозначение отрывка

Событие

1

Д.

Переход через Неман

2

А.

Смоленское сражение

3

Е.

Шевардинский редут

4

В.

Бородино

5

Б.

Вступление в Москву Наполеона

6

Г.

Возвращение на Старую Смоленскую дорогу

7

Ж.

Березина

  1. [4 балла]

1

2

3

4

5

6

В (Г)

Д

Е

Г (В)

А

Б

1 балл за 2 правильных стобца.

2 балла за 3-4 правильных стобцов.

3 балла за 5 правильных столбцов.

4 балла за полностью правильно заполненную таблицу

  1. [14 баллов]

1) 8 баллов максимально.

А. Попов, изобретение радио, физика (возможно указание только на науку без конкретного окрытия).

Б.Репин, художник, живопись.

В. Чайковский, композитор, музыка

Г. Менделеев, химия.

Д. Лобачевский, математика.

Е. Павлов, биология, физиология.

Ж. Пржевальский, путешественник, география.

З. Миклухо-Маклай, путешественник, география.

И. Шаляпин, певец, музыка.

По 1 баллу за каждый правильно определенный портрет

2) 1 балл за полностью правильный ответ с указанием принципа объединения

А.

Г.

Е.

Ж.

З.

Принцип объединения: ученые второй половины XIX

3) 5 баллов максимально.

Портрет (буква)

А.

Г.

Е.

Ж.

З.

Иллюстрация (цифра)

1.

3.

5.

2.

4.

Текст (римск. цифра)

IV.

I.

V.

III.

II.

По 1 баллу за каждый правильно заполненный столбец.

  1. [2 балла]

1) Памятник Минину и Пожарскому.

2) Мартос.

3) Красная площадь в Москве.

4) Первый скульптурный памятник Москвы.

1 балл за 2-3 правильных ответа.

2 балла за 4 правильных ответа.

  1. [4 балла]

1) 1920

2) Южного фронта

3) Фрунзе

4) Сиваш

5) Перекоп

6) Крым

7) Врангеля

1 балл за 2 правильных ответа.

2 балла за 3-4 правильных ответа.

3 балла за 5-6 правильных ответов.

4 балла за 7 правильных ответов.

  1. [5 баллов]

1) На 30 сентября, на 16 ноября и на 5 декабря 1941 г. – 1 балл за все точные даты.

2) Начало декабря 1941 г. Аргументация: расстояние до Москвы 30 км. – максимальное продвижение немцев к Москве (около 28 км.) было достигнуто именно к 5 декабря, причем на северо-западе от Москвы (в тексте указано, что Москва на юго-востоке, следовательно, направление совпадает) - максимально 2 балла (1 за датировку, 1 за объяснение).

3) Деревня Крюково – 1 балл.

4) «У деревни Крюково» - 1 балл.

  1. [10 баллов]

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Г.

В.

Б.

А.

Б.

А.

Б.

В.

Б.

В.

По 1 баллу за каждый правильно заполненный столбец.

  1. [16 баллов]

Буквенные обозначения произведений древнерусской литературы А, Г, Е – 1 балл за 3 правильных ответа.

Буквенные обозначения сочинений историков Б, В, Д, Ж– 1 балл за 4 правильных ответа.

При проверке таблицы дается максимально 2 балла за каждую правильно заполненную строку (1 балл за отождествление отрывка (буква) и 1 балл за обоснование).

Название произведения

Буквенное обозначение

Обоснование

Повесть временных лет.

Е

Данное известие является исходным для всех последующих, именно на него опираются позднейшие историки.

Сказание о Великих князьях Владимирских.

Г

Текст – результат достаточно вольных рассуждений над исходным известием ПВЛ. Должна быть отмечена привнесенная в него мысль о происхождении Рюрика от Августа.

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске (XVII в.).

А

На XVII в., помимо языка, указывает то, что книжник еще дальше отходит от первоначального известия ПВЛ, добавляя обширные морализаторские рассуждения. Для времени после Смуты очень характерна мысль, что междоусобицы происходят от отсутствия «властодержца от роду царского».

Татищев В.Н. История Российская.

Б

Должна быть сформулирована мысль о том, что здесь уже делается попытка критики источника. Язык XVIII в.

Н.М.Карамзин. История государства Российского.

Д

Должна быть определена монархическая суть концепции Карамзина. Дополнительным баллом поощряется понимание того, что Карамзин уже может отличить первоначальное известие ПВЛ от позднейших версий и «преданий» - плюс 1 балл!

Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908).

В

Должна быть сформулирована мысль, что подход Шахматова основан на сопоставлении различных летописных текстов и реконструкции на этой основе текстов более ранних, не дошедших до нас.

Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства (2004)

Ж

Для современного этапа развития науки характерно стремление к синтезу различных источников; ныне в распоряжении историков, помимо летописей, имеются иностранные источники и широкий круг данных археологии. Кроме того, участник может отметить ссылку на Шахматова при текстологическом анализе летописи.

  1. [4 балла]

Верно

Неверно

1, 4

2, 3

По одному баллу за каждый правильный ответ.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТРЕТИЙ ТУР

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Инструкция для жюри.

Критерии оценивания:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за эссе – 50.

Рекомендуемый план работы:

1. Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента. (5 баллов)

2. Характеристика представленных документов и материалов, оценка возможностей, которые они дают для освещения проблемы. (5 баллов)

3. Характеристика содержания понятия «вольность» на основе текста Манифеста и Жалованной грамоты. (10 баллов)

4. Анализ правовых ограничений «вольности» на основе текста Манифеста и Жалованной грамоты. (15 баллов)

5. Выводы. Оценка представленных материалов для понимания сословного статуса дворянства в России во второй половине XVIII в. (10 баллов)

Всего – 50 баллов.

Мы просим Вас обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого

плана. Имейте в виду, что жюри будет обращать основное внимание на умение четко

сформулировать Ваши положения и аргументировать их с помощью источника – обратите

особое внимание на третий пункт плана.



Предварительный просмотр:

ВТОРОЙ ТУР

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Максимальная оценка – 50 баллов

Время на подготовку – 90 мин.

Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами – Приговор Первого Земского ополчения (в сокращенном и адаптированном варианте). Напишите на основе его текста небольшую работу на тему: «Организация и социально-политическая программа Первого Земского ополчения».

Лета 7119-го июня в 30-й день, Московскаго государства разных земель царевичи[1] и бояре, и окольничие[2], и стольники[3], и дворяне, и приказные люди[4], и князи, и мурзы, и дворяне из всех городов, и атаманы, и казаки, и всякие служилые люди, которые стоят за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру против разорителей веры христианские, польских и литовских людей, под Москвою, приговорили, и выбрали всею Землею бояр и воевод, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкаго да Ивана Мартыновича Заруцкаго да думнаго дворянина и воеводу Прокофья Петровича Ляпунова, на том, что им, будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправа всякая меж всяких людей чинити в правду, а ратным и земским всяким людем их, бояр, во всяких земских и в ратных делах слушати всем.

1. А поместья за бояры быти боярским, а взяти им себе поместья и вотчины боярские, боярину – боярское, а окольничему – окольническое, примеряся к прежним большим бояром, как было при прежних российских прирожденных государех.

А которые дворцовые села и черные волости и монастырские села, и боярские и окольничих и думных дворян поместья и вотчины розняли бояре по себе без земского приговору, и дворянам и детем боярским раздали они же бояре вновь в додачу к старым их окладам[5] или сверх их окладов, – и те новые поместья у тех у всех отняти, и отписати в дворцовые села, а поместные и вотчинные земли раздати безпоместным и разоренным детем боярским, которые поместей своих отбыли от литовского разоренья.

2. А в дворцовые же села и черные волости, которые розданы бояром, и окольничим, и дворянам большим, и дворяном же из городов, которые сидели на Москве, и в осаде, и по городам, за Московское же государство, и которые были в Тушине, и в Калуге[6], и по иным Северским городам[7], не по их мере, оклады и дачи, и их верстать[8] с теми, которым давано на Москве за осадное сиденье[9] и за раны по их мере, и в поместном окладе и в денежном жалованье учинить их равно.

А которым за Московское сиденье на Москве и в Тушине и в Калуге даны оклады и денежное жалованье не по их мере и не за службу, и у тех по сыску[10] окладов и денежнова жалованья убавливать, а оставливать им по их мере, а лишек, что у них возмут, раздать в раздачу.

3. А которые воеводы ныне по городам, и здеся в полкех, имали себе поместья самовольством без боярского и всей Земли совету из дворцовых сел и черных волостей и из боярских и из дворянских поместей и из вотчин, или которые взяли, бив челом ложно о сте четвертех, а владеют пятью сты и иные и тысячами, — и в тех лишних землях и в доходех тех помещиков счесть, а по счету с тех лишних земель доходы и владенье на них доправити[11]; а тот лишек, что за ними было поместные и вотчинные земли, роздать в роздачу безпоместным и разоренным, что кому доведется; а дворцовые села и черные волости отписать во Дворец.

19. А строить Землю и всяким земским и ратным делом промышлять, бояром, которых изобрали всею Землею[12] и по сему всеа Земли приговору. А смертною казнью без земскаго, и всей Земли приговору бояром не по вине не казнити.

24. А буде бояря, которых выбрали ныне всею Землею для всяких земских и ратных дел в правительство, о земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду, и по сему земскому приговору всяких земских и ратных дел делати не станут, а за ними всякие земские дела постановятся, или которые воеводы бояр во всех делах слушати не учнут, а нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, поговоря со всею Землею, хто будет более к земскому делу пригодится.

Рекомендованный план работы:

  1. Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента (до 10 баллов)
  2. Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы (до 5 баллов).
  3. Социальный состав и идеология Первого ополчения (до 5 баллов).
  4. Организация власти в Первом Земском ополчении (до 10 баллов).
  5. Проблема земельной политики в Приговоре (до 15 баллов).
  6. Выводы. Оценка документа для понимания истории Смутного времени (до 5 баллов).

Мы просим Вас обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого плана.

Имейте в виду, что жюри будет обращать основное внимание на умение четко сформулировать Ваши положения и аргументировать их с помощью источника – обратите особое внимание на третий пункт плана.


[1] Царевичи — здесь представители феодальной знати нерусского происхождения, потомки ордынских "царей".

[2] Следующий по значимости чин после боярина.

[3] Высший чин столичного дворянства.

[4] Служащие приказов.

[5] Оклад – размер земельного пожалования дворянину за службу.

[6] Последнее местопребывание Лжедмитрия II, где он был убит.

[7] Юго-западные земли Российского государства, бывшая территория Новгород-Северского княжества.

[8] Верстать – наделять земельным окладом.

[9] «Московское осадное сидение» – устойчивое обозначение обороны Москвы от тушинцев при Василии Шуйском.

[10] Здесь сыск – проверка.

[11] Т.е. взыскать с владельцев все излишки.

[12] В данном случае «бояре» - не члены Боярской думы, а избранные «всею Землею» предводители ополчения.



Предварительный просмотр:

ТРЕТИЙ ТУР     ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка – 50 баллов      Время на подготовку – 90 мин.

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

  1. «Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества» (Л.В. Черепнин).
  2. «Смута не изменила общественного строя Москвы, но она переместила в нем центр тяжести с боярства на дворянство. Произошла смена господствующего класса…» (С. Ф. Платонов).
  3. «Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности» (Е.В. Анисимов).
  4. «В конечном выводе изучение военного и гражданского управления России при Павле заставляет признать, что этот государь имел трезвый и практический ум и способность к системе; что мероприятия его направлены были против глубоких язв и злоупотреблений» (Ф.В. Растопчин).
  5. «Коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины» (Е.В. Тарле).
  6. «Господствовавшее в дореволюционной (а одно время и в советской) историографии противопоставление первой и второй половины правления Александра I является в значительной степени условным» (Н.П. Ерошкин).
  7. «Судебные уставы являлись одним из лучших звеньев в последовательном ряду преобразований императора Александра II» (А.Ф. Кони).
  8. «Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров, император никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России» (С.Ю. Витте).
  9. «На некоторых этапах боевых действий в 1941-1943 гг. проблема второго фронта имела для Советского Союза критическое значение» (О. А Ржешевский).
  10. «Не подлежит сомнению, что одна из важнейших причин, в силу которых Н.С. Хрущев пошел на XX съезде на разоблачение сталинских преступлений, - кризисное состояние советской экономики и социальной сферы на рубеже 50-х годов, «тупиковость» сталинской социально-экономической политики. (Шестаков В.А.).


Предварительный просмотр:

Сочинение-эссе «Пушкин и современность» ученицы БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №107» Стаднюк Кристины Максимовны (10 класс)

Я очень люблю читать Пушкина. Сейчас о нём я знаю, наверное, больше, чем о себе самой. В чём же притягательность творчества Александра Сергеевича? Не знаю, но предполагаю, что в его вечной современности.

Сегодня нам, молодым, так трудно найти единомышленников, собеседников. Разве что по Интернету, но это всё не то - ведь человека не видишь. А читая Пушкина, будто разговариваешь с ним, находишь в его стихах и прозе ответы на вечные вопросы, волнующие моё поколение. Забываешь, что и возраст у него другой, и время не то, но "беседовать" с ним интересно. Когда я читаю Пушкина, будто с разными людьми разговариваю. Эти мои собеседники порой друзья, порой недоброжелатели, а иногда и враги. Они все разные, поэтому с ними интересно, поэтому я забываю, что они из далёкого прошлого. Есть среди них и такие, которых нелегко понять, объяснить их поступки, но какое удовольствие общаться с ними!

То, что, например, Евгений Онегин - человек с очень сложным и противоречивым характером, "страдающий эгоист", разочарованный в жизни, который нигде не может найти себе места, знают все. Мои ровесники и люди старше также мечутся в поисках жизненного пути, совершают ошибки, влюбляются, разве что на дуэль друг друга не вызывают...

А любимая пушкинская героиня, Татьяна Ларина, представляет собой идеал девушки и сегодня - не очень красивой, чистой душой, умной. Её прелесть не во внешней красоте, а в душевном благородстве, уме, простоте, естественности. Таких, как она, сейчас очень мало. Мои сверстники даже пугаются таких чистых и наивных девушек. Им привычнее общаться с теми, кто похож  на Ольгу Ларину - "куклами", чьи фарфоровые головки заполнены мыслями только об их исключительной красоте, тряпками, мыслями о богатых женихах и "мерседесах".

Я часто думаю, а какой бы была Татьяна Ларина в современном обществе? Конечно, талантливой, доброй, умной, обязательно с большим багажом знаний - ещё бы! Столько читала! У меня есть такие подруги. Мы любим с ними поговорить о любимых стихах А. С. Пушкина.

Присмотревшись, прислушавшись к пушкинским стихам, всегда поражаешься, как мысль можно выразить так точно и красиво?! Например, в стихотворении "Бесы " всё проникнуто неизвестностью, какой-то тревогой и всё-таки  красотой!... "Мчатся тучи, вьются тучи..." - в этих строках я нахожу отражение своих мыслей и переживаний. Для меня и моих друзей наступает сложное время - тревожное и вместе с тем обнадёживающее, словно над тобой чёрная туча тревоги, неизвестности и какого-то восторга - как сложится моё будущее, найду ли я своё место в этом непростом мире? Как у Ю. Шевчука: "Что же будет с родиной и с нами?" Вот ещё одна связь с Пушкиным: Юрий Шевчук - 21 век и Александр Пушкин - 19 век. А мысли одни и те же!

Я недавно была на конкурсе чтецов в музыкально-педагогическом колледже "Звуки слова мне родного". Совершенно неожиданно открыла для себя еще одно стихотворение Александра Сергеевича - "Клеветникам России" Вот уж действительно оно вне времени! Пушкин правильно писал: нас, русских, боятся, оттого и клевещут на нашу страну. Русский человек долго терпит и прощает все, но уж если не выдержит оголтелого лая в свой адрес, тогда берегись! Что ни есть на пути - всё сметет! Просто наш народ понимает, что живет в хрупком мире, что русский (как и любой другой) бунт - это страшно и бессмысленно, поэтому мир надо беречь, но и не давать себя в обиду!

Читая Пушкина, гордишься своей страной, людьми, природой, искусством. Действительно, Пушкин - это "наше всё" и такого нет ни в каком другом государстве!



Предварительный просмотр:

ВТОРОЙ ТУР

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Инструкция для жюри

  1. Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента (до 10 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Первое Земское ополчение собиралось в критический момент истории Смуты. Летом 1611 г. польские войска после двухгодичной осады взяли Смоленск, что делало абсолютно открытой западную границу России. Швеция в нарушение договора с Василием Шуйским оккупировала все русское побережье Финского залива и захватила Новгород. В Москве находился польский гарнизон, власть была в руках «семибоярщины», законным царем был провозглашен польский королевич Владислав. С призывом освободить Москву от поляков выступил патриарх Гермоген. В момент подхода ополчения к Москве в столице началось восстание против поляков (до 6 баллов).
  • Для Первого ополчения был характерен очень сложный социальный состав, включавший в себя различные группы дворянства и казаков. При попытке выработать общую программу действий это привело к внутренним конфликтам, убийству казаками П. Ляпунова и уходу дворян из ополчения, которое фактически распалось (до 3 баллов).
  • Ополчение созывалось во многом как реакция на отказ поляков соблюдать те достаточно выгодные для России условия, на которых королевич Владислав провозглашался царем по договору с «семибоярщиной» 1610 года (1 балл).
  1. Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы (до 5 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Датировка документа по византийскому летоисчислению от сотворения мира (7119 – 5508  = 1611) (1 балл).
  • Приговор представляет собой документ, принятый на собрании Первого Земского ополчения (фактически – Земском соборе) после того, как оно не смогло с ходу освободить Москву (до 2 баллов).
  • Документ отражает стремление руководства ополчения (и, в первую очередь, П. Ляпунова) обеспечить управление войсками и наметить контуры того социально-политического устройства, которое должно было быть воплощено в случае победы над поляками (до 2 баллов).
  1. Социальный состав и идеология Первого ополчения (до 5 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Социальный состав ополчения включал в себя все слои служилых людей «по отечеству» – аристократию (князей и бояр), московское дворянство (стольники), провинциальное дворянство («дворяне всех городов»), а также казаков (до 2 баллов).
  • Текст Приговора отражает, в первую очередь, интересы служилых землевладельцев (дворян) (1 балл).
  • Виден многонациональный состав Первого ополчения, которое явно включало в себя отряды из представителей народов Поволжья во главе с «царевичами» и «мурзами» (1 балл).
  • Подчеркивается религиозный характер освободительной борьбы («которые стоят за Дом Пресвятыя Богородицы…») (1 балл).
  1. Организация власти в Первом Земском ополчении (до 10 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • В Приговоре подчеркивается выборный характер высшей власти Первого ополчения – «…приговорили и выбрали всею Землею бояр и воевод…» (1 балл).
  • Показан широкий круг полномочий выбранных руководителей ополчения, получивших военную и судебную власть («будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправа всякая меж всяких людей чинити в правду») (до 2 баллов).
  • При этом в Приговоре подчеркивается приоритет Земского собора перед «боярами» как высшего судебного органа власти: «А смертною казнью без земскаго, и всей Земли приговору бояром не по вине не казнити») (до 2 баллов).
  • Приговор принципиально усиливал значение Земского собора как высшего органа власти, который мог отправить в отставку руководителей ополчения: «А буде бояря, которых выбрали ныне всею Землею для всяких земских и ратных дел в правительство, о земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду…, а нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, поговоря со всею Землею, хто будет болию к земскому делу пригодится» (до 2 баллов).
  • Приговор предоставлял Земскому собору распорядительную власть, которой должны были подчиниться выбранные «бояре»: («А строить Землю и всяким земским и ратным делом промышлять… по сему всеа Земли приговору») (до 2 баллов).
  • 1 балл можно поставить ученику в случае, если он отметит, что казачий атаман И.М. Заруцкий указан перед думным дворянином и воеводой П.П. Ляпуновым, что косвенно указывает на неизбежность конфликта, приведшего к распаду ополчения.
  1. Проблема земельной политики в Приговоре (до 15 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Статья о земельных владениях – первая после преамбулы. Это явно говорит о первостепенной важности вопросов земельной собственности для руководителей и служилых людей Первого ополчения (до 2 баллов).
  • В приговоре подчеркивается необходимость соблюдать прежнюю иерархию землевладельцев при земельных раздачах: «боярину боярское, а окольничему окольническое, примеряся к прежним большим бояром, как было при прежних российских прирожденных государех» (до 3 баллов).
  • Подчеркивается исключительная роль земского собора в политике земельных пожалований: «А которые дворцовые села и черные волости и монастырские села, и боярские и окольничих и думных дворян поместья и вотчины розняли бояре по себе без земского приговору и дворянам и детем боярским раздали они же бояре вновь в додачу к старым их окладам или сверх их окладов, — и те новые поместья у тех у всех отняти, и отписати в дворцовые села…» (до 2 баллов).
  • В области земельной политики приговор стоит на страже интересов государства и верных освободительной борьбе служилых людей: «— и те новые поместья у тех у всех отняти, и отписати в дворцовые села, а поместные и вотчинные земли отписав, раздати безпоместным и разоренным детем боярским, которые поместей своих отбыли от литовского разоренья»). При этом составители Приговора знали, что в Смуту многие земли были присвоены неправомерно – в этом случае их нужно вернуть государству и верным ему малоземельным и безземельным служилым людям (ст. 3) (до 5 баллов).
  • Очень важным для участников пестрого по составу Первого ополчения было признание тех земельных пожалований, которые были сделаны служилым людям, воевавшим ранее как на стороне Василия Шуйского («которые сидели на Москве и в осаде и по городам за Московское же государство»), так и против него «и которые были в Тушине, и в Калуге и по иным Северским городам») (до 3 баллов).
  1. Выводы. Оценка документа для понимания истории Смутного времени (до 5 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Приговор Первого Земского ополчения показывает, что в условиях Смуты его участники стремились укрепить власть Земского собора как сословно-представительского института на самом высшем уровне государственной политики (до 2 баллов).
  • Важнейшей проблемой служилых людей этого периода оставались земельные раздачи разных (часто – враждовавших между собой) правительств, которые были в конечном счете подтверждены (до 2 баллов).
  • Основные принципы организации Первого Земского ополчения и его намерения в области политических и земельных отношений схожи с опытом Второго ополчения и первых лет «послесмутной» политики государства (1 балл).



Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕРКЕ ЗАДАНИЙ

ПЕРВЫЙ ТУР

11 класс  Максимальная оценка – 100 баллов

1. [8 - баллов]

Выделены ключевые слова, которые в обязательном порядке должны встречаться в ответе.

  1. Чудское озеро - по названию племени «чудь».
  2. Остромирово Евангелие –  по имени новгородского посадника Остромира, владельца книги.
  3. Никоновская летопись – по имени патриарха Никона, владельца одной из рукописей.
  4. Запорожская Сечь - по расположению за днепровскими порогами.
  5. Нарышкинское барокко - по фамилии заказчиков Нарышкиных.
  6. Макарьевская ярмарка – по названию Макарьевского монастыря.
  7. Аландский конгресс – по Аландским островам, на которых проходил.
  8. Георгиевский трактат – по городу Георгиевску, в котором был подписан.
  9. Георгиевский кавалер – по названию ордена Святого Георгия.
  10. Ришельевский лицей – по фамилии Новороссийского генерал-губернатора де Ришелье, ходатайствовавшего перед Александром I об открытии лицея. Принципиально важно, чтобы участник понимал, что речь не идет о кардинале Ришелье!
  11. Морозовская мануфактура – по фамилии фабриканта Морозова, владельца мануфактуры.
  12. Николаевская железная дорога -  названа именем Николая I, в правление которого была построена.
  13. Дягилевские сезоны - по фамилии Дягилева, театрального деятеля и антрепренера.
  14. Ленский расстрел – по названию реки Лена, на которой произошли кровавые события..
  15. Уфимская директория по городу Уфе, где первоначально была сформирована.

1 балл за 2 правильных ответа.             2 балла за 3-4 правильных ответа.

3 балла за 5-6 правильных ответов.      4 балла за 7-8 правильных ответов.

5 баллов за 9-10 правильных ответов.  6 баллов за 11-12 правильных ответов.

7 баллов за 13-14 правильных ответов. 8 баллов за 15 правильных ответов.

  1. [3 балла]

А.

Б.

В.

Г.

Д.

Е.

3.

2.

5.

6.

4.

7.

1 балл за 2 правильных ответа.  2 балла за 3-4 правильных ответа.

3 балла за 5-6 правильных ответов.

  1. [5 баллов] Выделены ключевые слова, которые в обязательном порядке должны встречаться в ответе. Участник должен понимать, что славянские имена могли быть связаны только с теми растениями или животными, которые обитали на территории заселения славян.

Славянское имя

Происхождение имени

Тихомир

Велимудр

Горазд

Злата

Орех

Ерш

Соловей

Лада

Гостомысл

Бажен

Третьяк

Состоит из двух основ «тихий мир». Означает «умиротворенный».

Состоит из двух основ. Означает «многознающий», «очень мудрый» (принимаются ответы, близкие по смыслу).

«Умелый», этимологически «на все горазд», «все может», «все умеет».

«Золотая».

По названию растения.

По названию рыбы.

По названию птицы.

По имени богини любви, красоты и брака, означает «милая», «совершенная».

Состоит из двух основ. Означает «думающий о гостях».

«Желанный»

«Третий сын в семье»

1 балл за 2-3 правильно определенных славянских имени с толкованиями.

2 балла за 4-5 правильных ответа.           3 балла за 6-7 правильных ответов.

4 балла за 8-9 правильных ответов.         5 баллов за 10-11 правильных ответов.

За каждое неславянское имя, ошибочно внесенное в таблицу, минус 1 балл!

  1. [3 балла]

1). Города, основанные при одном и том же правителе – 1 балл за правильный ответ.

2).

А.

Б.

В.

Г.

4.

3.

1.

2.

1 балл за 2 правильных стобца.

2 балла за 3-4 правильных столбца.

  1. [9 баллов]

По 1 баллу за каждое правильно определенное событие, 2 балла за полностью правильную последовательность.

Последова-тельность

Буквенное обозначение отрывка

Событие

1

Д.

Переход через Неман

2

А.

Смоленское сражение

3

Е.

Шевардинский редут

4

В.

Бородино

5

Б.

Вступление в Москву Наполеона

6

Г.

Возвращение на Старую Смоленскую дорогу

7

Ж.

Березина

  1. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

В (Г)

Д

Е

Г (В)

А

Б

1 балл за 2 правильных стобца.         2 балла за 3-4 правильных стобцов.

3 балла за 5 правильных столбцов.   4 балла за полностью правильно заполненную таблицу

Плюс по 1 баллу за каждое пояснение, близкое по смыслу к ключам (выделены ключевые слова):

Пояснение по каждой категории:

1.Дворяне и 4.Купцы - ни купечество, ни дворянство не могли составлять более 40 % горожан, поскольку это были наиболее зажиточные слои городского населения. Однако их доля не могла быть и ничтожно малой, поскольку, например, дворянство в этот период составляло основную массу чиновничества, а практически все административные учреждения располагались именно в городах. В городах же располагалась большая часть ярмарок, главными участниками которых были купцы, и большая часть промышленных предприятий, в основном принадлежавших также купцам.

2.Духовенство – не может быть много, так как на один храм с несколькими церковно- и священнослужителями приходился церковный приход, численность которого составляли сотни человек.

3.Почетные граждане - новая сословная группа (учреждена в 1832 г.), и, к тому же, весьма специфическая – она была необходима для недопущения «размывания» дворянства выходцами из «неблагородных» сословий. Это была своего рода недворянская и некупеческая элита городского населения, то есть слой исключительно тонкий.

5.Мещане - занимались мелкой торговлей и ремеслом, эти отрасли и составляют основу экономики города, следовательно их больше всего.

6.Крестьяне - широкое распространение отходничества.

  1. [14 баллов]

1) 8 баллов максимально.

А. Попов, изобретение радио, физика (возможно указание только на науку без конкретного окрытия).

Б.Репин, художник, живопись.

В. Чайковский, композитор, музыка

Г. Менделеев, химия.

Д. Лобачевский, математика.

Е. Павлов, биология, физиология.

Ж. Пржевальский, путешественник, география.

З. Миклухо-Маклай, путешественник, география.

И. Шаляпин, певец, музыка.

По 1 баллу за каждый правильно определенный портрет

2) 1 балл за полностью правильный ответ с указанием принципа объединения

А.

Г.

Е.

Ж.

З.

Принцип объединения: ученые второй половины XIX

3) 5 баллов максимально.

Портрет (буква)

А.

Г.

Е.

Ж.

З.

Иллюстрация (цифра)

1.

3.

5.

2.

4.

Текст (римск. цифра)

IV.

I.

V.

III.

II.

По 1 баллу за каждый правильно заполненный столбец.

  1. [4 балла]

1). Когда (с точностью до 10 дней) в стране сложилась политическая ситуация, описанная в тексте? 20-е числа февраля- первые дни марта. Временное правительство еще не сформировано – 1 балл за датировку, 1 балл за аргументацию.

2). Представителем какой политической партии (либо сочувствующим) был автор этого текста? Меньшевик – явно представитель левых, при этом не эсер (ничего не говорится о крестьянстве, только пролетариат), ни большевик (сотрудничество с буржуазией, после революции буржуазия приходит к власти – программа меньшевиков) - 1 балл за датировку, 1 балл за аргументацию.

  1.  [4 балла]

1) 1920

2) Южного фронта

3) Фрунзе

4) Сиваш

5) Перекоп

6) Крым

7) Врангеля

1 балл за 2 правильных ответа.

2 балла за 3-4 правильных ответа.

3 балла за 5-6 правильных ответов.

4 балла за 7 правильных ответов.

  1. [5 баллов]

1) На 30 сентября, на 16 ноября и на 5 декабря 1941 г. – 1 балл за все точные даты.

2) Начало декабря 1941 г. Аргументация: расстояние до Москвы 30 км. – максимальное продвижение немцев к Москве (около 28 км.) было достигнуто именно к 5 декабря, причем на северо-западе от Москвы (в тексте указано, что Москва на юго-востоке, следовательно, направление совпадает) - максимально 2 балла (1 за датировку, 1 за объяснение).

3) Деревня Крюково – 1 балл.

4) «У деревни Крюково» - 1 балл.

  1. [16 баллов] Буквенные обозначения произведений древнерусской литературы А, Г, Е – 1 балл за 3 правильных ответа. Буквенные обозначения сочинений историков Б, В, Д, Ж– 1 балл за 4 правильных ответа. При проверке таблицы дается максимально 2 балла за каждую правильно заполненную строку (1 балл за отождествление отрывка (буква) и 1 балл за обоснование).

Название произведения

Буквенное обозначение

Обоснование

Повесть временных лет.

Е

Данное известие является исходным для всех последующих, именно на него опираются позднейшие историки.

Сказание о Великих князьях Владимирских.

Г

Текст – результат достаточно вольных рассуждений над исходным известием ПВЛ. Должна быть отмечена привнесенная в него мысль о происхождении Рюрика от Августа.

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске (XVII в.).

А

На XVII в., помимо языка, указывает то, что книжник еще дальше отходит от первоначального известия ПВЛ, добавляя обширные морализаторские рассуждения. Для времени после Смуты очень характерна мысль, что междоусобицы происходят от отсутствия «властодержца от роду царского».

Татищев В.Н. История Российская.

Б

Должна быть сформулирована мысль о том, что здесь уже делается попытка критики источника. Язык XVIII в.

Н.М.Карамзин. История государства Российского.

Д

Должна быть определена монархическая суть концепции Карамзина. Дополнительным баллом поощряется понимание того, что Карамзин уже может отличить первоначальное известие ПВЛ от позднейших версий и «преданий» - плюс 1 балл!

Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908).

В

Должна быть сформулирована мысль, что подход Шахматова основан на сопоставлении различных летописных текстов и реконструкции на этой основе текстов более ранних, не дошедших до нас.

Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства (2004)

Ж

Для современного этапа развития науки характерно стремление к синтезу различных источников; ныне в распоряжении историков, помимо летописей, имеются иностранные источники и широкий круг данных археологии. Кроме того, участник может отметить ссылку на Шахматова при текстологическом анализе летописи.

  1.  [10 баллов]

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Г.

В.

Б.

А.

Б.

А.

Б.

В.

Б.

В.

По 1 баллу за каждый правильно заполненный столбец.

  1. [2 балла]

1). Кто является автором этого заявления? Хрущев.

2)Кому было адресовано это заявление? Кеннеди.

3) Год и месяц описываемых событий? Октябрь 1962 г.

4) Какое название и почему закрепилось в истории за этими событиями? Карибский кризис. Связан с размещением советских ядерных ракет на Кубе. Куба – остров в Карибском море.

 1 балла за 2-3 правильных ответа.    2 балла за 4 правильных ответа.

  1. [7 баллов]

Верно

Неверно

1, 4, 5, 6

2, 3, 7

По одному баллу за каждый правильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Размещаемый на сайте материал составлен для гуманитарной олимпиады, которую МО истории гимназии 399 СП-б ежегодно проводит для учеников 9-11 классов. В 2013 году, в котором Росси вспоминает династичес...

Презентация на тему"Решение исторических задач –как метод подготовки к олимпиаде"

Данная презентацияпосвящена работе с одаренными детьми....

Историческая олимпиада 5 класс.

Ход урока: Урок  обобщающего повторения.Интеллектуальная  историческая олимпиада по темам « Древний Восток», «Древняя Греция"Цели:Образовательная: проверить знания и умения учащихся по разде...

«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)

В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...

Неделя гуманитарного цикла. Историческая олимпиада.

Задания  для  Недели  предметов гуманитарного цикла разработаны на основе учебника «Истории России» для учащихся 8-х  классов  специальных (коррекционных)  об...